Схема 5. Гипотетическое место теории социальной работы в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 5. Гипотетическое место теории социальной работы в системе наук




Науки естествознание

философии

Общественные науки

Дополнительная линия системной связи "общественные науки - тео­рия социальной работы - психология" окончательно замыкает те плоско­сти, которые образовало в "треугольнике наук" внесение туда Б.М. Кедро­вым центра - психологии. Классификационная схема приобретает форму тетраэдра, совпадающую с универсальной концепцией Б.Фуллера.

Таким образом, можно сделать вывод, что теория социальной работы способна выполнить интегративную, коммуникативную и системообра­зующую функции в системе наук. Ее появление в качестве науки можно расценить как еще один шаг на пути к тому уровню развития системы наук, при котором, согласно прогнозу К. Маркса, все науки сольются в единую науку о человеке44. Она объединяет достижения других наук и осуществляет их практическую реализацию на благо обществу, а также изучает общество и личность в развитии, используя методы и данные разных самостоятельных наук и свои собственные методы. В результате возникают многоаспектные исследования, существование которых невоз­можно в рамках какой-либо другой науки.

Поэтому уникален вклад теории социальной работы в создание научных картин мира. Классификационные типы и виды картин мира были перечислены в первой главе данной работы.

Но следует подробнее остановиться на их социальных состав­ляющих. В частности, в классификационном типе, основанием для которого является род субстанциональных систем, выделены сле­дующие этапы развития социальной картины мира: 1) синкретиче-

44 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.. Т. 42. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. С 41-124.


екая, донаучная картина мира, 2) мозаичная картина мира, основан­ная на, множестве частнонаучных исследований; 3) интегральная картина мира, основанная на систематизации научного материала, построении междисциплинарных моделей человека и в конечном счете выражающаяся в современной тенденции формирования еди­ной общей теории человека - антропономии

Следует заметить, что социальная картина мира в настоящее время находится в начале третьего этапа своего развития. Теория социальной работы, признанная в качестве научной дисциплины, станет ощутимым импульсом, ускоряющим движение наук по пути интеграции. В ее исследованиях возможно объединение экономиче­ской и социологической модели человека, его исторического и этни­ческого типа, а также психологической концепции его личности. Ис­следование, проводимое методом "социальной биографии", включает в себя все эти знания, соотнесенные с основными вехами жизненного пути исследуемого человека. Создается интегративная модель инди­видуума, которая исследуется вместе с результатами ее реализации в социуме и обратной связью - от социума к индивидууму.

Учитывая все это, можно рассматривать возникновение теории соци­альной работы как закономерный переход к последующей ступени на пути развития социальной картины мира, обусловленный, с одной сторо­ны, запросами общества, и уровнями развития смежных наук - с другой.

Во второй классификации картин мира, в которой основанием для подразделения служит тип объекта универсума, отображаемого в системе знаний, теория социальной работы играет аналогичную роль. Ее объект исследования включает в себя и общество, и человека, следовательно, в ее понятийном поле интегрируются общественно-историческая и гуманитарная картины мира. Признанная в качестве науки, она послужит "мостом" их сближения и последующего объеди­нения. Теория социальной работы включает в систему своих знаний данные медицины, экологии и даже технические знания, интерпрети­руемые с экономической, экологической и психологической точек зрения. Следовательно, она может создать взаимосвязи в рамках изучения единого объекта всех четырех картин мира. Функции теории социальной работы в формировании системной картины мира, соз­дающейся в настоящее время на основе разрозненных существую­щих, те же, что и в системе наук - интегративная, коммуникативная, системообразующая.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что теория со­циальной работы фактически является самостоятельной научной дисциплиной. Она обладает всеми структурными элементами разви­той науки - собственными объектом и предметом, сложными и разно­образными основаниями, системой принципов, особыми закономер­ностями, системой категорий. В ее теоретическом пространстве су-


ществуют два научных направления, взаимодействие которых - сви­детельство протекания процесса научной революции. Как развитая наука теория социальной работы обладает основной идеей и развер­нутой системой методов.

