Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество мышление социальна» картина мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подводя итоги, можно определить понятие "наука" как часть духовной культуры человечества, имеющую содержанием знание, организованное как система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, являющуюся человеческой деятельностью по объяснению, предвиденью и преобразованию действительности. Эта формулировка соответствует как содержанию системы наук в целом, так и содержанию отдельной научной дисциплины - ее структурного звена. Содержание научной дисциплины находит свое выражение в определенном объекте изучения и предмете непосредственного воздействия, а также в логической структуре, представленной основаниями науки, ее законами или принципами, основными понятиями теории, также идеями, реализующимися в методах. Научные дисциплины интегрируются в систему наук, которая имеет разные гносеологические отображения. Среди них оптимально соответствующим цели данной работы является классификация наук Б.М. Кедрова, поскольку она обладает высокой интегративностью, открытостью и универсальной системной формой. Наличие единой системы наук не обусловливает возникновения общенаучной картины мира. Существует несколько отдельных научных картин мира, возникающих в процессе функционирования групп смежных наук - это естественнонаучная, техническая, общественно-историческая и гуманитарная картины мира. Они в совокупности являются отображениями разных аспектов единого объекта всех наук - материальной действительности, но на данном этапе развития наук разобщены между собой. Полученные знания позволят в ходе последующего изложения проанализировать содержание теории социальной работы, выраженное в соответствующих определениях ее объекта изучения и предмета воздействия, ее логической структуре и системе методов. Особенности содержания теории социальной работы обусловливают ее определенные функции в научном сообществе, с учетом которых возможно определение ее места в системной классификационной схеме. Также уникален ее вклад как в создание более точных обществен-но-исторический и гуманитарной картин мира, так и в интеграцию этих научных явлений между собой. В дальнейшем будет показано, что теория социальной работы является неотъемлемым звеном социальной картины мира по первой классификации и средством интеграции третьей и четвертой картин мира - по второй. 27 Зеленов Л.А. Система философии. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 1991. С.70. Глава 2. Теория социальной работы как научная дисциплина и практическая деятельность 2.1. Предмет, объект и логическая структура теории социальной работы. Место в системе наук и функции в создании общенаучной картины мира Прежде всего необходимо разграничить смысловую сферу понятия "социальная работа". Оно является базовым и для науки, и для практики. М.Ф. Фирсов осуществляет такую смысловую дифференциацию этого понятия: "Социальная работа является определенным социокультурным институтом"28 В этом качестве она является системой поддержки и защиты различных субъектов. Также "понятие "социальная работа" идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности, в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов"29 В этом понятии заключается определенная логика научного подхода, который, с одной стороны, осмысливает самое себя как определенную реальность, с другой стороны, личность и ее проблемы в обществе. Более точным обозначением социальной работы как области знаний является понятие "теория социальной работы". В ее рамках осуществляется параллельное развитие знания самопознающего и знания, познающего другую реальность. Самопознающее развитие знания предполагает научную саморефлексию теории социальной работы, попыткой осуществления которой является данная работа. Ведущей проблемой теории социальной работы является то, что ее научный статус, как констатирует Л Г. Гуслякова, до сих пор официально не признан. Но сама она придерживается принципиально иной точки зрения. В своей докторской диссертации она выносит на защиту положение о том, что социальная работа обладает статусом самостоятельной науки. Эту точку зрения разделяют Р.Рамзей, Н.С.Данакин, Е.И. Холостова, М.В.Фирсов30 28 Фирсов M.B. Введение в теоретические основы социальной работы. М.; Воронеж. 1997. С. 6. 29Там же. С. 7. 30. См.: Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория. деятельность и учебная дисциплина: Автореф. дис.... доктора социол. наук. Барнаул. 1995: Рамгей Р. К созданию общей концепции социальной работы "наука профессия' Теория и практика социальной работы. М.: Изд-во АСОПиР. 1993. Т.1; Данакин Н.С. О статусе социальной работы // В поисках истины: Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы. М.. 1995; Холостова Е.И. Вступление к семинару \\В поисках истины: Материалы методологического семинара "Социальная работа и социальная педагогика: общее и особенное" М.. 1995. Фирсов М.В. Указ. соч. 28 В задачи авторов данной работы входит раскрытие содержания элементов, составляющих научную логическую структуру теории социальной работы. Анализ структурного состава научной дисциплины целесообразно начать с освещения объекта. По мнению В.Н.Ярской, "объектом социальной работы является человек страдающий". Этот объект она детализирует как "совокупность контингентов без ограничения возрастной шкалы, но с ограничением статусных характеристик"31. Недостатками такой интерпретации объекта являются, во-первых, понимание ограничения статусных характеристик как единственного источника возникновения у личности проблем (нередко страдание человека не является следствием его неудовлетворенности социальным статусом, а имеет причиной семейные, психологические и другие проблемы, возникающие на любых уровнях социального развития), во-вторых, само акцентирование внимания на человеке страдающем, что фактически отсекает от сферы изучения теорией социальной работы профилактику возникновения проблем. Л.Г. Гуслякова расставляет иные смысловые акценты при определении объекта. К нему она относит "проблемы взаимодействия, взаимовлияния механизмов регуляции социальных процессов на уровне общества, группы, индивида, а также регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности"32. В этом определении в качестве объекта социальной работы выступает дисбалансы системных связей в обществе, причем определяется четыре вида связи - "вертикальный", пронизывающий все субъекты жизнедеятельности, от общества, до индивида. Модель объекта социальной работы, сформулированная Л.Г. Гусляковой, поддается системному описанию с помощью тетраэдра Б. Фуллера, если три уровня "горизонтальных" связей представить как три вершины, расположенные на горизонтальной плоскости, а "вертикальный" уровень, осуществляющий функцию их объединения, - как вершину тетраэдра, находящуюся на вертикальной плоскости (см. схему 3). Следовательно, она представляет собой систему, имеющую четкую иерархию, выраженные структурные связи. Разрушение или недостаточно эффективное функционирование этих связей являются основной причиной любого аспекта неудовлетворительного состояния индивидов. 31 Ярская В.Н. Аспекты соотношения теории социальной работы и социальной педагогики // В поисках истины: Материалы методологического семинара "Социальная работа и социальная педагогика: общее и особенное". М., 1995. С. 39-40. 32. Гуслякова Л.Г. Указ. соч. С. 16 29
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.006 с.) |