Тема 8. Критерии эффективности социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Критерии эффективности социальной работы



1. Понятие "эффективность". Сущность критериев и показателей
эффективности.

2. Критерии и показатели эффективности социальной работы.

3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективно­
сти.


 

Контрольные вопросы

1. Проблемы междисциплинарных связей в социальной работе.

2. Основные парадигмы социальной работы как научного знания
и практической деятельности.

3. Проблемы интеграции теории и практики социальной работы.

4. Социум как предметная сущность социальной работы.

5. Сравнительный анализ научных направлений в теории соци­
альной работы и поиск путей их осуществления.

 

6. Многообразие точек зрения на предмет, объект, сущность,
функции и структуру теории социальной работы.

7. Систематизация категорий теории социальной работы как на­
учная проблема.

8. Собственная теоретическая парадигма социальной работы как
специфический объект исследования.

9. Философские основания социальной работы. Социально-
философские работы проблемы социальной работы.

10 Специфика социального развития России и ее влияние на
становление социальной науки и практики.

11. Многообразие моделей теоретического обоснования практики
социальной работы.

12. Сущность и различия отечественной и западноевропейской парадигм социальной помощи.

13. Проблема целостного представления о человеке в теории со­
циальной работы

14 Социокультурные ценности общества и их связь с социальной
работой.

15 Оптимизация системы "человек - среда" как основная цель и
направление социальной работы.

16 Проблема критериев эффективности социальной работы.

17 Социокультурные детерминанты и дифференциация содержа­
ния и форм социальной работы.

18 Современные тенденции социального развития и основные
направления социальной работы.


 




Рекомендуемый библиографический список

1. Антология социальной работы: В Зт. / Сост. М.Ф. Фирсов М.,1994-
1996

2. В поисках истины: Материалы методологического семинара по кате­
гориальному аппарату социальной работы / Отв.ред Попов В.Г., Деми-
доваТ.Е.
М., 1995

3. В поисках истины: Материалы методологического семинара "Соци­
альная работа и социальная педагогика / Отв.ред. Янкова З.А. М., 1995.

4. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной рабо­
ты. М. 1997.

5 Козырева И.А. Технологизация гуманитарного знания (социальная технология как новая учебная дисциплина // Материалы научных трудов ученых гуманитарного факультета Сыктывкарского госуниверситета. Сыктывкар, 1995.

6. Методологические аспекты формирования теории социальной ра-боты//Работник социальной службы. 1998. N1.

7 Основы теории социальной работы / Отв ред. Павленок П.Д. М., 1997

8. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образова-ния//Российский журнал социальной работы. 1995 N1

9 Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М., 1995.

10 Соколова А.В. Учреждения социального обслуживания функции,
направления деятельности, проблемы реформирования // Социальный
вестник Академии Госслужбы при Главе РК. Сыктывкар, 1998.

11. Социокультурные проблемы социальной работы М., 1996.

12 Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Панова
А.М., Холостовой Е.И.
М., 1997

13 Теория и методика социальной работы Ч.1,2 / Под ред. Жукова
В.И.
М., 1994.

14 Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. М., 1998.

 

15. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной рабо­
ты. М Воронеж, 1997.

16. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России М, 1995

17. Холостова Е.И. Место теории социальной работы в системе наук
// Российский журнал социальной работы. 1995. N1.

18. Холостова Е.И. Социальная работа: Теоретике - методологиче­
ские аспекты // Социальная работа. 1994. Вып. 6.

19 Энциклопедия социальной работы М, 1993-1994. Т. 1-3.


ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В настоящее время теория и методология социальной работы в России находится на той стадии развития, которая заставляет дока­зывать свое право на самостоятельное существование в системе общественных и гуманитарных наук. Такое состояние теории соци­альной работы обусловлено тем, что она не достигла того уровня научной организации, на котором возможно создание единой концеп­туальной основы формирования всех уровней изучения и практиче­ской деятельности. В исследованиях формулируются разные типы определений основных структурных компонентов теории социальной работы, обосновываются разные пути интеграции ее теоретического и практического уровней.

