ТОП 10:

Понятие «клиент социальных служб»



Термин «клиент социальных служб» часто рассматривается как синоним понятия «объект социальной работы». Однако понятие «клиент» является более узким.

Под клиентамив социальной работе подразумевают индивида или группу людей, которые обращаются за помощью в социальные службы по поводу раз­личных социальных проблем и получают эту помощь. Социальные службы в данном случае представляют собой не только совокупность должностей, функ­ций и конкретных форм деятельности, но и систему межличностных отноше­ний, мотиваций, представлений о социальной работе и клиентах (60. С.27; 80. С.55).


Клиентурой социальной работы являются в первую очередь материально необеспеченные, социально уязвимые и маргинальные слои общества. Решение их проблем в современной системе социальной работы осуществляется с по­мощью дифференцированного подхода к клиентам. Он предполагает учет осо­бенностей социального положения человека, его потребностей, интересов, тра­диций. На основе их анализа подбираются адекватные технологии и методы со­циальной работы (80.С.238-9).

Задание

Сравните понятия «адресная целевая ориентация социальной работы» в разделе 2.1. и «дифференцированный подход к клиентам» и опреде­лите, есть ли между ними различие.

Используя дифференцированный подход, специалист действует в соот­ветствии с особенностями индивидуальности клиента и его трудной жизненной ситуации. Этот подход позволяет оказывать квалифицированную помощь не только отдельной личности, но и социальной группе со специфическими инте­ресами, настроениями, чувствами (например, одиноким пожилым людям, без­домным, участникам современных боевых действий и т.д.) Выбор форм соци­альной работы зависит не только от конкретного содержания социальных и ин­дивидуальных проблем, но и от типа социального учреждения, которое занима­ется их решением.

Американские ученые А.Пинкус и А. Минахан предлагают собственный, системный подход к возможностям поддержки клиента социальной работы(55. С.16-27). В данном подходе основной акцент делается на процессы измене­ния и взаимодействия. При этом подразумевается, что разнообразная помощь нуждающимся может оказываться через многофункциональные интервенции, совершаемые специалистами при опоре на активность самого клиента. Интер-


венции в виде целенаправленных взаимодействий с людьми здесь являются ме­тодами практики социальной работы и могут носить экономический, правовой, медицинский, информационный и иной характер.

Задание

С помощью словаря основных терминов данного учебного пособия дай­те определение понятию « интервенция».

Каждая попытка вмешательства в систему клиентуры предпринимается ради преодоления в ней деструкций, т.е. деформаций, отклонений на индивиду­альном, коллективном и структурном уровнях и только с целью оказания по­мощи, разрешения трудностей, с которыми человек не может справиться само­стоятельно. Для этого специалист использует два источника, позволяющих ему осуществлять вмешательство, первый из которых носит по отношению к нему внешний, а второй - внутренний характер.

Во-первых, это санкции, предоставленные ему государственным учреж­дением или частным агентством, подтверждающие его компетентность и по­зволяющие ему сделать свои услуги доступными населению.

Во-вторых, это знания и умения по планированию и осуществлению пе­ремен в отношении обратившихся к нему клиентов, подтвержденные докумен­том об образовании. Соответственно, интервенции, санкционированные и орга­низацией, и клиентом, объективно позволяют решать проблемы на том или ином «участке» социального пространства.

Клиентом социальных служб человек становится добровольно, на основе собственного желания изменить социальную ситуацию. Однако А.Пинкус и А.Минахан говорят о вовлеченности в процесс изменений не только «системы клиентуры», состоящей из множества людей, обратившихся за помощью, но и


«системы мишеней», т.е. лиц, нуждающихся в социальных изменениях, по мне­нию референтной группы (55. С.18-19). Например, в ситуации пьянства в семье такой референтной группой могут являться родственники или соседи. При этом практика социальной работы, с одной стороны, имеет своей задачей решение проблем лиц, нуждающихся в помощи, а с другой стороны - должна быть на­правлена на развитие системы клиентуры. На действия и системы клиентуры, и системы мишеней могут влиять при этом силы побуждения - стремления, уси­ливающие мотивацию к переменам, и силы сопротивления, связанные с их не­принятием. К числу сил сопротивления изменениям можно отнести: нежелание принимать чью-либо помощь, боязнь потери собственной позиции или ресур­сов, неверие в возможность позитивных изменений, создание препятствий для сотрудничества и пр. Силы побуждения включают: желание получить помощь, готовность добиваться изменения ситуации, веру в достижимость перемен, аль­труизм и т.д. Следует отметить, что и те, и другие силы могут также проявлять­ся в деятельности самих специалистов как проводников перемен.

