Программа семинаров-тренингов для родителей «особых детей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа семинаров-тренингов для родителей «особых детей»



Курс рассчитан на 3 учебных года. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Максимальное количество участников в группе -10 человек. Продолжительность занятия - 4 академических часа.

Программа состоит из 4 частей:

§ «Мои проблемы и проблемы моей семьи» — психологический практикум, с использованием элементов креативной терапии.

§ «Сказочный путь» - теоретический курс возрастной и педагогической психологии.

§ «Сто вопросов сто ответов» - тренинг ситуаций. Разбор, обсуждение, проигрывание конкретных актуальных ситуаций их жизни слушателей. Совместный поиск выхода из сложных ситуаций.

§ «Тайны нашей души» - тренинг уверенности с использованием методов креативной и телесноориентированной терапии.

Групповая форма занятий не исключает индивидуальные консультации.

Организация занятий

Каждое занятие начинается и заканчивается сеансом релаксации, в ходе которого происходит снятие напряжения, «подзарядка» энергией и создание «общего поля», объединения, сплочения членов группы.

После релаксации анализируется состояние каждого члена группы, при этом могут задаваться вопросы типа:

§ Какие изменения произошли со мной за прошедшую неделю?

§ Какие изменения я наблюдаю у ребенка?

§ Что изменилось в нашей семье?

Заканчивается занятие подведением итогов:

§ Что было для меня нового на занятии?

§ Что было для меня на занятии положительного?

§ Что бы мне хотелось делать или узнать на следующем занятии?

Содержание занятий

1) «МОИ ПРОБЛЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ МОЕЙ СЕМЬИ»

1. Знакомство с членами группы; с тем, как они характеризуют своего ребенка и членов своей семьи (с применением различных психологических игр).

2. Исследование проблематики семьи с помощью проективных графических методов. Слушателям выдается бумага, цветные карандаши и фломастеры с просьбой нарисовать следующие рисунки:

- «Дом-дерево-человек на одном листе»

- «Моя семья в образе животных»

- «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни?»

- «Самое счастливое событие»

- «Моя жизнь через 5 лет»

- «Карта моей жизни»

- «Человек»

- «Человек под дождем»

- «Самое любимое место на Земле» и другие тематические рисунки. На одном занятии рисуется и обсуждается 1-2 рисунка.

3. Формирование образа «желаемой» жизни с применением метода «песочной терапии». Построение членами группы «картин» из песка и мелких фигурок, их обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций.

В зависимости от проблем членов группы 1 часть занимает от 15 до 20 занятий.

2) «СКАЗОЧНЫЙ ПУТЬ». Теоретический курс возрастной и педагогической психологии.

Темы занятий:

1. Предмет возрастной психологии. Понятие возраста. Психологический, физиологический, духовный возраст. Понятие личностной зрелости.

2. Проблема сознательного и бессознательного. Разум и интуиция.

3. Понятие «нормы» и «патологии». «Особые» дети: особенности развития.

4. Элементы специальной психологии.

5. Психосоматические заболевания.

6. Основные этапы развития личности и их образное отображение в сказках.

7. Этапы формирования человека: от зачатия до подросткового периода.

8. Индивидуальные «нормы» и «темп» развития.

9. Психологические и педагогические задачи и приемы воспитания «особых» детей.

10. Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» ребенка.

11. Воспитание сексуальной культуры «особых» детей.

12. Детские капризы: их смысл, способы преодоления.

13. Типичные психолого-педагогические ситуации и спектр приемов их разрешения.

14. Рисунки «особых» детей: о чем они могут говорить.

15. Экзистенциальные проблемы различных возрастов. Модель Э. Эриксона.

16. Развитие социальных навыков у «особых» детей. Приемы развития для родителей.

17. Развитие познавательных функций у «особых» детей: что может сделать семья. Обсуждение конкретных рекомендаций педагогов и психологов.

18. Родители как сценаристы судеб своих детей.

19. Проблема детских страхов и способы их преодоления.

20. Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми.

В зависимости от запроса и проблем в развитии членов группы количество занятий может колебаться от 20 до 30.

3) «СТО ВОПРОСОВ - СТО ОТВЕТОВ». Тренинг ситуаций.

В ходе этой части курса разбираются конкретные актуальные для слушателей ситуации; анализируются и проигрываются модели и способы поведения. Используются приемы психодрамы, гештальт-терапии, плэй-бэк театра. Количество занятий зависит от запроса и проблем развития членов группы.

4) «ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ». Тренинг уверенности.

В программу тренинга входит 40-часовой курс телесноориентирован-ной терапии, направленный на снятие мышечного напряжения, общую энер-гетизацию организма. А также 40-часовой курс тренинга уверенности, направленный на интеграцию личности, усиление внутренней уверенности в своих силах, раскрытие творческих возможностей.

На протяжении занятии с родителями происходит тесная взаимосвязь с педагогами и воспитателями их детей, с детским психологом и психиатром. Таким образом, обеспечивается и развитие «особых» детей, и стабилизация внутреннего состояния их родителей.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что родители начинают применять «нетрадиционные» методы лечения.

Комплекс знаний по специальной психологии и педагогике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекцион-ная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома.

В рамках просветительского направления 2—4 раза в месяц проводятся семинарские занятия в «Школе для родителей». Программа семинаров может варьировать в зависимости от проблематики конкретных родительских групп.

Темы семинаров

§ «Особый» ребенок и «особое» отношение. История вопроса.

§ Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком.

§ Теоретические и практические аспекты семейной педагогики.

§ Онтогенез «особого» ребенка.

§ Система развития представлений об окружающем мире.

§ Приемы формирования навыков самообслуживания.

§ Детское творчество.

§ Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического искусства.

§ Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире.

§ Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домашнего воспитания.

§ Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей.

§ Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспективы.

Занятия в «Школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, людей с общими проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ребенка.

Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготовленная родительская общественность творит чудеса. По инициативе родителей проходит множество мероприятий (совместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.).

И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они становятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. авт. вступ. ст. и библиографии Т. М. Лифанова. М, 1995.

2. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М, 1997.

3. Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для родителей /Ассоциация Даун синдром. М., 1997.

4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

5. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1998.

7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /Книга для учителя. М., 1993.

8. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.

9. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

10. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996.

11. Леб система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997.

12. Маплер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.

13. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996.

14. Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998.

15. Маплер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.

16. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

17. Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997.

18. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983.

19. Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейс-вейка, Н. Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.

20. Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996

21. Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

22. Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

23. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.

24. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. К Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

25. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Изд. 2-е доп. и перераб. СПб., 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.013 с.)