![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории действия и взаимодействия в социальной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе рассмотрения социальным работником процесса и стиля жизни клиента лежит теория социального действия. Основное динамическое начало исторического процесса эта теория обнаруживает в действиях людей. С ее помощью анализируют поведение человека в обществе и группе, основанное на определенных институциированных правилах. Каждое человеческое действие при этом оказывается частью широкого спектра социальной деятельности. Согласно теории социального действия М.Вебера, социальное действие и социальное поведение являются основным предметом социологии, так как социальная реальность - это не самостоятельное образование, а производное от социальных действий индивидов. Объективная природа социальных действий складывается в процессе человеческих взаимодействий, а любое действие включается в более широкий контекст социальной деятельности. Социальными Вебер называет действия, которые предпринимаются с учетом реакции на них других людей, т.е. действия, ориентированные на другого. Анализ человеческих действий связан у Вебера с их пониманием, или интерпретацией значений, которые люди субъективно приписывают собственным действиям. Понимание возможно, поскольку большинство человеческих действий имеет рациональный смысл, мотивированный людьми, а также определяемый группами, в которых действуют субъекты. Прежде всего это касается сознательных форм поведения людей в обществе, ориентированных на цель или на ценность. Однако мотивация социального действия не сводится к его целера-циональному и ценностно-рациональному типам. В социальной реальности распространены и иные действия, вызванные чувством (аффективный тип) или носящие традиционный характер (традиционный тип действия). Понять первые из них возможно путем эмпатии (стремления вникнуть в переживания человека, его мотивы и намерения), а вторые - на основе исторической памяти. Частота и интенсивность действий различных типов зависит от исторического, культурного и социального контекста, на его понимании основана адекватность социального действия (9). Т.Парсонс в своей теории социального действия рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс - субъект ставит перед собой определенную цель и осуществляет ее в конкретной ситуации, выбирая способ поведения на основе своих ценностей и норм, а также имеющихся средств деятельности. Этот процесс строится на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды. Т.Парсонс исходил из идеи равновесия социального организма, восстанавливающего свое стабильное состояние через преодоление внешних воздействий путем реализации четырех функциональных требований системы - адаптации к среде; координации действий, приводящей к целедостижению; интеграции социальных связей; сохранения образцов взаимодействия в системе для поддержания порядка в ней. Динамическим ядром системы является процесс социализации, воспроизводящий социальную структуру. Необходимая адаптация системы к нарастающим социальным изменениям и ее самовоспроизводство обеспечивается, таким образом, за счет совершенствования координации и интеграции ее дифференцированных и взаимодействующих подсистем (53). Особое значение для теории социальной работы имеет гуманистическая теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса (90). Являясь процессом производства социальной реальности, коммуникативное действие у Хабермаса включает в себя дискурс - элемент критической рефлексии свободной личности. Субъект понимает и контролирует действия окружающих его людей, опираясь на символические акты, следовательно, взаимопонимание способствует координации человеческих действий, согласованию взглядов людей. Сферой горизонтальных коммуникаций, которые проявляются в межличностных и социальных отношениях, является жизненный мир индивида. В результате коммуникативной практики в нем возникают новые социальные формы и движения. Институциональный конфликт между двумя аспектами общества - жизненным миром и миром системы, должен решаться в современном социуме так, чтобы не затрагивать целостность личности, интеграцию ее жизненного мира. Для этого необходимо преодоление отчуждения в сфере коммуникативной деятельности, дегуманизации социальных связей. Существенным образом развивает теорию социальной работы концепция социального взаимодействия П.Сорокина. В качестве основного феномена социальной жизни в ней предстает само социальное взаимодействие. Автор интегральной социологии считал взаимодействие моделью социальных явлений и рассматривал социальную жизнь в качестве системы взаимодействия индивидов. Структуру социального взаимодействия он определял как функциональную связь трех элементов: индивидов, вступающих в процесс общения с целью удовлетворения потребностей и обусловливающих поведение друг друга; актов поведения, посредством которых реализуются их взаимодействия; материальных и символических проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Особую роль в процессе взаимодействия П.