Уникальность объекта изучения и значительные связи теории со­циальной работы с другими дисциплинами позволяют определить ее специфическое место и функции в системе наук. Анализ функциони­рования теории социальной работы в системе наук как междисципли­нарного научного образования позволяет утверждать, что ее после­дующее введение в таковую в качестве самостоятельной научной дисциплины явится новым шагом на пути развития не только для самой теории социальной работы, но и для системы наук в целом.

2.2. Проблемы интеграции науки и практики в социальной ра­боте. Концепция "наука - профессия"

Теория и практика социальной работы исторически развиваются не синхронно. По мнению Р.Рамзея, "это - отражение вековых проти­воречий во взаимоотношениях между наукой и социальной рабо­той"45. Для многих граница между "научным" и "ненаучным" знанием пролегает там, где знания можно проверить экспериментально и там, где экспериментальная проверка невозможна. Если знания по соци­альной работе открыты для экспериментальных проверок, то они квалифицируются как наука, если нет - определяются как построен­ная на определенных взглядах доктрина.

Специфика социальной работы такова, что результаты ее вмеша­тельства в жизнедеятельность индивида или общества лишь частич­но поддаются количественному измерению статистическими или ка­кими-либо еще точными методами. Часть результатов вмешательства затруднительно описать или спрогнозировать с научной точки зрения, поскольку они отличаются отдаленностью, большой вариативностью, разной степенью вероятности. Поэтому такой вид вмешательства нельзя квалифицировать как научный эксперимент. Следовательно, в сознании людей, занимающихся проблемами соотношения теории и практики социальной работы, возникает ее разделение на науку и практическую деятельность. Такое двойственное понимание сущест­вует и в настоящее время.

В учебном курсе "Основы социальной работы", предназначенном для высших учебных заведений, дается отдельно определение соци­альной работы как науки, отдельно - как профессиональной дея-

45 Раизей Р. К созданию общей концепции социальной работы "наука - профессия. С.92.



тельности. Социальной работа как наука представлена в курсе как сфера человеческой деятельности, "функция которой состоит в выра­ботке и теоретической систематизации объективных знаний об опре­деленной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности"46. Социальная работа как профессия пони­мается как "деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а, во многих случаях, и жить"47 Такова доминирующая точка зрения, принятая коллективом ученых, разработавших данный курс, и одобренная рецензентом - Ассоциацией социальных работ­ников. Нетрудно заметить, что второе определение является составной частью первого, в котором оно подразумевается под "специфической соци­альной деятельностью". Но все же в курсе обучения они разъединены и общего определения социальной работы, включающего все ее аспекты, не предусмотрено.

М.В. Фирсов определяет, что "социальная работа" - базовое поня­тие для науки и практики... Оно идентифицирует определенную сис­тему, парадигму феноменов.... Выступает в качестве метафоры, глу­бинный смысл которой можно постичь, только присвоив ее ценности, принципы и формы существования,... идентифицирует процесс в его культурно-исторической логике и конкретности"48. Это утверждение можно расценить как попытку создания общего определения понятия "социальная работа", поскольку в нем нашли достаточно размытое отражение три смысловых аспекта данного понимания. Наука подра­зумевается как "парадигма феноменов", альтруистическая мораль в обществе и личностные качества социальных работников - как "ценности, принципы и формы существования", профессиональная деятельность - как "процесс в его конкретности". Не внесена цель социальной работы всех уровней (оказание помощи) и связи этих аспектов между собой. Адекватно отражены лишь составляющие альтруистической морали. Наука - это нечто большее, чем парадигма феноменов. Феномен - "понятие, означающее явление, данное в опыте"49. Наука не сводится к системе проверенных опы­том понятий. Суть процесса практической деятельности в утверждении не раскрыта. Поэтому определением его назвать затруднительно.

Но далее М.В.Фирсов приводит четкое определение профессии: "Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, направленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся"50. Затем не менее рациональное определение нау-

46.Основы социальной работы / Отв. ред. Павленок П.Д. М: ИНФРА-М, 1997. С. 6

47 Там же. С. 16.

48. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы С 5.

49Философский словарь / Под ред Фролова И.Т. М: С 386.

50. Фирсов М.В. Указ. соч 1997. С. 5.

44


ки: "Понятие "социальная работа" идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возни­кающих в жизненном сценарии личности, в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов" 51.

Несмотря на четкость понимания специфики науки и профессии, возникают затруднения с осуществлением интегративного определе­ния социальной работы.

Это явление можно отнести к последствиям исторически сложив­шейся раздвоенности социальной работы. Хотя М.В.Фирсов является представителем системного мировоззрения в теории социальной работы (о чем свидетельствует его определение науки), объединить науку и профессию в одну систему ему не удалось

Л.Г. Гуслякова констатирует, что существует "различие в понима­нии сущности социальной работы и ее специфики как социальной деятельности"52 Следовательно, наука (или экспериментально про­веряемая часть социальной работы) развивается по одному пути, а практическая деятельность несколько по другому, хотя связь между ними очевидна.

Практическая деятельность по отношению к науке находится на периферии. Поэтому она и в настоящее время использует в боль­шинстве линейные методы воздействия на ситуацию (но есть исклю­чения), хотя на практическом уровне признаны системные взгляды Отставание в развитии практики от теории в социальной работе -явление не только российское, но и общемировое. Р. Рамзей конста­тирует, что "большинству социальных работников, независимо от их географического местонахождения или культурного окружения, свой­ственно "сидеть на бугорке... линейной науки", причем многие под­держивают детерминистские позиции ньютоновской науки"53

Практическая деятельность по осуществлению социальной защи­ты масштабна и не всегда вмещается в "поле зрения" науки Но спе­цифика этой деятельности требует применения научных знаний (а в некоторых случаях даже выработки их) и научных методов. Тогда практика подменяет собой науку Социальная работа как профессио­нальная деятельность имеет следующие функции: информационную, диагностическую, прогностическую, организационную, психолого-педагогическую, оказание практической помощи, управленческую54. Социальный работник - практик, осуществляя свою деятельность, последовательно переходит от функции к последующей функции. Такая логическая цепь хороша для работы на микроуровне (клиент -

51 Там же. С. 7.

52. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная

дисциплина. С. 4.

Рамзей Р. Указ. соч. С. 98.

54. См: Основы социальной работы. С.20

45



индивид, семья, село, небольшой город). На мезоуровне, уровне города областного или республиканского значения, при использова­нии этой цепи уже произойдет подмена функций науки функциями практики. Еще очевиднее это на метауровне, уровне страны. Функции каждой науки - описание, анализ, прогноз. Они тождественны ин­формационной, диагностической и прогностической функциям соци­альной работы. Но в социальной работе они оказались достоянием практики. Причина такого смещения акцентов заключается в том, что работник, прежде чем приступить к деятельности, обязан составить как можно более полное представление об объекте деятельности, выяснить причины его неудовлетворительного состояния и, по воз­можности, предвидеть результаты своего вмешательства. При этом наука становится составной частью практической деятельности. Но при рассмотрении указанных ранее определений науки и практики очевидно, что, напротив, практическая деятельность вместе с ее объектом воздействия - социальной сферой - являются составляю­щими домена науки - теории социальной работы. Домен - новое понятие для российской гносеологии. "Домен" (сфера) науки опреде­ляет объективные отрасли, где приложимы научные методы. Домен относится к системной границе событий или явлений, которые стано­вятся, или могут становиться, объектами исследования"55. В границы домена теории социальной работы входят и социальная действи­тельность, и деятельность по ее гармонизации как объекты изучения. Наличие в домене самостоятельного социокультурного института -системы осуществления социальной работы - привело к тому, что домен оказался под его влиянием.

Функции, представленные науке, на данном этапе доминирования практической социальной работы ограничены. Выработку и система­тизацию знаний о социуме и социальной деятельности можно расце­нить как описание и анализ. Анализ и моделирование методов соци­альной работы - как ее экспериментальное поле. Прогностическая функция оказалась фактически предоставленной профессиональной деятельности. Такое понимание определяет социальную работу как трехступенчатую систему - "наука - эксперимент - практика". Это и есть современное состояние социальной работы, при котором внима­ние науки направлено на эксперимент, в то время как практика про­должает осуществляться рутинными методами.

