Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории действия и взаимодействия в социальной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе рассмотрения социальным работником процесса и стиля жизни клиента лежит теория социального действия. Основное динамическое начало исторического процесса эта теория обнаруживает в действиях людей. С ее помощью анализируют поведение человека в обществе и группе, основанное на определенных институциированных правилах. Каждое человеческое действие при этом оказывается частью широкого спектра социальной деятельности. Согласно теории социального действия М.Вебера, социальное действие и социальное поведение являются основным предметом социологии, так как социальная реальность - это не самостоятельное образование, а производное от социальных действий индивидов. Объективная природа социальных действий складывается в процессе человеческих взаимодействий, а любое действие включается в более широкий контекст социальной деятельности. Социальными Вебер называет действия, которые предпринимаются с учетом реакции на них других людей, т.е. действия, ориентированные на другого. Анализ человеческих действий связан у Вебера с их пониманием, или интерпретацией значений, которые люди субъективно приписывают собственным действиям. Понимание возможно, поскольку большинство человеческих действий имеет рациональный смысл, мотивированный людьми, а также определяемый группами, в которых действуют субъекты. Прежде всего это касается сознательных форм поведения людей в обществе, ориентированных на цель или на ценность. Однако мотивация социального действия не сводится к его целера-циональному и ценностно-рациональному типам. В социальной реальности распространены и иные действия, вызванные чувством (аффективный тип) или носящие традиционный характер (традиционный тип действия). Понять первые из них возможно путем эмпатии (стремления вникнуть в переживания человека, его мотивы и намерения), а вторые - на основе исторической памяти. Частота и интенсивность действий различных типов зависит от исторического, культурного и социального контекста, на его понимании основана адекватность социального действия (9). Т.Парсонс в своей теории социального действия рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс - субъект ставит перед собой определенную цель и осуществляет ее в конкретной ситуации, выбирая способ поведения на основе своих ценностей и норм, а также имеющихся средств деятельности. Этот процесс строится на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды. Т.Парсонс исходил из идеи равновесия социального организма, восстанавливающего свое стабильное состояние через преодоление внешних воздействий путем реализации четырех функциональных требований системы - адаптации к среде; координации действий, приводящей к целедостижению; интеграции социальных связей; сохранения образцов взаимодействия в системе для поддержания порядка в ней. Динамическим ядром системы является процесс социализации, воспроизводящий социальную структуру. Необходимая адаптация системы к нарастающим социальным изменениям и ее самовоспроизводство обеспечивается, таким образом, за счет совершенствования координации и интеграции ее дифференцированных и взаимодействующих подсистем (53). Особое значение для теории социальной работы имеет гуманистическая теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса (90). Являясь процессом производства социальной реальности, коммуникативное действие у Хабермаса включает в себя дискурс - элемент критической рефлексии свободной личности. Субъект понимает и контролирует действия окружающих его людей, опираясь на символические акты, следовательно, взаимопонимание способствует координации человеческих действий, согласованию взглядов людей. Сферой горизонтальных коммуникаций, которые проявляются в межличностных и социальных отношениях, является жизненный мир индивида. В результате коммуникативной практики в нем возникают новые социальные формы и движения. Институциональный конфликт между двумя аспектами общества - жизненным миром и миром системы, должен решаться в современном социуме так, чтобы не затрагивать целостность личности, интеграцию ее жизненного мира. Для этого необходимо преодоление отчуждения в сфере коммуникативной деятельности, дегуманизации социальных связей. Существенным образом развивает теорию социальной работы концепция социального взаимодействия П.Сорокина. В качестве основного феномена социальной жизни в ней предстает само социальное взаимодействие. Автор интегральной социологии считал взаимодействие моделью социальных явлений и рассматривал социальную жизнь в качестве системы взаимодействия индивидов. Структуру социального взаимодействия он определял как функциональную связь трех элементов: индивидов, вступающих в процесс общения с целью удовлетворения потребностей и обусловливающих поведение друг друга; актов поведения, посредством которых реализуются их взаимодействия; материальных и символических проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Особую роль в процессе взаимодействия П.Сорокин отводил культурным компонентам - ценностям и нормам, которыми владеют взаимодействующие субъекты, а также их интересам, определяющим конкретные виды взаимодействия. Личность, общество и культура составляют в системе взаимодействия неразрывное единство, от количества и качества их взаимодействий зависит развитие и человеческой индивидуальности, и самого социума (70). Специалисту по социальной работе для построения позитивных взаимоотношений с клиентом необходимо знание концепций интеракции. Они представляют собой целый ряд психологических и социологических теорий, рассматривающих социальные взаимодействия как интеракции, где люди действуют и испытывают их влияние, рассчитывая на взаимопонимание. К концепциям интеракции относится, прежде всего, бихевиористическая теория (Э.Холландер, Р.Фэрчайлд и др.), которая характеризует взаимодейст- вие как связанное друг с другом поведение субъектов, последовательность стимулов, поступающих из внешнего окружения, и реакций на них. Все сложные явления социальной жизни бихевиоризм рассматривает в качестве комбинаций различных типов и форм поведения людей, описывает связь между изучаемым поведением, его предпосылками и последствиями. В социальной работе такое понимание взаимодействия позволяет стимулировать заинтересованность клиента, его участие в решении проблемы, возникающее как реакция на действия («вызов») специалиста. Далее, теория обмена (Дж.