Понятие, принципы, функции и правовое регулирование соц защиты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, принципы, функции и правовое регулирование соц защиты.



Термин соц. защита в России появился в конце 80-ых, начале 90-ых годов, в связи с переходом от плановой экономики к рыночным отношениям. За рубежом, в Америке, этот термин появился с принятием закона «о соц. защите», в 35 году. В 40-х г. этот термин используется МОТ: Соц. защита - это защита которая предоставляется гражданам, обществом по средствам набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением либо снижением зар-ка в результате инв-ти, несчастного случая, болезни, родов, а также обеспечением мед. помощи и субсидиями семей с детьми.

Это понятие легло в основу Европейского кодекса соц обеспечения и др. документов.

В России, как в зак-ве так и в науке, нет единого понимания соц. защиты.(таблица с понятием соц. защита из различных ФЗ). Они подтверждают множественность и отсутствие единообразия в формулировках понятия «СЗ».

В науке также нет единого понятия подхода к пониманию «СЗ». Данной проблемой заним.: М.О. Буянова, Мачульская Е.Е., Галаганов, Сулейманова, Гучкова, Шайхатдинов, Лепихов.

Одни ученые понимают что соц. защита -это деят-ть гос-ва по обеспечению и развитию личности. Другие - это совокупность конкретных мероприятий по оказанию помощи социально уязвимым слоям населения.

Лепихов, соц. защита -это совокупность мер организационного, соц.-экономич. и правового характера, гарантируемая государством и реализуемая им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа на достойную жизнь, т.е. благосостояние на уровне соц.-экономич. и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединяется РФ.

Признаки понятия:

-многосубъектность соц. защиты

-прописанная цель соц. защиты- обеспечение достойной жизни каждому члену общ-ва

-мера ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечением достойного уровня жизни

-учет стандартов, которые определяются на международном уровне

-объемность понятий

Сущность соц. защиты проявляется в ее принципах и функциях.

Принципы:

-всеобщность соц. защиты

-соц. справедливость и экономическая эффективность

-соц. солидарность

-многосубъектность и полиформизм экономических основ соц. защиты

-приоритетность гос. начал

-соответствие гос. гарантий и экономич. Возможностей гос-ва

-всесторонность соц. защиты

-субсидиарность

-принцип единства соц. защиты и самозащиты

Функции:

-соц. функции (защитная, реабилитационная, компенсационная)

-экономич.

-политич.

-демографич.

 

Правовое регулирование

1. Такие НПА (законы), в названии которых употребляется термин «соц. защита» и по своему содержанию они регулируют вопросы, касающиеся соц. защиты. (ФЗ «о соц. защите гр-н пострадавших в следствии аварий на ЧАЭС»)

2. НПА, в названии которых не употребляется термин «соц. защита», но по содержанию они регулируют вопросы, которые касаются соц. защиты (ФЗ «об основах соц. обслуживания населения»)

3. Законы, где есть разделы и главы касающиеся вопросов соц. защиты. (ФЗ «о физ-ре и спорту»)

4. Отдельные статьи, которые касаются соц. защиты (ФЗ «об уничтожении хим. оружия»)

Все НПА можно классифицировать по следующим признакам:

1)Форма соц. защиты

-соц. страхование (обязат. соц. страхование, мед., пенсионное, о соц. страховании на производстве.)

-гос. соц. обеспечение («об основах соц. обслуживания»)

2)В зависимости от категории, в отношении котор. решается вопрос (ветераны, инвалиды, ГПВ).

Таким образом, зак-во о соц. защите в РФ самостоятельно не определено, его лишь можно определить эмпирическим путем, исследуя правовые нормы в данной области.

Те законы, которые в целом посвящены вопросу соц. защиты не зависят от того, употребляется ли в их названии термин «соц. защита», составляет зак-во о соц. защите. Остальные НПА, в которых есть отдельные главы, статьи, разделы касающиеся соц. защиты не являются его составляющей. Речь идет о пересекающимся множестве правовых норм, пути их пересечения возникают тогда, когда речь идет о конкретных субъектах подлежащих соц. защите.

На сегодня, актуальным является вопрос введения в действие кодифицированного акта в области соц. защиты. В государствах с развитым соц. законодательством действуют подобные системообразующие акты (соц. кодекс в Германии, во Франции- кодекс по соц. защите и т.д.). В России предлагается следующие варианты: Мачульская- кодекс соц. обеспечения РФ, Буянова - ФЗ «об основах соц. обеспечения», Азарова, Назаров - акт «об основах зак-ва о соц. защите»(о соц. обеспечении).

 

 

Организационно-правовые формы соц защиты

Формы соц. защиты - это закрепленные в правовых нормах способы организации и осуществления соц. защиты, характеризующиеся особым основанием предоставления соц. защиты, спецификой субъектного состава возникающих правоотношений, степенью и методом правовой регламентации на различных уровнях правотворчества.

Формы соц. защиты

- Социальное страхование

-Гос. соц. обеспечение (гос. обслуживание, соц. помощь, соц. поддержка)

«+» Включают в себя формы соц. защиты более низкого уровня.

- Благотворительность (корпоративные пожертвования)

Соотношение понятий.

