Понятие и показатели уровня жизни. Регулирование доходов населения методами соц политики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и показатели уровня жизни. Регулирование доходов населения методами соц политики.



Понятие и показатели уровня жизни. Регулирование доходов населения методами соц политики.

Уровень жизни – важнейшая социально-экономическая категория, подразумевающая под собой степень удовлетворенности людей в материальных, духовных благах.

Иметь потребности, значит нуждаться в чем-либо, т.е. вести жизнь с определенными стандартами

Потребности: - материальные (жилье, одежда, обувь)

- духовные (обеспечение учреждениями культуры, науки, образования)

- социальные (наличие труда, свобода труда, равенство мужчин и женщин и т.д.) – совокупность личных потребностей человека.

В связи с многочисленностью различных потребностей, уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем

Показатели уровня жизни:

1. Доходы населения

2. Обеспеченность жильем

3. Уровень здравоохранения, образования, уровень культуры и быт. обслуж.

4. Уровень занятости, безработицы, условия труда

Среди названных показателей ключевыми являются доходы населения. Источниками доходов населения явл:

-з/п и другие выплаты, которые получает человек за свой труд (пособие, пенсия, стипендия)

-доходы от собственности

- индивидуальная предпринимательская деятельность. Доходы от личного подсобного хозяйства

- иные источники (результаты соревнований, выигрыш в лотерею и др.)

Для измерения уровня и структуры доходов используются следующие показатели:

1. Общие совокупные доходы (личные доходы+стоимость бесплатных услуги либо услуги, которые предоставляются на льготной основе)

2. Иммобильная часть доходов – доходы, которые получают люди в виде бесплатных услуг являются строго целевыми и не могут быть заменены деньгами (библ. Услуги, мед. услуги)

3. Номинальные доходы – сумма денег, которую получает человек (семья) за определенный промежуток времени (не есть реальные доходы человека, потому что в этот показатель входит уплата налогов и иных платежей)

4. Реально (лично) располагаемые доходы – та сумма денег, которую человек может направить на сбережение и потребление.

РРД = НД – ОП, где РРД – реально распологаемые доходы, НД – номинальные доходы, ОП – обязательные платежи.

 

В социальной политике существуют следующие методы регулирования доходов населения:

1)Индексация доходов. Это регулярное изменение доходов населения, которое осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.

Горелов отмечает, что повышение расходов на поддержание фиксированного уровня жизни или необходимость сдерживания его падения, вызывает возникновение сист. компенсационных мер.

Компенсация = индексация

Цель индексации в широком смысле слова – это полит. гос-ва в области регулирования доходов населения; в узком смысле – это компенсация потерь населения, которая связывается с уровнем потребительских цен.

Павлинок различает понятия индексация и компенсация. В отличие от индексации, компенсация не предусматривает пост. систем поддержки людей, но и в том, и в другом случае ученый говорит о возмещении расходов населения государством.

Индексации подлежат фиксированные доходы (пенсия, стипендия, пособия), так же оплата труда, накопления (вклады в банках).

Виды индексации:

- ретроспективная (осуществляется в соответствии с повышением цен. В определенный период времени)

- ожидаемая (покр. ожидаемое повышение цен)

Сам механизм осуществления индексации может быть разл.:

- сразу всех видов доходов

-проф. групп

- индексация доходов населения, доходы которых ниже величины прожит. мин. в регионе

2) Правовые методы. Вопросы регулирования доходов населения, разработка НПА, которые регулируют доходы (режим рабоч. времени, длительность отпусков)

3)Административные методы (запреты, разрешения, принуждения). Лицензирование экспертной деятельности, гос. контроль над импортом.

4) Согласительные методы. В комплект доходов могут быть предусмотрены различные соц. выплаты.

 

 

Минимальный прожиточный минимум

Минимальный прожиточный минимум – важнейший показатель, который позволяет оценить уровень жизни населения. Данное понятие стало регулироваться правом с 1990г.

1 этап:1990 – 1991. Конец 80х – нач. 90х годов был взят на радикализации эк. систем (была образована группа 500 дней под руководство академика Шаталина). Разработана концепция перехода к рынку. Согласно данной концепции, через 500 дней вся система соц. гарантий будет основана на качественно новом законодательно утвержденном элементе, прожит. мин., который будет базироваться на мин. потр. бюджете. В мае 1991г. Горбачев принял указ, который звучит «о минимальном потребительском бюджете», под которым понимался набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых для чел. существования, для удовлетворения основных физиологических, социо-культурных потребностей.

