ТОП 10:

Понятия «социальная защита населения» и «социальная помощь»



Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим сис­тему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной по­мощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения».

Социальная защита населенияв широком смысле слова - это совокуп­ность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни,


удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодоле­вающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обес­печению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преоб­разований и связанного с этим снижения уровня жизни (62.С.92).

Социальная защита - функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъем­лемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными пра­вами - на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизнен­ный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной по­литики государства и область его практической деятельности.

Задание

Дайте определение предписанному и приобретенному статусам, осно­вываясь на знаниях, полученных при изучении социологии.

Объективной чертой любого общества является социальное неравенст­во,которое характеризуется неодинаковым доступом граждан к социально зна­чимым благам, таким как деньги, власть, образование, престиж. Государство должно вести поиск оптимального уровня, регулировать неравенство, разраба­тывая и применяя специальные механизмы. Таким путем в системе социальной защиты можно устранять и минимизировать влияние тех причин социального неравенства, которые оцениваются как несправедливые. Это большинство пер­вичных (предписанных) причин, связанных с национальностью, полом, соци­альным происхождением человека и т.д., и часть вторичных (приобретенных) -


материальное положение, семейный статус индивида и т.п. При этом, однако, важно не спровоцировать развитие социального иждивенчества (75. С.224).

В определении сущности социальной защиты значительное внимание уделяется социальной поддержкеактивности, инициативы граждан. Она осу­ществляется в отношении трудоспособного населения и заключается в том, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада. Одновременно оно призвано защитить социально уязвимые группы населения, которым грозит социальная эксклюзия, отчуждение. Исходя из вышесказанного, государство должно поддерживать социальное развитие человека, обеспечивая возможность для каждого осуществить свое право на социальную защиту, предоставляя со­циальную поддержку и помощь и позволяя нормализовать взаимоотношения с обществом (13. С. 192).

Универсальными принципами социальной защитыявляются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адрес­ность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность (91).

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимо­связаны законотворческая, социально-экономическая и организационная дея­тельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их дея­тельность.

Субъектами социальной защиты,кроме государства, выступают орга­ны местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищаю­щие насущные интересы (11. С.35). Следовательно, в систему социальной за­щиты входит и социальная самозащита- защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.

Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходи­мо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических


и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществ­лять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности. Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслужива­ние, образование, защиту экономических и моральных интересов (48. С. 141).

Задание

Подробно раскройте содержание принципа социальной справедливости, вернувшись к разделу 1.4.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения. Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют ор­ганы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, уч­реждения, организации, территориальные органы социальной защиты населе­ния. Важной целью в области совершенствования этой системы является уста­новление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и уч­реждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функциониро­вание. Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального стра­хования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с це­лью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной под­держки населения: республиканский (федеральный) и территориальные. Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предостав­ления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания,


оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.

Критерием оценки функционирования системы социальной защиты в об­ществе выступает социальная защищенность- категория, связанная с реаль­ными гарантиями и охраной коренных интересов людей во всех сферах их жиз­недеятельности.

Задание

Изучите разделы «Социальная защита населения» и «Социальная за­щищенность» в «Словаре-справочнике по социальной работе» под ред. Е.И.Холостовой (М., 1997) и определите, какие государственные и об­щественные мероприятия могут обеспечить защищенность российских граждан.

Показателем, характеризующим уровень социальной защищенности в различных странах, международное сообщество признает разработанный ООН коэффициент гуманитарного развития, учитывающий реальную покупатель­ную способность населения, состояние народного образования, здравоохране­ния, продолжительность жизни и т.д.

В Конституции Российской Федерации определены пути реализации пра­ва граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование рабо­тающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, принятие федеральных законов, гарантирующих осущест­вление этих прав. Реализация указанных мер позволяет защитить всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодатель­ство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспече-


ния, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения.

Социальное страхование- система социально-экономических отноше­ний, основанных на возмещении материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, произ­водственными травмами и т.д., что осуществляется за счет взносов и отчисле­ний работодателей, наемных работников и самозанятого населения. Принципа­ми социального страхования выступают сохранность и защита накопленных и приобретенных в период страхования и выплаты взносов прав людей и воз­можность реализовать страховые гарантии.

