Особенности коррекционно-развивающей работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности коррекционно-развивающей работы



Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

3.2 ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

3.3. ОПИСАНИЕ ШКАЛ

3.3.1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА

3.3.2. ВНИМАНИЕ

3.3.3. ПАМЯТЬ

3.3.4. МЫШЛЕНИЕ

3.3.5. РЕЧЬ

3.3.6. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

3.3.7. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

3.3.8. ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

3.3.9. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ

3.3.10. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

3.3.11. ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

3.3.12. КОММУНИКАТИВНОСТЬ

4. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА)

4.1. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

4.2. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ»

4.3. КАРТЫ КОНТРОЛЯ

5. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

6. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

6.1. РАБОТА С ТЕСТОМ

6.2. РАБОТА С ГЛИНОЙ

6.3. РАБОТА С ПЕСКОМ

6.4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ

7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНААЬНО-ВОАЕВОЙ СФЕРЫ

7.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

7.1.1. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

7.1.2. РИСОВАНИЕ ПОД МУЗЫКУ

7.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

7.3. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ

8. НОВЫЕ КОРРЕШИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

8.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

8.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ

9. СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

9.1. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

9.2. СЕМИНАРЫ-ТРЕНИНГИ

9.3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии. Описываются новые подходы к психолого-педагогической диагностике и сопровождению развития «особых» детей, а также советы родителям на основе практического опыта специальных педагогов и психологов Санкт-Петербургской специальной (коррекционной) школы № 4 для детей с нарушением интеллекта.

ВВЕДЕНИЕ

Имена выдающихся русских дефектологов Е. К. Грачевой, М. П. По-стовской, А. Н. Граборова и других связаны с идеей помощи глубоко умственно отсталым детям и ее практической реализации в России.

Современные исследования в области специальной педагогики, связанные с изучением особенностей детей с глубоким нарушением интеллекта, диагностикой, организацией коррекционно-воспитательной работы, ведутся в основном, в учреждениях социального обеспечения (А. А. Еремина, М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото и др.). Например, система помощи в условиях дома-интерната для таких детей отражена в методическом пособии «Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта» (Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, В. Н. Асикритов, 1996).

Система работы с детьми данной категории в условиях специальной (коррекционной) школы отражена в пособии «Коррекционно-образователь-ная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под ред. Л. Б. Баряевой, 1996). В пособии изложен опыт 3-х летней работы школы 565 Кировского района Санкт-Петербурга.

На пороге нового тысячелетия складываются новые психолого-педагогические подходы и технологии работы. Традиционное переплетается с нетрадиционным. И во главу угла ставится принцип личностно-ориен-тированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи.

Именно такой системный подход лежит в основе работы специальной (коррекционной) школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга по созданию реабилитационного комплекса, реализующего принципы преемственности и взаимодействия, организации жизнедеятельности учащихся под девизом: «Без границ и стереотипов».

В 1993 году в школу была принята группа детей, в которой помимо глубоких интеллектуальных нарушений 27% детей имели нарушения зрения, 42,5% — нарушения опорно-двигательного аппарата, аллергическими заболеваниями страдали 17,5% детей, сердечно-сосудистыми - 45% детей.

В число «особых» вошли дети в возрасте от 8 до 18 лет. Причем, 87% из них нигде ранее не обучались, не имели контактов вне дома ни с детьми, ни со взрослыми.

Педагогический коллектив школы понимал, что для помощи этим детям необходим комплексный подход и долговременная система коррекцион-но-восстановительной работы, направленная на социализацию детей и подростков. Было очевидно, что традиционная система обучения в школах 8-го вида результатов не даст. Встал вопрос о новом подходе, о комплексе мероприятий по реабилитации «особых» детей и подростков.

