Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематическая структура курса↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ
методическое пособие для бакалавров заочного отделения
Пос. Персиановский УДК 009 (075.5)
ББК 71
К-90
Авторы: зав. кафедрой, д. ф. н., профессор Поломошнов А.Ф., к.ф.н., доцент Янова Э.Н., к.ф.н., доцент Поломошнов П.А.
Философия. Методическое пособие для бакалавров заочного отделения. - п. Персиановский, 2014. - 48 с.
В методическом пособии представлено содержание курса философии, даны планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, приводятся методические указания для подготовки к семинарским занятиям. Соответствует стандартам и типовой программе курса философии. Адресовано студентам бакалавриата заочного отделения всех факультетов ДонГАУ.
Рецензенты: доктор философских наук, декан факультета философии и культурологии РГУ, профессор Г.В. Драч кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков ДонГАУ Л.В. Мельникова.
Рекомендовано в печать на заседании кафедры философии и истории (протокол № 15 от 3 июня 2014 г.)
Утверждено на заседании методического Совета агрономического факультета (протокол № 8 от 9 июня 2014 г.)
Рекомендовано в печать методическим Советом ДонГАУ (протокол № от июля 2014 г.)
©Коллектив авторов, 2014 ©Донской государственный аграрный университет, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………с.4
Тематическая структура курса………………………………………………с.6
Программа курса……………………………………………………………...с.6
Темы семинарских занятий …………………………………………..……..с.14
Методические указания для студентов-заочников………………………...с.30
Темы контрольных работ……………………………………………..……..с.32
ВВЕДЕНИЕ «Ты умеешь измерить круг, называешь расстоянья между звёздами.…Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?» СЕНЕКА
Когда человек, в силу различных причин, поднимается над суетой текущих, повседневных забот материальной жизни, перед ним встают вечные философские вопросы: о природе, устройстве и происхождении окружающего мира, о месте человека в нем и его отношениях к этому миру, о смысле своей жизни и своём месте в обществе, о направлении и смысле исторической жизни человечества. Размышления над этими проблемами столь же трудны, сколь и интересны. Они не только возвышают душу человека, но и развивают его ум, делают его сознательной личностью, способной разумно управлять своей судьбой, осознающей глубинную сущность мира и жизни, способной проникать в скрытую суть видимых событий и явлений. Философские размышления вечны, ибо её проблемы всегда волновали, волнуют сегодня, и будут волновать людей в будущем. Но каждое время даёт на них свои ответы и ставит эти проблемы по-своему. Поэтому и нет в философии абсолютных истин, вечных решений для всех времён и народов. Но даже в одну и ту же историческую эпоху мы слышим разноголосый хор философов, спорящих друг с другом, дающих разные, часто абсолютно противоположные толкования одних и тех же проблем и понятий. За этими спорами зоркий глаз мудреца легко обнаружит различие жизненных позиций, опыта, интересов людей. Ибо философия – отражение существующего противоречивого социального мира. Реальная жизнь людей питает её корни, и реальную жизнь людей призваны изменять к лучшему её горько-сладкие плоды. Плоды мудрости горьки не только потому, что требуют много труда, но и потому, что истина сама по себе горька и нелицеприятна. Но они же и сладки, ибо дают человеку, познавшему философию власть над всем миром и самим собой, доставляют ни с чем не сравнимое наслаждение знания. Несмотря на важность философских вопросов для духовной жизни каждого человека, философии, как никакой другой науке, приходится постоянно доказывать свою полезность и необходимость для личности и общества. Существует три основных функции, которые выполняет философия в жизни как отдельной личности, как и общества: 1.мировоззренческая, 2.методологическая, 3.воспитательная. Мировоззренческая функция состоит в формировании стройной и цельной системы взглядов на действительность и определении места человека в мире, его отношения к действительности. Объясняя существующий мир, философия формирует и выдвигает идеалы развития как общества, так и личности. Методологическая функция философии состоит в разработке всеобщих категорий и методов познания, позволяющих глубоко познавать окружающий мир, в котором живет и действует человек. Воспитательная функция философии состоит в разработке смысло-жизненных ориентаций, норм, ценностей, принципов поведения личности и совершенной организации общества, в установлении предельных смысло-жизненных целей, которые определяют образ жизни и поведения личности. Те же функции выполняет и религия, но её мерилом является слепая вера и религиозная фантазия. Философия же, как и наука, стоит на прочной почве фактов и рационального понятийного мышления. Философия – не обычная наука в ряду других наук, это целый духовный мир, одна из высших сфер и форм человеческого духа. Если мы хотим приобщиться к этому миру, постичь истинную суть философии, мы должны свободно и без принуждений полюбить философию и стать на путь самостоятельного философского размышления. Заучивание множества разнообразных учений без жизненного личного интереса и самостоятельного творческого осмысления философских проблем ничего, кроме отвращения к философии и скуки вызвать не может. Философия, как женщина. Кто относится к ней прагматически, того она не любит. Но того, кто полюбил её искренней и чистой любовью, она одарит неземным наслаждением. Философия – самосознание личности и общества, их высший разум, объясняющий мир и указывающий путь, цель и смысл земного существования человека и человечества. Безусловно, прав К. Ясперс: «Философия не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, - осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой…». Тематическая структура курса
