ТОП 10:

Формы взаимодействий в системе социальной работы



Взаимодействия в процессе практической социальной работы проявляют­ся в двух основных формах - воздействия субъекта на объект и содействия кли­енту в решении его проблем.

В научной литературе чаще всего анализируется первая форма взаимо­действий. Так, преобладают определения социальной работы, где акцентирует­ся разнообразное (государственное и внегосударственное) воздействиена че­ловека с целью оказания ему помощи и поддержки, реализации прав клиента и компенсации наносимого ему ущерба, обеспечения достойного уровня жизни, восстановления или усиления нормального социального функционирования (61. С.274; 69. С.47; 72. С.167-168; 79. С.38). Воздействие специалиста на объ­ект социальной работы рассматривается с помощью понятий «вмешательство» и «влияние».

Социальная деятельность в системе социальной работы предполагает сознательное практическое проникновение в сложившуюся ситуацию с тем, чтобы добиться желаемых изменений в интересах людей. Соответственно, со­циальная работа на любом уровне деятельности ее субъектов может быть опи­сана как вмешательство(интервенция) в ситуацию клиента. Интервенциивыступают в качестве реакций специалистов на социальные проблемы и откло­нения в поведении людей и призваны преодолевать их в ходе профессиональной деятельности. В социальной работе применяются множественные вмешательст­ва на различных ее уровнях в зависимости от конкретной ситуации клиента и в непосредственном контакте с ним.

Суть вмешательства состоит в осуществлении влияния как основы инте­рактивной деятельности специалиста, направленной на клиента. Влияние пред-


стает как процесс создания условий для развития личности или системы. В бо­лее узком, практическом смысле слова, это средство для обеспечения эффек­тивности в продвижении к намеченной цели с помощью соответствующих ме­тодов.

В практике социальной работы влияниетрактуется как двухсторонний процесс взаимодействия специалиста и клиента в различных подсистемах со­циальной сферы, осуществляемый с целью решения проблемы. Ряд специали­стов, уточняя предметное поле социальной работы, указывает на доминирова­ние в нем процесса социального влияния на взаимодействия и становление личности человека, и на развитие самого социума (92. C.5; 84. С.8)

Процесс влияния в социальной работе может быть успешным при нали­чии следующих предпосылок. Во-первых, социальный работник должен быть способен эффективно воздействовать на сознание клиента. Во-вторых, клиент должен быть способен правильно воспринимать это воздействие. Функциями влиянияпри этом выступают:

посредничество как оказание помощи индивиду в постижении и интер­претации окружающего мира;

стимуляция саморазвития человека;

оценка возможностей личностного роста клиента на ближайшую пер­спективу;

развитие критического и творческого мышления индивида и т.д. (32. С.105).

Выделяют шесть основных источников влияния,позволяющих оптими­зировать отношения клиента с окружающим миром.

Прежде всего, это знания и опыт специалиста. В социальной работе они реализуются в сфере межличностных отношений, в дифференциации подходов к клиенту, в управлении деятельностью социальных служб, в моделировании и прогнозировании систем, в развитии социального обслуживания и пр.

Другим источником влияния выступают материальные источники помо­щи, связанные с финансированием социальных программ, оказанием услуг и т.д.


Далее следуют узаконенные полномочия специалиста. Они касаются его официальной должности и вытекающих из нее легитимных прав, обязанностей и связанной с ними ответственности.

Следующий источник влияния — статус и репутация специалиста. Ста­тус указывает на положение, которое социальный работник занимает в общест­ве, и зависит от политики государства. Репутация складывается в процессе взаимодействия специалиста с другими людьми в среде его деятельности и за­висит от его отношения к своим обязанностям.

Еще один источник влияния - харизматические данные и личная привле­кательность специалиста. Первые представляют собой некое личностное даро­вание, которое, независимо от занимаемой человеком должности, усиливает его потенциальные возможности воздействовать на окружающих. Одновременно харизматические данные способствуют приобретению специалистом более вы­сокого статуса в сфере своей деятельности. Вторая характеристика указывает на обаяние личности, умение расположить к себе людей и настроить их на уча­стие в совместной деятельности.

Наконец, источником влияния является владение информацией. Здесь имеется в виду информация трех видов - связанная с профессиональной подго­товкой специалиста, с его общей культурой, а также актуальная информация о процессах в обществе, природе и т.д. Обычно социальные работники одновре­менно или последовательно применяют несколько источников влияния.