На сегодняшний день явно недостаточно теоретических разрабо­ток, темой которых явился бы сравнительный анализ теории соци­альной работы и логической структуры классической научной дисци­плины. Поэтому нами в качестве объекта исследования рассматри­ваются основные компоненты теории социальной работы в их связи с теоретическими положениями классической гносеологии

Предметом исследования является содержание теории социаль­ной работы и логическая структура развитой научной дисциплины, а также концепции интеграции теоретического и практического уровней социальной работы.

Основное положение состоит в том, что теория социальной рабо­ты представляется как обладающая статусом самостоятельной науки дисциплина, теоретико-методологическое осмысление которой явится более высокой ступенью развития как для нее самой, так и для всей системы наук.

Цель работы состоит в обосновании научного статуса теории со­циальной работы и в рассмотрении концепций ее интеграции с прак­тической деятельностью.

В качестве задач, последовательное разрешение которых способ­ствует достижению поставленной цели, выдвигаются следующие:

- анализ структуры научной дисциплины;

- изучение различных типов классификаций наук и выбор опти­
мальной классификации для использования в данном исследовании:

- рассмотрение структурного содержания теории социальной ра­
боты;

- выявление тождества структуры теории социальной работы
структуре классической научной дисциплины;

- определение гипотетического места теории социальной работы в
системе наук;



- сравнительный анализ наличествующих в теории социальной
работы научных направлений и поиск путей их осуществления;

- выявление способов интеграция теоретического и практического
уровней социальной работы, существующих в рамках ее научных
направлений, и их сравнение.

Логика работы заключается в последовательном раскрытии со­держания структурных элементов классической научной дисциплины и последующем соотнесении их со структурным содержанием теории социальной работы, а также в сравнительном анализе ее основных научных направлений с точки зрения целесообразности существую­щих в их понятийном пространстве путей интеграции теоретического и практического уровней социальной работы.

Глава I. Анализ содержательных компонентов

логической структуры развитой научной дисциплины

И систематизации наук

Содержание понятия "наука" многоаспектно. Чтобы иметь воз­можность определить, что является наукой, необходимо рассмотреть существующие в современной гносеологии определения науки. Одно из них дает В.А. Лекторский: "...наука - это область человеческой деятельности, которая специализируется на получении, производстве знания"1 Причем знание понимается им как "..такое специфическое образование, которому присуще свойство истинности, т.е. соответст­вия объективно реальному положению дел..."2. В этом определении указывается только одна функция науки - получение объективного знания. Другие аспекты понятия упускаются из виду. Поэтому целе­сообразно обратиться к более развернутому определению науки. В качестве такового может послужить определение В.С.Швырева: "Наука - особый тип знания об объекте.... Она призвана выработать какие-то средства объяснения и предвиденья реальных событий, что предполагает соотнесение любых научных представлений о данном объекте.. Единая конструкция системы научного знания оказывает­ся как бы разделенной на разные этажи, на каждом из которых воз­можна определенная самостоятельная конструктивная деятель­ность"3. Данная формулировка выявляет основной внутренний состав науки как таковой - ее теорию и эмпирику. Функция производства знаний переводится в область своего практического применения -

1 Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука. 1980. С. 5.

2. Там же. С. 57. 3. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. С.7.


объяснения и предвиденья реальных событий. В этом заключается связь науки с человеческой жизнедеятельностью, ее социальное значение. Но данное определение не исчерпывает сути понятия "наука" Поскольку оно применяется как ко всей совокупности челове­ческого знания в целом, так и к определенным областям знания -научным дисциплинам. В целях более точного определения данного понятия необходимо указать на дисциплинарный состав науки. Суще-ствует еще одно определение, данное В.С.Степиным: "В своих разви-тых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором определенные отрасли - научные дисциплины... выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимо­действующих между собой" 4. В свою очередь, каждая "научная дисциплина - сложное взаимодействие теоретических и эмпирических знаний, связанных в своем развитии с интердисциплинарным окруже-нием'5. В этом определении освещена дисциплинарная структура науки, присутствует разграничение теоретического и эмпирического уровней, но наука не осмыслена как социальная деятельность, не определен механизм ее связи с внедисциплинарным окружением, хотя указание на него есть. Данное исследование предполагает ос­вещение всех существующих смыслов понятия "наука". В связи с необходимостью объединения функций, структуры, состава, призна­ков и др. специфических особенностей науки в единое представление о ней, целесообразно обратиться к "Философской энциклопедии". Она содержит такое определение: "Наука - важнейший элемент ду­ховной культуры, высшая форма человеческих знаний, которые дос­тигаются посредством соответствующих методов познания, выра­жающихся в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука - система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности лю­дей, дающая возможность предвиденья и преобразования действи­тельности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, "духовного производства", имеющая своим содержанием и результатом целенаправленные собранные факты, выработанные гипотезы и теории, с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования"6 Это определение содер­жит в себе подробное перечисление внешних, выраженных в общест­венном сознании, и внутренних, структурных, элементов понятия "наука". Оно дополняет и конкретизирует предыдущие определения, но и само, по сравнению с ними, не является полным. Следователь-