В наст. время, потребительский бюджет – это стоимостный показатель объема и структуры потребления важнейших мат. благ и услуг. Потребительский бюджет может быть минимальным, рациональным и элитарным. Минимальный потребит. бюджет – это показатель, который рассчитан на структуру и уровень удовлетворения потребностей, кот. об-во на данном этапе экономического развития считает минимально допустимым. Рациональный и элитарный потребит. бюджет определяет уровень достатка семьи и уровень роскоши. Они рассчитаны на структуру и ур-нь потребления со средними и высокими доходами. Разновидность Мин. потребит. бюджет – бюджет прожиточного минимума - это показатель, который рассчитывается на использование в ограниченные сроки, он ориентир. на физ. выживание людей, на обеспечение элементарных условий жизни.

2 этап:1992-1997. Развал плановой экономики и всей системы всеобщего огосударствления. На уровне указа появл. указ «О системе мин. потр. бюджетов населения РФ». Наряду с понятием «потребительский бюджет» вводится термин «прожит. минимум», который предполагалось определять дифференцированно по осн. соц. группам населения.

Был определен набор продуктов питания, где приоритетными были хлебобулочные изделия, картофель, рыба, молочные продукты, одежда, обувь, лекарства, предметы гигиены. ВОЗ был установлен такой набор, который не употреблял слово «физиол.».

3 этап:1997-2003. ФЗ «О прожит. мин. в РФ» является продолжением указа президента.

Согласно данному фед. закону, прожит. минимум – это стоимостная оценка потребит. корзины, а так же обязательные платежи и сборы; потребит корзина – это мин. набор продуктов питания, непродовольств. товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности. Был принят ФЗ «О потребительской корзине». В этом законе было указано, что он должен действовать до 2000 года. В 2003 году было дано задание внести поправки. Ко всему добавлено мясо, рыба, молоко, яйца.

4 этап:2004г – наст. время

Связан с введение закона №122-ФЗ. Были внесены изменения в закон о прожит. минимуме:

1. Исключено участие органов исполните. власти субъектов федерации в представл. потребит. корзины

2. Величина прожит мин. на душу населения и по осн. соц-демогр. группам устанавливается органами власти субъектов федерации и в том порядке, который установлен законом, действ. на террит. субъектов федерации

3. Слово «гос. помощь» исключено; слово «помощь» заменено на «поддержка». Учет величины прожит. мин. при оказ. соц. поддержки

4. Исключен учёт величины прожит. мин. при установлении мин. размера оплаты труда и мин. размера пенсии по старости. Снимался вопрос о поэтапном их повышении до величины прожит. минимума, ровно как и отпадала необходимость установления соотношения между МРОТ, мин. размером пенсии по старости и величиной прожит. мин. на очередной финансовый год.

 

Правовое регулирование

1.Такие НПА (законы), в названии которых употребляется термин «соц. защита» и по своему содержанию они регулируют вопросы, касающиеся соц. защиты. (ФЗ «о соц. защите гр-н пострадавших в следствии аварий на ЧАЭС»)

2.НПА, в названии которых не употребляется термин «соц. защита», но по содержанию они регулируют вопросы, которые касаются соц. защиты (ФЗ «об основах соц. обслуживания населения»)

3.Законы, где есть разделы и главы касающиеся вопросов соц. защиты. (ФЗ «о физ-ре и спорту»)

4.Отдельные статьи, которые касаются соц. защиты (ФЗ «об уничтожении хим. оружия»)

Все НПА можно классифицировать по следующим признакам:

1)Форма соц. защиты

-соц. страхование (обязат. соц. страхование, мед., пенсионное, о соц. страховании на производстве.)

-гос. соц. обеспечение («об основах соц. обслуживания»)

2)В зависимости от категории, в отношении котор. решается вопрос (ветераны, инвалиды, ГПВ).

Таким образом, зак-во о соц. защите в РФ самостоятельно не определено, его лишь можно определить эмпирическим путем, исследуя правовые нормы в данной области.

Те законы, которые в целом посвящены вопросу соц. защиты не зависят от того, употребляется ли в их названии термин «соц. защита», составляет зак-во о соц. защите. Остальные НПА, в которых есть отдельные главы, статьи, разделы касающиеся соц. защиты не являются его составляющей. Речь идет о пересекающимся множестве правовых норм, пути их пересечения возникают тогда, когда речь идет о конкретных субъектах подлежащих соц. защите.

На сегодня, актуальным является вопрос введения в действие кодифицированного акта в области соц. защиты. В государствах с развитым соц. законодательством действуют подобные системообразующие акты (соц. кодекс в Германии, во Франции- кодекс по соц. защите и т.д. ). В России предлагается следующие варианты: Мачульская- кодекс соц. обеспечения РФ, Буянова- ФЗ «об основах соц. обеспечения», Азарова, Назаров- акт «об основах зак-ва о соц. защите»(о соц. обеспечении).