Основными приемами и средствами влияния в социальной работе служат: стимулирование (применение к объектам позитивных или негативных санкций за деятельность или бездействие); убеждение (аргументированное воздействие на сознание клиента, способного самостоятельно сделать заключение о необхо­димости или о нежелательности изменений); использование социальных связей (формирование специалистом межличностных отношений и управление ими в интересах клиента); организация социальной среды (изменение в сознании и поведении клиента путем косвенного воздействия на него посредством преоб­разования социальной и физической среды его жизнедеятельности).

Используя влияние, социальному работнику следует ориентироваться на


этические ценности своей профессии, гуманистический смысл усилий по дос­тижению перемен (55. С.174-187).

Задание

Приведите пример влияния на клиента в социальной работе с помощью одновременного использования нескольких его источников.

Между тем, воздействие на объект не может и не должно быть преобла­дающей формой взаимодействий в практике социальной работы. Интерактив­ный подход в теории социальной работы (основанный, прежде всего на симво­лическом интеракционизме Д.Мида и Ч.Кули) подчеркивает не только значение вмешательства в деятельность подсистем и элементов социальной системы, но и роль таких взаимодействий (интеракций) с клиентом, с помощью которых человек обнаруживает и начинает применять собственные способности для ре­шения индивидуальных проблем.

Совокупность интеракций создает социальное поле упорядоченных взаи­модействий специалиста и клиента, а сам характер интеракций отличается до­минированием субъект-субъектных отношений, поскольку объектом социаль­ной работы является личность с определенным уровнем сознания, собственны­ми интересами и т.д., которая способна осуществлять обратное воздействие по отношению к субъекту деятельности.

В ряде определений социальной работы подчеркивается роль содействия личности в решении социальных и индивидуальных проблем, в воплощении ее субъектного начала в социальной практике посредством осуществления соци­альных перемен (15. С.94; 34. С.188; 67. С.324). При этом социальная работа выступает в качестве социального общения взаимосвязанных партнеров, каж­дый из которых имеет право свободно выбирать формы и методы своего уча-


стия в партнерских отношениях. Партнерские отношения свидетельствуют о симметрии в социальных отношениях.

Идея социального партнерства восходит к взглядам Э.Дюркгейма на сущность органической солидарности и на роль ассоциаций в социальной жиз­ни. В 70-е гг. XX в., когда социальное партнерство вошло в законодательные практики европейских государств (Германия, Швеция, Австрия и др.), эта кон­цепция стала активно разрабатываться в научной литературе, возросло ее воз­действие на общество (75. С.424).

Можно дать следующее определение социального партнерства- это конструктивное взаимодействие организаций, социальных групп и индивидов для согласованного решения общих социальных проблем.

Задание

Дайте определение понятий механической и органической солидарно­сти, основываясь на знаниях, полученных в курсе социологии при изуче­нии работы Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда».

Социальное партнерство представляет собой особый, эгалитарный вид социальных отношений. Оно способствует гармонизации социальных потреб­ностей и интересов и консолидации жизненных сил людей. Социальное парт­нерство строится на принципахзаконности, добровольности, равноправия сторон, взаимной ответственности и развивается посредством механизмов, созданных государственными структурами, трудовыми коллективами, общест­венными организациями и пр. Его участниками выступают люди, имеющие различные социальные и личностные характеристики, однако, их объединяют общие признаки: взаимное уважение сути партнерства, понимание его значимо­сти, корректность при разрешении общих проблем, солидарность при отстаива­нии своих интересов в отношении с другими субъектами (38).


В социальной работе основой механизма социального партнерства вы­ступает принцип социальной справедливости как морально-правовой регулятор отношений членов общества. Так, на макроуровне социальной реальности, с точки зрения критериев «справедливость-несправедливость», может быть рас­смотрено содержание социальной политики, на мезоуровне - организация дея­тельности социальных учреждений в регионе и муниципальном округе, на мик­роуровне - формирование взаимоотношений специалиста и клиента.

Взаимообусловленными целямиразвития системы социального партнер­ства в социальной работе являются вовлечение в сферу оказания социальной помощи и поддержки как можно большего количества организованных и само­стоятельных участников, и обеспечение их оптимального взаимодействия в на­правлении решения проблем социальной сферы.