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Философия как явление культуры Философия как духовное явление, ее место в культуре. Мировоззрение, его структура. Исторические формы мировоззрения. Философия, наука, религия, искусство. Сущность философии и специфика ее предмета. Основные проблемы философии. Отрасли философского знания. Функции философии. Основные философские направления. Философия, личность и общество. Закономерности историко-философского процесса.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Введение в философию.- Ростов-на-Дону, 2002. 2.Волков Г.Н. Три лика культуры.- М., 1991. 3.Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991. 4.Кармин А., Бернадский Г. Философия. Учебное пособие для студентов и аспирантов ВУЗов. С.-П., 1997. 5.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М.,1990. 6.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М.,1991. 7.Ойзерман Т.И. Главные философские направления.- М.,1984. 8.Ойзерман Т.И. Философия, религия, культура.- М.,1982. 9.Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. 10.Франк С. Духовные основы общества.- М., 1992. 11.Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М., Ростов-н/Д, 2004. гл. 1, 2(1). 12.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.1. 13.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.1.2. 14.Яхъяев М.Я., Поломошнов А.Ф. Философия. Учебный курс. – Махачкала, 2010. Тема 2. Онтология Бытие как философская категория. Бытие и небытие. Полюсы бытия: существование мира и жизнь человека. Виды бытия. Бытие общего и индивидуального, материального и идеального. Вещь как единство свойств и отношений. Понятие субстанции. Основные философские направления по проблеме субстанции. Философский смысл категории «материя»: ее методологическая и мировоззренческая функция. Современные представления о материи. Основные свойства материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как формы существования материи. Уровни организации и формы движения материи. Детерминизм и интедерминизм. Статистическая и динамическая закономерность. Понятие природы. Образы природы в мифах, искусстве, обыденном сознании. «Естественная» и «искусственная» среды обитания («первая» и «вторая» природы). Противоречия в системе «общество – природа». История взаимодействия человека с природой.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. 2.Арнольдов А.Н. Культура, человек и картина мира. – М.,1987. 3.Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. – М., 1986. 4.Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в европейской философии. М., 1996. 5.История понятия «материя» // Философские науки. 1989. № 12, 1990. № 1. 6.Кармин А., Бернадский Г. Философия. Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. – С.-П., 1997. 7.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.- М., 1998. 8.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС, 5-е изд. - М., 1980, т.18. 9. Лешкевич Т.Г. Философия. Учебник. – Ростов-на-Дону, 1999. 10. Моисеев Н. Человек и ноосфера. – М., 1990. – 351 с. 11.Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. – М., 1981. 12. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994. 13.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М., 1961. Т.20 – 827 с. 14.Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.9, 10. 15.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.3. 16.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учебное пособие для вузов. Персиановский. - 2008. гл.2., 3(5). 17.Яхъяев М.Я., Поломошнов А.Ф. Философия. Учебный курс. – Махачкала, 2010. Тема 3. Сознание Проблема сознания и трудности ее решения в философии. Происхождение и сущность сознания: основные концепции. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Общественно-историческая природа сознания, его источники. Физиологическая основа психики. Идеальное и материальное. Общественное и индивидуальное сознание. Структура индивидуального сознания. Самосознание. Формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия. Духовная жизнь общества. Язык и его роль в формировании человека. Функции языка: коммуникативная, мыслеобразующая, регулятивная и др. Концепции языка в истории философии: предметно-именная и деятельностно-функциональная. Язык и проблема понимания в коммуникации и общении. Вербальный и невербальный языки.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Алексеев В.П., панин А.В. Философия. Учебник. М.:Проспект. 2003. гл.15. 2.Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990, № 10. 3.Общественное сознание и его формы. – М., 1986. - 350 с. 4.Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.9, 10. 5.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.6. 6.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.2., 3(5). 7.Яхъяев М.Я., Поломошнов А.Ф. Философия. Учебный курс. – Махачкала, 2010. Тема 4. Познание Познание как предмет философского анализа. Многообразие видов познания: обыденное, философское, научное, художественное, религиозное. Основные концепции познания: теория отражения (материалистическая и идеалистическая версии), агностицизм, скептицизм. Диалектико-материалистическая концепция познания. Субъект и объект познания. Роль практики в познании. Основные средства, формы и уровни познания. Познание как процесс. Классическая концепция истины. Абсолютная и относительная истина. Мера истины. Неклассические концепции истины: прагматическая, когерентная, конвенциональная. ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.,1991. 2.Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. – М., 1990. - 3.Ильин В.В. Теория познания. Введение, Общие проблемы. – М.,1994. 4.Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М.,1994. 5.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. 5-е изд. – М., 1979. т.18. 6.Современные теории познания. – М., 1992. 7.Теория познания. В 4-х т. – М., 1991-1995. 8.Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.6, 7, 13. 9.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.9. 10.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.4. 11.Яхъяев М.Я., Поломошнов А.Ф. Философия. Учебный курс. – Махачкала, 2010.