4 Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа. 1992

С. 88.

5. Там же. С. 88.

6. Философская энциклопедия / Глав. ред. Константинов Ф.В.. 2-е изд. М.: Сов. энцик­лопедия, 1964. Т.З. С. 562.



но, для точного определения понятия необходимо синтезировать все перечисленные формулировки. Тогда наука - это часть духовной культуры человечества, имеющая содержанием знание, организован­ное как система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, являющаяся человеческой деятель­ностью по объяснению, предвиденью и преобразованию действи­тельности, существующая как интегрированная система отдельных дисциплин, имеющих теоретический и эмпирический уровни, уни­кальные объекты изучения и соответствующие им методы исследова­ния. Общеизвестно, что термин "наука" употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Потому что струк­тура, цель и функции отрасли науки являются, в общих чертах, еди­ничным отражением структуры, цели и функций науки в целом. Вся-кая частная дисциплина есть необходимый элемент всей системы "наука" Поэтому термин "наука" может иметь как общий, так и част­ный смысл. Специфика данного исследования требует, чтобы термин наука" использовался в значении "научная дисциплина" как часть упорядоченного общенаучного знания. Наука как совокупность чело­веческих знаний будет обозначаться понятием "система наук"

Далее следует определить состав научной дисциплины и ее логи­ческую структуру. Что касается состава науки, то "..критерий форми­рования любой науки общий: определение предмета исследования, выработка понятий, соответствующих этому предмету, открытие принципа или создание теорий, позволяющих объяснить множество фактов"7.

В целях наилучшего понимания состава науки необходимо рас­крыть содержание гносеологических категорий, формирующих этот критерий. Среди разнообразных разъяснений, данных В.С. Степиным, В.С. Швыревым, В.А. Лекторским, целесообразно обратиться к гно­сеологической системе "логическая структура науки", обоснованной П.В. Копниным, поскольку ее элементы являются расширенным со­ставом содержания критерия формулирования науки. Она также рас­крывает их суть, демонстрирует генетические и структурные связи между собой и с реальной действительностью. С точки зрения П. В. Копнина, для выявления логической структуры науки существует только один путь - "рассмотреть современные зрелые отрасли научного знания, в которых наиболее четко выражена и уже осмыс­лена структура; на основе анализа этих отраслей знания попытаться уловить тенденцию в развитии структуры науки, образующую реаль­ный идеал научного знания"8 Проанализировав тенденции структури­рования различных отраслей научного знания, Г.В.Копнин вводит в


концепцию логической структуры науки дополнительные понятия -"основания" и "идеи". В основания входят объект и субъект познания, которые демонстрируют связь отдельной науки с действительностью и с другими науками. В идеях синтезируются знания об объекте и субъек­те, находят отражение способы преобразования действительности, вы­работанные наукой. Условно их можно назвать итогами развития науки. Все остальные составляющие логической структуры науки равнозначны категориям критерия и представляют собой, в понимании П.В.Копнина, ступени развития науки от оснований - условий ее зарождения - до идей - ее конечных продуктов.