Основными субъектамисоциального партнерства могут выступать как личность, так и группы, социальные службы, государство. Так, в настоящее время, когда меняется модель социальной политики российского государства, в основу ее новой идеологии закладывается принцип партнерских отношений между государством и клиентом, основанный на активизации ресурсов объек­тов социальной работы.

Объектно-предметным полемпартнерских отношений являются фено­мены собственности, ресурсов, статусов в конкретных областях - сфере труда, быта, социального обслуживания и т.п. Партнерские отношения в социальной работе становятся возможными, если его стороны заинтересованы в достиже­нии одних и тех же целей и выражают добрую волю к сотрудничеству.

Выделяют две основные модели партнерских отношений, которые конст­руируются в социальной работе. Это горизонтальная модель социального партнерства, связанная с субъектами, которые действуют в едином функцио­нально-статусном пространстве (например, социальные службы города), и вер­тикальная модель социального партнерства, представленная различными ие­рархическими уровнями социального пространства (например, при взаимоот­ношениях правительства и административных структур регионов). Эти модели


предлагают различные формы социального участия, когда различные партнер­ские организации действуют при решении социальных проблем сообща.

Целевыми ориентирами совершенствования социального партнерства яв­ляются показатели качества жизнилюдей - условия их трудовой деятельно­сти, отдыха, быта, степень их удовлетворенности уровнем медицинского об­служивания, социальной защиты и т.д. Качество жизни выступает как основной критерий эффективности социального партнерства, включая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, продолжительность жизни, условия окружающей сре­ды, морально-психологический климат в малой группе.

Социальное партнерство способствует установлению в обществе новых связей и отношений, посредством которых индивид достигает состояния соци­ального равновесия в среде, усваивает ее ценности и нормы. На базе партнер­ских отношений возможно снижение социальной напряженности, складывание системы субсидиарной социальной защиты, когда клиент на основе высвобож­дения собственных ресурсов и сохранения ресурсной среды в виде системы го­сударственной помощи социально уязвимым слоям населения, способен ос­мысливать содержание и решать свои проблемы в повседневной жизни. В ре­зультате человек как субъект взаимодействий приобретает главенствующее по­ложение в пространстве социальной работы.

Контрольные вопросы и задания

1. Изобразите взаимосвязь между социальной сферой и социальной жиз­
нью в виде схемы.

2. Назовите известные Вам учреждения социальной инфраструктуры ре­
гиона, города, микрорайона и т.д.

3. Как связаны между собой функции социальной сферы и социальной
работы?

4. Охарактеризуйте понятие «модель социальной работы».


5. В чем состоит специфика каждой из моделей социальной работы, вы­
деляемых на основе ее объекта?

6. В чем состоит основная особенность пространства социальной работы
по сравнению с пространством смежных видов деятельности?

7. Изобразите систему социальной работы в виде схемы.

8. Приведите примеры видов социальной помощи, оказываемых на каж­
дом уровне социальной работы.

9. Почему социальную работу характеризуют как субъект-субъектный,
диалогический процесс?

10. Как Вы понимаете смысл понятия «работа со случаем»?

11. На конкретных примерах раскройте универсальный и посреднический
характер взаимодействий в социальной работе.

12. Покажите взаимосвязи между ценностями и целями, нормами и сред­
ствами деятельности в социальной работе в виде схемы.

13. Какова главная цель субъекта социальной работы?

14. Докажите, что в основе процесса социальной работы лежат социаль­
ные изменения.

15. Назовите основные и частные задачи социальной работы.

16. Какие элементы составляют механизм правового обеспечения соци­
альной работы?

17. Изучив публикации в журналах «Социальное обслуживание», «Соци­
альная защита», «Работник социальной службы», проанализируйте современ­
ные адресные правовые акты в области социальной работы, принятые на феде­
ральном уровне.

18. В чем состоит взаимосвязь между правовыми и этическими основами
социальной работы?

19. Приведите примеры ресурсов социальной работы, основываясь на их
различных классификациях.

20. Подробно раскройте каждый из этапов выявления ресурсов социаль­
ной работы.


21. Почему влияние в социальной работе является двусторонним процес­
сом?

22. Приведите пример социального партнерства специалиста и клиента
при решении социальной проблемы.

23. На каких принципах социальной работы основано социальное парт­
нерство как особый вид социальных отношений?


ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.01 с.)