Тема 8. Философия истории Основные концепции исторического процесса: противоположность материалистического и идеалистического понимания истории. Субъект, движущие силы, определяющие факторы истории. Формационный и цивилизационный подходы к познанию и периодизации истории. Концепции «постиндустриального», «информационного» общества (Д. Белл, Д. Гелбрейт, А. Тоффлер, З. Бжезинский). Особенности постиндустриального общества. Научно-технический прогресс и современная техническая цивилизация. Социальные идеалы, направленность и смысл истории. Гипотеза общественного прогресса. Противоречивость и поливариантность исторического процесса. Специфика современной истории. Проблема связи всемирной и национальной истории. Место России в современном историческом процессе. Восток-Россия-Запад. Волюнтаризм и фатализм, закономерность и целесообразность, случайность и необходимость в истории. Роль личности и народных масс в истории. Глобализация как закономерность современной истории. Способы глобализации. Глобальные проблемы, их причины и классификация. Пути решения глобальных проблем. Римский клуб.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.,1994. 2.Белл Д. Грядущее индустриальное общество. – М.,1999. 3.Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса.- М.,1976. 4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.,1990. 5.Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. – М.,1991. 6.Зотов В.Д. Очерки социальной философии. – М.,1994. 7.Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.,1994. 8.Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. – М.,1981. 9.Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания. – С.П.,1991. 10.Культура и цивилизация. – М.,1989. 11.Марксистско-ленинская теория исторического процесса. В 2-х т. – М., 1987. 12.Новая технократическая волна на Западе. – М.,1988. 13.Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. – М.,1999. 14.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.,1990. 15.Сравнительное изучение цивилизаций. – М.,1988. 16.Формация или цивилизация. – М.,1993. 17.Философия истории. Антология. – М.,1994. 18.Чернак Е.Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. – М.,1996. 19.Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. гл.18, 19, 20. 20.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. гл.7,12. 21.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н. и др. Систематическая философия. Учеб.пособие для вузов. Персиановский. 2008. гл.10. 22.Яхъяев М.Я., Поломошнов А.Ф. Философия. Учебный курс. – Махачкала, 2010.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ: 1.Липский Б.И. Философия — М.: Юрайт, 2011. 2.Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009. 3.Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007. 4.Поломошнов А.Ф., Янова Э.Н., Хоменко Т.В., Поломошнов П.А. Систематическая философия. Курс лекций. - Персиановский, 2009. 5.Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов. Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.,Ростов-н/Д, 2004. 6.Философия: Учебник. Под ред.В.П. Кохановского. М.: КНОРУС, 2013. 7.Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко - М.: Юристъ, 2008. 8.Философия: учебник/ под ред. В.В. Миронова -М.: Проспект, 2011. 9.Яхъяев М.Я., Поломошнов А.Ф. Философия. Учебный курс. – Махачкала, 2010. План
1. Предмет философии. Специфика философского знания. 2. Основные проблемы философии и основные философские направления. Структура философского знания. 3. Функции философии. Философия, личность и общество. 4.Философия в духовной культуре общества. (Философия, наука, религия, искусство).