Неравномерное развитие и относительная самостоятельность теоретического и эмпирического уровней - нормальное для научной дисциплины состояние. "Выделив теоретическое и эмпирическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, можно сказать, что предмет их разный, т.е. теория и эмпирическое

55. Рамзей Р. Указ. соч. С.92.


исследование имеют дело с разными срезами одной действительно­сти"56. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции, и между ними оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. "Изолированная теория никогда не сопоставляется с экспериментом, акт этого сопоставления предполагает использование целой иерар­хии теорий и гипотез"57. Задача этих теорий и гипотез, среди которых могут быть теории, заимствованные из других областей знания, со­стоит в том, чтобы связать ненаблюдаемое с наблюдаемым, сущест­вующий в рамках теории идеализированный объект с реальным предметом изучения. Затруднения в создании такого ряда звеньев, связующих теорию и практику социальной работы, обусловлены осо­бенностями ее исторического развития и уникальностью ее составно­го, двухуровневого домена.

Для успешного соотношения результатов на разных уровнях нау­ки, приведения знания в единую систему необходимо систематизиро­вать сами уровни научного знания, определить место, роль и функ­ции каждого из них в пространстве науки.

Существуют две гипотезы структурирования социальной работы Первая из них принадлежит к линейной парадигме социальной рабо­ты. В.Н.Ярская констатирует, что развитая наука имеет три уровня: теоретический, эмпирический, прикладной. Она пишет: "Теория соци­альной работы интегрирует социологические, психологические, пра­вовые, медицинские и культурфилософские знания о человеке, про­цессах его социализации и, одновременно, маргинализации и погра-ничности. Эмпирическая ее часть, отталкиваясь от теоретической концепции, накапливает результаты анализа, изучения, наблюдения, статистики по всем группам риска..., прикладная часть.. разрабаты­вает, апробирует и внедряет специальные технологии фасилитации, по социальному консультированию, диагностике и терапии"58.

Эта классическая линейная структура аналогична досистемным структурам точных и естественных наук. На ее основе возможно соз­дание интегрального определения социальной работы. Оно необхо­димо для того, чтобы создать единую научно-профессиональную систему в сознании людей, осуществляющих эту деятельность. Для социальной работы больше, чем для других наук, вредна разобщен­ность уровней; необходимо их синхронное, взаимодополняющее функционирование, поскольку она несет определенную ответствен­ность перед обществом. Она должна соответствовать его изменяю­щимся запросам, то есть иметь возможность оперативно изменять

56 Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М: Высшая школа.

1992. С. 96.

57 Лекторский В.А Субъект. Объект. Познание. М: Наука. 1980 С. 193.

58. Ярская В.Н. Указ. соч. С 41


направления и задачи исследования, аспекты вырабатываемых зна­ний, специфику практических методик.

При слабых межуровневых связях и несоответствии их друг другу по степени развития такая оперативность работы затруднена. Но для гармонизации общественных отношений она необходима, и, следова­тельно, необходимо создание единой научно-профессиональной системы социальной работы.

Интегральное определение социальной работы является значи­тельным шагом на пути к этой системе. Но поскольку В.Н. Ярская такой задачи перед собой не ставит, то один из возможных вариантов определения представят авторы данной работы.

