ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НОВЫЕ КОРРЕШИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

Новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с нарушением интеллекта в последнее время стала сказкотерапия.

Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека. Минуя барьеры, которые ставит перед специалистом недостаточно развитый интеллект ребенка. Причем, воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.

Язык метафор, образов активизирует, «пробуждает» сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это, в свою очередь, является залогом духовного развития в контексте «Тройственного Союза» Ребенок-Родитель-Педагог.

ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКОВ»

Задачи занятия:

§ закрепление сенсорных эталонов основных цветов;

§ закрепление пространственных эталонов: высоко-низко, вправо-влево;

§ закрепление понятия «поровну»;

§ закрепление счета в пределах 5.

Оборудование занятия: цветное полотно; воздушные шары; домики; цифры.

Начинать и заканчивать занятие можно специальным «ритуалом». Дети садятся в круг на ковре, смотрят на свечу, взявшись за руки. Ритуал помогает сформировать целостный образ занятия, лучше запомнить его содержание.

Педагог (П): Дорогие ребята! Любите ли вы сказки? Сегодня я расскажу вам сказку про воздушные шарики.

В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были воздушные шарики. Самым любимым их занятием были полеты по воздуху. Они летали всюду, видели как живут люди, животные, цветы и деревья. Ведь с высоты видно намного больше, чем с земли. Всюду летая, всюду бывая, воздушные шарики накопили много-много полезных знаний. Да вот беда, они не знали кому рассказать о том, что они видели, как записать то, что они запомнили. И отправились тогда шарики в путешествие, чтобы найти тех людей, а может быть, детей, которым бы понадобились их знания. Так они залетели к нам. Ведь мы хотим много знать? Вот они! Посмотрите, какие они красивые, разноцветные.

Ребята рассматривают шарики. Каждый ребенок берет себе шарик.

П.: Шарики долго не могут сидеть на месте. Они уже хотят полетать. Но сегодня они возьмут нас с собой. Вот шарики поднимаются высоко-высоко. (Педагог жестом показывает направление, дети тянутся, встают на цыпочки)... Потом опускаются низко-низко. (Педагог жестом показывает направление, дети постепенно садятся на корточки)... Подул ветерок, и шарики полетели. (Дети перемещаются по комнате)... Вот ветер стих, а наши шарики, найдя себе друзей - нас, захотели построить себе домики, как у людей. Каждый шарик построил себе домик того же цвета, что и он сам.

Педагог расставляет перед детьми 5 разноцветных домиков.

П.: (Показывая на домик зеленого цвета) Кто же из наших шариков построил себе этот домик? Правильно, это зеленый шарик. Заходи в дом.

Ребенок с зеленым шариком подходит к зеленому домику.

П.: А какой же шарик живет в этом домике? Правильно, красный. Заходи в дом.

Ребенок с красным шариком подходит к красному домику.

П.: Чей же этот домик? Правильно, белого шарика. Заходи в дом.

Ребенок с белым шариком подходит к домику.

П.: Ой, какой быстрый шарик, все норовит вырваться из рук, вот какой озорник! Ребята, где же его домик? Вот он - желтого цвета, потому что наш озорной шарик - желтый.

Посмотрите какой домик у нас остался свободным? Правильно - синий. Значит, в нем будет жить какой шарик? Конечно - синий!

Ребята с шариками расположились около домиков соответствующих

цветов.

П.: Сколько же у нас домиков? Давайте сосчитаем! (1, 2, 3 ,4, 5)

Домиков - пять.

А шариков сколько (1, 2, 3, 4, 5)

И шариков - пять

Смотрите, у нас шариков пять и домиков пять. У нас одинаковое количество домиков и шариков. А иначе и быть не могло - ведь нам нужно чтобы каждый шарик имел свой домик. Для этого шариков и домиков должно быть поровну. Скажем вместе : «Поровну». Молодцы!

