ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ



РАБОТА С ТЕСТОМ

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы он мог совершать элементарные трудовые операции, необходимо, чтобы он умел различать предметы по форме, величине, цвету. А также был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, песка, глины, ткани, дерева и пр.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

Однако, мотив, желание ребенка что-либо делать своими руками остается серьезной проблемой. Что делать, если в группе собрались дети 11-15 лет, для которых единственным существенным мотивом является желание вкусно поесть?

Как объединить в занятии пищевую мотивацию, задачи развития сенсорно-перцептивной сферы и демонстрацию полного цикла трудового процесса? Ответом на этот вопрос может быть рекомендовано развитие такого направления в работе с детьми, имеющими ограниченные умственные возможности, как «Работа с тестом».

В основе направления лежит идея о том, что «особые» дети, подростки, должны не только сразу видеть результаты своего труда, но и выступать первыми потребителями продуктов собственного производства. Самым желанным продуктом потребления для детей этой группы являются продукты питания, особенно сладости и сдоба. В связи с этим разработан цикл занятий «Булочки, печенье - всем на удивленье!»

Цели занятий:

§ развитие сенсорно-перцептивной сферы: формирование сенсорных эталонов формы и величины; развитие тактильной чувствительности рук, вкусовой чувствительности;

§ развитие мелкой моторики рук;

§ развитие речи, умения грамматически правильно строить предложения;

§ развитие эстетического вкуса у детей, воспитание аккуратности в работе;

§ формирование у детей тенденции доводить начатое дело до конца;

§ формирование у детей образа «полного цикла» трудового процесса;

§ совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи занятий:

§ Сформировать у детей представление о тесте и о том, что можно из него приготовить.

§ Познакомить детей с кухонными приспособлениями, необходимыми для работы с тестом: доска, скалка, формочки для печенья, пельменница, противень и пр.

§ Научить детей организовывать пространство вокруг себя так, чтобы было удобно и функционально.

§ Научить детей приемам взаимодействия между собой в процессе приготовления и потребления изделий из теста.

§ Научить детей правильно называть изделия, его компоненты, правильно строить предложения, содержащие информацию о процессе приготовления изделий из теста.

§ Развивать мелкую моторику рук и координацию движений (мять тесто, лепить из него фигурки, вырезать из теста формочкой печенье различной формы, раскатывать тесто и пр.)

§ Научить детей тактильно узнавать тесто, закрепить знание оттенков вкуса, совершенствовать понятия формы и величины (форма печенья, пельменей, пирожков, булочек, вареников; размеры пирожков, печенья, пельменей, булочек и пр.).

Оборудование занятий:

§ передники или фартуки, косынки или колпаки;

§ наборы открыток «Пироги», «Печенье», «Изделия из теста» и пр., муляжи хлебобулочных изделий или натуральные, постоянно обновляющиеся хлебобулочные и кондитерские изделия;

§ фланелеграф;

§ деревянные доски, скалки, лопаточки;

§ пельменница;

§ формочки, миски;

§ готовое крутое тесто (песочное или дрожжевое), немного муки;

§ разнообразная начинка (яблоки, варенье, рис и пр.);

§ яйцо и перышко (для смазывания изделий перед выпечкой), подсолнечное масло;

§ противень, электрическая или газовая духовка;

§ самовар, чайный сервиз, приборы.

На подготовительном этапе работы дети знакомятся с формой кулинаров: передниками, фартуками, колпаками и косынками. При этом они рассматривают картинки с изображением поваров, вспоминают, что делает мама дома, когда одевает передник (мама готовит еду). Педагог рассказывает детям различные истории о поварах, о том как они готовят пищу, как это интересно и как приятно есть пищу в удобной и комфортной обстановке. Дети могут по ассоциации вспомнить истории из собственной жизни о встрече с поварами или о том, что делает мама на кухне. Педагог ведет разговор о той еде, которую больше всего любят дети, что им нравится или не нравится. При этом педагог может либо прямо спрашивать у детей, что они любят есть, либо, если детям сложно ответить, педагог может называть разнообразные блюда (которые знакомы детям) и спрашивать у них, что им нравится, а что нет.

На подготовительном этапе работы педагоги могут попросить родителей детей провести дома «экскурсию» по кухне. Рассказать детям о том, какие кухонные приспособления и для каких целей используются. Важно, чтобы родитель перенес на ребенка положительный настрой для приготовлении пищи, дал понять ребенку, что приготовление пищи не просто повседневный, а творческий процесс.