Недостатком логической структуры П.В.Копнина является отсутст­вие разъяснения соотношения предмета и объекта науки. Поэтому для понимания этого соотношения следует обратиться к другому источнику. "Объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность..."9. Предмет - та часть многогранного объекта, которая познается отдельной наукой. В понимании П. В.Копнина объектом науки в целом является вся материальная действительность и прак­тическая деятельность человека. Охватить все это исследованием не может ни конкретная дисциплина, ни вся существующая система наук. Поэтому "в современной логике и методологии науки особо выделяется понятие "предмет исследования", которое противопос­тавляется понятию объекта исследования. Под предметом исследо­вания обычно понимается та сторона объекта, которая рассматрива­ется в данном исследовании. Иногда предмет трактуют более широко, включая в него также эмпирическую область исследования, исследова­тельские средства и процедуры, а также задачу исследования"10 При таком разграничении оказывается, что один и тот же объект может быть одновременно предметом ряда исследований различных наук. Тогда возникает проблема синтеза этих разных предметов при построении еди­ной теории объекта. Специальные логические средства такого синтеза в настоящее время практически отсутствуют, и их создание является одной из главнейших задач в исследовании систем и структур. После такого объяснения взаимосвязи двух основных категорий науки - предмета и объекта - можно непосредственно обратиться к логической структуре науки.

П.В.Копнин выявляет в качестве элементов логической структуры следующие составляющие: 1) основания; 2) законы; 3) основные понятия; 4) теории; 5) идеи.

Существует два рода оснований науки.

1. Основания, находящиеся за пределами науки. Этими основа-ниями являются материальная действительность и практическая


 


7. Там же С. 563.

8. Koпнин П.B. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль. 1974. С.497.


9. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1981. С.358. 10. Философская знциклонедия. С. 357.



деятельность человека. Первая составляет объективное содержание любой науки, субстанцию, из которой черпаются знания, закономер­ности которой отражаются в системах научных понятий. Она объект познания. Вторая - критерий истинности научных теорий, в который упирается любое доказательство. Она производство знаний; объяс­нение и предвиденье явлений первой. Она субъект познания. Но ни материальная действительность, ни практика как таковые не входят ни в систему какой-либо одной науки, ни в содержание науки в целом. Они включаются в систему научного знания уже отраженными в соз­нании человека: одна - в виде теорий, принципов, аксиом, законов науки; другая - в форме определенного логического способа по­строения теорий.

2. Основания, входящие в саму систему науки. Они составляют те теоретические положения, которые выражают общие закономерности предмета данной науки, раскрываемые в какой-то мере с определен­ной стороны во всех ее теориях. Эти положения принимаются за ос­нову при логическом построении данной науки. Такие положения связывают ее с материальной действительностью, причем либо не­посредственно, либо через положения, входящие в систему какой-то другой науки. В системе данной науки они не имеют строгого доказа­тельства своей истинности. Она или доказывается путем выведения этих положений из суждений другой науки, носящих более обобщен­ный характер, или устанавливается путем обобщения опыта всего научного познания и практики жизни, в том числе и развертывания содержания предмета данной науки.

Законы науки являются, по существу, ее фактической базой. Это утверждения, отражающие предмет данной науки и носящие всеоб­щий характер. Законы, как особый вид фактов, достоверны и в про­цессе развития науки не опровергаются, изменяется только область их приложения.

В построении науки они выступают в качестве принципов истинно­го знания, содержащегося в данной науке. "Понятия "закон" и "принцип" в науке одностепенны и трудноразличимы. Закон становит­ся принципом, когда он выполняет логическую функцию в системати­зации знания, служит исходным положением в построении теории, в достижении нового знания"11. Законы составляют костяк теоретиче­ских построений, а открытие закона - одна из главных задач всякого научного знания.

Основания и законы науки существуют в форме понятий или их систем. Понятия науки по своему месту и значению неравнозначны. Есть понятия, фундаментальные для данной науки, отражающие общие закономерности предмета и имеющие отношение ко всем ее


теориям. Есть другие понятия, которые относятся к отдельным тео­риям, отражают не общие закономерности предмета науки, а отдель­ные его стороны и моменты.

