Теории действия и взаимодействия в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории действия и взаимодействия в социальной работе



В основе рассмотрения социальным работником процесса и стиля жизни клиента лежит теория социального действия. Основное динамическое начало исторического процесса эта теория обнаруживает в действиях людей. С ее по­мощью анализируют поведение человека в обществе и группе, основанное на определенных институциированных правилах. Каждое человеческое действие при этом оказывается частью широкого спектра социальной деятельности.

Согласно теории социального действия М.Вебера, социальное действие и социальное поведение являются основным предметом социологии, так как со­циальная реальность - это не самостоятельное образование, а производное от социальных действий индивидов. Объективная природа социальных действий складывается в процессе человеческих взаимодействий, а любое действие включается в более широкий контекст социальной деятельности. Социальными Вебер называет действия, которые предпринимаются с учетом реакции на них других людей, т.е. действия, ориентированные на другого.

Анализ человеческих действий связан у Вебера с их пониманием, или ин­терпретацией значений, которые люди субъективно приписывают собственным действиям. Понимание возможно, поскольку большинство человеческих дейст­вий имеет рациональный смысл, мотивированный людьми, а также определяе­мый группами, в которых действуют субъекты. Прежде всего это касается соз­нательных форм поведения людей в обществе, ориентированных на цель или на ценность. Однако мотивация социального действия не сводится к его целера-циональному и ценностно-рациональному типам. В социальной реальности распространены и иные действия, вызванные чувством (аффективный тип) или носящие традиционный характер (традиционный тип действия). Понять первые


из них возможно путем эмпатии (стремления вникнуть в переживания челове­ка, его мотивы и намерения), а вторые - на основе исторической памяти. Часто­та и интенсивность действий различных типов зависит от исторического, куль­турного и социального контекста, на его понимании основана адекватность со­циального действия (9).

Т.Парсонс в своей теории социального действия рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Деятельность вклю­чает в себя цель, средство, результат и сам процесс - субъект ставит перед со­бой определенную цель и осуществляет ее в конкретной ситуации, выбирая способ поведения на основе своих ценностей и норм, а также имеющихся средств деятельности. Этот процесс строится на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды. Т.Парсонс исходил из идеи равновесия социаль­ного организма, восстанавливающего свое стабильное состояние через преодо­ление внешних воздействий путем реализации четырех функциональных тре­бований системы - адаптации к среде; координации действий, приводящей к целедостижению; интеграции социальных связей; сохранения образцов взаимо­действия в системе для поддержания порядка в ней. Динамическим ядром сис­темы является процесс социализации, воспроизводящий социальную структуру. Необходимая адаптация системы к нарастающим социальным изменениям и ее самовоспроизводство обеспечивается, таким образом, за счет совершенствова­ния координации и интеграции ее дифференцированных и взаимодействующих подсистем (53).

Особое значение для теории социальной работы имеет гуманистическая теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса (90). Являясь процессом производства социальной реальности, коммуникативное действие у Хабермаса включает в себя дискурс - элемент критической рефлексии свободной лично­сти. Субъект понимает и контролирует действия окружающих его людей, опи­раясь на символические акты, следовательно, взаимопонимание способствует координации человеческих действий, согласованию взглядов людей. Сферой


горизонтальных коммуникаций, которые проявляются в межличностных и со­циальных отношениях, является жизненный мир индивида. В результате ком­муникативной практики в нем возникают новые социальные формы и движе­ния. Институциональный конфликт между двумя аспектами общества - жиз­ненным миром и миром системы, должен решаться в современном социуме так, чтобы не затрагивать целостность личности, интеграцию ее жизненного мира. Для этого необходимо преодоление отчуждения в сфере коммуникативной дея­тельности, дегуманизации социальных связей.