 

 

Формы соц. защиты

-Социальное страхование

-Гос. соц. обеспечение (гос. обслуживание, соц. помощь, соц. поддержка)

«+» Включают в себя формы соц. защиты более низкого уровня.

- Благотворительность (корпоративные пожертвования)

Соотношение понятий.

Соц. обеспечение более широкое понятие, чем гос. соц. обеспечение, т.к. соц. обеспечение- это система гос., правовых, экономич. и организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материальных, соц. положений гр-н, в рез-те возникшей трудной жизненной ситуации или ситуации, признаваемой гос-вом значимой, за счет ср-в целев. соц. фондов и бюджетов всех уровней бюджет системы РФ.

Исходя из этого определения, соц. обеспечение включает в себя гос. соц. обеспечение и соц. страхование.

Соц. обслуживание регулируется 2-умя законами от 1995г.

Гос. соц. помощь регулируется ФЗ «о гос. соц. помощь». Гос. соц. помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гр-м соц. пособий, субсидий, соц. доплат к пенсии, соц. услуг и товаров первой необходимости.

Гос. соц. помощь назначается решением органов соц. защиты населения по месту жит-ва, либо по месту пребывания данных категорий на основании письменного заявления (либо законных представителей).

В заявлении: ФИО, год рождения, состав семьи, доходы членов семьи, имущество по праву собственности.

Органы соц. защиты населения в праве проверять сведения указанные в заявлении.

Ответ предоставляется в письменной форме по истечению 30 дней, работа с обращениями регулируется ФЗ 2006 года, № 59 ФЗ «о порядке рассмотрения обращения гр-н РФ»

Расчет средне душевого дохода производится в соответствии с ФЗ от 5 апреля 2003г. №44-ФЗ «о порядке учета доходов и расчета средне душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гр-на для признания их малоимущ. и оказания им гос. соц. помощи», постановлением прав-ва РФ от 20.07. 2003г., №512 «о перечне видов доходов, учитываемых при расчете средне душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающ. гр-на для оказания им гос. соц. помощи» и др. НПА.

Данным ФЗ регулируются вопросы гос.соц. помощи, оказаваем. в виде предоставления гр-м набора соц. услуг.

Набор соц. услуг- это перечень соц. услуг предоставляемых отдельным категориям гр-н, независимо от размера доходов.

Право на получение гос. соц. помощи в виде набора соц. услуг имеют следующие категории гр-н: см. статью 6.1 ФЗ № 122-ФЗ

Состав предоставляемых набора соц. услуг включают след. услуги:

-дополнит. б/пл. мед. помощь

-б/пл. проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем тр-те к месту лечения и обратно.

В понятие мед. помощь включ.: обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными ср-ми, изделиями мед. назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов и предоставление путевки на сан-курортн. лечение. (+ дополнит).

 

Право бесплатного приобретения перевязочных средств и отдельных изделий мед назначения имеются у инвалидов, которые получили заключение МСЭ о необходимости пользования этими средствами. Работающие инвалиды 2 и 3 группы , но в установленном порядке признанные безработными имеют право на приобретение по рекомендации врача и различных изделий мед назначения с 50% скидкой.

На данный момент все граждане, имеющие право на получение бесплатных лек-в вносятся в федеральный регистр.

Льготники имеют право на бесплатное получение лекарств ср-в ,перечень которых утверждается приказом от 18 сентября 2006 года №165 «Об утверждении перечня лекарственных средств , отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании доп.бесплатной мед помощи отд категориям граждан ,имеющих право на получение гос соц помощи ,а так же изделий мед назначения, которые включены в перечень изделий ,к отрый утверждал от 9 января 2007 года №1 «Об утверждении перечня изделий мед назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов» , отпускаемых по рецепту врача( фельдшера) при оказании бесплатной мед помощи отд категориям граждан, имеющим право на получение гос соц помощи ;льготники имеют право на противотуберкулёзные препараты.

Бесплатным является проезд для льготника до места прохождения санаторно-курортного лечения , путёвки на санаторно-курортное лечение выдаётся в отд Пенсионного Фонда по месту жительства. Там же можно получить талон на право бесплатного проезда до санатория. Правом на бесплатный проезд так же пользуются граждане , сопровождающие лиц , имеющих ограничение , способности к трудовой деятельности 3 степени или детей-инвалидов плюс бесплатное санаторно-кур лечение.