Гносеологическое понятие "теория" имеет для данного исследования особое значение, поскольку на следующем этапе работы немаловажное место уделяется сравнительному анализу теоретических конструктов, существующих в социальной работе. Поэтому следует всесторонне рас­смотреть его, используя не только взятую за основу точку зрения П.В.Копнина, но и другие, существующие в гносеологии взгляды на тео­рию. В понимании П. В. Копнина "теория является средоточием знания, выражением некоторого целого, тенденцией развития предмета, в ней проявляется объективность содержания понятий науки. Теория - особая форма познания, имеющая свою структуру"12. Теория - это система на­учного знания, описывающая и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому, объединяющему началу. Теория эври-стична, она предполагает обнаружение новых фактов и законов.

Вышеизложенное является логическим значением теории. Чтобы узнать ее структурный состав, можно обратиться к "Философскому энциклопедическому словарю": "Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие ее формы - за­коны науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы - генетически могут предшествовать собственно теории, со­ставляя базу ее формирования; с другой стороны, они нередко взаи­модействуют с теорией в качестве элементов"13 В современной ме­тодологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории: 1) исходную эмпирическую основу, которая включает в себя множество зафиксированных в данной области знания фактов, дос­тигнутых в ходе эксперимента и требующих теоретического объясне­ния; 2) исходную теоретическую основу - множество первичных до­пущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логики теории -множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющих основной массив теоретического знания. Методологически центральную роль в формировании теории играет "...лежащий в ее основе идеализированный объект - теорети­ческая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации"14. Идеализированный объект есть объединяющее начало всех законо­мерных связей, отраженных в данной теории. Идеализированный объект не равнозначен фактическому предмету исследования науч-


 


11.Копнин П.В.. Указ. соч. I974. С. 502.


18


12. Там же. С. 504.

13. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 1983.С. 403. 14. Философский словарь. С 678.


ной дисциплины. Соотношения элементов идеализированного объек­та, как исходные, так и выводные, представляют собой теоретические законы, которые в отличие от эмпирических законов формулируются посредственно не на основе изучения опытных данных, а путем опре­деленных действий с идеализированным объектом. Таким образом, предмет изучения любой науки оказывается как бы разделенным на свое материальное воплощение (объект изучения эмпирики) и теоре­тическую модель, изучаемую несколько иными методами. Теория может развиваться в относительной независимости от эмпирического исследования - посредством знаково-символических операций по правилам математических или логических формализмов, посредст­вом введения различных гипотез, допущений или теоретических мо­делей. Двухуровневая структура науки приводит к тому, что "теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; и в этих корреляциях, в отношениях между ними оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается толь­ко в результате теоретического исследования"15 Поэтому, несмотря на определенную автономию, эти два уровня составляют диалекти­ческое единство общего и частного.

Понятие "идеализированный объект" фактически смыкается с по­нятием "парадигма", разработанным Т Куном Суть парадигмы Т. Кун объяснял так: "Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу"16 Теоретическое образование у Т Куна носит название "дисципли­нарная матрица". "Все, или большинство предписаний из той группы предписаний, которую я называю парадигмой, частью парадигмы, или как имеющую парадигмальный характер, являются компонентами дисциплинарной матрицы. В этом качестве они образуют единое целое и функционируют как единое целое"17. Такое соотношение аналогично соотношению теории и идеализированного объекта, кото­рый также является центральной единицей теории, моделью сущест­венных связей реальности и, следовательно, моделью постановки проблемы, набором гипотетических допущений, которые являются результатом признанных всеми научных достижений, поэтому можно провести условную параллель между ним и парадигмой. В дальней­шей работе теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений, будет обо­значаться термином "парадигма".

Осветив аспекты понятия "теория", выявив его системные связи с


другими составляющими научной дисциплины, целесообразно про­должить изучение логической структуры науки П.В.Копнина. Завер­шающим звеном логической структуры являются идеи. В идее "органически соединяются два момента, необходимые для науки: объективно-истинное отражение действительности и создание форм ее преобразования с установлением средств практической реализа­ции их"18. Чтобы образовать идею, необходимо знание не только об объекте, но и о субъекте, его целях и стремлениях, общественных потребностях и знания о знании, то есть о средствах и путях вопло­щения теоретического знания в жизнь. "В идее выражено познание фундаментальной закономерности, которая дает основу для объеди­нения понятий и даже теорий"19. Синтетическая функция (организа­ция знания) - это прошлое идеи, а ее развитие и реализация проис­ходят в научном методе.

