Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Социальная философия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План
1.Основные категории и концепции познания общества. 2.Специфика и структура социальной системы. 3.Экономическая система общества. 4.Социальная и демографическая системы общества. 5.Политическая и юридическая системы общества. 6. Духовная жизнь общества.
Литература 1. с.354-377 364-426 2. с.304-338 3. с.318-362 4. Л. 9, с.154-218 5. гл.15 6. гл.7 7. Р.4, гл.3 8. гл.7 9. Р.2, гл. 16 Методические рекомендации: В первом вопросе рассмотрите специфику предмета и метода социального познания. Разберите основные категории социального познания: социальная деятельность, социальные отношения и социальные организации. Рассмотрите содержание материальных и духовных факторов развития общества, а также категории «общественное бытие» и «общественное сознание». Дайте характеристику основных подходов к познанию общества. Существует три основных направления этих подходов: материалистические, идеалистические и агностические. Материалистические подходы включают в себя: географический детерминизм, демографический детерминизм, социальную биологию, экономический детерминизм, технический детерминизм и материалистическое понимание истории (марксизм). Идеалистические подходы делятся на субъективно-идеалистические (волюнтаризм) и объективно-идеалистические (фатализм и провиденциализм). Проанализируйте аргментацию социального агностицизма. Второй вопрос. Общество следует рассматривать как сложную, открытую неравновесную, динамичную, самоорганизующуюся систему. Рассмотрите уровни и категории системного познания общества. На глобальном уровне социальная система характеризуется категорией – человечество. На локальном уровне социальная система рассматривается как отдельный социальный организм (страна). На подсистемном уровне выделяют различные формы социальных подсистемных общностей: государство, народ, нация и т.п. Раскройте собирательный, органический и системный подходы к познанию общества. Выясните специфику социальной системы. Раскройте структуру социальной системы, которая состоит из экономической, социальной, политической, юридической, демографической и духовно-культурной подсистем. При этом обратите внимание на различие идеалистического и материалистического и плюралистического подхода к анализу социальной системы. Остановитесь на категориях общественная формация и цивилизация как альтернативных трактовках социальной системы. Необходимо также проанализировать проблему классификации типов социальных систем в контексте различных подходов к системному познанию общества. Третий вопрос. Анализируя экономическую подсистему общества необходимо опираться на категории: способ производства, производительные силы и производственные отношения. Дайте характеристику структуры производительных сил и производственных отношений. Выделите отношения собственности как определяющий вид производственных отношений, дайте их классификацию. Рассмотрите закон взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Остановитесь на исторических типах способа производства и на типах экономических систем: командно-административной, рыночной, смешанной. Четвертый вопрос. Характеризуя социальную систему общества, остановитесь на двух подходах к ее пониманию – классовом (марксистском) и свойственной современной западной социальной философии – стратификационном подходе. Сравните понятия «класс» и «страта». Рассмотрите понятие «социальная мобильность». Дайте характеристику социальной структуры и социальных отношений в современном российском обществе. Рассмотрите основные тенденции развития социальной структуры современного общества. Рассмотрите основные формы этнической общности: племя, народность, нация, выделив их признаки. Охарактеризуйте основные тенденции развития этнической структуры общества, формы и типы межэтнических отношений. Дайте понятие демографической системы, укажите ее основные элементы и факторы ее развития. Проанализируйте закономерности развития демографической системы и особенности современной российской демографической системы. Рассмотрите сущность семьи и ее виды и функции. Проанализируйте структуру и типы системы социального здравоохранения. Пятый вопрос. Ядромполитической системыобщества является государство. Остановитесь на сравнительном анализе основных теорий сущности и происхождения государства: марксистской, либеральной, религиозной. Рассмотрите формы правления и их разновидности, а также типы политических режимов. Дайте характеристику исторических типов государства и политических систем. Выясните сущность политической партии и осветите виды партий, их роль в политической системе. Обсудите сущность демократии, ее механизмы и формы, идею правового государства. Разберите сущность права как особого социального института, регулирующего социальные отношения, сравнив его с моралью и обычаем. Остановитесь на основных правовых институтах общества: система законодательства, суд, органы правосудия. Рассмотрите понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Отдельно обсудите проблему прав человека, а также проблему правовой культуры личности, единства прав и обязанностей. Обратите внимание на связь правовой и политической системы общества с экономической и социальной системами. Шестой вопрос. Духовная сфераобщества включает многообразие форм общественного сознания, его уровни: общественную идеологию и общественную психологию. Проанализируйте социальные институты, занимающиеся воспроизводством и развитием общественного сознания: педагогические организации, художественные организации, религиозные, философские, научные. Установите связь развития общественного сознания с развитием экономических и социально-политических процессов. Обсудите проблемы государственного управления массовым сознанием, борьбы идеологий различных социальных групп, диалога различных культур и общечеловеческих духовных и культурных ценностей.