Соц. обеспечение более широкое понятие, чем гос. соц. обеспечение, т.к. соц. обеспечение - это система гос., правовых, экономич. и организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материальных, соц. положений гр-н, в рез-те возникшей трудной жизненной ситуации или ситуации, признаваемой гос-вом значимой, за счет ср-в целев. соц. фондов и бюджетов всех уровней бюджет системы РФ.

Исходя из этого определения, соц. обеспечение включает в себя гос. соц. обеспечение и соц. страхование.

Соц. обслуживание регулируется 2-умя законами от 1995г.

Гос. соц. помощь регулируется ФЗ «о гос. соц. помощь ». Гос. соц. помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гр-м соц. пособий, субсидий, соц. доплат к пенсии, соц. услуг и товаров первой необходимости.

Гос. соц. помощь назначается решением органов соц. защиты населения по месту жит-ва, либо по месту пребывания данных категорий на основании письменного заявления (либо законных представителей).

В заявлении: ФИО, год рождения, состав семьи, доходы членов семьи, имущество по праву собственности.

Органы соц. защиты населения в праве проверять сведения указанные в заявлении.

Ответ предоставляется в письменной форме по истечению 30 дней, работа с обращениями регулируется ФЗ 2006 года, № 59 ФЗ «о порядке рассмотрения обращения гр-н РФ»

Расчет средне душевого дохода производится в соответствии с ФЗ от 5 апреля 2003г. №44-ФЗ «о порядке учета доходов и расчета средне душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гр-на для признания их малоимущ. и оказания им гос. соц. помощи», постановлением прав-ва РФ от 20.07. 2003г., №512 «о перечне видов доходов, учитываемых при расчете средне душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающ. гр-на для оказания им гос. соц. помощи» и др. НПА.

Данным ФЗ регулируются вопросы гос.соц. помощи, оказаваем. в виде предоставления гр-м набора соц. услуг.

Набор соц. услуг - это перечень соц. услуг предоставляемых отдельным категориям гр-н, независимо от размера доходов.

Право на получение гос. соц. помощи в виде набора соц. услуг имеют следующие категории гр-н: см. статью 6.1 ФЗ № 122-ФЗ

Состав предоставляемых набора соц. услуг включают след. услуги:

-дополнит. б/пл. мед. помощь

-б/пл. проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем тр-те к месту лечения и обратно.

В понятие мед. помощь включ.: обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными ср-ми, изделиями мед. назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов и предоставление путевки на сан-курортн. лечение. (+ дополнит).

 

Право бесплатного приобретения перевязочных средств и отдельных изделий мед назначения имеются у инвалидов, которые получили заключение МСЭ о необходимости пользования этими средствами. Работающие инвалиды 2 и 3 группы, но в установленном порядке признанные безработными имеют право на приобретение по рекомендации врача и различных изделий мед назначения с 50% скидкой.

На данный момент все граждане, имеющие право на получение бесплатных лек-в вносятся в федеральный регистр.

Льготники имеют право на бесплатное получение лекарств ср-в,перечень которых утверждается приказом от 18 сентября 2006 года №165 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании доп.бесплатной мед помощи отд категориям граждан,имеющих право на получение гос соц помощи,а так же изделий мед назначения, которые включены в перечень изделий,к отрый утверждал от 9 января 2007 года №1 «Об утверждении перечня изделий мед назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов», отпускаемых по рецепту врача(фельдшера) при оказании бесплатной мед помощи отд категориям граждан, имеющим право на получение гос соц помощи;льготники имеют право на противотуберкулёзные препараты.

Бесплатным является проезд для льготника до места прохождения санаторно-курортного лечения, путёвки на санаторно-курортное лечение выдаётся в отд Пенсионного Фонда по месту жительства. Там же можно получить талон на право бесплатного проезда до санатория. Правом на бесплатный проезд так же пользуются граждане, сопровождающие лиц, имеющих ограничение, способности к трудовой деятельности 3 степени или детей-инвалидов плюс бесплатное санаторно-кур лечение.

Можно заменить бесплатные услуги на денеж компенсациюДля этого:

1)пишется заявление о замене услуг денеж компенсации (может быть замена всех услуг,либо части услуг)

2)заявление направляется в орган Пенсионного Фонда по месту жит-ва

Законом устанавливается срок до 1 октября текущего года на период с 1 января года следующего за годом подачи указанного заявления. Предоставляется на календарный год.

Соц. поддержка- совокупность мер с целью повышения соц-экономического статуса граждан без учета фактов застрахованности лиц.

Федеральный закон № 122-ФЗ разграничил обязательства по осуществлению соц. поддержки населения между федерацией и субъектами.

В компетенции РФ: соц. поддержка инвалидов и участников ВОВ, несовершеннолетних узников фашизма и ветераны военных действий.

На уровне субъекта: ветераны труда, жертвы политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы.

Данным федеральным законом предусмотрена замена льгот на денежные компенсации.

Система мер соц. поддержки включает следующие виды:

1. ежемесячная денежная выплата

2. иные денежные выплаты

3. полное или частичное освобождение от оплаты коммунальных и иных услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.41.236 (0.013 с.)