Существенным образом развивает теорию социальной работы концепция социального взаимодействия П.Сорокина. В качестве основного феномена со­циальной жизни в ней предстает само социальное взаимодействие. Автор инте­гральной социологии считал взаимодействие моделью социальных явлений и рассматривал социальную жизнь в качестве системы взаимодействия индиви­дов. Структуру социального взаимодействия он определял как функциональ­ную связь трех элементов: индивидов, вступающих в процесс общения с целью удовлетворения потребностей и обусловливающих поведение друг друга; актов поведения, посредством которых реализуются их взаимодействия; материаль­ных и символических проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Особую роль в процессе взаимодействия П.Сорокин отводил куль­турным компонентам - ценностям и нормам, которыми владеют взаимодейст­вующие субъекты, а также их интересам, определяющим конкретные виды взаимодействия. Личность, общество и культура составляют в системе взаимо­действия неразрывное единство, от количества и качества их взаимодействий зависит развитие и человеческой индивидуальности, и самого социума (70).

Специалисту по социальной работе для построения позитивных взаимо­отношений с клиентом необходимо знание концепций интеракции. Они пред­ставляют собой целый ряд психологических и социологических теорий, рас­сматривающих социальные взаимодействия как интеракции, где люди дейст­вуют и испытывают их влияние, рассчитывая на взаимопонимание.

К концепциям интеракции относится, прежде всего, бихевиористическая теория (Э.Холландер, Р.Фэрчайлд и др.), которая характеризует взаимодейст-


вие как связанное друг с другом поведение субъектов, последовательность сти­мулов, поступающих из внешнего окружения, и реакций на них. Все сложные явления социальной жизни бихевиоризм рассматривает в качестве комбинаций различных типов и форм поведения людей, описывает связь между изучаемым поведением, его предпосылками и последствиями. В социальной работе такое понимание взаимодействия позволяет стимулировать заинтересованность кли­ента, его участие в решении проблемы, возникающее как реакция на действия («вызов») специалиста.

Далее, теория обмена (Дж.Хоманс) и более современная теория рацио­нального выбора (Дж.Коулман), где взаимодействие трактуется как взаимный обмен определенными ценностями, вознаграждениями и затратами, непосред­ственно между партнерами и опосредованно, на институциональном уровне. Здесь внимание теории социальной работы должно быть направлено на воспри­ятие главной идеи взаимодействия - идеи взаимности, равнозначности ценно­стей, подлежащих обмену, подчеркивающей значимость субъектности клиента.

Следующей теорией, глубоко изучающей содержание поведения челове­ка, является символический интеракционизм. Его основоположники, Ч.Кули и Д.Мид, считали сущностью взаимодействия коммуникацию, важная часть ко­торой - сложный мыслительный процесс партнеров, происходящий с обеих сторон в ходе интеракции. Под интеракцией авторы данной концепции пони­мают динамичную последовательность взаимно ориентированных действий партнеров по взаимодействию, которые, меняясь символами, идеями и значе­ниями, изменяют других людей и самих себя. В ходе взаимодействия индивид, приспосабливая свои действия к партнеру на основе общего понимания симво­лов, формирует самосознание и самопонимание. В социальной работе внимание к символической интерпретации взаимодействия повышает важность идеи со­гласования значений, обеспечивающей взаимопонимание специалиста и клиен­та.

Категория взаимодействия занимает важное место в драматургической социологии И.Гофмана, который, уделяя особое внимание анализу символиче-


ских аспектов социальных взаимодействий, использует аналогию социальной жизни с театром. Люди придают большое значение социальному восприятию своих действий, поэтому при взаимодействии с партнерами в повседневной жизни они используют механизм «управления впечатлениями», стремятся со­ставить о себе позитивное впечатление у других, оправдать их ожидания. Как следствие, социальные ситуации представляют собой спектакли, где каждый действует как актер, используя для создания нужных ему впечатлений собст­венные возможности и элементы социального окружения. Драматургический подход открывает для социальной работы широкий спектр возможностей, свя­занных с обучением клиента самопрезентации, выбором лучшего способа дос­тижения цели в конкретной ситуации, проектированием специалистом своего имиджа и пр. (74. С.93-96; 80. С.68-71; 102. С.73-82).