Сорокин отводил культурным компонентам - ценностям и нормам, которыми владеют взаимодействующие субъекты, а также их интересам, определяющим конкретные виды взаимодействия. Личность, общество и культура составляют в системе взаимодействия неразрывное единство, от количества и качества их взаимодействий зависит развитие и человеческой индивидуальности, и самого социума (70). Специалисту по социальной работе для построения позитивных взаимоотношений с клиентом необходимо знание концепций интеракции. Они представляют собой целый ряд психологических и социологических теорий, рассматривающих социальные взаимодействия как интеракции, где люди действуют и испытывают их влияние, рассчитывая на взаимопонимание. К концепциям интеракции относится, прежде всего, бихевиористическая теория (Э.Холландер, Р.Фэрчайлд и др.), которая характеризует взаимодейст- вие как связанное друг с другом поведение субъектов, последовательность стимулов, поступающих из внешнего окружения, и реакций на них. Все сложные явления социальной жизни бихевиоризм рассматривает в качестве комбинаций различных типов и форм поведения людей, описывает связь между изучаемым поведением, его предпосылками и последствиями. В социальной работе такое понимание взаимодействия позволяет стимулировать заинтересованность клиента, его участие в решении проблемы, возникающее как реакция на действия («вызов») специалиста. Далее, теория обмена (Дж.Хоманс) и более современная теория рационального выбора (Дж.Коулман), где взаимодействие трактуется как взаимный обмен определенными ценностями, вознаграждениями и затратами, непосредственно между партнерами и опосредованно, на институциональном уровне. Здесь внимание теории социальной работы должно быть направлено на восприятие главной идеи взаимодействия - идеи взаимности, равнозначности ценностей, подлежащих обмену, подчеркивающей значимость субъектности клиента. Следующей теорией, глубоко изучающей содержание поведения человека, является символический интеракционизм. Его основоположники, Ч.Кули и Д.Мид, считали сущностью взаимодействия коммуникацию, важная часть которой - сложный мыслительный процесс партнеров, происходящий с обеих сторон в ходе интеракции. Под интеракцией авторы данной концепции понимают динамичную последовательность взаимно ориентированных действий партнеров по взаимодействию, которые, меняясь символами, идеями и значениями, изменяют других людей и самих себя. В ходе взаимодействия индивид, приспосабливая свои действия к партнеру на основе общего понимания символов, формирует самосознание и самопонимание. В социальной работе внимание к символической интерпретации взаимодействия повышает важность идеи согласования значений, обеспечивающей взаимопонимание специалиста и клиента. Категория взаимодействия занимает важное место в драматургической социологии И.Гофмана, который, уделяя особое внимание анализу символиче-
Составьте таблицу, отражающую содержание каждой из теорий социального действия и взаимодействия.
Основными условиями привлечения клиента к деятельности по решению его проблем являются учет его потребностей и ценностей; использование разнообразных ресурсов клиента, дополнение его ресурсов с помощью привлече-
Вернитесь к разделу 1.2. и докажите, что деятельностно-активистский подход является одним из основных методологических подходов в социальной работе.
Сущностными характеристиками социального взаимодействия в социальной работе считают обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями; активное участие клиента в целеполагании и постановке задач совместной со специалистом деятельности; сочетание в деятельности эмоционального и рационального компонентов; функционально-ролевой характер взаимодействия (74. С.98-99). Создатели теории социально-психологической работы Г.Бернлер и Л.Юнссон отмечают, что теория социальной работы должна быть инструментом анализа и инструментом действия. Они выделяют ее необходимые компоненты: объяснение; понимание; инструментальный аспект (т.е. комплекс методов и способов действий); императивный аспект (т.е. предложение об использовании теории на практике); способность к развитию (3. С.46-65). Последнее возможно потому, что теория социального действия обладает свойством открытости для новой информации и новых идей. Модель действий должна учитывать сложившуюся жизненную ситуацию и существующие социальные связи клиента и его окружения для того чтобы соответствовать требованиям достижения общественных изменений и позитивного развития личности. Помещая в центр этой модели специалиста, Г.Бернлер и Л.Юнссон указывают на три основных способа достижения изменений: это собственные действия специалиста, без использования инициативы клиента; применение прямого управления, когда специалист отвечает за намерения, а клиент - за осуществление действий; применение косвенного управления, когда специалист несет ответственность за осуществление процесса помощи в целом, а клиент отвечает за намерения и действия. Очевидно, что последний способ в большей степени, чем другие, учитывает активность клиента как субъекта изменений и способствует развитию его самосознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.86 (0.009 с.) |