Социальная работа - многоаспектная деятельность по осуществ­лению интеграции социологических, психологических, правовых, ме­дицинских и культурфилософских знаний о человеке, процессах его социализации и маргинализации, по накоплению и интерпретации опытных знаний по всем группам риска, методы получения которых интегрируются в рамках научной теории, по созданию и внедрению различных технологий социальной фасилитации

В таком определении осуществляется детерминистическая связь, последовательно проходящая от первого к третьему уровню. Уровень эксперимента выступает как звено обратной связи, поскольку знания исходя из специфики домена накапливаются не только по группам риска, но и по результатам воздействия методик социализации на группы риска. Накопление знаний - осуществление описательной функции науки. В концепции В Н.Ярской эта функция представлена эмпирическому уровню, в то время как более "сложные" функции науки - анализ и прогноз - являются, вероятнее всего, достоянием теоретического уровня. Функция описания сближает эмпирический уровень с теоретическим уровнем социальной работы. На основе единства функций науки возможно их объединение в научный уро­вень, который является управляющим для прикладного, профессио­нального. В этом случае теоретический и прикладной уровни, то есть теория социальной работы и профессиональная деятельность по осуществлению социальной работы, окажутся непосредственно свя­занными между собой. Внимание науки сконцентрируется на практи­ческой деятельности, которая будет осознана как экспериментальное поле науки. Это поможет ей быстрее и глубже проникнуться пробле­мами общества и проблемами осуществления социальной работы и выработать наиболее эффективные и экономичные способы их ре­шения.

Вариант развития двухуровневой системы социальной работы нашел свое выражение в концепции "науки - профессии" Р.Рамзея Концепция возникла в понятийном пространстве системной парадиг­мы теории социальной работы. В основу ее легло открытие Б Фулле-


ра, сделанное им в рамках общенаучной теории систем. Открытие Б. Фуллера заключается в том, что у природы, скорее всего, одна наибо­лее экономичная и геометричная система координат, пригодная для всех систем, независимо от количественных или качественных эле­ментов. Минимальная системная структура в природе - геометриче­ский четырехгранник, тетраэдр, состоящий из четырех вершин, четы­рех идентифицируемых плоскостей и шести ребер. Форма тетраэдра и есть естественная модель системы координат. Она явилась экспе­риментальным подтверждением того, что все науки - единое целое, от социологии и психологии до электромагнитной теории и кристалло­графии, и могут быть описаны единой геометрической моделью. Эта модель послужила графическим изображением отношений "я - дру­гие" в социальной психологии. Р.Рамзей утверждает, что "парадигма "целостной науки" могла бы стать научным обоснованием, которое поможет социальной работе вырваться из паутины механистических воззрений и войти в XXI век в качестве "науки - профессии", зани­мающейся не линейным исследованием и деятельностью, а исследо­ванием и деятельностью с сосуществующими и совместно эволюцио­нирующими людьми и окружающей их средой"59.

Утверждение Р. Рамзея можно расценивать как системный вари­ант целостного определения социальной работы. В сжатом виде оно будет звучать так: социальная работа - это наука-профессия, зани­мающаяся исследованием и деятельностью с сосуществующими и совместно эволюционирующими людьми и окружающей их средой. Такое определение предусматривает единство исследования и дея­тельности в социальной работе, объектом которых является общест­во, представленное как сосуществующие и совместно эволюциони­рующие люди (самоорганизующаяся система), в число которых входят и осуществляющие социальную работу. Следовательно, социальная работа - структура, изучающая и изменяющая общество и изучающая и изменяющая параллельно сама себя в соответствии с изменениями обще­ства. Такой взгляд на социальную работу решает проблему синхронности развития прикладного и научного уровней, скорости и адекватности реаги­рования на проблемы общества, выявляет необходимость саморефлексии социальной работы как науки и как части общественной жизни. Р.Рамзей схематически представляет социальную работу в современном состоянии как хаотическое образование, в котором домен социальной работы распа­дается на домен практики и домен социального работника, следовательно, субъект и объект воздействия оказываются разъединенными (см. схему 6). Это противопоставление, свойственное науке ньютоновско-картезианской парадигмы, затрудняет развитие и функционирование

59.Рямзей Р. Указ. соч. С. 95-96.


социальной работы. Разнонаправленность парадигмы социальной работы системной парадигмы и использование на уровне практики в большинстве системных методов.

Схема 6. Модель социальной работы


которая называет в качестве такового проблемы механизмов регу­ляции социальных процессов, то есть дисбалансы связей в обществе, а значит, и сами связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.027 с.)