Тема 8. Философия истории План
1.Специфика исторического познания. Основные проблемы и категории философии истории. 2.Основные концепции исторического познания: формационный и цивилизационный подходы. 3.Социальный идеал, направленность и смысл истории. Проблема общественного прогресса и его критерии. 4.Свобода и необходимость в истории. Народы и личность в историческом процессе. Литература 1. с.331 -353 2. с.284-301 4.с. 218-270 5. гл.18,19 6.гл.7, п.4 7. Р.4, гл.4 8. гл.12 9. Р.2. гл.17 Методические рекомендации: Первый вопрос. Рассмотрите основное понятие – «история» и его смыслы. Затем обратите внимание на главные проблемы философии истории. 1.проблема возможности исторического познания, 2.проблема движущих сил истории, 3.проблема содержания истории, т.е. выделения и анализа ее основных этапов, 4.проблема соотношения всемирной и местной истории, взаимодействия во всемирной истории различных культур, стран и народов, 5. проблема направленности и смысла истории, 6.проблема места и роли личности во всемирно-историческом процессе. Остановитесь на основных понятиях философии истории: субъект и движущие силы истории, определяющий фактор истории, социальный идеал, смысл и направленность истории. Далее необходимо рассмотреть основные философские подходы к познанию истории:1.исторический натурализм, эмпирико-психологический подход, объективно-идеалистический подход, исторический материализм. Рассмотрите различие между этими концепциями в решении проблемы соотношения закономерности и целесообразности, необходимости и случайности в истории. Обсудите научную состоятельность различных подходов к познанию истории. Второй вопрос. В понимании истории и ее законов в современной философии существует два основных подхода: формационный и цивилизационный, а также попытки соединения их в единый комплексный подход. В основе формационного подхода лежит диалектико-материалистическое истолкование социальной системы и ее законов. Рассмотрите понятие и структуру общественной формации и законы ее развития. Особенное внимание уделите проблеме социальной революции, как способу перехода от одной формации к другой. Дайте характеристику исторических типов общественных формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Затем разберите основные особенности цивилизационных подходов Данилевского, А.Тойнби, О. Шпенглера. Рассмотрите структуру и законы развития цивилизаций. Проанализируйте отношения между цивилизациями. Необходимо специально остановиться на решении в рамках обоих подходов проблемы единства и многообразия всемирной истории. Разберите характерные особенности Западной, Восточной и Российской цивилизаций. Рассмотрите место России в современном мире и ее роль в диалоге цивилизаций. В третьем вопросе рассмотрите основные подходы к пониманию смысла и направленности истории. Охарактеризуйте основные модели направленности истории. Раскройте понятие смысл истории и его связь с направленностью истории и социальным идеалом. Рассмотрите понятие «социальный идеал» как образ совершенной социальной организации. Выясните роль социальных идеалов в истории. Рассмотрите основные типы социальных идеалов, как продукты определённых исторических эпох. Проанализируйте понятия прогресса и регресса, их различные толкования разными философскими школами. Выделите основные критерии прогресса, покажите нелинейность, сложность и противоречивость необратимого исторического процесса. Четвертый вопрос. Разберите типы субъектов и движущие силы истории. Остановитесь на анализе понятий «свобода» и «необходимость» в историческом процессе. Проследите соотношение закономерности и целеполагания в историческом процессе. Разберите основные концепции о роли народных масс в историческом процессе. Выясните место личности в истории, основные типы исторических личностей. Методические указания для студентов-заочников На дневных и заочных отделениях значительная часть учебной работы по всем предметам планируется для самостоятельной работы студентов. Выполнение самостоятельной работы студентами является важным этапом их подготовки к профессиональной деятельности. 1. Требования к самостоятельной работе студентов Задания для самостоятельной работы студентов выполняются письменно в тетрадях для самостоятельной работы. Объем зависит от поставленной задачи: от 0,5 до 3 страниц. Текст является самостоятельным, творческим исследовательским материалом, который отражает позицию ведущих ученых на данную проблему с авторской интерпретацией и знакомит с аргументированной отличающейся от других авторской позицией. В конце текста необходимо сделать краткий вывод и предложить пути решения проблемы. 