Понимая, насколько каждый ребенок исключителен и нуждается в помощи, на первых шагах работы педагогический коллектив определил для себя следующую задачу: с учетом «зоны ближайшего развития» и потенциальных возможностей ребенка, разработать дифференцированные планы обучения и программы развития и социализации. Отталкиваясь от психофизических возможностей ребенка, программы должны обеспечивать его всестороннее развитие.

Для выполнения этой задачи в школе была создана служба медико-психолого-педагогической диагностики. Принципы работы педагогического коллектива школы № 4 не отличаются от принципов работы любого кор-рекционного учреждения (индивидуальный и дифференцированный подход, работа по авторским программам и пр.), однако, формы работы имеют свои «изюминки». Они содержатся в самой методологии работы с детьми и подростками, имеющими комплексные нарушения развития.

Школа решает задачу построения новых отношений между личностью «особого» ребенка, взрослого и обществом; ищет оптимальные пути социализации и социальной защиты человека.

В настоящий момент педагогическим коллективом школы накоплен уникальный практический и научно-методический опыт по развитию, коррекции и социализации «особых» детей.

В данном методическом пособии сделана попытка осмысления и обобщения опыта совместной деятельности различных специалистов (педагогов, психологов, медиков) и родителей «особых» детей в рамках системного подхода к воспитанию и обучению.

Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов, пересмотр отношения к «особым» детям в нашем обществе, вынесли положительный вердикт - каждый человек должен жить по-человечески, получить необходимое образование и воспитание.

Демократизация и гуманизация образования означают отказ от единообразия, стремление обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизических особенностей, способностей и склонностей.

В Декларации ООН о правах инвалидов (с. 2.1) сказано: «Выражение» инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить, полностью или частично, потребности нормальной личности или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей». В статье 2.5 отмечено: «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность».

Поэтому перед школой и родителями очень остро стоит проблема будущего выпускников групп «Особый ребенок». Вопрос об организации Центра социальной реабилитации для молодых людей старше 20 лет с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности органично вытекает из проводимой школой политики социальной адаптации, коррекции и развития личности «особых» детей. В настоящий момент школа стремиться реализовать идею постшкольного образования людей с глубокими проблемами интеллекта.

Организация Центра социальной реабилитации для лиц старше 20 лет решает такие актуальные вопросы как:

§ сохранение и дальнейшее развитие потенциала, социальных и профессиональных возможностей выпускников групп «Особый ребенок»;

§ стабилизация эмоционально-психологического климата в семьях выпускников групп «Особый ребенок»;

§ накопление опыта конструктивного сотрудничества органов образования, социальной защиты и финансовых структур;

§ практическая апробация программ интеграции и социализации молодых людей с комплексными нарушениями развития.

Вовлечение молодых людей в разнообразную социально-значимую и доступную им деятельность, создание условий для активного труда, включая профессиональную подготовку, может явиться базой для дальнейшего практического внедрения идеи постшкольного образования — создание Дома самостоятельного проживания и производственных мастерских. Для постсоветской России это направление является принципиально новым творческим начинанием. Важно подчеркнуть, что основными принципами работы с такими молодыми людьми является признание их равных со всеми другими прав (принцип «нормализации») и улучшение качества их жизни.

Важнейшей перспективой работы школы является создание единого комплекса дошкольно-школьно-постшкольной интеграции людей с ограниченными возможностями развития в жизнь.

В настоящем методическом пособии обобщен научно-практический и методический опыт работы педагогов, психологов, дефектологов, логопедов специальной (коррекционной) школы № 4 Санкт-Петербурга как с детьми с глубокими нарушениями интеллекта, так и в сочетании с другой патологией, а также с родителями таких детей. Приводятся конкретные примеры различных занятий с такими детьми. Причем, впервые в нашей стране применяются новые технологии коррекционной работы с этой категорией детей, такие как сказкотерапия, арттерапия, продуктивная творческая деятельность с глиной, песком, тестом и т.д.

