Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 3. Системный объект теории социальной работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизм регулирования социальных процессов
Общество
Поэтому можно констатировать, что первое определение объекта социальной работы содержится во втором, так как логически вытекает из него. Значит, для получения более точного представления о теории социальной работы целесообразно остановиться на определении ее объекта, сформулированного Л.Г.Гусляковой. Известно, что под предметом конкретной науки понимают ту сторону ее объекта, которая наиболее пристально рассматривается в научных исследованиях. Если объект изучения теории социальной работы - нарушения функционирования социальных связей в обществе, то ее предметом, принимая во внимание цель науки - гармонию социальных связей на уровне человека и общества, будет изучение причин нарушения социальных связей, способов и средств их коррекции. З.А.Янкова утверждает, что в качестве своего предмета и, следовательно, специфического угла рассмотрения, социальная работа "избрала процессы гармонизации общества, изменение условий, мешающих человеку расширить свои творческие потенции, преодолеть социальное (в том числе и материальное) неблагополучие"33. В этом определении предмета теории социальной работы в качестве таково-го названы процессы гармонизации общества, понимаемые как изменение неблагоприятных социальных условий, в которых существует человек. Изменение жизненных условий, приобретение социального и материального благополучия всегда осуществляются человеком за счет качественного изменения его социальных связей. Следовательно, данное видение предмета соответствует специфике объекта теории социальной работы. Но недостатком его является то, что опускается необходимость изучения причин общественных дисгармоний и все внимание акцентируется на коррекционной стороне исследований. Л.Г.Гуслякова так, несколько по-иному, определяет предмет теории социальной работы: "закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъективности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации"34 Понятие "закономерность" заключает в себе причинно-следственные связи явлений между собой. Следовательно, предметом теории социальной работы в понимании Л.Г.Гусляковой является изучение причинно-следственных связей, благодаря которым происходит становление и самореализация человека как личности. Таковыми являются, в первую очередь, социальные связи. Жизнь личности - "личная жизнь - это прежде всего личное, индивидуальное участие и особенный способ осуществления жизни общественной, профессиональной"35 Важность самореализации для обретения личностью смысла жизни подчеркивал Ж.-П. Сартр: "человек существует настолько, насколько себя осуществляет"36 Осуществление себя есть в определенной степени осуществление жизни общественной. В сопряженности этих двух понятий заключена суть гармонии связей между человеком и обществом, к достижению которой стремится социальная работа. Следовательно, в определении предмета Л.Г. Гуслякова освещает ту грань объекта, которую необходимо изучать, чтобы иметь ключ к пониманию возможностей положительного воздействия социальной работы на объект в целом. Поэтому следует остановиться на этом определении предмета. Дальнейший анализ содержания теории социальной работы можно провести с привлечением концепции логической структуры науки, обоснованной П.В.Копниным37. Первым компонентом этой структуры являются основания науки. Первое основание, существующее вне пределов системы теории социальной работы, есть то, благодаря чему возможно существование научной рефлексии как таковой, -наличие в материальной действительности общества разумных людей. Из необходимости изучения общества возникли социальные и гуманитарные науки. Но ни одна из обществоведческих и гуманитарных наук не выделяет в качестве своего предмета проблемы общества, или проблемы личности, или проблемы, возникающие вследствие противоречия "личность - общество". Гуманизация сознания людей в XX в. сфокусировала интересы общества на этих проблемах, и, как следствие, появилась потребность их изучения. Осознание в обществе этой потребности стало поводом для возникновении и развития теории социальной работы
33. Янкова З.А. Социальная работа и ее место в системе социального знания // В поисках истины: Материалы методологического семинара "Социальная работа и социаль-наяпедагогика: общее и особенное" М., 1995. С. 50 34 Гуслякова Л.Г. Указ. соч. С. 16 35. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. С. 18. 36 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат. 37 См. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль. 1974. как научной дисциплины. Основаниями следующего порядка являются интегрируемые в рамках теории социальной работы социологические, психологические, правовые, медицинские и культурфилософ-ские знания о человеке, процессах его социализации и, одновременно, маргинализации и пограничности. Эти знания, полученные в процессе развития других наук, принимаются за основу при логическом построении данной науки в качестве теоретических положений, доказательства истинности которых остаются в рамках сотворивших их наук. Широкое разнообразие видов знания, вовлекаемых в теорию социальной работы, обусловлено широким диапазоном проблем, изучаемых ею. Оно свидетельствует, что теория социальной работы является междисциплинарной наукой, осуществляющей интеграцию знаний всех общественных наук с целью их практического применения для повышения уровня развития данного общества. Основания второго порядка создают исходную теоретическую базу для социальной работы, на основе которой ею осуществляется изучение предмета, а на основе их синтеза создается система принципов и закономерностей данной науки. Принципы теории социальной работы можно подразделить на три следующие группы: 1) общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об 2) общие принципы социальных наук: принципы историзма, соци 3) специфические принципы социальной работы: принципы гума Каждая последующая группа принципов выступает как частный случай предыдущей. В системе принципов социальной работы нетрудно заметить строгую иерархию, обусловленную историей возникновения теории социальной работы как научной дисциплины и ее особым местом в системе наук, а также уникальным предназначением. Следующим важным компонентом теории социальной работы как науки являются закономерности. Во-первых, закономерен сам характер социальной работы как определенного вида социальной деятельности. Эта деятельность отражает связи "между объективными потребностями общества в этой самой работе и условиями, в которых она осуществляется, между содержанием социальной работы и потребностями людей и социальных групп, в отношении которых она проводится... Они существенны и необходимы, ибо направлены на самосохранение общества, его стабильность, снижение социальной напряженности, устранение конфликтов, то есть на достижение соци- альной гармонии... Социальная работа должна постоянно воспроизводится, потому что постоянно воспроизводятся те соц. проблемы, которые она должна решать"38. Итак, закономерными являются существование, природа, сущность, содержание и объективная направленность социальной работы. Она - необходимое следствие развития общества и одна из причин последующего его развития и гуманизации. Закономерность самой социальной работы представляет собой систему закономерностей. Л.Г.Гуслякова считает, что их следует разделить на группы, причем основания для классификации групп могут быть самыми различными. Основанием может являться клиент (это - индивид, группа, общество), в этом случае выявятся закономерности сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (индивида, группы, общества). Основанием могут быть механизмы воздействия среды обитания на клиента - здесь можно говорить о закономерностях формирования социально-педагогического воздействия социальной среды на индивида. Также основанием может являться характер взаимодействия общества и личности. Таковыми выступают закономерности формирования и потребления социальных услуг39. Вся совокупность закономерностей выявляет объективную природу социальной работы. Она является следствием отражения обществом имеющихся у него проблем, результатом осознания необходимости их коррекции. Следующим компонентом логической структуры науки, по П.В.Копнину, являются ее основные понятия, которые фактически представлены ее категориями, поскольку категории - "форма осознания в понятиях способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления"40. Система категорий теории социальной работы отражает ее междисциплинарную специфику и в то же время является отображением общенаучного закона неравнозначности понятий. Категории подразделяются на две группы - собственно категории социальной работы, такие, как призрение нуждающихся, благотворительность, социальное обеспечение, и заимствованные из других наук, такие, как социализация, социальные отношения и др. Явления, обозначаемые этими категориями, рассматриваются социальной работой исходя из ее предмета. Данные категории в социальной работе зачастую имеют более узкое и специфичное значение, нежели в 38. Лавриненко В.Н. О понятийном аппарате социальной работы как науки // В поисках истины: Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы. М., I995. С 18 39. См.: Гусляковя Л.Г. Указ соч. С.18. 40 Философский словарь. С. 148. тех науках, из которых они заимствованы, поскольку применение их зависит от определенной цели. По мнению Л.Г.Гусляковой, в систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие, во-первых, специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики, с разными клиентами, в разных соц. ситуациях; во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Такая система будет представлять собой сеть категорий с тремя "горизонтальными" уровнями и одним "вертикальным", пронизывающим и скрепляющем все "горизонтальные". Следовательно, гипотетическая система категорий теории социальной работы поддается описанию с помощью тетраэдра Б.Фуллера. В качестве трех горизонтальных вершин предстают сферы социальной практики; разнообразные клиенты; разные социальные ситуации. Вертикально ориентированной, интегрирующей вершиной является профессиональная и непрофессиональная социальная работа. (См. схему 4).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.61 (0.01 с.) |