Социальное обеспечение- система компенсации населению последст­вий воздействия социальных рисков, поддерживающая в первую очередь де­нежные доходы нетрудоспособных граждан. Эта система основана на общих налогах, поступающих в государственный бюджет. Принципы социального обеспечения - это солидарность, равноправие обращения, обязательное уча­стие, ответственность государства за руководство системой, сохранность посо­бий независимо от места проживания обеспечиваемых лиц (11. С.35-36). Соци­альное страхование и социальное обеспечение реализуются путем предоставле­ния социальных пособий, включающих социальные выплаты и социальную по­мощь.

Задание

Вернитесь к разделу 1.3. и повторите определения индивидуального и социального риска.

Если в широком смысле основу понятия социальной защиты составляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее определе­ние основано на концепции социального риска. Так, система социальной защи-


ты в России в первую очередь направлена на реализацию прав социально уяз­вимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по которым она осуще­ствляется — заявительность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патернализм, т.е. государст­венная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения (71. С.358).




Социальный риск

 


Социальная защита


Социальная поддержка


Социальное страхование


Социальное обеспечение


Социальная самозащита


Социальная помощь

Социальное обслуживание

Рис. 6. Система социальной защиты населения

Согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., «О прожиточном минимуме в Рос­сийской Федерации» 1997 г., «О государственной социальной помощи» 1999 г.


(с изменениями и дополнениями), в первоочередном порядке социальной защи­той и социальной помощью в России обеспечиваются пожилые одинокие граж­дане и супружеские пары, инвалиды, вынужденные беженцы и переселенцы, безработные, дети-сироты, многодетные семьи, малообеспеченные семьи и т.д. Между тем, происходящие в обществе изменения, зачастую связанные с рас­ширением круга социально-незащищенных лиц, требуют сочетания заявитель­ного принципа с выявлением граждан, нуждающихся в социальной помощи, со­ответствующими службами.

Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие соци­альной защиты. В государственной системе социальной защиты в России соци­альная помощь выступает в качестве одной из составляющих социального обеспечения (рис.6). Здесь автор использует, несколько упростив, схему Е.Гонтмахера и В.Трубина, отражающую структуру российской социальной защиты населения.

Под социальной помощьюв специальной литературе понимают систе­му мер, предпринимаемых обществом и государством с целью противодейст­вия социальным рискам и заботы о человеке, который находится в трудной жизненной ситуации.

Универсальными принципамиданной деятельности являются:

экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотно­шение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирова­ние;

общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению;

приоритетность государственных начал оказания помощи;

социальная солидарность как перераспределение средств в пользу соци­ально слабой части общества;

индивидуальная социальная ответственность как максимальная актив­ность индивида в целях оказания самопомощи;

всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граж­дан, находящихся в трудной жизненной ситуации;


разграничение полномочий и ответственности между государством и местными органами власти.

С точки зрения субъектов социальной помощи выделяют государствен­ную, благотворительную, конфессиональную, добровольческую, гуманитарную помощь (98).

Понятие государственной социальной помощи, оказываемой на феде­ральном уровне, определено законодательно в Федеральном законе «О государ­ственной социальной помощи» 1999 г.

Государственная социальная помощь- это предоставление малоиму­щим семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход кото­рых ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно не­обходимых товаров. К целям ее оказания относятся: поддержание уровня жиз­ни малоимущих граждан, адресное использование бюджетных средств, усиле­ние адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создание необ­ходимых условий для обеспечения доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства, повы­шение доходов населения (10. С.376).

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Государственную социальную помощь подразде­ляют на помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора соци­альных услуг - социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, социально-реабилитационных и т.д., и государственную социальную помощь, оказываемую за счет средств бюджетов субъектов Российской Феде­рации.

Очевидно, что оказание социальной помощи в современной России на­правлено на поддержание элементарно необходимых условий проживания осо­бо нуждающихся категорий населения. Круг этих лиц выявляют на основе ба­зовой нормативной единицы, характеризующей уровень потребления продо­вольственных и непродовольственных товаров и услуг, достаточный для обес-


печения жизнедеятельности человека - прожиточный минимум. Согласно ме­тодике его исчисления, принятой в 2000 г., он был несколько увеличен по срав­нению с предыдущей методикой, принятой в 1992 г.

Между тем, исследователи проблемы практического использования по­требительских бюджетов, выполняющих роль интегральных социальных нор­мативов потребления населением товаров и услуг, cчитают, что бюджет прожи­точного минимума не может удовлетворить даже основные жизнеобеспечи­вающие потребности, а его качественный состав и размер не обеспечивают расширенное воспроизводство населения. Поэтому минимальный стандарт уровня жизни должен быть изменен так, чтобы трудоспособные граждане мог­ли иметь условия для восстановления физических и интеллектуальных сил, раз­вития личности.