Следующий этап в работе с тестом - это «привыкание» к тесту. На этом этапе дети тактильно «знакомятся», «привыкают» к тесту, пытаются его делить на части (рвать или разрезать деревянной лопаточкой). Пробуют раскатывать тесто деревянной скалкой с помощью педагога. На этом этапе педагог уделяет особое внимание не только обучению приемам работы с тестом, но и совершенствованию взаимодействия детей друг с другом. Важно побуждать детей помогать друг другу: тот, у кого лучше и быстрее получается старается помочь тому, кто слабее. При непосредственной работе с тестом возникают ситуации, когда ребенок не может раскатать тесто или что-то вылепить из него, и сразу отказывается от работы. В этом случае необходимо поработать вместе с ним, добиться минимального успеха и обязательно похвалить, подбодрить ребенка: «Вот видишь, у тебя все получается!» Впоследствии, если ребенок снова отказывается от работы из-за ощущения своей несостоятельности, важно напомнить ему о ситуации, когда у него что-то получилось, и, если изделие сохранилось, показать его ребенку. Таким образом, важно терпеливо акцентировать внимание ребенка на его даже самых минимальных достижениях.

Следующий этап в работе с тестам - это непосредственное знакомство детей с приспособлениями для изделий из теста: формочками и пельменницей. На этом этапе дети учатся из раскатанного теста выдавливать формочкой или пельменницей различные фигурки и формы: звездочки, пятиугольники (с помощью пельменницы), раскатывают шарики, лепят квадратики и треугольники. Для развития воображения, педагог предлагает детям пофантазировать и рассказать, на что похожи выдавленные ими из теста фигурки.

Далее, педагог знакомит детей с понятием «начинки», рассказывает о том, какие виды начинки бывают, спрашивает у детей, как, по их мнению вкуснее: с начинкой или без. Дети пробуют самостоятельно сделать пирожок с начинкой.

На этом этапе педагог знакомит детей с разными видами пищи из теста с начинкой: пирогами, блинами, ватрушками, пельменями, варениками. Дети рассматривают открытки с изображением этих изделий. Для демонстрации может быть также использован и фланелеграф. Дети видят многообразие форм выпечных изделий и пробуют что-либо сделать своими руками.

Следующий этап — это знакомство детей с полным циклом приготовления изделий из теста: от раскатывания теста до выпечки. Педагог знакомит детей с противнем, показывает, как правильно нужно выкладывать на нем печенье или пирожки: на смазанный подсолнечным маслом противень изделия из теста выкладываются ровно и аккуратно. Педагог рассказывает детям о том, что пельмени и вареники не выпекаются в духовке, а варятся в кастрюле с водой. Далее педагог показывает и учит детей смазывать сверху пирожки маслом или взбитым яйцом с помощью перышка.

Родители дома, а педагоги в школьной столовой знакомят детей с духовкой, рассказывают детям, как внутри духовки выпекаются пирожки и печенье (говорят, что внутри духовки очень-очень жарко, человеку там невозможно находиться), предостерегают детей от самостоятельного пользования духовкой.

На этом этапе педагог (можно и с помощью родителей) учит детей как организовывать пространство вокруг себя, чтобы было удобно и приятно пить чай с пирожками. Если дети уже умеют это делать, можно еще раз проиграть эту ситуацию, для того чтобы включить ее в формируемый у детей целостный образ приготовления и потребления изделий из теста.

После обучения детей всем элементам процесса приготовления и потребления изделий из теста, важно провести несколько занятий «полного цикла»: от начала приготовления до чаепития с только что приготовленным печеньем и пирожками. К комплексным занятиям можно привлекать родителей или других «гостей» (детей из других групп). Это будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в системе ребенок-родитель-педагог.

ЗАНЯТИЕ С ТЕСТОМ «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»

Задачи занятия:

§ Сформировать у детей образ «полного цикла» приготовления изделий из теста.

§ Закрепить знание сенсорных эталонов формы и величины.

§ Поработать над совершенствованием мелкой моторики рук.

§ Продолжить работу над эстетическим развитием детей.

§ Продолжить работу над совершенствованием навыков позитивного взаимодействия детей друг с другом, а также родителями, педагогами и гостями (если они пришли на занятие).