Авторы книги психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и педагог-дефектолог, заместитель директора по научно-методической работе Л.А.Нисневич опирались на опыт своих коллег - педагогов Специальной (коррекционной) школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга. И благодарят: Администрацию - А. В. Панюкова, Л. А. Командирову, Э. А. Никитину, Г. П. Кожара за возможность творческих и научных экспериментов; коллектив ищущих педагогов-Н. И. Дмитриеву (материал о занятиях ручным трудом), Н. Л. Кочневу (работа с куклами), Н. И. Козюру и В. А. Третьяк (музыкои арттерапия), Н. П. Миронову и Г. В. Глыбовскую (театрализованные игры и песочная терапия), Л. Е. Усачеву и А. Г. Просоловскую (дидактические сказки), М. Б. Медведеву и Т. П. Бабич (работа с тестом и организация праздника), С. Н. Андрееву (логопедическая работа) - за любезно предоставленные для данного пособия разработки занятий, наблюдения за обучением и поведением детей, практические советы по работе с родителями.

Авторы надеются, что эта книга будет полезной не только для практических работников специальных (коррекционных) школ и родителей, но и преподавателей ВУЗов и студентов факультетов специального образования.

Заключение по психолого-педагогическому профилю Кати Т., 12 лет

1. Индивидуальные особенности ребенка.

До поступления в школу девочка нигде не обучалась. Эмоционально неустойчива, можно наблюдать как вспышки агрессии, так и приступы капризов и депрессии. Поведение непредсказуемо. Проявляет черты лидера. Любит поучать, указывать, что кому делать. Моторно достаточно скоординирована.

2. Сильные стороны личности.

Девочка хорошо копирует манеру поведения взрослого. Имеет тенденцию к «передаче опыта». Не столько любит помогать педагогу, сколько распределять обязанности между детьми и следить за их выполнением. Может копировать целые фразы.

3. Индивидуальные особенности восприятия.

Доминирует зрительное восприятие. Лучше воспринимает новый материал и задания, когда при ней педагог объясняет кому-то другому. Путем копирования стиля педагога запоминает и затем выполняет задания самостоятельно.

Рис. 1. Психолого-педагогический профиль ребенка Кати Т., 12 лет с нарушением интеллекта.

Обозначения: пунктирная линия - первое обследование, сплошная линия - обследование спустя 1 год после коррекционного обучения.

Цифры на радиусах - номера обследованных параметров: 1 - сенсорноперцептивной сферы, 2 - внимания, 3 - памяти, 4 - мышления, 5 - речи, 6 -представлений о себе, 7 - эмоционально-волевой сферы, 8 - психомоторной сферы, 9 - социально-бытовой сферы, 10 - учебных навыков, 11 - трудовых навыков, 12 - коммуникативности. 4. Зона ближайшего развития.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, внимания и памяти. Коррекция поведения.

5. Рекомендации.

Для успешности процесса социальной реабилитации и формирования новых умений и навыков девочке необходимо дать почувствовать себя значимой и полезной. Для этого педагогам рекомендуется сделать ее своей «главной помощницей». Объяснить ей ее функции: следить за тем, чтобы все происходило правильно, по порядку. Важно помнить, что настоящий «главный помощник» очень доброжелательный, он всегда стремится помочь, никогда не проявляет агрессивных действий по отношению у другим.

Для включения девочки в учебный процесс необходимо каждый раз просить ее помочь научить ребят важным вещам. «Посмотри как это делаю я.

Помогай мне также учить остальных. Следи, пожалуйста, за тем, чтобы все было на своих местах».

Девочка не склонна к творческим видам деятельности, поэтому целесообразно поручать ей позитивно-контролирующую функцию в реализации коррекции поведения.

Помимо традиционных методов обучения можно применять театрализованные игры и терапию с использованием игр на песке.

