Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 3. Системный объект теории социальной работы

Поиск

 

Механизм регулирования социальных процессов
(или регуляции поведения)_________________

группа

Общество

 

Поэтому можно констатировать, что первое определение объекта социальной работы содержится во втором, так как логически вытекает из него. Значит, для получения более точного представления о теории социальной работы целесообразно остановиться на определении ее объекта, сформулированного Л.Г.Гусляковой.

Известно, что под предметом конкретной науки понимают ту сто­рону ее объекта, которая наиболее пристально рассматривается в научных исследованиях. Если объект изучения теории социальной работы - нарушения функционирования социальных связей в обще­стве, то ее предметом, принимая во внимание цель науки - гармонию социальных связей на уровне человека и общества, будет изучение причин нарушения социальных связей, способов и средств их коррек­ции. З.А.Янкова утверждает, что в качестве своего предмета и, следо­вательно, специфического угла рассмотрения, социальная работа "избрала процессы гармонизации общества, изменение условий, ме­шающих человеку расширить свои творческие потенции, преодолеть социальное (в том числе и материальное) неблагополучие"33. В этом определении предмета теории социальной работы в качестве таково-го названы процессы гармонизации общества, понимаемые как изме­нение неблагоприятных социальных условий, в которых существует человек. Изменение жизненных условий, приобретение социального и материального благополучия всегда осуществляются человеком за счет качественного изменения его социальных связей. Следователь­но, данное видение предмета соответствует специфике объекта тео­рии социальной работы. Но недостатком его является то, что опуска­ется необходимость изучения причин общественных дисгармоний и все внимание акцентируется на коррекционной стороне исследова­ний. Л.Г.Гуслякова так, несколько по-иному, определяет предмет


теории социальной работы: "закономерности содействия становле­нию и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъективности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществ­ления, реабилитации"34 Понятие "закономерность" заключает в себе причинно-следственные связи явлений между собой. Следовательно, предметом теории социальной работы в понимании Л.Г.Гусляковой является изучение причинно-следственных связей, благодаря кото­рым происходит становление и самореализация человека как лично­сти. Таковыми являются, в первую очередь, социальные связи. Жизнь личности - "личная жизнь - это прежде всего личное, индиви­дуальное участие и особенный способ осуществления жизни общест­венной, профессиональной"35 Важность самореализации для обре­тения личностью смысла жизни подчеркивал Ж.-П. Сартр: "человек существует настолько, насколько себя осуществляет"36 Осуществле­ние себя есть в определенной степени осуществление жизни общест­венной. В сопряженности этих двух понятий заключена суть гармонии связей между человеком и обществом, к достижению которой стре­мится социальная работа. Следовательно, в определении предмета Л.Г. Гуслякова освещает ту грань объекта, которую необходимо изу­чать, чтобы иметь ключ к пониманию возможностей положительного воздействия социальной работы на объект в целом. Поэтому следует остановиться на этом определении предмета.

Дальнейший анализ содержания теории социальной работы мож­но провести с привлечением концепции логической структуры науки, обоснованной П.В.Копниным37. Первым компонентом этой структуры являются основания науки. Первое основание, существующее вне пределов системы теории социальной работы, есть то, благодаря чему возможно существование научной рефлексии как таковой, -наличие в материальной действительности общества разумных лю­дей. Из необходимости изучения общества возникли социальные и гуманитарные науки. Но ни одна из обществоведческих и гуманитар­ных наук не выделяет в качестве своего предмета проблемы общест­ва, или проблемы личности, или проблемы, возникающие вследствие противоречия "личность - общество".

Гуманизация сознания людей в XX в. сфокусировала интересы общества на этих проблемах, и, как следствие, появилась потреб­ность их изучения. Осознание в обществе этой потребности стало поводом для возникновении и развития теории социальной работы


 


33. Янкова З.А. Социальная работа и ее место в системе социального знания // В поис­ках истины: Материалы методологического семинара "Социальная работа и социаль-наяпедагогика: общее и особенное" М., 1995. С. 50


34 Гуслякова Л.Г. Указ. соч. С. 16

35. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. С. 18.

36 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат.
1989. С. 336.

37 См. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль. 1974.


как научной дисциплины. Основаниями следующего порядка являют­ся интегрируемые в рамках теории социальной работы социологиче­ские, психологические, правовые, медицинские и культурфилософ-ские знания о человеке, процессах его социализации и, одновремен­но, маргинализации и пограничности. Эти знания, полученные в про­цессе развития других наук, принимаются за основу при логическом построении данной науки в качестве теоретических положений, дока­зательства истинности которых остаются в рамках сотворивших их наук. Широкое разнообразие видов знания, вовлекаемых в теорию социальной работы, обусловлено широким диапазоном проблем, изучаемых ею. Оно свидетельствует, что теория социальной работы является междисциплинарной наукой, осуществляющей интеграцию знаний всех общественных наук с целью их практического примене­ния для повышения уровня развития данного общества.