Идея - это вывод, обоснованный в теории и формирующий метод. В ней также находят свое отражение существующие общественные потребности, общенаучные парадигмы и даже нормы морали. Идеи преходящи, они сменяются в ходе развития науки и общества. "Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; сис­тема регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной деятельности"20 Метод находится в неразрывном единстве с теорией, любая система объективного знания может стать методом. Метод - по существу теория, обращенная к практике иссле­дования. Каждый научный закон, отражая то, что есть в действитель­ности, указывает на то, как нужно мыслить о соответствующей сфере бытия. Следовательно, играет направляющую роль в познании и преобразовании мира. П.В.Копнин подчеркивает диалектическую природу метода. "Познанные закономерности составляют объектив­ную сторону метода, возникшие на их основе приемы исследования и преобразования явлений - субъективную"21. Метод всегда эвристи-чен, целью его является новое знание.

Существуют различные классификации методов. Б.В. Кедров подраз­деляет методы на: 1) общие - философские; 2) особенные - принятые во всех науках, но соотносимые со специфическим характером отдельных форм движения материи; 3) частные - реализуемые одной наукой, свя­занные со специфическими формами движения материи. П.В. Копнин выделяет две группы методов: 1) философские; 2) специальные. В его классификации нет разделения второй группы методов на общенаучные и частнонаучные, в нее отнесены все нефилософские методы. В


 


15Степин В.С. Указ. соч. С. 96.

16. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. I975. С. 11.17.Там же С.229.

Там же. С. 229.


18 Копнин П.Г. Указ. соч. С. 506.

19 Там же. С. 508.

20 Философская энциклопедия. С 410

21 Копнин П.В. Указ. соч. С. 509.



"Философской энциклопедии" приведена несколько иная классификация: существуют философские методы, включенные в ткань научного позна­ния во всех его сферах, эмпирические, которые включают в себя наблю­дение и эксперимент, осуществляющийся с помощью соответствующей аппаратуры, и теоретические методы, к которым относятся все методы так называемых дедуктивных наук, наиболее ярким примером которых может служить математика.

Судя по этим примерам, можно сделать вывод, что методы сущест­вуют в качестве: 1) философских, задействованных в любой области научного знания; 2) нефилософских, которые могут применяться или не применяться в научном познании в зависимости от его специфики.

На этом завершается обзор содержаний основных компонентов научной дисциплины. Но полнота отображения научного мира этим не исчерпывается, поскольку ни одна наука не существует изолиро­ванно. Она всегда следствие развития какой-либо старейшей науки (исключение составляет философия, являвшаяся праматерью всех наук) и зачастую сама - основание для возникновения молодой нау­ки. Отдельная дисциплина может заимствовать методы других наук; ее предмет может служить средством познания глобального объекта, лишь дополненный познанными предметами других наук. Следова­тельно, существуют горизонтальный и вертикальный ряды взаимоза­висимостей наук друг от друга. Чтобы представить все науки как еди­ную систему, необходимо проследить их связи. Для этого нужно проран-жировать их по определенному единому критерию, чтобы на его основе сгруппировать и упорядочить.

Существуют разные варианты классификации наук и разные методы ее построения.

Например, Л.Г.Джахая, классифицируя науки, осуществляет их подразделение на теоретические и прикладные исходя из специфики их предмета. Предметы прикладных наук характеризуются тем, что созданы человеком, "сотворены в ходе его общественно-исторической практики"22 К таким наукам он относит, к примеру, математические, животноводство, геодезию. Для каждой из этих основных групп он строит отдельную классификацию, состоящую из трех горизонталь­ных рядов, расположенных друг под другом. Первый ряд сверху за­нимает философия, при классифицировании теоретических наук, и философская методология, если объект классификации - приклад­ные науки. Вторые ряды занимают основные теоретические, или ос­новные прикладные науки. Третьи - дифференцированные разделы основных наук, ставшие или становящиеся самостоятельными наука­ми. Порядок расположения наук - слева направо, причем на первом


месте в горизонтальных рядах стоят науки о природе, на втором мес­те - науки об обществе и на третьем - науки о познании. Такой поря­док обусловлен тем, что автор классификации выделяет три основ­ные составляющие области духовной и материальной действитель­ности, взаимосвязанные и вытекающие одна из другой: природу, общество и познание. Этот принцип сопоставления областей отража­ет путь развития действительности от простого к сложному.

