Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 5. Гипотетическое место теории социальной работы в системе наукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Науки естествознание
Общественные науки Дополнительная линия системной связи "общественные науки - теория социальной работы - психология" окончательно замыкает те плоскости, которые образовало в "треугольнике наук" внесение туда Б.М. Кедровым центра - психологии. Классификационная схема приобретает форму тетраэдра, совпадающую с универсальной концепцией Б.Фуллера. Таким образом, можно сделать вывод, что теория социальной работы способна выполнить интегративную, коммуникативную и системообразующую функции в системе наук. Ее появление в качестве науки можно расценить как еще один шаг на пути к тому уровню развития системы наук, при котором, согласно прогнозу К. Маркса, все науки сольются в единую науку о человеке44. Она объединяет достижения других наук и осуществляет их практическую реализацию на благо обществу, а также изучает общество и личность в развитии, используя методы и данные разных самостоятельных наук и свои собственные методы. В результате возникают многоаспектные исследования, существование которых невозможно в рамках какой-либо другой науки. Поэтому уникален вклад теории социальной работы в создание научных картин мира. Классификационные типы и виды картин мира были перечислены в первой главе данной работы. Но следует подробнее остановиться на их социальных составляющих. В частности, в классификационном типе, основанием для которого является род субстанциональных систем, выделены следующие этапы развития социальной картины мира: 1) синкретиче- 44 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.. Т. 42. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. С 41-124. екая, донаучная картина мира, 2) мозаичная картина мира, основанная на, множестве частнонаучных исследований; 3) интегральная картина мира, основанная на систематизации научного материала, построении междисциплинарных моделей человека и в конечном счете выражающаяся в современной тенденции формирования единой общей теории человека - антропономии Следует заметить, что социальная картина мира в настоящее время находится в начале третьего этапа своего развития. Теория социальной работы, признанная в качестве научной дисциплины, станет ощутимым импульсом, ускоряющим движение наук по пути интеграции. В ее исследованиях возможно объединение экономической и социологической модели человека, его исторического и этнического типа, а также психологической концепции его личности. Исследование, проводимое методом "социальной биографии", включает в себя все эти знания, соотнесенные с основными вехами жизненного пути исследуемого человека. Создается интегративная модель индивидуума, которая исследуется вместе с результатами ее реализации в социуме и обратной связью - от социума к индивидууму. Учитывая все это, можно рассматривать возникновение теории социальной работы как закономерный переход к последующей ступени на пути развития социальной картины мира, обусловленный, с одной стороны, запросами общества, и уровнями развития смежных наук - с другой. Во второй классификации картин мира, в которой основанием для подразделения служит тип объекта универсума, отображаемого в системе знаний, теория социальной работы играет аналогичную роль. Ее объект исследования включает в себя и общество, и человека, следовательно, в ее понятийном поле интегрируются общественно-историческая и гуманитарная картины мира. Признанная в качестве науки, она послужит "мостом" их сближения и последующего объединения. Теория социальной работы включает в систему своих знаний данные медицины, экологии и даже технические знания, интерпретируемые с экономической, экологической и психологической точек зрения. Следовательно, она может создать взаимосвязи в рамках изучения единого объекта всех четырех картин мира. Функции теории социальной работы в формировании системной картины мира, создающейся в настоящее время на основе разрозненных существующих, те же, что и в системе наук - интегративная, коммуникативная, системообразующая. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что теория социальной работы фактически является самостоятельной научной дисциплиной. Она обладает всеми структурными элементами развитой науки - собственными объектом и предметом, сложными и разнообразными основаниями, системой принципов, особыми закономерностями, системой категорий. В ее теоретическом пространстве су- ществуют два научных направления, взаимодействие которых - свидетельство протекания процесса научной революции. Как развитая наука теория социальной работы обладает основной идеей и развернутой системой методов. Уникальность объекта изучения и значительные связи теории социальной работы с другими дисциплинами позволяют определить ее специфическое место и функции в системе наук. Анализ функционирования теории социальной работы в системе наук как междисциплинарного научного образования позволяет утверждать, что ее последующее введение в таковую в качестве самостоятельной научной дисциплины явится новым шагом на пути развития не только для самой теории социальной работы, но и для системы наук в целом. 2.2. Проблемы интеграции науки и практики в социальной работе. Концепция "наука - профессия" Теория и практика социальной работы исторически развиваются не синхронно. По мнению Р.