П.: Скажите пожалуйста, ребята (здесь педагог может обращаться к

каждому ребенку отдельно), какой по счету домик у зеленого шарика?

Правильно - у зеленого шарика первый домик.

Назовите номер домика, в котором живет красный шарик.

Правильно - красный шарик живет во втором домике.

А у белого домика какой номер?

Правильно - у белого шарика домик под номером три.

Какой по счету домик у нашего озорного желтого шарика?

Правильно - желтый шарик живет в четвертом домике.

А у синего шарика какой по счету домик?

Правильно - у синего шарика пятый домик.

Ребята, давайте вместе сосчитаем по порядку дома (1, 2, 3,4, 5)

Сколько домов? (5)

Теперь давайте сосчитаем шарики (1, 2, 3, 4, 5)

Сколько шариков (5)

Как мы говорим про это? Хором: «Поровну»

Молодцы!

П.: Ребята, посмотрите, что у нас в конвертах. Правильно — цифры. Мы уже с вами подружились с шариками, нашли для них домики, и они нам передали часть своих знаний. Поэтому сейчас я дам вам трудное задание. Разложите цифры по порядку от 1 до 5. Какую цифру возьмем первой? Правильно — 1 (и т.д.)

Молодцы! Действительно дружба с шариками идет нам на пользу! Но шарики такие непоседы - не могут сидеть на одном месте, в своих домиках. Так им хочется погулять, полетать, поиграть с ветром. И — найти себе друзей такого же цвета как и они сами.

Педагог достает разноцветное полотно.

П.: Посмотрите, какой чудесный ковер! такой же разноцветный как и наши воздушные шарики. Найдите на ковре цвет своего шарика. Молодцы!

Здесь живут его друзья. Давайте отпустим шарики погулять по ковру, сходить друг к другу в гости!

Дети берут полотно за края.

П.: Давайте поиграем. Поднимем ковер высоко-высоко. Но так, чтобы не уронить шарики. Теперь опустим вниз. (3 раза)

Сейчас поможем шарикам сходить в гости друг к другу. Для этого покачаем ковер как будто бежит волна.

Теперь побежим в правую сторону, в левую, еще раз.

Подбросим шарики высоко-высоко и поймаем их.

Молодцы!

П.: Давайте подойдем к домикам. Ой, ребята, здесь что-то изменилось. Посмотрите, домиков стало больше или меньше? А кто может сказать, каких домиков не стало (2 и 4)? Что еще изменилось? (На домиках появились цветы) Что еще заметили? (Появилась табличка с надписью). Что же на ней написано? Улица Цветочная. Какое красивое название. Наверное, поэтому на домиках цветы? Пройдемся по этой стороне улицы. Как нам узнать, в каком доме живут шарики? (По цвету) А еще как? (По номеру дома) Какие номера домов на этой стороне цветочной улицы? (1, 3, 5) Кто знает адрес дома, в котором живет зеленый шарик? (Цветочная улица, дом 1). (Так для всех цветов).

П.: Оказывается, все дома в которых живут шарики, имеют свой номер. Номера домов находятся сбоку. На табличке еще пишется название улицы.

Адреса шариков мы с вами знаем. Знаете ли вы свои адреса?

(Дети называют свои адреса)

Ребята, кто забыл свой адрес, спросите маму и постарайтесь его запомнить.

П.: Молодцы ребята! Мы с вами не только познакомились с шариками, но и нашли их домики, узнали их адрес. Теперь мы их всегда сможем найти. Друзей наших шариков мы можем найти в нашей группе. Поищите друзей белого цвета, они такие же белые как и шарик. (Так и с другими цветами - дети ищут и называют предметы с постоянным цветовым признаком). Вот мы и подружились с шариками. Молодцы! Спасибо за путешествие!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ

Дети с проблемами развития характеризуются нестабильностью эмоционального состояния. Это зачастую осложняет процесс реабилитации. Использование медитативной практики может позитивно сказываться на их психоэмоциональном развитии.

