Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 4. Система категорий теории социальной работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аспекты организации профессиональной и непрофессиональной
В разных сферах Социальной Практики Возможность такого системного выражения является доказательством универсализма данной концепции классификации категорий теории социальной работы. Категории в свою очередь являются основой построения теорий -следующего компонента логической структуры науки. В рамках научной саморефлексии социальной работы существует несколько теоретических концепций. Их основным различием между собой являются разные модели предмета изучения и, следовательно, разные модели постановки и решения научных проблем. Р.Рамзей проследил эволюцию теоретических концепций социальной работы в сравнении со сменой мировых общенаучных парадигм. Он констатирует, что прошлые и ныне существующие концепции вытекали, с одной стороны, из того, что современность признает ограниченным мировоззрением -представления картезианско-ньютоновской науки о Вселенной, а с другой стороны, из накопленного за прошедшие пять тысячелетий филантропического наследия. "Социальные работники всех народов испытали влияние картезианско-ньютоновской парадигмы, так же, как их коллеги в других областях, таких, как биология, экономика, физика"41. Эта парадигма возникла в XVIII в., в ходе первой научной революции. Ее принадлежностью является механистическое научное мировоззрение, сводящее Вселенную к цепи линейных причинно-следственных связей, основанное на разделении сознания и материи. Следствием доминирования такого взгляда на мир явилось то, что основной областью своей деятельности социальные работники на самых ранних этапах избрали "личность - в - среде", "личность - в -ситуации". В разных странах существовали разные концепции социальной работы. Не было единства и среди специалистов. Одни подчеркивали принцип "исследования, диагностирования, лечения" индивидуума в отрыве от среды. Другие утверждали, что прогнозируемые причины трудностей социализации коренятся в среде, а не в индивидууме. Таким образом, существовали подходы "личность -среда" (с упором на индивидуума и его семью), а также "среда - личность" (с акцентом на социальные условия, окружающие личность и семью). Для одних главным были "метод индивидуальной работы" (Casework), изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им. Другие акцентировали необходимость развития социума, социальной политики. Но немало социальных работников пытается найти оптимальное соотношение между участием в жизни индивидуумов и работой по совершенствованию социальной политики в рамках той же двухмерной концепции "личность - среда". В ходе последующих научных революций произошла неоднократная смена общенаучных парадигм. Для мировой теории социальной работы она обернулась критикой картезианско-ньютоновской парадигмы и методов вмешательства, основанных на подходе "человек - среда". Ответом на критику было появление нескольких "унифицированных" теорий. Но большая часть приверженцев "интеграции" не вступила в открытый спор критикой картезианско-ньютоновской парадигмой, а предложила более систематизированный путь концептуализации основ профессии как способ прекращения полемики между сторонниками узкоспециализированных методов. Нельзя не отметить, что социальные работники познакомились с системным подходом через общую теорию систем Берталанфи, а позднее и с теорией "адаптивного приспособления" экосистем. Обе эти теории - общая и экосистем - обращаются к идее всеобщности. 41. Рамзей Р. Указ. соч. С. 91. Они похожи, но не одинаковы, поскольку живые организмы могут самовосстанавливаться и самоорганизовываться, в отличие от механических систем. В этом аспекте живые существа могут воздействовать на окружающую их среду через естественные каналы обратной связи, создавать порядок из произвольного или хаотического окружения; они на подвержены энтропии или разупорядочению подобно механическим системам. Хотя в некоторых странах системные взгляды популярны среди социальных работников, но все еще распространены и антисистемные взгляды, в основном из-за уверенности, что эти подходы неперспективны в плане выработки методик практической работы. Обе эти концепции представлены в современной российской социальной работе. Представители дуалистического, линейного подхода к определению объекта социальной работы выступает В.Н.Ярская. Ее концепция "человек страдающий" означает: "человек, испытывающий дискомфорт вследствие проблемной ситуации", что равнозначно формуле "личность - в - ситуации" и "личность - в - среде" Недостатком этой модели социальной работы является понимание личности как пассивного объекта, ожидающего помощи из вне. Социальная работа при этом выступает как средство коррекции личности, или как средство коррекции ситуации, или, чаще всего, она воздействует и на личность, и на ситуацию, но, по отношению и к первому и ко второму компоненту является внешней силой, исправляющей недостаток. Необходимо отметить, что для использования формулы "личность - в - ситуации" проблема должна существовать как осознаваемая личностью; патентная вероятностная проблема выносится за пределы смысловых границ этой формулы. Следовательно, ее использование возможно только при наличии определенных конкретных условий открытой, осознанной личностью или социальной группой проблемы и невозможности для личности или группы справиться с ней без посторонней помощи, которая при этом выражается в конкретных действиях. На первых этапах развития социальной работы такое понимание ее объекта удовлетворяет потребности общества в практической полезной деятельности. Но запросы современной социальной жизни гораздо сложнее. Значит, необходимо усложнение диагностики проблемной ситуации и повышение многовариантности ее решения. Вскрыть глубинные противоречия, лежащие в основе проблем, помогает перенос смыслового акцента изучения с элементов на взаимодействия, которые реализуется в системном подходе к диагностике и решению проблемы. Представителем системного научного мировоззрения в теории социальной работы выступает Л.