![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа семинаров-тренингов для родителей «особых детей»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Курс рассчитан на 3 учебных года. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Максимальное количество участников в группе -10 человек. Продолжительность занятия - 4 академических часа. Программа состоит из 4 частей: § «Мои проблемы и проблемы моей семьи» — психологический практикум, с использованием элементов креативной терапии. § «Сказочный путь» - теоретический курс возрастной и педагогической психологии. § «Сто вопросов сто ответов» - тренинг ситуаций. Разбор, обсуждение, проигрывание конкретных актуальных ситуаций их жизни слушателей. Совместный поиск выхода из сложных ситуаций. § «Тайны нашей души» - тренинг уверенности с использованием методов креативной и телесноориентированной терапии. Групповая форма занятий не исключает индивидуальные консультации. Организация занятий Каждое занятие начинается и заканчивается сеансом релаксации, в ходе которого происходит снятие напряжения, «подзарядка» энергией и создание «общего поля», объединения, сплочения членов группы. После релаксации анализируется состояние каждого члена группы, при этом могут задаваться вопросы типа: § Какие изменения произошли со мной за прошедшую неделю? § Какие изменения я наблюдаю у ребенка? § Что изменилось в нашей семье? Заканчивается занятие подведением итогов: § Что было для меня нового на занятии? § Что было для меня на занятии положительного? § Что бы мне хотелось делать или узнать на следующем занятии? Содержание занятий 1) «МОИ ПРОБЛЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ МОЕЙ СЕМЬИ» 1. Знакомство с членами группы; с тем, как они характеризуют своего ребенка и членов своей семьи (с применением различных психологических игр). 2. Исследование проблематики семьи с помощью проективных графических методов. Слушателям выдается бумага, цветные карандаши и фломастеры с просьбой нарисовать следующие рисунки: - «Дом-дерево-человек на одном листе» - «Моя семья в образе животных» - «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни?» - «Самое счастливое событие» - «Моя жизнь через 5 лет» - «Карта моей жизни» - «Человек» - «Человек под дождем» - «Самое любимое место на Земле» и другие тематические рисунки. На одном занятии рисуется и обсуждается 1-2 рисунка. 3. Формирование образа «желаемой» жизни с применением метода «песочной терапии». Построение членами группы «картин» из песка и мелких фигурок, их обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций.
В зависимости от проблем членов группы 1 часть занимает от 15 до 20 занятий. 2) «СКАЗОЧНЫЙ ПУТЬ». Теоретический курс возрастной и педагогической психологии. Темы занятий: 1. Предмет возрастной психологии. Понятие возраста. Психологический, физиологический, духовный возраст. Понятие личностной зрелости. 2. Проблема сознательного и бессознательного. Разум и интуиция. 3. Понятие «нормы» и «патологии». «Особые» дети: особенности развития. 4. Элементы специальной психологии. 5. Психосоматические заболевания. 6. Основные этапы развития личности и их образное отображение в сказках. 7. Этапы формирования человека: от зачатия до подросткового периода. 8. Индивидуальные «нормы» и «темп» развития. 9. Психологические и педагогические задачи и приемы воспитания «особых» детей. 10. Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» ребенка. 11. Воспитание сексуальной культуры «особых» детей. 12. Детские капризы: их смысл, способы преодоления. 13. Типичные психолого-педагогические ситуации и спектр приемов их разрешения. 14. Рисунки «особых» детей: о чем они могут говорить. 15. Экзистенциальные проблемы различных возрастов. Модель Э. Эриксона. 16. Развитие социальных навыков у «особых» детей. Приемы развития для родителей. 17. Развитие познавательных функций у «особых» детей: что может сделать семья. Обсуждение конкретных рекомендаций педагогов и психологов. 18. Родители как сценаристы судеб своих детей. 19. Проблема детских страхов и способы их преодоления. 20. Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми. В зависимости от запроса и проблем в развитии членов группы количество занятий может колебаться от 20 до 30. 3) «СТО ВОПРОСОВ - СТО ОТВЕТОВ». Тренинг ситуаций. В ходе этой части курса разбираются конкретные актуальные для слушателей ситуации; анализируются и проигрываются модели и способы поведения. Используются приемы психодрамы, гештальт-терапии, плэй-бэк театра. Количество занятий зависит от запроса и проблем развития членов группы.
4) «ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ». Тренинг уверенности. В программу тренинга входит 40-часовой курс телесноориентирован-ной терапии, направленный на снятие мышечного напряжения, общую энер-гетизацию организма. А также 40-часовой курс тренинга уверенности, направленный на интеграцию личности, усиление внутренней уверенности в своих силах, раскрытие творческих возможностей. На протяжении занятии с родителями происходит тесная взаимосвязь с педагогами и воспитателями их детей, с детским психологом и психиатром. Таким образом, обеспечивается и развитие «особых» детей, и стабилизация внутреннего состояния их родителей. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что родители начинают применять «нетрадиционные» методы лечения. Комплекс знаний по специальной психологии и педагогике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекцион-ная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома. В рамках просветительского направления 2—4 раза в месяц проводятся семинарские занятия в «Школе для родителей». Программа семинаров может варьировать в зависимости от проблематики конкретных родительских групп. Темы семинаров § «Особый» ребенок и «особое» отношение. История вопроса. § Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком. § Теоретические и практические аспекты семейной педагогики. § Онтогенез «особого» ребенка. § Система развития представлений об окружающем мире. § Приемы формирования навыков самообслуживания. § Детское творчество. § Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического искусства. § Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире. § Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домашнего воспитания. § Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей. § Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспективы. Занятия в «Школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, людей с общими проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ребенка. Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготовленная родительская общественность творит чудеса. По инициативе родителей проходит множество мероприятий (совместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.). И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они становятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. авт. вступ. ст. и библиографии Т. М. Лифанова. М, 1995. 2. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М, 1997. 3. Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для родителей /Ассоциация Даун синдром. М., 1997.
4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 5. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1998. 7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /Книга для учителя. М., 1993. 8. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. 9. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 10. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996. 11. Леб система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997. 12. Маплер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990. 13. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996. 14. Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998. 15. Маплер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988. 16. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997. 17. Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997. 18. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983. 19. Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейс-вейка, Н. Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 20. Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996 21. Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 22. Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 23. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. 24. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. К Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 25. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Изд. 2-е доп. и перераб. СПб., 1998.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.29 (0.008 с.) |