2. Требования к структуре и оформлению контрольной работы Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Сроки выполнения зависят от времени проведения экзаменационной сессии. Контрольная работа должна быть сдана в деканат не позднее, чем за 10 дней до зачета. В случае отсутствия работы студенты не допускаются до зачета по дисциплине. Работа выполняется на листах формата А4 в рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком или в печатном варианте. На титульном листе необходимо обозначить номер варианта. При выполнении работы следует указывать содержание задания и вопросов в нем. Образец титульного листа прилагается (прил. 1). Конспект должен занимать не более трех страниц. Если выбрана книга или учебник, то целесообразно законспектировать ее отдельную главу или параграф. Конспектирование предполагает письменное изложение основных положений работы. Конспектирование не должно быть слишком подробным. Главная задача – выделить основную мысль (центральный тезис) научного текста, показать логику ее развертывания, сформулировать основные положения. Конспект работы должен сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием литературного источника с указанием выходных данных, например: Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М.: Изд-во «Ось-89», 2002. 48 с. Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Пер. с англ. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 800 с. Осовский В.Г. Методологические проблемы исследования истории профессионального образования России //Образование и наука: Известия Уро РАО. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. № 1. С. 11-18.
Приложение 1 Образец оформления титульного листа контрольной работы
ФГОУ ВПО «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра философии и истории
Контрольная работа по дисциплине «Философия» Вариант 5
Выполнил: Студент группы ПЗООТ – 1 «а», 1 курс Иванов С.А.
Проверил: доцент Ф.И.О.
п. Персиановский – 2014 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
1.Материализм: Гольбах, Фейербах, Энгельс. 2.Объективный идеализм: Платон, Фома Аквинский, Гегель. 3.Субъективный идеализм: Юм, Кант.
Литература: 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. М., Проспект. 2001. С.29-42. 2. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.:КНОРУС, 2013. гл.1. 3.Философия. Учебное пособие для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., Юристъ, 1996, 2000. С.12-18. 4.Философия. Учебник для техн. вузов. Под ред. Ермаковой Е.Е. М., 2002. С.68-77. 5.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл. 1.2.
ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Периодизация античной философии. 2. Рождение первых философских и диалектических идей (Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, школа атомистов). 3. Классический этап (софисты, Сократ, Платон, Аристотель). 4. Философия эпохи эллинизма: скептицизм, неоплатонизм, стоицизм.
Литература: 1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. - с.97-210, 259-288, 308-316, 352-36, 404-423, 451-481, 508-528. 2. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2002с.32-60 3. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.1 – М.,1989, с.93-114. 4. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.27-50. 5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,1999, гл.1. 6. Философия. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.2, с.23-26. 7. История философии. Учеб.пособие для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.70-98.
ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Особенности и этапы развития средневековой философии. 2. Онтологическая система средневековой философии: креационизм и космологическая модель. Борьба номинализма и реализма. 3. Проблема познания: гармония разума и веры, схоластический метод. 4. Учение о человеке и философия истории.
Литература: 1. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2002 с.61-77 2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.1 – М., 1989, с.115-135. 3. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.52-67. 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,1999, гл. 2. 5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,2002с.82-104. 6. Философия. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. м.: КНОРУС 2005. с.27-28. 7. История философии. Учеб.пос. для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.99-124.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. 2. Реформация. 3. Философия природы и рождение экспериментальной науки: Н. Кузанский, Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник. 4. Политическое учение Н. Макиавелли. 5. Коммунистические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Литература: 1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.1 – М.,1989, с.135-146. 2. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.68-76. 3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 1999, гл.3. 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002, с.105-112. 5. Философия. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского.М.: КНОРУС. 2013. с.28-29. 6. История философии. Учеб.пос. для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.125-152.
ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Проблема познания: эмпиризм и рационализм. 2. Социально-политические концепции Нового времени. 3. Философские идеи Просвещения.
Литература: 1. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2002с.78-135. 2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.1 – М.,1989, с.147-168. 3. Канке В.А. Философия. Учебник. М.,1998, с.78-95. 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,1999, гл. 4-5. 5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,2002с.113-141. 6. Философия. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. М.: КНОРУС. 2013. с.29-30. 7. История философии. Учеб.пос. для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.153-198. ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХVIII –ХIХ вв.
1. Критическая философия Канта. 2. Философии Гегеля. 3. Марксизм. 4. Иррационализм Шопенгауэра и философия жизни Ницше. Литература: 1. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М., 2002 с.136-183. 2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.1 – М.,1989, с.169-192, 223-246. 3. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.95-112. 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,1999, гл.6. 5. Философия. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. М.: КНОРУС. 2013, с. 30-33. 6. История философии. Учеб.пос. для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.199-242. 7. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.4.
ТЕМА 7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ – начала ХХ века
1. Современный позитивизм. 2. Прагматизм. 3. Экзистенциализм. 4. Философия психоанализа. Литература:
1. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2002 с.217-245. 2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.1 – М.,1989, с.280-288, 293-367. 3. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.112-138. 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,1999, гл.7. 5. с.190-206. 6. Философия. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. М.: КНОРУС. 2013, гл.2.2. 7. История философии. Учеб.пос. для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.238-388.
ТЕМА 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX века
1. Становление русской философии. Славянофильство и западничество. 2. Естественнонаучный материализм. 3. Русский космизм. 4. Философия всеединства Вл. Соловьева. 4. Русский марксизм.
Литература: 1. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2002с.190-20.9 2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2 – М.,1989, с.247-279, 288-293. 3. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.138-149. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,1999, с.217-242. 4. Философия: Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. М.:КНОРУС, 2013, гл.2.3. 5. История философии. Учеб.пос. для вузов. Ростов-на-Дону. 1999. с.269-298, с.419-440. Тема 9. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ
1. Развитие учения о бытии в истории философии. 2. Единство и многообразие мира и категория бытия. 3. Основные виды бытия. Духовное и материальное бытие.
Литература: 1. Введение в философию. В 2-х ч. ч.2 – М.,1989. с.14-49. 2. Смирнов И.Н.,Титов А.В. Философия.Учебник. – М.,1998, с.58-69. 3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,2002, с. 223-240 4. Философия. Учебнник. Под ред. Кохановского В.П. М.: КНОРУС. 2013, гл.3 4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов, М., гл.ХХ. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл. 2.1. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.9, 10.
ТЕМА 10. МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Развитие категории «материя» в истории философии. Естественно-научное и философское понимание материи. Уровни организации материи и их взаимосвязь. 2. Атрибуты материи. Движение, его основные формы. 3. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. 4. Живая природа: происхождение и эволюция жизни. Биосфера.
Литература: 1.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2 – М.,1989, с. 49-77 2.Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2001, с.260-268. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,2002, с.240-253. 4. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.:КНОРУС, 2013. гл.3. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.2.п.2-5. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.10(2-4).
ТЕМА 11. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ
1. Основные гипотезы о происхождении жизни и эволюции живой природы 2. Современная наука о строении живой природы. Биосфера и ее законы. 3. Проблема уникальности жизни во Вселенной.
Литература: 1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч.,ч.2 –М.,1989, с.62-66, с.204-218. 2. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания. Новочеркасск, 2000. 3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания – М.,1998. 4. Смирнов И.В., Титов А.Н. Философия. Учебник. – М.,1998, с.111-121. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.5.п.5. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.10(6).
ТЕМА 12. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И КАРТИНА МИРА
1. Философская картина мира, ее разновидности. 2. Научная картина мира и ее развитие. 3. Религиозные космологические модели.
Литература: 1. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.256-259, с.286-288. 2. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания. – Новочеркасск, 2000. 3. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2001, с.326-333. 4. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл. 11. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.7. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.10(6).