Г.Гуслякова. В ее определении объект предстает как система социальных связей. Их изучение представлено как первостепенное для социальной работы, а изучение самих эле- 36 ментов системы - как второстепенное, поскольку их суть реализуется в связях. В концепции Л.Г.Гусляковой клиент (человек или группа) представлен не как пассивный объект воздействий социальной работы, а как субъект, активно взаимодействующий с окружающей его действительностью. Следовательно, эта концепция учитывает возможность самопомощи (создания субъектом порядка из хаотического окружения) и использования нематериальных (информационных, коммуникативных, личностных) ресурсов в целях решения проблемы Решение проблемы понимается как более эффективная адаптация индивида в среде, осуществляемая как его успешная самореализация с помощью социальных связей. Системный подход предполагает существование механизмов социальной работы в качестве непрерывно действующих составляющих социальной жизни. "Встроенность" в социальные процессы исключает ситуацию воздействия социальной работы на объект как внешней силы, вместо этого она становится его составной частью. Это исключает грубое вмешательство в функционирование объекта, неадекватное реагирование на ситуацию. Но признание преимуществ системного подхода не означает отрицание использования формулы "личность - в - ситуации" В качестве особенности социальной работы Р. Рамзей обосновывает ее полипа-радигмальность: "не существует общей всеобъемлющей концепции этой профессии"42 Условия осуществления деятельности социальной работы столь разнообразны, что к определенным случаям можно подойти с позиции линейной парадигмы, к другим ситуациям - с позиции системного подхода, третьи отвечают и первому, и второму видению проблемы Поэтому в рамках теории социальной работы возможно сосуществование этих взаимодополняющих концепций. Если учитывать, что в современном российском обществе зачастую проблематично удовлетворение тех потребностей, которые А.Маслоу называет низшими (физиологические потребности и потребность в безопасности), причины неудовлетворенности которых носят конкретный характер, то в целях практического воздействия на условия жизни людей вполне уместно применение формулы "личность - в - ситуации". Для работы в тех слоях общества, которые достигли более высокого уровня развития, целесообразнее применять системный подход. Там на первое место в сознание людей выходят нереализованные потребности высшего порядка (потребность в социальных контактах, потребность в признании, потребность в самореализации), причины неудовлетворенности которых не могут быть полностью описаны формулой "личность - в - ситуации". В связи с этими явлениями в теоретическом пространстве соци- 42. Там же. С. 89. 37 альной работы возможно существование иерархии теорий, проран-жированных по степени сложности социального объекта. Но пока еще в пределах российской науки не существует подобных разработок. М.В.Фирсов осуществляет сравнение воздействия ньютоно-картезианской парадигмы и парадигмы новой реальности на теорию социальной работы, но задачу построения иерархии линейных и системных методов и концепций (основанием которой мог бы послужить общенаучный принцип дополнительности Н.Бора) перед собой не ставит. Не стоит она и перед авторами данной работы. Поэтому современный уровень развития теоретических концепций социальной работы можно обозначить как дезинтегрированное существование линейных и системных методов и концепций Завершив обзор теоретического ядра социальной работы, можно обратиться к следующему компоненту ее логической структуры -основной идее науки. Идея, как ее определяет П В.Копнин, является основой для объединения понятий, теорий, а также для создания форм преобразования действительности. Для теории социальной работы "таковой является идея гармонизации общественных отношений"43 В ней заключена суть этой науки и суть профессиональной деятельности. Она может послужить стержнем для интеграции теоретических концепций. Нельзя не отметить, что на ее основе построена третья группа принципов социальной работы. Она входит в смысловое содержание каждого ее метода как практическое осуществление глобальной цели социальной работы - гармонии общественных отношений. Понятие "гармонизация общественных отношений" всеобъемлюще, оно включает в себя экономические, социальные, правовые и другие взаимосвязи людей, пронизывая все аспекты существования человека, средой жизни которого является социум. Поэтому не менее многогранны методы гармонизации общественных отношений. Частично они пришли из наук, изучающих отдельные виды общественных отношений. Объектом воздействия таких методов является социальный аспект существования человека или группы. Другие методы сформулированы в рамках самой социальной работы. Тогда их объект воздействия расширен до нескольких взаимосвязанных аспектов жизнедеятельности личности. В соответствии с этим некоторые методы исследования часто достаточно жестко соотносят с определенными науками (к социально-психологическим методам относятся социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение, к социологическим - анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ, к психологическим - тестирование, метод беседы и др.) 43. Лавриненко В.