На основании заключения планируются наиболее перспективные направления развития и обучения ребенка, а также осуществляется подбор наиболее эффективных для данного ребенка методов и приемов развития и обучения. На основе заключения составляются психолого-педагогические рекомендации педагогу и воспитателю и отдельно родителям и членам семьи ребенка, отражающие следующие позиции:

§ Сильные стороны личности ребенка.

§ Сохранные механизмы психики.

§ Индивидуальные особенности восприятия.

§ Зона ближайшего продвижения» ребенка.

§ Наиболее эффективные методы и приемы обучения, развития и воспитания.

§ Наиболее продуктивные виды деятельности для каждого ребенка.

Психолого-педагогическое обследование с помощью программы «Карта наблюдений» проводится в начале и в конце учебного года. В сложных случаях возможно дополнительное обследование в середине учебного года или по мере необходимости. При повторном обследовании ребенка с помощью этой программы, производится анализ динамики его продвижения (для этого в программу введен специальный коэффициент), оценка эффективности используемых методов и планирование программы дальнейшего развития.

Для получения «обратной связи» об эффективности коррекционно-раз-вивающей работы проводится анкетирование родителей.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________

2. Сколько времени Ваш ребенок посещает занятия_________________

3. Как ведет себя Ваш ребенок, приходя домой после занятий:

а) как обычно

б) немного возбужден

в) более приветлив, контактен, с готовностью выполняет просьбы

г) немного утомлен

д) старается продолжить работу, которую выполнял на занятиях

е)_______________________________________________________

3. Появилось ли что-то новое в поведении Вашего ребенка дома:

а) стал лучше выполнять свои обязанности по дому

б) демонстрирует новые для него навыки (какие)

в) стал более спокойным уравновешенным

г) стал более покладистым, лучше взаимодействует, общается с окружающими людьми

д) появилось новое увлечение________________________________________

5. Что Вашему ребенку больше всего нравится делать дома? _________________

_________________________________________________________________________

6. Что ребенку не нравится делать? _______________________________

_________________________________________________________________________

7. Рассказывает ли Вам ребенок о своих занятиях в школе?___________________

_________________________________________________________________________

8. Рассказывает ли Вам ребенок о своих взаимодействиях с детьми, об особенностях окружающих его детей, об их действиях по отношению к нему?____________

_________________________________________________________________________

9. Чего Вы ожидаете от занятий ребенка в школе?___________________________

_________________________________________________________________________

10. Ваши пожелания_____________________________________________________

_________________________________________________________________________

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

В первом опыте оценки по приведенным ниже шкалам специалисту или родителю помогает психолог. Он рассказывает сущность оценки, иллюстрирует понятия, помогает сформулировать мысли и наблюдения (для качественного анализа).

До непосредственной оценки с помощью компьютерной программы, специалист длительное время наблюдает ребенка (примерно 1—1,5 месяца). Если ребенок только что поступил в группу «Особый ребенок», психолог проводит диагностику со слов родителей. Впоследствии, в процессе обучения, другие специалисты получают возможность сравнить свою точку зрения со взглядом родителей.

Таким образом, специалисты и родители заносят в память компьютерной программы данные своих наблюдений за ребенком, структурируя их в соответствии с нижеизложенными параметрами.

Когда специалисты-эксперты привыкают к компьютерной системе диагностики, они могут самостоятельно заносить в программу данные без помощи психолога.

Когда все специалисты занесут свои данные в программу «Карта обследования» (примерно через 1,5-2 месяца с начала учебного года и последний месяц учебного года при повторном сравнительном обследовании), созывается экспертная комиссия, в которую входят: педагог-дефектолог, воспитатель-дефектолог, методист, логопед, психиатр, психолог. Результатом работы комиссии в начале учебного года является индивидуальны й маршрут развития каждого ребенка, рекомендации различных приемов развития и обучения для педагогов и родителей. Результатом работы экспертной комиссии в конце учебного года является разработка рекомендаций для родителей на лето (приемы работы для того, чтобы ребенок не растерял накопленный потенциал), а также оценка эффективности проделанной за год работы.

