Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «социальная защита населения» и «социальная помощь»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной помощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения». Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни (62.С.92). Социальная защита - функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами - на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности. Задание Дайте определение предписанному и приобретенному статусам, основываясь на знаниях, полученных при изучении социологии. Объективной чертой любого общества является социальное неравенство, которое характеризуется неодинаковым доступом граждан к социально значимым благам, таким как деньги, власть, образование, престиж. Государство должно вести поиск оптимального уровня, регулировать неравенство, разрабатывая и применяя специальные механизмы. Таким путем в системе социальной защиты можно устранять и минимизировать влияние тех причин социального неравенства, которые оцениваются как несправедливые. Это большинство первичных (предписанных) причин, связанных с национальностью, полом, социальным происхождением человека и т.д., и часть вторичных (приобретенных) - материальное положение, семейный статус индивида и т.п. При этом, однако, важно не спровоцировать развитие социального иждивенчества (75. С.224). В определении сущности социальной защиты значительное внимание уделяется социальной поддержке активности, инициативы граждан. Она осуществляется в отношении трудоспособного населения и заключается в том, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада. Одновременно оно призвано защитить социально уязвимые группы населения, которым грозит социальная эксклюзия, отчуждение. Исходя из вышесказанного, государство должно поддерживать социальное развитие человека, обеспечивая возможность для каждого осуществить свое право на социальную защиту, предоставляя социальную поддержку и помощь и позволяя нормализовать взаимоотношения с обществом (13. С. 192). Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность (91). Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность. Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы (11. С.35). Следовательно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита - защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе. Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности. Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов (48. С. 141). Задание Подробно раскройте содержание принципа социальной справедливости, вернувшись к разделу 1.4. Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения. Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения. Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование. Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд. Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные. Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д. Критерием оценки функционирования системы социальной защиты в обществе выступает социальная защищенность - категория, связанная с реальными гарантиями и охраной коренных интересов людей во всех сферах их жизнедеятельности. Задание Изучите разделы «Социальная защита населения» и «Социальная защищенность» в «Словаре-справочнике по социальной работе» под ред. Е.И.Холостовой (М., 1997) и определите, какие государственные и общественные мероприятия могут обеспечить защищенность российских граждан. Показателем, характеризующим уровень социальной защищенности в различных странах, международное сообщество признает разработанный ООН коэффициент гуманитарного развития, учитывающий реальную покупательную способность населения, состояние народного образования, здравоохранения, продолжительность жизни и т.д. В Конституции Российской Федерации определены пути реализации права граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, принятие федеральных законов, гарантирующих осуществление этих прав. Реализация указанных мер позволяет защитить всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодательство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспече- ния, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения. Социальное страхование - система социально-экономических отношений, основанных на возмещении материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственными травмами и т.д., что осуществляется за счет взносов и отчислений работодателей, наемных работников и самозанятого населения. Принципами социального страхования выступают сохранность и защита накопленных и приобретенных в период страхования и выплаты взносов прав людей и возможность реализовать страховые гарантии. Социальное обеспечение - система компенсации населению последствий воздействия социальных рисков, поддерживающая в первую очередь денежные доходы нетрудоспособных граждан. Эта система основана на общих налогах, поступающих в государственный бюджет. Принципы социального обеспечения - это солидарность, равноправие обращения, обязательное участие, ответственность государства за руководство системой, сохранность пособий независимо от места проживания обеспечиваемых лиц (11. С.35-36). Социальное страхование и социальное обеспечение реализуются путем предоставления социальных пособий, включающих социальные выплаты и социальную помощь. Задание Вернитесь к разделу 1.3. и повторите определения индивидуального и социального риска. Если в широком смысле основу понятия социальной защиты составляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее определение основано на концепции социального риска. Так, система социальной защи- ты в России в первую очередь направлена на реализацию прав социально уязвимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по которым она осуществляется — заявительность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патернализм, т.е. государственная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения (71. С.358).
