Введение в профессию «социальная работа»» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в профессию «социальная работа»»



 

 

Методические указания и планы семинарских занятий

 

для студентов направления подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

очная и заочная формы обучения

 

 

Керчь, 2016.

УДК 36/364

 

Автор: Лагутин А. В., кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

 

Рецензент: Заленская Е. Б. кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ___от________20___ г.

 

 

Зав. кафедрой__________ Яковенко М. Л.

 

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ___от_________20___ г.

 

Ó ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………………… 3

2. Основная часть………………………………………………………………………….6

Семинарское занятие 1. Понятие, предмет и задачи курса «Введение в

профессию «Социальная работа»»………………………………………………………. 7

Семинарское занятие 2. Становление социальной работы

как вида профессиональной деятельности……………………………………………… 9

Семинарское занятие 3.Социальная работа как социальная функция,

призвание и профессия……………………………………………………….. 10

Семинарское занятие 4. Нормативно-правовые основы и организация социальной

работы в РФ…………………………………………………………………………… 12

Семинарское занятие 5. Закономерности, принципы и методы социальной работы…………………………………………………………………………… 14

Семинарское занятие 6.Основные виды, направления и формы социальной работы

и особенности ее проведения с различными категориями населения…… 15

Семинарское занятие 7. Понятие и содержание технологии социальной

работы: российский и зарубежный опыт………………………………………… 17

Семинарское занятие 8.Особенности социальной работы с отдельными

категориями клиентов………………………………………… 18

Семинарское занятие 9. Задачи, направления и специфика социальной работы в сфере морской профессии и жизнедеятельности семей моряков…… 20

3.Рекомендуемая литература по курсу «Введение в специальность «Социальная работа»»…………………………. 21

4. Дополнительная литература 22

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Введение в профессию «Социальная работа»» предназначен для ознакомления студента-первокурсника с содержанием его будущей профессиональной деятельности. В результате изучения данной вступительной дисциплины учащийся должен получить четкое представление о характере избранной им профессии, а также знание главных ее составляющих, или комплекса знаний и умений, необходимых для социального работника – профессионала.

Изучение дисциплины включает две основные формы работы: аудиторную – прослушивание лекций и участие в работе семинарских занятий; внеаудиторную – осуществление самостоятельной подготовки или самостоятельное изучение студентами основных тем и разделов предмета. Самостоятельная работа учащегося, направлена на решение двух образовательных задач: во-первых, подготовку студента к семинарским занятиям и контрольным проверкам (включая итоговый зачет или экзамен), во-вторых, обретению навыков научно-исследовательской и аналитической, творческой работы (включая освоение навыков ориентации в информационном и общекультурном пространстве), необходимой специалисту высокой квалификации любой сферы профессиональной деятельности.

Предлагаемые методические рекомендации, вместе с планами семинарских занятий служат непосредственным практическим руководством по осуществлению теоретической и практической подготовки студента по овладению им основных знаний, входящих в комплекс его будущей профессиональной деятельности.

Основная цель настоящего курса – ознакомление студента с ключевыми понятиями и требованиями, составляющими и теоретическое и практически-методическое содержание профессии социального работника. Поэтому, второй стороной главной цели выступает окончательная личностная идентификация учащегося по отношению к своему профессиональному выбору.

В процессе освоения дисциплины студентом решаются следующие задачи:

- формируется знание о содержании сути социальной работы как явления и вида профессиональной деятельности;

- усваиваются основные научные понятия и характеристики, раскрывающие смысл социальной деятельности, ее связь с другими видами деятельности, ее задачи, функции и значение;

- формируется четкое представление о профессиональных качествах социального работника и требованиях и регуляторах, предъявляемых к социальной работе и ее результатам;

- происходит включение студента в комплекс научно-информационных и технологических составляющих подготовки социальных работников и механизме организации и управления социальной работой;

- формируется определенное личностно-моральное отношение к своей будущей деятельности как сфере реализации сложных гуманитарных интресов и потребностей различных групп населения, особенно социально-неблагополучных;

Объем курса:

Лекции – 17 часов

Семинары (практические) – 17 часов

Главными элементами самостоятельной работы по овладению курсом выступают:

· Усвоение смысла и содержания теоретического, лекционного материала излагаемого на лекциях преподавателем путем изучения и осмысления конспекта лекций;

· Чтение и составление краткого конспекта материалов рекомендованных преподавателем и указанных в списке учебно-методических и научных работах, публикациях;

· Изучение других источников информации, печатных и электронных, содержащих ответы на вопросы темы и плана семинарского занятия;

· Подготовки плана, конспекта, текста выступления (краткого или реферативного, доклада) в студенческой аудитории во время практического занятия;

· Сбор и систематизация научно-аналитического материала для подготовки научных работ, выступлений на научных конференциях или участия в специализированных творческих конкурсах разного уровня под руководством преподавателя.

При осуществлении самостоятельной работы студенту следует консультироваться с ведущим преподавателем в соответствии с установленным графиком консультаций. Такие консультации помогут избежать многих неверных шагов, застраховаться от потери ориентации в огромном море информационных источников.

Требования по подготовке студента к семинарскому занятию и критерии оценки ее качества.

Участие в работе на семинарском занятии служит одновременно проверке уровня самостоятельной и общей теоретической подготовки студента по дисциплине, а также средством оценки и квалификации его знания изучаемого предмета.

Поэтому учащийся должен подготовиться к семинарскому занятию, изучив и усвоив содержание всех вопросов темы, которые включены в план занятия.

Знание темы предполагает:

- знание ключевых понятий, которые раскрывают суть темы и ее вопросов;

- знание основных теорий, описывающих проблемные вопросы;

- знание классической и другой научной литературы и известных авторов;

- знание основ практического применения теории и современные проблемы, связанные с изучаемыми вопросами.

Качественная оценка за участие в работе семинара предполагает:

- подготовку реферативных выступлений и докладов;

- подготовку фиксированных выступлений по отдельным вопросам или аспектам темы;

- участие в обсуждении и дискуссии по сложным вопросам;

- постановку проблемных вопросов преподавателю и студентам;

- выступления – реплики с комментариями и дополнениями по любому аспекту темы, а также другие формы интеллектуальной работы;

- готовность к письменному опросу или контрольной по вопросам темы.

Качество оценки, получаемой студентом по итогам работы на семинарском занятии, напрямую зависит от степени его знания основного содержания темы и умения продемонстрировать это знание путем устных выступлений, участия в дискуссии и ответа на контрольные вопросы или тестовые занятия. Студент должен показать свободное знание изученного материала (темы), способность делать самостоятельные выводы и умение применять теоретическое знание для решения практических проблем (иллюстрируя или моделируя практические жизненные ситуации).

При изучении вопросов темы не следует ограничиваться литературой, рекомендуемой и указанной в списке, предлагаемой методическими указаниями, но при возможности, использовать и другие доступные научно-методические пособия и труды, информативные средства Интернет и т. д. При использовании любых научно-теоретических источников обязательны ссылки на их названия и авторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.017 с.)