Система оказания помощиклиенту в целом включает систему провод­ников перемен (специалистов по социальной работе, которые работают с кон­кретными людьми и добиваются изменений в их сознании, поведении, отноше­нии к окружающему миру, а также их агенств); систему клиентуры и систему мишеней, которые, нуждаясь в изменениях, выступают единым объектом дея­тельности специалиста; контракт (рабочее соглашение между специалистом и клиентом, отражающее их совместные усилия по достижению перемен); цели социальной работы, заключающиеся в формировании самостоятельности кли­ента при решении проблем, в развитии источников поддержки и в совершенст­вовании социальной политики государства. Кроме них в систему социальной работы включается система действия (55).

Проводник перемен сотрудничает с системой действия (социальными службами и организациями, людьми, с которыми специалист имеет дело, чтобы достичь результата по обеспечению перемен), работает с системой клиентуры и


целенаправленно воздействует на систему мишеней с позиций своих целевых установок и задач практической деятельности. При этом он создает новые сис­темы действия, добивается расширения и эффективного функционирования уже существующих систем, координирует взаимодействия различных людей в ин­тересах клиента, использует силы побуждения и пытается преодолеть силы со­противления.

Планируя и осуществляя перемены, специалист совместно с клиентом проходит следующие фазы деятельности: знакомство с проблемой, сбор ин­формации о проблеме, диагноз проблемы, вмешательство в проблему, оценка качества решения проблемы. Следовательно, его деятельность выступает в виде процесса продвижения к цели от момента заключения контракта до достижения конечного результата. Важной составной частью этого процесса является ста­билизация достигнутых позитивных перемен в сознании и поведении клиентов.

На основе реализации системного подхода для социального работника становится возможным всестороннее оказание помощи клиенту в процессе со­циальной коммуникации (контакта) с ним.

Специалист определяет общие задачи, которые необходимо решать в ра­боте с клиентом во всех случаях (заключение контракта, формирование систе­мы действий и т.д.); развивает личностные качества и формирует самостоя­тельность клиентов в разнообразных социальных ситуациях; совершенствует систему собственной деятельности; добивается социальных перемен в органи­зации и в самом обществе и т.д.

Развивая идеи А.Пинкуса и А.Минахан применительно к практике соци­альной работы в России, можно предложить модель социальной работы с кли­ентом (рис.5).

К особенностям этой модели можно отнести, во-первых, многоаспектный характер целей социальной работы. Так, выделяют следующие ее цели:

содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем;

удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения;


создание условий, содействующих восстановлению или улучшению спо­собностей людей к социальному функционированию;

забота о благосостоянии и раскрытии возможностей и способностей лич­ности, семьи и общества и т.д. (91. С.202, 219-220).

Цели


Проводник перемен


Контракт


Интервенции


Система клиентуры

Система мишеней


Силы побуждения

Силы сопротивления


Рис.5. Модель социальной работы с клиентом

Такое разнообразие целей связано с множеством социальных проблем, стоящих в России перед государством, обществом и его гражданами. Соответ­ственно, оно инициирует множество интервенций как способов решения этих проблем в системе социальной работы. Для реализации любой практической цели в социальной работе необходимо конкретизировать эту цель относительно возникшей ситуации, определить, в чем состоит ее специфика, и как она влияет на изменение задач повседневной деятельности специалиста.

Во-вторых, особенностью российской модели работы с клиентом являет­ся специфика контракта как формы социальной помощи и поддержки. Если во Франции, США и других странах механизм социального контракта, отработан­ный с 80-х гг. XX в., предполагал договорные отношения в первую очередь с нетрудоспособными гражданами, то первый опыт использования контрактов в России в современный период (в Тульской области, республике Коми и т.д.) свидетельствует о необходимости их заключения с трудоспособными гражда-


нами, оставшимися без средств к существованию и нуждающимися в трудоуст­ройстве, обучении и переобучении.

Договор между получателем помощи и обществом в лице социальных ра­ботников в этом случае представляет собой контракт социальной адаптации, инструмент, при использовании которого человек может вернуться к активной социальной жизни. Инновационные принципы оказания социальной поддержки по контракту включают в себя комплексный адресный подход на основе целого ряда критериев социального статуса человека, встречные обязательства о вы­полнении субъектом заявленного им плана действий, учет специфики террито­рии его проживания и пр.

Программы по использованию контрактных механизмов реализуют орга­ны социальной защиты населения, в этой работе участвуют территориальные центры занятости населения, учреждения образования, здравоохранения и др. (66). Контракт социальной адаптации предполагает оказание нуждающимся комплексной социальной поддержки в виде пособия по социальному договору и предоставления натуральной помощи и услуг различными социальными уч­реждениями и помогает людям постепенно перейти на самообеспечение, орга­низуя их защиту и самозащиту в изменяющемся обществе







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.006 с.)