Н. Указ соч. С.16. Но в теории и практике зарубежной, а теперь уже и российской, социальной работы существуют методы, которые нельзя отнести ни к одной науке, кроме вышеназванной. Таковы метод Casework, метод семейной терапии, метод "дружеских визитов", метод "социальной биографии", представляющий собой расширенный биографический метод социологии. Особенностью этих методов является их междис-циплинарность, сочетание приемов исследования ситуации и воздействия на нее, взятых из разных наук и объединенных гуманной целью. Создание таких методов возможно только в рамках социальной работы. Итак, методы социальной работы можно разделить на собственные и заимствованные, заимствованные методы, в свою очередь, сгруппировать по наукам, из которых они пришли. Также методы можно разделить по целям их использования. Тогда можно рассматривать методы сбора информации и методы ее обработки, методы эмпирического исследования и методы теоретического моделирования. Если характеризовать методы осуществления социальной работы, то выявятся группы экономических, правовых политических методов, а также медико-социальных и административно-управленческих. Методы социальной работы обусловливаются, с одной стороны, спецификой объекта социальной работы, а с другой стороны, определяются сферой деятельности социального работника. Социальная работа пронизывает практически все сферы функционирования общества, осуществляя гармонизацию социальных связей. Взаимодополнение методов разных наук обеспечивает воздействие на разные стороны жизни общества, одновременное и взаимообусловленное улучшение функционирования которых ведет к единой цели - гармонизации общественной жизни. На этом можно закончить обзор содержания основных компонентов логической структуры теории социальной работы. Нетрудно заметить, что ее особенностью является отсутствие единой точки зрения ученых на объект и предмет, что обусловливает наличие разных групп теоретических концепций, существующих параллельно. Это явление - следствие общенаучного процесса смены парадигм, сквозь который (обозначаемый в гносеологии как четвертая научная революция) уже прошла большая часть самостоятельных наук. Теория социальной работы, находящаяся в силу своей непри-знанности в качестве науки на периферии научного общества, проходит сквозь процесс смены парадигм в настоящее время. Поэтому наличие сосуществования в рамках теории социальной работы линейных и системных научных воззрений не свидетельствует о хаотичности или недостаточной отрефлексированности ее содержания, а, напротив, служит дополнительным подтверждением ее принадлежности к системе наук. При сравнении очевидно, что наличествующие в
теории социальной работы точки зрения различны между собой лишь по глубине научной интерпретации единого, по сути, предмета и объекта, отклониться от которого им не позволит идея социальной работы. Предмет и объект, декларируемые линейным подходом, являются следствием, по отношению к предмету и объекту, сформулированным системным подходом. Специфика социальной работы такова, что ей необходимо изучать причины, чтоб иметь возможность влияния на них и тем самым пресекать негативные следствия. Но это не означает, что следствия нужно исключать из внимания науки, хотя сужать их круг так, как это происходит при линейном к ним подходе, нецелесообразно. Поэтому возможно рассмотрение несистемно представленных объекта, предмета и теоретических построений в социальной работе в качестве частных случаев по отношению к системным. Под этим углом зрения оба направления развития теории социальной работы выглядят единым целым. Тогда выстраивается иерархия компонентов, составляющих ее логическую структуру, аналогичную универсальной логической структуре науки П В.Копнина. Это тождество - аргумент в пользу того, что теория социальной работы является самостоятельной научной дисциплиной. Если она является таковой, то для нее существует ниша в системе наук и она выполняет там определенные функции. В задачи авторов входит гипотетическое определение структурной ниши - места теории социальной работы в системе наук и ее основных функций. В первой главе данной работы нами была обоснована целесообразность обращения к классификационной схеме системы наук Б.М.Кедрова. Достоинствами этой классификации являются системная форма, универсализм и открытость, что позволяет произвести ее гипотетическое дополнение. Если определять место социальной работы в "треугольнике наук", то целесообразно расположить его между психологией и общественными науками ближе к философии, чем к естественным наукам. Теория социальной работы имеет глубокие и многоуровневые связи с психологией, а также социологией и другими общественными науками, в число которых входят история, юриспруденция, этнография, педагогика. Меньшие числом, но очень тесные научные связи у теории социальной работы с философией. Из понятийного пространства философии приняла она основополагающую первую группу своих принципов, философские методы познания оказали существенное влияние на создания методов эмпирического исследования и теоретического моделирования в социальной работе, также теория социальной работы заимствовала у философии многие термины (субъект, объект, детерминизм и т.д..). Связи общественных наук и психологии с теорией социальной работы в доказательстве существования не нуждаются. Слабее теория социальной работы связана с естественными науками, так как она использует лишь неко40 торые данные медицины и экологии в готовом виде и употребляет в своей действительности некоторые методы математической статистики. (См. схему 5).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.008 с.) |