Задание

Составьте таблицу, отражающую содержание каждой из теорий соци­ального действия и взаимодействия.

В целом идеи деятельностно-активистского подхода позволяют в соци­альной работе нацеливать клиента на собственную деятельность, которая в конкретных социальных ситуациях строится на основе его актуальных потреб­ностей и интересов, соотнесенных с потребностями и интересами других лю­дей. Эта деятельность с необходимостью включает совместную активность специалиста и связанного с ним клиента, основанную на их взаимных ожида­ниях. На базе этих взаимодействий складываются прочные отношения партне­ров и становятся возможными социальные изменения.

Основными условиями привлечения клиента к деятельности по решению его проблем являются учет его потребностей и ценностей; использование раз­нообразных ресурсов клиента, дополнение его ресурсов с помощью привлече-


ния возможностей среды (ближайшего окружения человека, социальных служб, общества), а также применение специалистом методов и инструментария, необ­ходимых в работе с данным клиентом в конкретной ситуации действия.

Задание

Вернитесь к разделу 1.2. и докажите, что деятельностно-активистский подход является одним из основных методологических подходов в со­циальной работе.

Представители деятельностного подхода в социальной работе, исследова­тели Ш.Рамон и Р.Сарри выделяют три «центра» ее идей, стимулирующие разработку конкретных вариантов действий. Первый центр составляет терапев­тическая идея, согласно которой предполагается наличие проблемы в жизни клиента, а социальный работник, обладая социальной и профессиональной компетентностью, оказывает ему помощь, т.е. излечивает. Второй центр - со­циальное развитие, сплачивающее людей на основе солидарности и разрешения совместных жизненных проблем. Основанием третьего центра является идея отстаивания интересов, так как социальная работа состоит в разъяснении нужд уязвимых людей обществу, в котором они живут. Промежуточными видами действий, связанных со всеми центрами идей, становятся оказание услуг (соци­альное обслуживание) и социальная защита клиентов группы риска, т.е. лиц, особенно нуждающихся в помощи (47. С. 108-110).

Сущностными характеристиками социального взаимодействия в социаль­ной работе считают обусловленность взаимодействия гуманистическими цен­ностями; активное участие клиента в целеполагании и постановке задач совме­стной со специалистом деятельности; сочетание в деятельности эмоционально­го и рационального компонентов; функционально-ролевой характер взаимодей­ствия (74. С.98-99).

Создатели теории социально-психологической работы Г.Бернлер и


Л.Юнссон отмечают, что теория социальной работы должна быть инструмен­том анализа и инструментом действия. Они выделяют ее необходимые компо­ненты: объяснение; понимание; инструментальный аспект (т.е. комплекс мето­дов и способов действий); императивный аспект (т.е. предложение об исполь­зовании теории на практике); способность к развитию (3. С.46-65). Последнее возможно потому, что теория социального действия обладает свойством откры­тости для новой информации и новых идей. Модель действий должна учиты­вать сложившуюся жизненную ситуацию и существующие социальные связи клиента и его окружения для того чтобы соответствовать требованиям дости­жения общественных изменений и позитивного развития личности. Помещая в центр этой модели специалиста, Г.Бернлер и Л.Юнссон указывают на три ос­новных способа достижения изменений: это собственные действия специали­ста, без использования инициативы клиента; применение прямого управления, когда специалист отвечает за намерения, а клиент - за осуществление действий; применение косвенного управления, когда специалист несет ответственность за осуществление процесса помощи в целом, а клиент отвечает за намерения и действия. Очевидно, что последний способ в большей степени, чем другие, учитывает активность клиента как субъекта изменений и способствует разви­тию его самосознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.012 с.)