Социальная защита Социальная поддержка Социальное страхование Социальное обеспечение Социальная самозащита Социальная помощь Социальное обслуживание Рис. 6. Система социальной защиты населения Согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 1997 г., «О государственной социальной помощи» 1999 г. (с изменениями и дополнениями), в первоочередном порядке социальной защитой и социальной помощью в России обеспечиваются пожилые одинокие граждане и супружеские пары, инвалиды, вынужденные беженцы и переселенцы, безработные, дети-сироты, многодетные семьи, малообеспеченные семьи и т.д. Между тем, происходящие в обществе изменения, зачастую связанные с расширением круга социально-незащищенных лиц, требуют сочетания заявительного принципа с выявлением граждан, нуждающихся в социальной помощи, соответствующими службами. Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие социальной защиты. В государственной системе социальной защиты в России социальная помощь выступает в качестве одной из составляющих социального обеспечения (рис.6). Здесь автор использует, несколько упростив, схему Е.Гонтмахера и В.Трубина, отражающую структуру российской социальной защиты населения. Под социальной помощью в специальной литературе понимают систему мер, предпринимаемых обществом и государством с целью противодействия социальным рискам и заботы о человеке, который находится в трудной жизненной ситуации. Универсальными принципами данной деятельности являются: экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование; общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению; приоритетность государственных начал оказания помощи; социальная солидарность как перераспределение средств в пользу социально слабой части общества; индивидуальная социальная ответственность как максимальная активность индивида в целях оказания самопомощи; всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; разграничение полномочий и ответственности между государством и местными органами власти. С точки зрения субъектов социальной помощи выделяют государственную, благотворительную, конфессиональную, добровольческую, гуманитарную помощь (98). Понятие государственной социальной помощи, оказываемой на федеральном уровне, определено законодательно в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» 1999 г. Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. К целям ее оказания относятся: поддержание уровня жизни малоимущих граждан, адресное использование бюджетных средств, усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создание необходимых условий для обеспечения доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения (10. С.376). Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Государственную социальную помощь подразделяют на помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг - социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, социально-реабилитационных и т.д., и государственную социальную помощь, оказываемую за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Очевидно, что оказание социальной помощи в современной России направлено на поддержание элементарно необходимых условий проживания особо нуждающихся категорий населения. Круг этих лиц выявляют на основе базовой нормативной единицы, характеризующей уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, достаточный для обес- печения жизнедеятельности человека - прожиточный минимум. Согласно методике его исчисления, принятой в 2000 г., он был несколько увеличен по сравнению с предыдущей методикой, принятой в 1992 г. Между тем, исследователи проблемы практического использования потребительских бюджетов, выполняющих роль интегральных социальных нормативов потребления населением товаров и услуг, cчитают, что бюджет прожиточного минимума не может удовлетворить даже основные жизнеобеспечивающие потребности, а его качественный состав и размер не обеспечивают расширенное воспроизводство населения. Поэтому минимальный стандарт уровня жизни должен быть изменен так, чтобы трудоспособные граждане могли иметь условия для восстановления физических и интеллектуальных сил, развития личности. Экономист Е.Ю.Ильина предлагает положить в основу деятельности российской системы социальной защиты бюджеты разного уровня: бюджет прожиточного минимума, выделяющий из состава малоимущих наименее обеспеченных людей; минимальный потребительский бюджет, свидетельствующий о достижении низшего уровня социально-приемлемого достатка; рациональный бюджет, позволяющий обеспечить достаточно благоприятные условия жизнедеятельности индивида. В этом случае социальным стандартом потребления, критерием его социально-приемлемого уровня будет являться не прожиточный минимум, а минимальный потребительский бюджет. Указывая на затраты, необходимые для физического и социального воспроизводства человека, этот показатель регулирует верхнюю границу бедности. Он определяет слои общества, нуждающиеся в некоторых формах социальной помощи. В свою очередь, прожиточный минимум можно будет рассматривать как характеристику нижней границы бедности, обусловливающую право социально-уязвимых групп населения на обращение в органы социальной защиты за получением материальной социальной помощи. Принятие этих показателей за основу деятельности органов социальной защиты по предоставлению помощи нуждающимся помогло бы снизить степень потен- циального социального риска, который угрожает значительной части населения России (24. С.10). Оказание социальной помощи на региональном и муниципальном уровнях ориентировано, прежде всего, на расширение ее форм, при этом основной формой продолжает оставаться денежная помощь. Программы помощи разворачиваются на основе бюджетных и внебюджетных местных ресурсов, развивается адресная направленность социальной помощи, что рационально ограничивает ресурсы, сужая круг ее получателей. В систему социальной помощи входит социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание - это составная часть социальной работы, которая предусматривает оказание специализированных социальных услуг, т.е. содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью людей в различных подсистемах общества (11. С.36). Социальное обслуживание осуществляется в целях обеспечения социального здоровья, поддержания жизнеобеспечения членов общества и преодоления кризисных ситуаций в их развитии. По Закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-реабилитационных, информационных и других услуг гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. При этом объем и качество оказываемых социальных услуг должны отвечать потребностям населения, что обусловливается наличием у государства материальных, организационных, информационных и иных средств обеспечения этого вида социальной помощи. Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности и включать в себя помощь на дому и в стационарных условиях, организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания и патронажа, предоставление временно- го приюта, консультативные, социально-терапевтические, коррекционные, обучающие услуги, помощь в решении внутрисемейных проблем, в реабилитации детей-инвалидов и т.д. Согласно вышеназванному закону, социальное обслуживание в России строится на принципах доступности социальных услуг, справедливости, приемлемости и законности их предоставления, эффективности и экономичности, солидарности с клиентом. Однако гарантии их соблюдения не всегда четко оговорены в федеральных законах и подзаконных актах. Соответственно, специалисты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области социального обслуживания (64. С. 17). Социальная практика современной России показывает, что наиболее распространенными и признанными услугами по-прежнему остаются выдача пособий, материальная и вещевая помощь. Граждане также ощущают потребность в улучшении жилищных условий, получении медицинской помощи, однако предоставление иных институционализированных услуг, таких как оказание педагогической, юридической, психологической поддержки и пр., не осознается ими как необходимость. В целях благоприятного развития социальной сферы требуется опережающее предложение разнообразных социальных услуг и широкое распространение информации о них в обществе. Несмотря на то, что определенный уровень развития системы социального обслуживания в российском обществе достигнут, его нельзя признать достаточным. Совершенствование этой системы должно базироваться на применении инновационных социальных технологий, адаптации к российской практике видов и форм работы, успешно используемых за рубежом, развитии социального партнерства граждан и социальных служб и т.д. От структурной полноты и завершенности системы деятельности учреждений социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования зависит и эффективность социальной защиты населения в целом.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.91.44 (0.01 с.) |