Оборудование занятия:

§ открытки «Пироги», «Печенье», «Блины и оладьи»,

§ фланелеграф,

§ доски, скалки, деревянные лопатки, деревянные толкушки,

§ пельменница, жестяные формочки,

§ блюдца с начинкой, тесто, мука, подсолнечное масло, картофель.

§ противень, яйцо и сливочное масло,

§ чайный сервиз, приборы, самовар.

Ход занятия.

Педагог (П): - Ребята, почему на вас надеты передники, фартучки, платочки, красивые колпаки?

Дети (Д): - Мы будем работать с тестом.

П.: - А что можно приготовить из теста?

Д.: - Пироги, булочки, печенье, блины, пирожки.

П.: - Вы знаете, что в пироги кладут начинку. Какая бывает начинка, что можно положить в пирожок?

Д.: - Начинку из яблок, варенья, капусты, риса, мяса, грибов.

П.: - А как можно назвать пирог с яблоком?

Д.: — Яблочный пирог.

П.: — А как можно назвать по-другому пирог с творогом?

Д.: -Ватрушка.

Педагог раскладывает на фланелеграфе открытки с изображением пирогов и печенья различной формы.

П.: — Ребята, посмотрите на открытки. Рассмотрите внимательно пирожки. Они разной формы или одинаковые?

Д.: - Разной: прямоугольной, круглой, треугольной.

П.: — А что еще, кроме пирогов, можно испечь из теста.

Д.: - Печенье.

П.: - Посмотрите внимательно на открытки. Видите, печенье бывает разной формы. Какой формы может быть печенье?

Д.: — Как сердечки, треугольное, прямоугольное, квадратное, как цветочек, как заяц (или другое животное).

П.: - Что можно еще испечь из теста кроме пирогов и печенья?

Д.: - Блины, оладьи.

П.: — А в блины мы можем положить начинку?

Д.:-Да.

П.: - А какую начинку можно положить в блины?

Д.: — Мясо, рис, творог, варенье, капусту.

П.: - Молодцы! Вы все знаете!

Педагог переходит к столу, на котором разложены инструменты для приготовления изделий из теста. Среди этих приспособлений может лежать толкушка для картофеля.

П.: — Ребята, посмотрите внимательно - на столе лежат знакомые вам предметы. Что нам потребуется для того чтобы раскатать тесто?

Д.: - Досочки, скалки.

П.: (берет пельменницу) - А что это такое?

Д.: - Пельменница.

П.: — А с ее помощью можно раскатать тесто?

Д.:-Нет.

П.: (берет толкушку) - А что это такое ?

Д.:-Толкушка.

П.: - А для чего она нужна ? Для того чтобы раскатать тесто ?!

Д.: - Нет, для того чтобы толочь картофель.

П.: - Молодцы, значит для того чтобы раскатать тесто нам потребуется из этих предметов только доси и скалки.

Дети, с помощью педагогов или родителей кладут перед собой досочки, кусочек теста, скалку, блюдечко с мукой, блюдечко с начинкой, формочки.

П.: — Скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать для того чтобы тесто не прилипало к доске, когда вы будете его раскатывать ?

Д.: - Посыпать доску мукой.

П.: - Пожалуйста, насыпьте на свои доски немного муки и ладошкой распределите ее по всей доске.

Дети выполняют задание сами или с помощью педагога или родителей.

П.: - Молодцы, а теперь возьмите кусочек теста и раскатайте его скалкой, как вы умеете.

Дети раскатывают тесто. Тем, у кого движения плохо скоординированы в силу сложного заболевания, помогают педагоги, родители или другие дети. Если дети сидят за столом по два человека, целесообразно посадить их так, чтобы они с удовольствием помогали друг другу.

П.: - Теперь, когда вы раскатали тесто, можно в наш пирожок положить начинку, которую вы приготовили: изюм, чернослив, яблоко, варенье, мед. А те из вас, кто решил приготовить печенье, возьмите формочки и выдавите из теста свои печенюшки.

Дети выполняют задание: кто-то делает пирожок, кто-то выдавливает печенье и раскладывает готовые печенюшки перед собой.

П.: - Заделывайте аккуратно края своих пирожков. Так, чтобы начинка не вытекла.

Когда пирожки и печенье у всех детей готовы, педагог спрашивает отдельно у каждого ребенка, что он приготовил из теста. Каждый ребенок немного рассказывает о своем изделии. После того как, все дети рассказали о своей работе, педагог ставит на стол противень.

П.: - Уважаемые повара, скажите, пожалуйста, что нам делать дальше?