Хоманс) и более современная теория рационального выбора (Дж.Коулман), где взаимодействие трактуется как взаимный обмен определенными ценностями, вознаграждениями и затратами, непосредственно между партнерами и опосредованно, на институциональном уровне. Здесь внимание теории социальной работы должно быть направлено на восприятие главной идеи взаимодействия - идеи взаимности, равнозначности ценностей, подлежащих обмену, подчеркивающей значимость субъектности клиента. Следующей теорией, глубоко изучающей содержание поведения человека, является символический интеракционизм. Его основоположники, Ч.Кули и Д.Мид, считали сущностью взаимодействия коммуникацию, важная часть которой - сложный мыслительный процесс партнеров, происходящий с обеих сторон в ходе интеракции. Под интеракцией авторы данной концепции понимают динамичную последовательность взаимно ориентированных действий партнеров по взаимодействию, которые, меняясь символами, идеями и значениями, изменяют других людей и самих себя. В ходе взаимодействия индивид, приспосабливая свои действия к партнеру на основе общего понимания символов, формирует самосознание и самопонимание. В социальной работе внимание к символической интерпретации взаимодействия повышает важность идеи согласования значений, обеспечивающей взаимопонимание специалиста и клиента. Категория взаимодействия занимает важное место в драматургической социологии И.Гофмана, который, уделяя особое внимание анализу символиче- ских аспектов социальных взаимодействий, использует аналогию социальной жизни с театром. Люди придают большое значение социальному восприятию своих действий, поэтому при взаимодействии с партнерами в повседневной жизни они используют механизм «управления впечатлениями», стремятся составить о себе позитивное впечатление у других, оправдать их ожидания. Как следствие, социальные ситуации представляют собой спектакли, где каждый действует как актер, используя для создания нужных ему впечатлений собственные возможности и элементы социального окружения. Драматургический подход открывает для социальной работы широкий спектр возможностей, связанных с обучением клиента самопрезентации, выбором лучшего способа достижения цели в конкретной ситуации, проектированием специалистом своего имиджа и пр. (74. С.93-96; 80. С.68-71; 102. С.73-82). Задание Составьте таблицу, отражающую содержание каждой из теорий социального действия и взаимодействия. В целом идеи деятельностно-активистского подхода позволяют в социальной работе нацеливать клиента на собственную деятельность, которая в конкретных социальных ситуациях строится на основе его актуальных потребностей и интересов, соотнесенных с потребностями и интересами других людей. Эта деятельность с необходимостью включает совместную активность специалиста и связанного с ним клиента, основанную на их взаимных ожиданиях. На базе этих взаимодействий складываются прочные отношения партнеров и становятся возможными социальные изменения. Основными условиями привлечения клиента к деятельности по решению его проблем являются учет его потребностей и ценностей; использование разнообразных ресурсов клиента, дополнение его ресурсов с помощью привлече- ния возможностей среды (ближайшего окружения человека, социальных служб, общества), а также применение специалистом методов и инструментария, необходимых в работе с данным клиентом в конкретной ситуации действия. Задание Вернитесь к разделу 1.2. и докажите, что деятельностно-активистский подход является одним из основных методологических подходов в социальной работе. Представители деятельностного подхода в социальной работе, исследователи Ш.Рамон и Р.Сарри выделяют три «центра» ее идей, стимулирующие разработку конкретных вариантов действий. Первый центр составляет терапевтическая идея, согласно которой предполагается наличие проблемы в жизни клиента, а социальный работник, обладая социальной и профессиональной компетентностью, оказывает ему помощь, т.е. излечивает. Второй центр - социальное развитие, сплачивающее людей на основе солидарности и разрешения совместных жизненных проблем. Основанием третьего центра является идея отстаивания интересов, так как социальная работа состоит в разъяснении нужд уязвимых людей обществу, в котором они живут. Промежуточными видами действий, связанных со всеми центрами идей, становятся оказание услуг (социальное обслуживание) и социальная защита клиентов группы риска, т.е. лиц, особенно нуждающихся в помощи (47. С. 108-110). Сущностными характеристиками социального взаимодействия в социальной работе считают обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями; активное участие клиента в целеполагании и постановке задач совместной со специалистом деятельности; сочетание в деятельности эмоционального и рационального компонентов; функционально-ролевой характер взаимодействия (74. С.98-99). Создатели теории социально-психологической работы Г.Бернлер и Л.Юнссон отмечают, что теория социальной работы должна быть инструментом анализа и инструментом действия. Они выделяют ее необходимые компоненты: объяснение; понимание; инструментальный аспект (т.е. комплекс методов и способов действий); императивный аспект (т.е. предложение об использовании теории на практике); способность к развитию (3. С.46-65). Последнее возможно потому, что теория социального действия обладает свойством открытости для новой информации и новых идей. Модель действий должна учитывать сложившуюся жизненную ситуацию и существующие социальные связи клиента и его окружения для того чтобы соответствовать требованиям достижения общественных изменений и позитивного развития личности. Помещая в центр этой модели специалиста, Г.Бернлер и Л.Юнссон указывают на три основных способа достижения изменений: это собственные действия специалиста, без использования инициативы клиента; применение прямого управления, когда специалист отвечает за намерения, а клиент - за осуществление действий; применение косвенного управления, когда специалист несет ответственность за осуществление процесса помощи в целом, а клиент отвечает за намерения и действия. Очевидно, что последний способ в большей степени, чем другие, учитывает активность клиента как субъекта изменений и способствует развитию его самосознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.012 с.) |