ТЕМА 13. СОЗНАНИЕ
1. Материалистические и идеалистические концепции сознания. 2. Сознание как высшая форма отражения материи и функция человеческого мозга. 3. Общественная природа сознания. Сознание и язык. 4. Структура индивидуального сознания и формы общественного сознания.
Литература: 1.Введение в философию Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2. М..1989, с.288-318. 2.Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.191-206. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.337-378. 4. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013.гл.6. 5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов, М., гл.ХV. 6. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.3. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.13.
ТЕМА 14. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
1. Природа как среда обитания человека. 2. Исторические типы отношений природы и человека. 3. Современное взаимодействие человека с природой. Проблема коэволюции.
Литература: 1.Барулин В.С. Социальная философия. – М..2000, с.371-378. 2.Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия – М.,1994. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,2002, с.557-563. 4.Смирнов И.Н., Титов А.В. Философия. Учебник. – М.,1998, с.94-107. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.2.п.5.
ТЕМА 15. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
1. Основные философские концепции сущности человека. 2. Человек как биосоциальное существо. 3. Внутренний и внешний мир человека. Человек и человечество.
Литература: 1.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч.,ч.2 – М.,1989, с. 237-247. 2.Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов. – М.,2001. с.580-591, с.599-606. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.,2002, с.308-327. 4. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013.гл.5, 8. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.8. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.12, 14, 16.
ТЕМА 26. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Основные концепции происхождения человека. 2. Роль труда в происхождении человека. Теория антропосоциогенеза. 3. Основные этапы антропосоциогенеза. Проблема исторической реконструкции.
Литература: 1.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2 – М.,1989, с.224-237 2.Гуревич П.С. Философская антропология. М.,1997. 3.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.5. 4.Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд. М.,1961, т. 20. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.8. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл. 12.
ТЕМА 17. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЛИЧНОСТИ
1. Проблема познания личности. 2. Личность, индивид, индивидуальность. 3. Социализация и воспитание личности и ее структура
Литература:
1.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-хч.,ч.2 –М.,1989, с.550-565. 2.Ильенков Э.В. С чего начинается личность – М., 1984. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с. 327-336. 4.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.8. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.8. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл. 14, 16.
ТЕМА 18. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
1. Философские и жизненные основания проблемы смысла жизни. 2. Основные философские подходы к проблеме смысла жизни. 3. Нравственность, религия, искусство и смысложизненный выбор. Литература: 1.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч.,ч.2 – М.,1989, с.247-258. 2.Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 1995, с.284-297, с. 398-418. 3.Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 2002, с.214-228, с.344-361. 4.Фромм Э. Человек для себя – М., 1992. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл. 8(3,4). 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.12.
ТЕМА 19. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
1.Взаимодействие личности и общества. Общественные права и обязанности личности 2.Исторические типы личности 3.Свобода и ответственность личности
Литература: 1.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2 – М.,1989, с.551-585 2.Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов – М., 2001, с.615-622 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.599-606, с.707-716 4.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.8. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл. 8(3,4). 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.14, 16.
ТЕМА 20. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
1.Общественное сознание, его сущность и уровни 2.Экономическое, правовое и политическое сознание 3.Нравственное, эстетическое, религиозное сознание 4.Наука как форма общественного сознания Литература: 1.Барулин В.С. Социальная философия. Учебник – М..2000, с.186-208 2.Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч.,ч.2 – М.,1989, с.445-455 3.Миголатьев А.А. Философия.Учебник для вузов – М.,2001, с.415-425 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.637-694, с.538-551 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл. 3(4). 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл. 15. 7.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.7.
ТЕМА 21. ПОЗНАНИЕ
1. Познание и его виды. Основные концепции познания. 2. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 3. Классические и неклассические концепции истины. Свойства истины.
Литература: 1.Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов – М.,2001, с.269-285. 2. Введение в философию. В 2-х ч., ч.2 – М.,1989, с.321-359. 3. Канке В.А. Философия. Учебник – М.1998, с. 182-200. 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2001, с.378-431. 5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.414-472. 6. Философия. Учеб.пос. для вузов / Ерыгин А.Н. с.419-466. 7.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.9. 8. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.4. 9. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.6.
ТЕМА 22. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО УРОВНИ
1. Наука как форма общественного сознания. Этические и социокультурные ценности науки. Сциентизм и антисциентизм. 2. Специфика научного знания. Знание научное и ненаучное. 3. Уровни и формы научного познания. 3. Методы и приемы научного познания.