В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера:

§ восприятие цвета;

§ восприятие формы и величины;

§ ориентация в пространстве.

2. Внимание.

3. Память.

4. Мышление

5. Речь:

§ понимание обращенной речи;

§ внятность речи;

§ лексический строй речи;

§ способность к рассказу и пересказу.

6. Представление о себе. Творческие проявления.

7. Эмоционально-волевая сфера:

§ импульсивность - рефлексивность;

§ тревожность - спокойствие;

§ агрессивность — миролюбие;

§ положительная мотивация учебной деятельности;

§ положительная мотивация трудовой деятельности;

§ тенденция к самостоятельности;

§ тенденция к ответственности;

§ тенденция к целенаправленным действиям;

§ ригидность - гибкость.

8. Психомоторное развитие:

§ мелкая моторика рук;

§ общая координация движений;

§ мимика.

9. Социально-бытовая адаптация:

§ сформированность навыков самообслуживания;

§ социально-бытовое ориентирование.

10. Учебные навыки:

§ чтение;

§ письмо;

§ счет.

11. Трудовые умения и навыки.

12. Коммуникативность.

Порядок оценивания по шкалам

Для удобства интерпретации каждая шкала разделена на 4 оценочных уровня

1. от 0 до 2 - низкий уровень состояния и развития функции;

2. от 3 до 5 - средний уровень состояния и развития функции;

3. от 6 до 8 - высокий уровень состояния и развития функции;

4. от 9 до 10 - очень высокий уровень развития функции.

Переход с уровня на уровень говорит о качественном скачке в развитии ребенка. Так, средний уровень можно назвать достаточным для жизнедеятельности. Высокий уровень свидетельствует о формировании самостоятельности ребенка.

ОПИСАНИЕ ШКАЛ

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА

По данной шкале наблюдается и оцениваются способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр. Педагог, психолог и другие эксперты оценивают насколько ребенок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.

Низкий уровень (0-2)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3-5)

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6-8)

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, Когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9-10)

Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету-полутонам и оттенкам, форме-гармонич-ность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

Восприятие цвета

Оценка:

«0» - полностью выключенная сенсорная система.

«1» - ребенок воспринимает мир в цвете.

«2» - ребенок понимает разницу между цветами.

«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета - красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно какой это цвет).

«4» - ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.

«5» - ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

«6» - ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

«7» - ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки - оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» - понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

«9-10» - не актуально для «особого» ребенка.

Восприятие формы и величины

Оценка:

«0» - полностью выключенная сенсорная система.

«1» - ребенок не понимает различие предметов по форме и величине

«2» - ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности

«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода) может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» - ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

«5» - ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.

«6» - ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» - ребенок может различать и называть сложные формы - овал, многоугольник. Знает объемные формы - цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» - соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

«9-10» - не актуально для «особого» ребенка.

Ориентация в пространстве

Оценка:

«0» - полностью выключенная сенсорная система.

«1» - ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

«2» - ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» - ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.

«4» - ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

«5» - ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.

«6» - ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади - шкаф, справа - окно, слева - дверь).

«7» - ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» - соответствует свободному ориентированию в пространстве.

«9-10» - не актуально для «особого» ребенка.

ВНИМАНИЕ

По данной шкале оценивается способность ребенка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители. Прежде чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания.

Каждая подписала имеет 10-балльный оценочный континуум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребенка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребенок очень невнимательный. Крайние правые оценки (9-10) также лучше не использовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характеристики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключаемость внимания» свидетельствует о том, что ребенок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое, не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчета.

Концентрация внимания — способность ребенка концентрировать внимание на задании, не отклоняться от цели. Оценка 0—1—2—3—4—5—6— 7—8—9—10

Устойчивость внимания — отвлечение ребенка на посторонние раздражители в ходе выполнения задания.