Можно заменить бесплатные услуги на денеж компенсациюДля этого:

1)пишется заявление о замене услуг денеж компенсации (может быть замена всех услуг ,либо части услуг)

2)заявление направляется в орган Пенсионного Фонда по месту жит-ва

Законом устанавливается срок до 1 октября текущего года на период с 1 января года следующего за годом подачи указанного заявления. Предоставляется на календарный год.

Соц. поддержка- совокупность мер с целью повышения соц-экономического статуса граждан без учета фактов застрахованности лиц.

Федеральный закон № 122-ФЗ разграничил обязательства по осуществлению соц. поддержки населения между федерацией и субъектами.

В компетенции РФ: соц. поддержка инвалидов и участников ВОВ, несовершеннолетних узников фашизма и ветераны военных действий.

На уровне субъекта: ветераны труда, жертвы политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы.

Данным федеральным законом предусмотрена замена льгот на денежные компенсации.

Система мер соц. поддержки включает следующие виды:

1. ежемесячная денежная выплата

2. иные денежные выплаты

3. полное или частичное освобождение от оплаты коммунальных и иных услуг.

 

Понятие и показатели уровня жизни. Регулирование доходов населения методами соц политики.

Уровень жизни – важнейшая социально-экономическая категория, подразумевающая под собой степень удовлетворенности людей в материальных, духовных благах.

Иметь потребности, значит нуждаться в чем-либо, т.е. вести жизнь с определенными стандартами

Потребности: - материальные (жилье, одежда, обувь)

- духовные (обеспечение учреждениями культуры, науки, образования)

- социальные (наличие труда, свобода труда, равенство мужчин и женщин и т.д.) – совокупность личных потребностей человека.

В связи с многочисленностью различных потребностей, уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем

Показатели уровня жизни:

1. Доходы населения

2. Обеспеченность жильем

3. Уровень здравоохранения, образования, уровень культуры и быт. обслуж.

4. Уровень занятости, безработицы, условия труда

Среди названных показателей ключевыми являются доходы населения. Источниками доходов населения явл:

-з/п и другие выплаты, которые получает человек за свой труд (пособие, пенсия, стипендия)

-доходы от собственности

- индивидуальная предпринимательская деятельность. Доходы от личного подсобного хозяйства

- иные источники (результаты соревнований, выигрыш в лотерею и др.)

Для измерения уровня и структуры доходов используются следующие показатели:

1. Общие совокупные доходы (личные доходы+стоимость бесплатных услуги либо услуги, которые предоставляются на льготной основе)

2. Иммобильная часть доходов – доходы, которые получают люди в виде бесплатных услуг являются строго целевыми и не могут быть заменены деньгами (библ. Услуги, мед. услуги)

3. Номинальные доходы – сумма денег, которую получает человек (семья) за определенный промежуток времени (не есть реальные доходы человека, потому что в этот показатель входит уплата налогов и иных платежей)

4. Реально (лично) располагаемые доходы – та сумма денег, которую человек может направить на сбережение и потребление.

РРД = НД – ОП, где РРД – реально распологаемые доходы, НД – номинальные доходы, ОП – обязательные платежи.

 

В социальной политике существуют следующие методы регулирования доходов населения:

1)Индексация доходов. Это регулярное изменение доходов населения, которое осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.

Горелов отмечает, что повышение расходов на поддержание фиксированного уровня жизни или необходимость сдерживания его падения, вызывает возникновение сист. компенсационных мер.

Компенсация = индексация

Цель индексации в широком смысле слова – это полит. гос-ва в области регулирования доходов населения; в узком смысле – это компенсация потерь населения, которая связывается с уровнем потребительских цен.

Павлинок различает понятия индексация и компенсация. В отличие от индексации, компенсация не предусматривает пост. систем поддержки людей, но и в том, и в другом случае ученый говорит о возмещении расходов населения государством.

Индексации подлежат фиксированные доходы (пенсия, стипендия, пособия), так же оплата труда, накопления (вклады в банках).

Виды индексации:

- ретроспективная (осуществляется в соответствии с повышением цен. В определенный период времени)

- ожидаемая (покр. ожидаемое повышение цен)

Сам механизм осуществления индексации может быть разл.:

- сразу всех видов доходов

-проф. групп

- индексация доходов населения, доходы которых ниже величины прожит. мин. в регионе

2) Правовые методы. Вопросы регулирования доходов населения, разработка НПА, которые регулируют доходы (режим рабоч. времени, длительность отпусков)

3)Административные методы (запреты, разрешения, принуждения). Лицензирование экспертной деятельности, гос. контроль над импортом.

4) Согласительные методы. В комплект доходов могут быть предусмотрены различные соц. выплаты.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.016 с.)