Литература: 1.Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-дону,1998. 2.Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М.,2001. 3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Философия науки в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006. Разд. 3, 5. 4. Наука в зеркале философии ХХ века. – М.,1992. 5. Наука как предмет философского анализа. – Л.,1988. 6. Современная философия науки. Хрестоматия. – М.,1994. 7. Современная западная философия науки. – М.,1988. 8.Степин В.С., Горохов А.г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.,1996. 9. Философия и методология науки. В 2-х ч. – М.,1994. 10. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.6. 11. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл. 7.
ТЕМА 23. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.Философские категории как ступени познания. 2.Категория закономерности. Детерминизм и индетерминизм. 3.Динамические и статистические закономерности. 4.Принципы и категории диалектики.
Литература: 1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч., ч. 2 – М.,1989, с.107-170 2. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов – М.,2001., с.285-303 3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.262-308 4. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.4. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл. 5. 6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.11.
ТЕМА 24. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1. Решение проблемы роста научного знания в концепции К.Поппера. 2. Парадигмальная модель Т.Куна и И.Лакатоса. Научные революции. 3. Методологический плюрализм П.Фейерабенда.
Литература: 1.Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-дону,1998. 2.Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М.,2001. 3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Философия науки в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006. Разд. 4. 4. Наука в зеркале философии ХХ века. – М.,1992. 5. Наука как предмет философского анализа. – Л.,1988. 6. Современная философия науки. Хрестоматия. – М.,1994. 7. Современная западная философия науки. – М.,1988. 8.Степин В.С., Горохов А.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.,1996. 9. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.7(3), 8 (7).
ТЕМА 25. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
1. Сущность и основные проявления современного научно-технического прогресса 2. Социальные последствия научно-технического прогресса. Проблема демонизма техники 3. Проблема ответственности ученых и пределы научно-технического роста. Сциентизм и антисцииентизм.
Литература:
1. Введение в философию. В 2-х ч., ч.2 –М.,1989 – с.360-364. 2. Канке В.А. Философия. Учебник – М.,1998, с.289-303. 3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.551-556. 4. Философия. Учебное пособие для студентов вузов – Ростов-на-Дону, 1995, с. 512-514. 5. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл. 7(3), 20(1).
ТЕМА 26. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
1.Сущность политической власти 2.Государство, его природа, структура и функции. 3.Исторические типы и формы государства и политических режимов 4.Демократия: теория и практика. Особенности и формы современной демократии.
Литература:
1.Барулин В.С. Социальная философия – М.,2000, с.140-175. 2.Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов – М.,2001, с.430-474. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.606-636. 4.Философия. Учебное пособие для студентов вузов – Ростов-на-Дону,2002, с.308-312. 5. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.9(4).
ТЕМА 27. СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИИ
1.Основные концепции движущих сил истории. Роль личности в истории. 2. Определяющие факторы исторического процесса: основные подходы. 3. Социальный прогресс и его критерии. 4. Смысл истории и социальные идеалы.
Литература:
1. Барулин В.С. Социальная философия – М.,2000, с.209-348 2. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч.,ч.2 – М.,1989, с.466-477 3. Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов – М.,2001, с.389-394, с.468570 4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М.,2002, с.505-513, 701-730 5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории – М.,1995 6. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.10(1-4,7).
ТЕМА 28. ФОРМАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Понятие общественной формации. Исторические типы формаций. 2. Цивилизационный подход к истории. Понятие цивилизации. 3. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации. 4. Основные концепции информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер, У.Ростоу, Дж.Масуда).
Литература:
1.Барулин В.С. Социальная философия – М.,2001, с.219-242, с.281-296 2.Зотов В.Д. и др. Очерки социальной философии – М.,1994, с.111-138 2.Миголатьев А.А. Философия. Учебник для вузов – М.,2001, с.515-552 4. Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.7(4). 5. Основы философии. Учебное пособие для вузов. Москва. Владос. 2005. Гл.9. 6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 2002. 7. Тоффлер О. Третья волна. М., 1995. 8. Тоффлер О. Футурошок. М., 1996. 9. Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.10 (5). 10. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыги
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.01 с.) |