Д.: - Положить пирожки на противень.

П.: - А что вы советуете сделать, чтобы наши славные пирожки и печенье не пригорали ?

Д.: - Надо смазать противень подсолнечным маслом.

Педагог ставит на стол блюдечко с подсолнечным маслом и вилку, на которой надет кусочек картофеля с плоским срезом. Кто-нибудь из детей берет вилку с картошкой, макает ее в масло и смазывает противень.

Далее, педагог вместе с детьми и их родителями аккуратно выкладывают изготовленные пирожки и печенье на противень. Педагог ставит на стол мисочку со взбитым яйцом или растопленным сливочным маслом и перышко.

П.: - Чтобы наши пирожки и печенье были румяными и аппетитными, мы их смажем свержу взбитым яйцом (или маслом) и поможет нам в этом волшебное перышко.

Если дети не разу не делали этого, педагог смазывает изделия сам или поручает это кому-нибудь из родителей. Если дети умеют это делать сами, то пирожки смазывает кто-то один из детей.

П.: - Какие молодцы наши повара! Теперь мы можем поставить противень в духовку, чтобы испечь наши пирожки и печенье.

Педагоги совместно с детьми отправляются в школьную столовую, на кухню. Там педагог ставит противень в духовку и смотрит на часа, засекая время: через 40 минут все будет готово. Потом дети приглашаются обратно в класс организовывать стол для чаепития. В классе дети накрывают на стол, аккуратно расстилают скатерть, расставляют приборы, сахарницу, чайник с заваркой, раскладывают салфетки, ставят стулья.

Когда все готово к чаепитию, педагог вносит блюдо с испеченными пирогами.

П.: - Дорогие повара, гости, все готово - просим к столу!

Результаты занятий

Курс работы с тестом может идти в течении года. За это время дети приобретают навыки позитивного взаимодействия, совершенствуют знания сенсорных эталонов, приобретают внутренний образ «полного цикла» трудового процесса, становятся более социально адаптированными.

Если детям нравится работать с тестом, можно на основе этого материала проводить и общеобразовательные занятия по обучению детей чтению и счету. В этом случае лепятся и выпекаются не традиционные пирожки и печенье, а буквы и цифры. Самостоятельно вылепленная и съеденная буква или цифра намного прочнее остается в памяти ребенка.

Таким образом, результатами систематической работы с тестом является:

§ Повышение уровня социально-бытовой адаптации детей, приобретение навыка приготовления изделий из теста, совершенствование навыков самообслуживания, получение знаний о кухне, приготовлении пищи, профессии повара.

§ Совершенствование коммуникативных навыков: дети учатся помогать друг другу, родителям, дружелюбно относиться к гостям на занятиях, основам гостеприимства.

§ Работа с тестом способствует развитию эстетического вкуса у детей: они начинают понимать, какое печенье красивое, какое некрасивое и нуждается в переделке. Дети осознают, что красивый пирожок приятнее есть, чем некрасивый, учатся красиво и аккуратно накрывать на стол, создавать вокруг себя уют и приятную атмосферу.

§ Совершенствование мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на развитии навыков письма. Руки становятся более сильными, пальцы - более гибкими.

§ Знание «полного цикла» трудового процесса способствует умению детей доводить начатое дело до конца.

§ Словарь детей обогащается новыми понятиями, которые они чаще употребляют в своей речи.

РАБОТА С ГЛИНОЙ

Творческий труд и изобразительная деятельность имеют важное значение в воспитании и социальной адаптации детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Такие занятия способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно зрительного восприятия; развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывают волевые качества; раскрывают творческие возможности; развивают эстетический вкус (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосоче-тания); способствуют познанию окружающего мира.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности; во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструмента совершенствует мелкую моторику рук.

Задачи занятий по творческому труду

§ Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

§ Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать.

§ Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к ним, развитие интереса к духовному миру человека.

§ Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

В содержание программы по творческому труду входят декоративно-обьемная аппликация, пластическая лепка и беседы об изобразительном искусстве. Дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации по мотивам сказок; работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения; лепить фигурки птиц, животных, посуды. Беседуя об искусстве, дети получают возможность проговаривать свои чувства, сюжеты картин, угадывать и анализировать замысел художника. Таким образом все сферы психической деятельности ребенка активно «работают», осуществляется комплексное воздействие наличность. Много времени посвящается экскурсиям по городу, музеям и выставкам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.02 с.)