Рамзея, "это - отражение вековых противоречий во взаимоотношениях между наукой и социальной работой"45. Для многих граница между "научным" и "ненаучным" знанием пролегает там, где знания можно проверить экспериментально и там, где экспериментальная проверка невозможна. Если знания по социальной работе открыты для экспериментальных проверок, то они квалифицируются как наука, если нет - определяются как построенная на определенных взглядах доктрина. Специфика социальной работы такова, что результаты ее вмешательства в жизнедеятельность индивида или общества лишь частично поддаются количественному измерению статистическими или какими-либо еще точными методами. Часть результатов вмешательства затруднительно описать или спрогнозировать с научной точки зрения, поскольку они отличаются отдаленностью, большой вариативностью, разной степенью вероятности. Поэтому такой вид вмешательства нельзя квалифицировать как научный эксперимент. Следовательно, в сознании людей, занимающихся проблемами соотношения теории и практики социальной работы, возникает ее разделение на науку и практическую деятельность. Такое двойственное понимание существует и в настоящее время. В учебном курсе "Основы социальной работы", предназначенном для высших учебных заведений, дается отдельно определение социальной работы как науки, отдельно - как профессиональной дея- 45 Раизей Р. К созданию общей концепции социальной работы "наука - профессия. С.92. тельности. Социальной работа как наука представлена в курсе как сфера человеческой деятельности, "функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности"46. Социальная работа как профессия понимается как "деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а, во многих случаях, и жить"47 Такова доминирующая точка зрения, принятая коллективом ученых, разработавших данный курс, и одобренная рецензентом - Ассоциацией социальных работников. Нетрудно заметить, что второе определение является составной частью первого, в котором оно подразумевается под "специфической социальной деятельностью". Но все же в курсе обучения они разъединены и общего определения социальной работы, включающего все ее аспекты, не предусмотрено. М.В. Фирсов определяет, что "социальная работа" - базовое понятие для науки и практики... Оно идентифицирует определенную систему, парадигму феноменов.... Выступает в качестве метафоры, глубинный смысл которой можно постичь, только присвоив ее ценности, принципы и формы существования,... идентифицирует процесс в его культурно-исторической логике и конкретности"48. Это утверждение можно расценить как попытку создания общего определения понятия "социальная работа", поскольку в нем нашли достаточно размытое отражение три смысловых аспекта данного понимания. Наука подразумевается как "парадигма феноменов", альтруистическая мораль в обществе и личностные качества социальных работников - как "ценности, принципы и формы существования", профессиональная деятельность - как "процесс в его конкретности". Не внесена цель социальной работы всех уровней (оказание помощи) и связи этих аспектов между собой. Адекватно отражены лишь составляющие альтруистической морали. Наука - это нечто большее, чем парадигма феноменов. Феномен - "понятие, означающее явление, данное в опыте"49. Наука не сводится к системе проверенных опытом понятий. Суть процесса практической деятельности в утверждении не раскрыта. Поэтому определением его назвать затруднительно. Но далее М.В.Фирсов приводит четкое определение профессии: "Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, направленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся"50. Затем не менее рациональное определение нау- 46.Основы социальной работы / Отв. ред. Павленок П.Д. М: ИНФРА-М, 1997. С. 6 47 Там же. С. 16. 48. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы С 5. 49Философский словарь / Под ред Фролова И.Т. М: С 386. 50. Фирсов М.В. Указ. соч 1997. С. 5. 44 ки: "Понятие "социальная работа" идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности, в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов" 51. Несмотря на четкость понимания специфики науки и профессии, возникают затруднения с осуществлением интегративного определения социальной работы. Это явление можно отнести к последствиям исторически сложившейся раздвоенности социальной работы. Хотя М.В.Фирсов является представителем системного мировоззрения в теории социальной работы (о чем свидетельствует его определение науки), объединить науку и профессию в одну систему ему не удалось Л.Г. Гуслякова констатирует, что существует "различие в понимании сущности социальной работы и ее специфики как социальной деятельности"52 Следовательно, наука (или экспериментально проверяемая часть социальной работы) развивается по одному пути, а практическая деятельность несколько по другому, хотя связь между ними очевидна. Практическая деятельность по отношению к науке находится на периферии. Поэтому она и в настоящее время использует в большинстве линейные методы воздействия на ситуацию (но есть исключения), хотя на практическом уровне признаны системные взгляды Отставание в развитии практики от теории в социальной работе -явление не только российское, но и общемировое. Р. Рамзей констатирует, что "большинству социальных работников, независимо от их географического местонахождения или культурного окружения, свойственно "сидеть на бугорке... линейной науки", причем многие поддерживают детерминистские позиции ньютоновской науки"53 Практическая деятельность по осуществлению социальной защиты масштабна и не всегда вмещается в "поле зрения" науки Но специфика этой деятельности требует применения научных знаний (а в некоторых случаях даже выработки их) и научных методов. Тогда практика подменяет собой науку Социальная работа как профессиональная деятельность имеет следующие функции: информационную, диагностическую, прогностическую, организационную, психолого-педагогическую, оказание практической помощи, управленческую54. Социальный работник - практик, осуществляя свою деятельность, последовательно переходит от функции к последующей функции. Такая логическая цепь хороша для работы на микроуровне (клиент - 51 Там же. С. 7. 52. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. С. 4. Рамзей Р. Указ. соч. С. 98. 54. См: Основы социальной работы. С.20 45 индивид, семья, село, небольшой город). На мезоуровне, уровне города областного или республиканского значения, при использовании этой цепи уже произойдет подмена функций науки функциями практики. Еще очевиднее это на метауровне, уровне страны. Функции каждой науки - описание, анализ, прогноз. Они тождественны информационной, диагностической и прогностической функциям социальной работы. Но в социальной работе они оказались достоянием практики. Причина такого смещения акцентов заключается в том, что работник, прежде чем приступить к деятельности, обязан составить как можно более полное представление об объекте деятельности, выяснить причины его неудовлетворительного состояния и, по возможности, предвидеть результаты своего вмешательства. При этом наука становится составной частью практической деятельности. Но при рассмотрении указанных ранее определений науки и практики очевидно, что, напротив, практическая деятельность вместе с ее объектом воздействия - социальной сферой - являются составляющими домена науки - теории социальной работы. Домен - новое понятие для российской гносеологии. "Домен" (сфера) науки определяет объективные отрасли, где приложимы научные методы. Домен относится к системной границе событий или явлений, которые становятся, или могут становиться, объектами исследования"55. В границы домена теории социальной работы входят и социальная действительность, и деятельность по ее гармонизации как объекты изучения. Наличие в домене самостоятельного социокультурного института -системы осуществления социальной работы - привело к тому, что домен оказался под его влиянием. Функции, представленные науке, на данном этапе доминирования практической социальной работы ограничены. Выработку и систематизацию знаний о социуме и социальной деятельности можно расценить как описание и анализ. Анализ и моделирование методов социальной работы - как ее экспериментальное поле. Прогностическая функция оказалась фактически предоставленной профессиональной деятельности. Такое понимание определяет социальную работу как трехступенчатую систему - "наука - эксперимент - практика". Это и есть современное состояние социальной работы, при котором внимание науки направлено на эксперимент, в то время как практика продолжает осуществляться рутинными методами. Неравномерное развитие и относительная самостоятельность теоретического и эмпирического уровней - нормальное для научной дисциплины состояние. "Выделив теоретическое и эмпирическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, можно сказать, что предмет их разный, т.е. теория и эмпирическое 55. Рамзей Р. Указ. соч. С.92. исследование имеют дело с разными срезами одной действительности"56. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции, и между ними оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. "Изолированная теория никогда не сопоставляется с экспериментом, акт этого сопоставления предполагает использование целой иерархии теорий и гипотез"57. Задача этих теорий и гипотез, среди которых могут быть теории, заимствованные из других областей знания, состоит в том, чтобы связать ненаблюдаемое с наблюдаемым, существующий в рамках теории идеализированный объект с реальным предметом изучения. Затруднения в создании такого ряда звеньев, связующих теорию и практику социальной работы, обусловлены особенностями ее исторического развития и уникальностью ее составного, двухуровневого домена. Для успешного соотношения результатов на разных уровнях науки, приведения знания в единую систему необходимо систематизировать сами уровни научного знания, определить место, роль и функции каждого из них в пространстве науки. Существуют две гипотезы структурирования социальной работы Первая из них принадлежит к линейной парадигме социальной работы. В.Н.Ярская констатирует, что развитая наука имеет три уровня: теоретический, эмпирический, прикладной. Она пишет: "Теория социальной работы интегрирует социологические, психологические, правовые, медицинские и культурфилософские знания о человеке, процессах его социализации и, одновременно, маргинализации и погра-ничности. Эмпирическая ее часть, отталкиваясь от теоретической концепции, накапливает результаты анализа, изучения, наблюдения, статистики по всем группам риска..., прикладная часть.. разрабатывает, апробирует и внедряет специальные технологии фасилитации, по социальному консультированию, диагностике и терапии"58. Эта классическая линейная структура аналогична досистемным структурам точных и естественных наук. На ее основе возможно создание интегрального определения социальной работы. Оно необходимо для того, чтобы создать единую научно-профессиональную систему в сознании людей, осуществляющих эту деятельность. Для социальной работы больше, чем для других наук, вредна разобщенность уровней; необходимо их синхронное, взаимодополняющее функционирование, поскольку она несет определенную ответственность перед обществом. Она должна соответствовать его изменяющимся запросам, то есть иметь возможность оперативно изменять 56 Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М: Высшая школа. 1992. С. 96. 57 Лекторский В.А Субъект. Объект. Познание. М: Наука. 1980 С. 193. 58. Ярская В.