Достоинство данных классификаций заключается в том, что, рас­сматривая ряды слева направо, возможно проследить степень ус­ложнения предметов науки, снизу вверх - степень расширения пред­метов науки, справа налево - процесс интеграции науки. Недостаток состоит в невозможности создания единой системы классификации теоретических и прикладных наук. Хотя тенденции к сближению су­ществуют, их можно усмотреть в том, что "каждая теоретическая наука окружает себя выводком прикладных наук"23, все же автор при­знает, что "эти две таблицы никогда не сольются полностью""", по­скольку теория оказывается в одной классификационной группе, а соответствующая ей эмпирика - в другой.

Но из единства мира,: расчлененного на разные области, вытекает единство наук, изучающих каждую из областей мира в отдельности. Единую, системную и многогранную картину мира может создать только единая система наук.

Поэтому следует найти единый критерий ранжирования для всех наук. Е.Д. Гражданников в основе метода системной классификации наук выдвигает гипотезу о существовании всеобщего периодического закона, который он называет фрагментарным законом. "Суть этого закона в том, что понятия, упорядоченные по критерию первичности-вторичности, образуют периодическую систему, роль периода в кото­рой играет классификационный фрагмент"25. Фрагмент является сис­темой классифицируемых групп понятий. Такая группа - это набор понятий, обладающих смысловым единством и упорядоченных по критерию первичности-вторичности.

К примеру, классификационный фрагмент "философия" состоит из трех групп понятий. Аналогично выстраиваются классификационные фрагменты "Космос", "Жизнь", "Человек", "Общество". Столь подробное отображение в классификации предмета науки позволяет видеть содер­жание и путь развития науки, но затрудняет возможность проследить связи наук. Также необходимо отметить, что полной классификации по этому методу еще не существует. Имеющиеся в наличии фрагменты составляют лишь два первых яруса системной классификации.


 


22 Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. Сухуми: Ашара. 1969. С. 215.


23 Там же. С. 222.

24 Там же. С. 223.

25 Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. Новосибирск
Наука. 1987. С. 4.


Цель исследования предполагает поиск логической основы синтеза всех наук, поиск формулы, описывающей открытую и универсальную систему, являющуюся областью научного познания человечества.

Такая формула существует в классификации Б.М.Кедрова, как "треугольник наук". В связи с тем, что существуют три основные, взаимосвязанные между собой области действительности - природа, общество и мышление, Б.М. Кедров делит все научное знание на "соответствующие или три главные отрасли: науки о природе - есте­ствознание, науки об обществе - социально-экономические, науки о мышлении, о человеческом духе - психологические и частично - фи­лософские, когда речь идет об изучении наиболее общих законов развития мышления"26. Классификационная схема представляет со­бой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, нижний правый угол - философские и нижний левый угол - общест­венные науки. Такой способ расположения наук обусловлен соотно­шением "треугольника наук" со схемой изображения универсального объекта науки, представляющего собой действительность, представ­ленную уровнями ее развития. (См. схему 1). От неживой природы (вершина треугольника) до общества (нижний левый угол) и мышле­ния (нижний правый угол). В "треугольнике наук" получает общее вы­ражение внешний дисциплинарный синтез всех наук.


их методы приложимы практически к любой отрасли научного знания. Еще одним средством стерженизации (системной интеграции) всех наук явилась наука психология. Внесение психологии в систему "треугольника наук" повлекло за собой образование в нем новой грани - новых линий связи. Место психологии оказалось в середине тре­угольника, немного смещенное к его правому нижнему углу. Выстрои­лись одна вертикальная и две наклонные системные связи, соеди­нившие психологию с вершинами треугольника. (См. схему 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.052 с.)