Само слово «медитация» стало в наше время особенно популярно и ассоциируется у многих с духовной практикой. Слишком часто его стали использовать шарлатаны, пользуясь тем, что смысл слова не всем известен. Медитация - есть полное погружение в какой-либо процесс. В коррекционно-развивающем процессе эффективно используются медитации, сопровождаемые специальным сказочным текстом.

Назначение медитативных сказок — стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая «подзарядка». Но главное - сообщение бессознательному ребенка позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Организация занятия медитацией довольно проста. Прежде всего желательно запастись хорошей спокойной музыкой, направленной на расслабление. Сейчас в продаже появились альбомы «Звуки Природы», «Зодиакальная музыка» и многие другие.

Медитативные сказки лучше читать под музыку медленно, делая небольшие паузы между абзацами. Комната для занятий должна быть достаточно теплой, но не душной. Если в помещении холодно, мышцы тела непроизвольно будут находиться в тонусе, и не позволят ребенку полностью расслабиться. Важно, чтобы в процессе медитации не было посторонних, резких, звуков. Желательно, чтобы педагог, читая сказку, находился в спокойном, эмоционально стабильном состоянии. В противном случае, беспокойство может передаться ребенку. Освещение приглушается, ребенок ложиться на спину или удобно усаживается в кресле.

Процедура погружения в медитацию такова. 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну... И я расскажу вам одну из ее историй...»

Сказки для медитаций могут быть трех видов.

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильно-кинестетической.

Принцип построения текста сказки прост: «Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце - на Волшебную Поляну.

Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»

Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное, при систематических занятиях, учат прислушиваться и дифференцировать свои ощущения.

2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между родителями и детьми. Это образы, которые могут стать впоследствии духовными ориентирами.

Приведем пример медитативной сказки, создающая позитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотношений:

«Давным-давно, в одной далекой волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.

Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время. Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар:» Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам». Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.

И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы - они собирали мед. Пели птицы - они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Сейчас и мы с вами тоже находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...»

Через 7-10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: «Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам.»

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, самоактуализацию, а также исследование различных явлений нашей жизни.

К этому виду сказок относится программа «Сказки звездной страны Зодиакалии» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 1998). Она рассчитана минимум на 13—15 занятий. Основная идея программы - передать ребенку знание о его высоком предназначении посредством раскрытия базового принципа его зодиакального знака.

Сказочная медитация позволяет мягко воздействовать на бессознательное «особого» ребенка. Безусловно, не всегда дети полностью понимают смысл текстов. Тем не менее, опыт использования медитативных сказок даже в самых сложных группах показывает, что у детей во всех случаях стабилизируется эмоциональное состояние, многие запоминают сюжет, а некоторые (ребята старших групп) видят различные образы.

В старших группах после выхода их медитации практикуется рисование образов медитации, обсуждение состояния.

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В рамках «Тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог» реабилитационная работа с ребенком с проблемами в развитии является наиболее оптимальной. На плечи родителей ложится ее наибольшая тяжесть и ответственность.

Кто же они, родители детей с глубоким нарушением интеллекта? Прежде всего, это заботливые, терпеливые, добрые люди. Кроме того, это высококвалифицированные специалисты, имеющие как высшее, так и среднее специальное образование. У многих из них полные семьи, с добрыми взаимоотношениями между членами. Эти люди мечтали о здоровых детях и с нетерпением ждали их появления. Известие о том, что их ребенок сильно отличается от других детей, тяжелым бременем ложится на их плечи. Они воспринимают это как «наказанье Божье», и задают себе вопрос: «За что?» Подчас они задают вопрос об участи своего ребенка, восклицая: «За что его-то, невинного?» Многим приходится оставлять работу, все свое время посвящать лечению и воспитанию ребенка, ибо специалистами их дети долгие годы признавались «необучаемыми».