Основания второго порядка создают исходную теоретическую ба­зу для социальной работы, на основе которой ею осуществляется изучение предмета, а на основе их синтеза создается система прин­ципов и закономерностей данной науки.

Принципы теории социальной работы можно подразделить на три следующие группы:

1) общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об
обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы де­
терминизма, отражения и развития;

2) общие принципы социальных наук: принципы историзма, соци­
альной обусловленности, социальной значимости:

3) специфические принципы социальной работы: принципы гума­
низма, социального реагирования, коммуникативности, этико-
культурной обусловленности поддержки жизненных сил населения,
вариативности социальной помощи.

Каждая последующая группа принципов выступает как частный слу­чай предыдущей. В системе принципов социальной работы нетрудно заметить строгую иерархию, обусловленную историей возникновения теории социальной работы как научной дисциплины и ее особым местом в системе наук, а также уникальным предназначением.

Следующим важным компонентом теории социальной работы как науки являются закономерности. Во-первых, закономерен сам харак­тер социальной работы как определенного вида социальной деятель­ности. Эта деятельность отражает связи "между объективными по­требностями общества в этой самой работе и условиями, в которых она осуществляется, между содержанием социальной работы и потребностями людей и социальных групп, в отношении которых она проводится... Они существенны и необходимы, ибо направлены на самосохранение общества, его стабильность, снижение социальной напряженности, устранение конфликтов, то есть на достижение соци-


альной гармонии... Социальная работа должна постоянно воспроизводит­ся, потому что постоянно воспроизводятся те соц. проблемы, которые она должна решать"38.

Итак, закономерными являются существование, природа, сущ­ность, содержание и объективная направленность социальной рабо­ты. Она - необходимое следствие развития общества и одна из при­чин последующего его развития и гуманизации. Закономерность са­мой социальной работы представляет собой систему закономерно­стей. Л.Г.Гуслякова считает, что их следует разделить на группы, причем основания для классификации групп могут быть самыми раз­личными. Основанием может являться клиент (это - индивид, группа, общество), в этом случае выявятся закономерности сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (индивида, группы, общества). Основанием могут быть механизмы воздействия среды обитания на клиента - здесь можно говорить о закономерностях форми­рования социально-педагогического воздействия социальной среды на индивида. Также основанием может являться характер взаимодействия общества и личности. Таковыми выступают закономерности формирова­ния и потребления социальных услуг39.

Вся совокупность закономерностей выявляет объективную природу со­циальной работы. Она является следствием отражения обществом имею­щихся у него проблем, результатом осознания необходимости их коррекции.

Следующим компонентом логической структуры науки, по П.В.Копнину, являются ее основные понятия, которые фактически представлены ее категориями, поскольку категории - "форма осозна­ния в понятиях способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общест­ва и мышления"40. Система категорий теории социальной работы от­ражает ее междисциплинарную специфику и в то же время является отображением общенаучного закона неравнозначности понятий. Кате­гории подразделяются на две группы - собственно категории соци­альной работы, такие, как призрение нуждающихся, благотворитель­ность, социальное обеспечение, и заимствованные из других наук, такие, как социализация, социальные отношения и др. Явления, обо­значаемые этими категориями, рассматриваются социальной работой исходя из ее предмета. Данные категории в социальной работе зачастую имеют более узкое и специфичное значение, нежели в

38. Лавриненко В.Н. О понятийном аппарате социальной работы как науки // В поис­ках истины: Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы. М., I995. С 18 39. См.: Гусляковя Л.Г. Указ соч. С.18. 40 Философский словарь. С. 148.


тех науках, из которых они заимствованы, поскольку применение их зависит от определенной цели.

По мнению Л.Г.Гусляковой, в систему категорий социальной рабо­ты должны войти понятия, отражающие, во-первых, специфику орга­низации социальной работы в разных сферах социальной практики, с разными клиентами, в разных соц. ситуациях; во-вторых, разные ас­пекты организации профессиональной и непрофессиональной соци­альной работы. Такая система будет представлять собой сеть катего­рий с тремя "горизонтальными" уровнями и одним "вертикальным", пронизывающим и скрепляющем все "горизонтальные". Следователь­но, гипотетическая система категорий теории социальной работы поддается описанию с помощью тетраэдра Б.Фуллера. В качестве трех горизонтальных вершин предстают сферы социальной практики; разнообразные клиенты; разные социальные ситуации. Вертикально ориентированной, интегрирующей вершиной является профессио­нальная и непрофессиональная социальная работа. (См. схему 4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.006 с.)