Оценка 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10

Переключаемость внимания - переключение с одного вида деятельности на другой. Оценка 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10.

ПАМЯТЬ

В данном разделе по 10 -балльной шкале количественно оценивается способность ребенка к произвольному запоминанию. Степень развития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и т. д. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Память» помещается информация о ведущих способах запоминания (если таковые наблюдаются);о наличии редких форм запоминания (эйдетическое, например); об особенностях памяти; о наличии смысловой памяти.

МЫШЛЕНИЕ

По 10-балльной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребенка. Как правило, мышление у детей с проблемами - конкретное. Однако, они способны устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Мышление» заносится информация об особенностях мышления ребенка.

РЕЧЬ

По данной шкале оценивается способность ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи, внятность речи (четкость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, умение рассказывать и пересказывать.

Примечание. Оценка по подшкалам «Внятность речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценка производится только по подшкале «Понимание речи». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Речь» отмечаются особенности речи ребенка (например, экспрессивность речи, использование сленговых выражений и пр.).

Понимание речи

Оценка 0-1 отражает полное непонимание обращенной и контекстуальной речи. Оценка 9-10 свидетельствует о том, что ребенок понимает еще не произнесенную речь. Оценки до 5 баллов отражают среднее понимание (понимает, но не всегда). Оценки после 5 баллов отражают достаточно хорошее понимание речи.

Внятность речи

Оценки 0-1 отражают полную «кашу» во рту или немоту. Оценки 9-10 можно поставить, если у ребенка речь более чистая и внятная, чем у диктора телевидения. Оценки до 5 баллов отражают речь недостаточно чистую и внятную, наличие логопедических проблем; и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценки после 5 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь, с правильным звукопроизношением.

Лексика

Оценки 0-1 отражают ситуацию, когда ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки 9-10 показывают словарный запас (и отражение его в вербальной речи) лучших толковых словарей, а также речь не менее красочную, чем у классиков русской литературы. Оценки до 5 баллов отражают речь довольно скудную (односложные фразы) ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Оценки после 5 отражают речь достаточно развитую (употребление сложных предложений и фраз от 5 слов), и грамматически правильную.

Способность к пересказу и рассказыванию

Оценка 0-1 показывает полную неспособность ребенка пересказывать или рассказывать. Оценка 9—10 показывает прекрасное артистическое мастерство рассказчика. Оценки до 5 баллов отражают рассказывание с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, потерей сюжетной линии, эффектом «заблудившегося рассказчика». Оценка после 5 баллов ставится, если ребенок может довольно связно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по подшкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Эмоционально-волевая сфера» помещается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например, таких как: преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоциональное отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность-гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости от ситуации).

Импульсивность-рефлексивность

Оценки «0-1» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. Крайняя неуправляемость, асо-циальность ребенка.

«2» - отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения.

«3-5» -характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, забывание отдельных элементов задания, недостаточное внимание, иногда проявляются неадекватные эмоциональные реакции.

«6-8» - отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интро-вертированность.

«9-10» - отражают крайнюю степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию и пр.

Тревожность-спокойствие

Оценки «0-1» отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния.

«2» характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)

«3-5» отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

«6-8» показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.

«9-10» отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопереживания.

Агрессивность-миролюбие

Оценки «0-1» характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.

«2» - отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-либо нравится или он в чем-то заинтересован.

«3-5» - отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться если его «задели». Однако, он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие.

«6-8» - характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность, Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

«9-10» - крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.

Мотивация учебной деятельности

Подшкала отражает заинтересованность ребенка в учебном процессе: нравится ли ребенку ходить в школу, выполнять учебные задания и пр.

Оценки «0-1» - полное нежелание ребенка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.

«2» - отрицательное отношение к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам.

«3-5» - характеризуют отношение к школе от прохладно-равнодушного до отношения как необходимости, которую нельзя избежать.

«6-8» — позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.161 с.)