Ситуация осложняется тем, что родители детей с ограниченными возможностями часто сами являются глубоко травмированными людьми. У многих из них не сложились судьбы; они пережили слишком много боли и отчаянья, чтобы объективно оценивать возможности ребенка; но главное - вопрос «За что мне такая доля?» у многих так и не нашел ответа.

Часто родители отчаянно сопротивляются диагнозу. Перепробовав разных специалистов, они становятся яростными поклонниками «нетрадиционных» методов лечения: уринотерапия, лечение травами, глиной и пр. Известны случаи, когда это приводило к тяжелым последствиям: ребенок, «очищаясь от шлаков», слабел, терял приобретенные навыки. Однако, мать упорно не хотела видеть этого, искренне веря в то, что «очистившись» ребенок даст резкий позитивный скачок. В таких случаях специалисты оказываются пойманными в «ловушку»: с одной стороны, больно видеть как ребенок теряет с таким трудом приобретенные навыки и кропотливый ежедневный труд «уходит в песок», с другой стороны, неприятно ощущать свое бессилие перед матерью ребенка.

Есть родители, у которых с рождением «особого» ребенка поменялся взгляд на мир, отношение к самим себе и другим людям. Одни ругают себя, другие видят корни своего несчастья в «злобных происках» недругов: наговор свекрови, бывшей подруги и пр. Есть и такие, которые приняли ситуацию и ребенка такими, какие они есть, изменили стиль своей жизни, встали на путь личностного роста и сотворчества.

Первоочередная задача работы с родителями состоит в том, чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас человека. Наиболее действенная метафора, которая приводится родителям, это воображаемая встреча с инопланетянином. Он отличается от нас и внешне и внутренне. Никому из нас не придет в голову после сравнения его с землянами вынести вердикт: «болен». Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, быть может, отличные от наших ценности и мотивы. Если человечеству суждено встретиться с инопланетянами, то, скорее всего, мы не будем выписывать им направления на терапию и всевозможные лекарства. В первую очередь мы попытаемся установить контакт, понять их язык и обучить своему.

Другая важная задача работы с родителями - постепенное формирование у них понимание того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому наша цель сделать его максимально адаптированным. Это очень не просто, потому что многие родители привыкли опекать своих детей. Безусловно, гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Многие родители бессознательно сопротивляются растущей самостоятельности ребенка. Они бояться стать не нужными и потерять смысл своей жизни.

Большая трудность работы с родителями заключается в том, что многие из них считают: «Это мой ребенок, и я лучше знаю что ему нужно». С этим утверждением невозможно не согласиться. Корни родительской настороженности лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже противоречивыми. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же ее отвергают или не верят их рекомендациям. Часто приходится слышать, что основная проблема - материальная. «Были бы деньги - поехали в Америку и вылечились бы». Однако, известно немало случаев, когда находились средства для лечения за рубежом, но после этого проблема не только сохранялась, но и усиливалась.

В связи с этим важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.

Установить доверие непросто. Оказывается между родителем здорового ребенка и родителем «особого» есть, по мнению последнего, большая дистанция. «Вам легко судить (учить, говорит, советовать и пр.) у вас здоровый ребенок, вы не пережили того, что я». Если специалист имеет сам ребенка с проблемами, это часто облегчает понимание и формирует доверие.

Родители, осознающие важность своего вклада в процесс социальной адаптации ребенка, имеющие творческие резервы и веру представляют собой мощную силу. Задача специалиста заключается в том, чтобы сублимировать эту силу и направить ее в «правильном» направлении.

Опыт показывает; что практически всем родителям необходима психотерапевтическая помощь. Эта помощь должна предоставляться в самом начале работы индивидуально. Бывает, что 1-3 консультации меняют жизнь в семье в лучшую сторону. Групповая психотерапевтическая работа полезна уже после того, как члены группы пройдут индивидуальные консультации.

Работа с родителями может проводиться в 2-х направлениях: психотерапевтическом (индивидуальная и групповая работа) и просветительском.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.016 с.)