Экономист Е.Ю.Ильина предлагает положить в основу деятельности рос­сийской системы социальной защиты бюджеты разного уровня:

бюджет прожиточного минимума, выделяющий из состава малоимущих наименее обеспеченных людей;

минимальный потребительский бюджет, свидетельствующий о дости­жении низшего уровня социально-приемлемого достатка;

рациональный бюджет, позволяющий обеспечить достаточно благопри­ятные условия жизнедеятельности индивида.

В этом случае социальным стандартом потребления, критерием его соци­ально-приемлемого уровня будет являться не прожиточный минимум, а мини­мальный потребительский бюджет. Указывая на затраты, необходимые для фи­зического и социального воспроизводства человека, этот показатель регулирует верхнюю границу бедности. Он определяет слои общества, нуждающиеся в не­которых формах социальной помощи. В свою очередь, прожиточный минимум можно будет рассматривать как характеристику нижней границы бедности, обусловливающую право социально-уязвимых групп населения на обращение в органы социальной защиты за получением материальной социальной помощи. Принятие этих показателей за основу деятельности органов социальной защиты по предоставлению помощи нуждающимся помогло бы снизить степень потен-


циального социального риска, который угрожает значительной части населения России (24. С.10).

Оказание социальной помощи на региональном и муниципальном уров­нях ориентировано, прежде всего, на расширение ее форм, при этом основной формой продолжает оставаться денежная помощь. Программы помощи разво­рачиваются на основе бюджетных и внебюджетных местных ресурсов, развива­ется адресная направленность социальной помощи, что рационально ограничи­вает ресурсы, сужая круг ее получателей.

В систему социальной помощи входит социальное обслуживание населе­ния. Социальное обслуживание - это составная часть социальной работы, кото­рая предусматривает оказание специализированных социальных услуг, т.е. со­действие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедея­тельностью людей в различных подсистемах общества (11. С.36). Социальное обслуживание осуществляется в целях обеспечения социального здоровья, под­держания жизнеобеспечения членов общества и преодоления кризисных ситуа­ций в их развитии.

По Закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации» 1995 г., социальное обслуживаниепредставляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-реабилитационных, информационных и других услуг гра­жданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

При этом объем и качество оказываемых социальных услуг должны отве­чать потребностям населения, что обусловливается наличием у государства ма­териальных, организационных, информационных и иных средств обеспечения этого вида социальной помощи. Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности и включать в себя помощь на дому и в стационарных условиях, организацию дневного пребывания в уч­реждениях социального обслуживания и патронажа, предоставление временно-


го приюта, консультативные, социально-терапевтические, коррекционные, обу­чающие услуги, помощь в решении внутрисемейных проблем, в реабилитации детей-инвалидов и т.д.

Согласно вышеназванному закону, социальное обслуживание в России строится на принципах доступности социальных услуг, справедливости, прием­лемости и законности их предоставления, эффективности и экономичности, солидарности с клиентом. Однако гарантии их соблюдения не всегда четко оговорены в федеральных законах и подзаконных актах. Соответственно, спе­циалисты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования зако­нодательства в области социального обслуживания (64. С. 17).

Социальная практика современной России показывает, что наиболее рас­пространенными и признанными услугами по-прежнему остаются выдача по­собий, материальная и вещевая помощь. Граждане также ощущают потребность в улучшении жилищных условий, получении медицинской помощи, однако предоставление иных институционализированных услуг, таких как оказание педагогической, юридической, психологической поддержки и пр., не осознается ими как необходимость. В целях благоприятного развития социальной сферы требуется опережающее предложение разнообразных социальных услуг и ши­рокое распространение информации о них в обществе.

Несмотря на то, что определенный уровень развития системы социально­го обслуживания в российском обществе достигнут, его нельзя признать доста­точным. Совершенствование этой системы должно базироваться на примене­нии инновационных социальных технологий, адаптации к российской практике видов и форм работы, успешно используемых за рубежом, развитии социально­го партнерства граждан и социальных служб и т.д.

От структурной полноты и завершенности системы деятельности учреж­дений социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования зависит и эффективность социальной защиты населения в целом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.011 с.)