Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа семинаров-тренингов для родителей «особых детей»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Курс рассчитан на 3 учебных года. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Максимальное количество участников в группе -10 человек. Продолжительность занятия - 4 академических часа. Программа состоит из 4 частей: § «Мои проблемы и проблемы моей семьи» — психологический практикум, с использованием элементов креативной терапии. § «Сказочный путь» - теоретический курс возрастной и педагогической психологии. § «Сто вопросов сто ответов» - тренинг ситуаций. Разбор, обсуждение, проигрывание конкретных актуальных ситуаций их жизни слушателей. Совместный поиск выхода из сложных ситуаций. § «Тайны нашей души» - тренинг уверенности с использованием методов креативной и телесноориентированной терапии. Групповая форма занятий не исключает индивидуальные консультации. Организация занятий Каждое занятие начинается и заканчивается сеансом релаксации, в ходе которого происходит снятие напряжения, «подзарядка» энергией и создание «общего поля», объединения, сплочения членов группы. После релаксации анализируется состояние каждого члена группы, при этом могут задаваться вопросы типа: § Какие изменения произошли со мной за прошедшую неделю? § Какие изменения я наблюдаю у ребенка? § Что изменилось в нашей семье? Заканчивается занятие подведением итогов: § Что было для меня нового на занятии? § Что было для меня на занятии положительного? § Что бы мне хотелось делать или узнать на следующем занятии? Содержание занятий 1) «МОИ ПРОБЛЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ МОЕЙ СЕМЬИ» 1. Знакомство с членами группы; с тем, как они характеризуют своего ребенка и членов своей семьи (с применением различных психологических игр). 2. Исследование проблематики семьи с помощью проективных графических методов. Слушателям выдается бумага, цветные карандаши и фломастеры с просьбой нарисовать следующие рисунки: - «Дом-дерево-человек на одном листе» - «Моя семья в образе животных» - «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни?» - «Самое счастливое событие» - «Моя жизнь через 5 лет» - «Карта моей жизни» - «Человек» - «Человек под дождем» - «Самое любимое место на Земле» и другие тематические рисунки. На одном занятии рисуется и обсуждается 1-2 рисунка. 3. Формирование образа «желаемой» жизни с применением метода «песочной терапии». Построение членами группы «картин» из песка и мелких фигурок, их обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций. В зависимости от проблем членов группы 1 часть занимает от 15 до 20 занятий. 2) «СКАЗОЧНЫЙ ПУТЬ». Теоретический курс возрастной и педагогической психологии. Темы занятий: 1. Предмет возрастной психологии. Понятие возраста. Психологический, физиологический, духовный возраст. Понятие личностной зрелости. 2. Проблема сознательного и бессознательного. Разум и интуиция. 3. Понятие «нормы» и «патологии». «Особые» дети: особенности развития. 4. Элементы специальной психологии. 5. Психосоматические заболевания. 6. Основные этапы развития личности и их образное отображение в сказках. 7. Этапы формирования человека: от зачатия до подросткового периода. 8. Индивидуальные «нормы» и «темп» развития. 9. Психологические и педагогические задачи и приемы воспитания «особых» детей. 10. Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» ребенка. 11. Воспитание сексуальной культуры «особых» детей. 12. Детские капризы: их смысл, способы преодоления. 13. Типичные психолого-педагогические ситуации и спектр приемов их разрешения. 14. Рисунки «особых» детей: о чем они могут говорить. 15. Экзистенциальные проблемы различных возрастов. Модель Э. Эриксона. 16. Развитие социальных навыков у «особых» детей. Приемы развития для родителей. 17. Развитие познавательных функций у «особых» детей: что может сделать семья. Обсуждение конкретных рекомендаций педагогов и психологов. 18. Родители как сценаристы судеб своих детей. 19. Проблема детских страхов и способы их преодоления. 20. Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми. В зависимости от запроса и проблем в развитии членов группы количество занятий может колебаться от 20 до 30. 3) «СТО ВОПРОСОВ - СТО ОТВЕТОВ». Тренинг ситуаций. В ходе этой части курса разбираются конкретные актуальные для слушателей ситуации; анализируются и проигрываются модели и способы поведения. Используются приемы психодрамы, гештальт-терапии, плэй-бэк театра. Количество занятий зависит от запроса и проблем развития членов группы. 4) «ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ». Тренинг уверенности. В программу тренинга входит 40-часовой курс телесноориентирован-ной терапии, направленный на снятие мышечного напряжения, общую энер-гетизацию организма. А также 40-часовой курс тренинга уверенности, направленный на интеграцию личности, усиление внутренней уверенности в своих силах, раскрытие творческих возможностей. На протяжении занятии с родителями происходит тесная взаимосвязь с педагогами и воспитателями их детей, с детским психологом и психиатром. Таким образом, обеспечивается и развитие «особых» детей, и стабилизация внутреннего состояния их родителей. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что родители начинают применять «нетрадиционные» методы лечения. Комплекс знаний по специальной психологии и педагогике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекцион-ная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома. В рамках просветительского направления 2—4 раза в месяц проводятся семинарские занятия в «Школе для родителей». Программа семинаров может варьировать в зависимости от проблематики конкретных родительских групп. Темы семинаров § «Особый» ребенок и «особое» отношение. История вопроса. § Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком. § Теоретические и практические аспекты семейной педагогики. § Онтогенез «особого» ребенка. § Система развития представлений об окружающем мире. § Приемы формирования навыков самообслуживания. § Детское творчество. § Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического искусства. § Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире. § Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домашнего воспитания. § Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей. § Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспективы. Занятия в «Школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, людей с общими проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ребенка. Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготовленная родительская общественность творит чудеса. По инициативе родителей проходит множество мероприятий (совместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.). И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они становятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. авт. вступ. ст. и библиографии Т. М. Лифанова. М, 1995. 2. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М, 1997. 3. Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для родителей /Ассоциация Даун синдром. М., 1997. 4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 5. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1998. 7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /Книга для учителя. М., 1993. 8. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. 9. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 10. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996. 11. Леб система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997. 12. Маплер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990. 13. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996. 14. Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998. 15. Маплер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988. 16. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997. 17. Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997. 18. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983. 19. Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейс-вейка, Н. Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 20. Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996 21. Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 22. Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 23. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. 24. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. К Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 25. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Изд. 2-е доп. и перераб. СПб., 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.124 (0.008 с.) |