Н. Указ. соч. С 41 направления и задачи исследования, аспекты вырабатываемых знаний, специфику практических методик. При слабых межуровневых связях и несоответствии их друг другу по степени развития такая оперативность работы затруднена. Но для гармонизации общественных отношений она необходима, и, следовательно, необходимо создание единой научно-профессиональной системы социальной работы. Интегральное определение социальной работы является значительным шагом на пути к этой системе. Но поскольку В.Н. Ярская такой задачи перед собой не ставит, то один из возможных вариантов определения представят авторы данной работы. Социальная работа - многоаспектная деятельность по осуществлению интеграции социологических, психологических, правовых, медицинских и культурфилософских знаний о человеке, процессах его социализации и маргинализации, по накоплению и интерпретации опытных знаний по всем группам риска, методы получения которых интегрируются в рамках научной теории, по созданию и внедрению различных технологий социальной фасилитации В таком определении осуществляется детерминистическая связь, последовательно проходящая от первого к третьему уровню. Уровень эксперимента выступает как звено обратной связи, поскольку знания исходя из специфики домена накапливаются не только по группам риска, но и по результатам воздействия методик социализации на группы риска. Накопление знаний - осуществление описательной функции науки. В концепции В Н.Ярской эта функция представлена эмпирическому уровню, в то время как более "сложные" функции науки - анализ и прогноз - являются, вероятнее всего, достоянием теоретического уровня. Функция описания сближает эмпирический уровень с теоретическим уровнем социальной работы. На основе единства функций науки возможно их объединение в научный уровень, который является управляющим для прикладного, профессионального. В этом случае теоретический и прикладной уровни, то есть теория социальной работы и профессиональная деятельность по осуществлению социальной работы, окажутся непосредственно связанными между собой. Внимание науки сконцентрируется на практической деятельности, которая будет осознана как экспериментальное поле науки. Это поможет ей быстрее и глубже проникнуться проблемами общества и проблемами осуществления социальной работы и выработать наиболее эффективные и экономичные способы их решения. Вариант развития двухуровневой системы социальной работы нашел свое выражение в концепции "науки - профессии" Р.Рамзея Концепция возникла в понятийном пространстве системной парадигмы теории социальной работы. В основу ее легло открытие Б Фулле- ра, сделанное им в рамках общенаучной теории систем. Открытие Б. Фуллера заключается в том, что у природы, скорее всего, одна наиболее экономичная и геометричная система координат, пригодная для всех систем, независимо от количественных или качественных элементов. Минимальная системная структура в природе - геометрический четырехгранник, тетраэдр, состоящий из четырех вершин, четырех идентифицируемых плоскостей и шести ребер. Форма тетраэдра и есть естественная модель системы координат. Она явилась экспериментальным подтверждением того, что все науки - единое целое, от социологии и психологии до электромагнитной теории и кристаллографии, и могут быть описаны единой геометрической моделью. Эта модель послужила графическим изображением отношений "я - другие" в социальной психологии. Р.Рамзей утверждает, что "парадигма "целостной науки" могла бы стать научным обоснованием, которое поможет социальной работе вырваться из паутины механистических воззрений и войти в XXI век в качестве "науки - профессии", занимающейся не линейным исследованием и деятельностью, а исследованием и деятельностью с сосуществующими и совместно эволюционирующими людьми и окружающей их средой"59. Утверждение Р. Рамзея можно расценивать как системный вариант целостного определения социальной работы. В сжатом виде оно будет звучать так: социальная работа - это наука-профессия, занимающаяся исследованием и деятельностью с сосуществующими и совместно эволюционирующими людьми и окружающей их средой. Такое определение предусматривает единство исследования и деятельности в социальной работе, объектом которых является общество, представленное как сосуществующие и совместно эволюционирующие люди (самоорганизующаяся система), в число которых входят и осуществляющие социальную работу. Следовательно, социальная работа - структура, изучающая и изменяющая общество и изучающая и изменяющая параллельно сама себя в соответствии с изменениями общества. Такой взгляд на социальную работу решает проблему синхронности развития прикладного и научного уровней, скорости и адекватности реагирования на проблемы общества, выявляет необходимость саморефлексии социальной работы как науки и как части общественной жизни. Р.Рамзей схематически представляет социальную работу в современном состоянии как хаотическое образование, в котором домен социальной работы распадается на домен практики и домен социального работника, следовательно, субъект и объект воздействия оказываются разъединенными (см. схему 6). Это противопоставление, свойственное науке ньютоновско-картезианской парадигмы, затрудняет развитие и функционирование 59.Рямзей Р. Указ. соч. С. 95-96. социальной работы. Разнонаправленность парадигмы социальной работы системной парадигмы и использование на уровне практики в большинстве системных методов. Схема 6. Модель социальной работы которая называет в качестве такового проблемы механизмов регуляции социальных процессов, то есть дисбалансы связей в обществе, а значит, и сами связи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.01 с.) |