Литература 1. с.12-22 2. гл.1, с.9-25 3. с.6-28 4. л.1 с.6-21 5. гл.1, с. 6-28 6. гл.1, 2, с.5-29 7. Вв., Р.1, с.7-29 8. Вв., гл.1 9. гл.1, с.5-35 Методические рекомендации: При рассмотрении первого вопроса необходимо рассмотреть исторически сложившиеся разнообразные определения сущности и предмета философии, установить их связь друг с другом, выделить сущность философии как самосознания личности и общества. Особое внимание следует обратить на предмет философии как науки и вывести из него основные черты специфики философского знания: рефлексивность, открытость, историчность, мировоззренческий статус. Второй вопрос предполагает раскрытие сущности и содержания основных проблем философии: проблемы субстанции, проблемы познания и проблемы человека. Следует в каждой из этих проблемы выделить их составные части. Охарактеризуйте связь основных проблем философии друг с другом. Далее необходимо сопоставить структуру основных проблем философии с дисциплинарной структурой философского знания. Проанализируйте основные философские направления как типовые решения основных проблем философии, учитывая, что по каждой философской проблеме существуют свои основные направления. По проблеме субстанции выделяются шесть основных направлений: материализм, идеализм, пантеизм, дуализм, плюрализм, агностицизм. По проблеме познания выделяются три направления: оптимизм, агностицизм, скептицизм. По проблеме человека выделяются два главных направления: гуманизм и антигуманизм. Выясните связь между основными философскими направлениями по разным философским проблемам. Целесообразно обсудить проблему выбора философской позиции, аргументы сторонников различных философских направлений. Третий вопрос. Разберите сущность основных функций философии: познавательной, воспитательной и мировоззренческой, учитывая различие и сходство форм и способов их осуществления в жизни общества и личности. Рассмотрите понятие философской культуры личности как системы философских знаний, мировоззренческих ориентаций и умения применять эти знания и ориентации в повседневной, профессиональной и общественной деятельности. Охарактеризуйте роль философской культуры в становлении и развитии личности. Проанализируйте роль философских идей в жизни общества, обращая внимание на связь между качеством философии и качеством жизни. Здесь же следует проанализировать механизмы связи философии с социальной жизнью и различные способы влияния философии на историю общества: революционное, консервативное, реакционное влияние. Отдельно проанализируйте связь философии с социальными интересами и ее мировоззренческую направленность. В результате анализа этого вопроса следует обосновать вывод о тесной связи философии с жизнью общества и личности, о зависимости личной и общественной жизни от качества философских убеждений и знаний. Четвертый вопрос. Здесь нужно рассмотреть сущность философии как особой формы общественного сознания и особого типа мировоззрения. Сопоставьте философию с другими формами общественного сознания: религией, наукой, искусством по предмету, способу отражения и основным функциям. Выяснив сущность мировоззрения и его главный вопрос – отношение человека к миру, необходимо сравнить различные исторические формы мировоззрения: миф, религию, науку, философию и установить специфику философского мировоззрения и его связь с другими формами мировоззрения. Тема 2. Онтология
План
1. Проблема бытия в философии. Виды бытия. Понятие субстанции. 2. Материя и уровни ее организации. Уровни организации материи. 3. Движение, пространство и время как атрибуты материи. 4. Природа и человек. Литература: 1. с.132-154, 165-187 2. с.155-185 3. с.162-169, 175-185 4. Л.2, с.21-34 5. Р.3, гл.9-10, Р.4, гл.5 6. с.90-129, 150-171 7. Р.3, гл.1-2 8. гл. 3 9. гл.10, 11, 15 Методические рекомендации: Первый вопрос. Разберите сущность онтологии как раздела философского знания и установите круг ее проблем. Проанализируйте истоки и философский смысл проблемы бытия. Остановитесь на многообразии видов бытия и их соотношении, выделяя бытие природы и бытие человека. В связи с этим проанализируйте проблему единства мира и проблему субстанции. Рассмотрите различные варианты решения проблемы субстанции как основные философские направления. Второй вопрос. Необходимо выяснить философский смысл категории "материя", рассмотреть историю развития этой категории в связи с развитием научных знаний и философии. Остановитесь на идейной борьбе вокруг этой категории. Следует провести различие и установить характер соотношения между философским и естественнонаучным пониманием материи. Выделите основные свойства материи. Рассмотрите современные научные представления о строении материи. Третий вопрос. Дайте характеристику движения как способа существования материи. Охарактеризуйте многообразие форм движения материи и их взаимодействие друг с другом. Рассмотрите связь движения и покоя. Выясните различие идеалистического и материалистического, а также диалектического и метафизического понимания движения. Проведите сопоставление философского и естественно-научного понимания движения и их взаимной связи. Рассмотрите субстанциональную и реляционную концепции движения. Четвертый вопрос. Определите понятие природы. Рассмотрите различные образы природы в мифах, искусстве, обыденном сознании. Уясните принципиальное различие природы и культуры. Охарактеризуйте значение природы как среды существования человека. Обратите внимание на различные философские подходы к определению места человека в природе. Проанализируйте специфику отношения человека к природе - от приспособления к преобразованию природы и затем - к стратегии коэволюции с природой. Проведите различие понятий первая природа и вторая природа, а также различие между живой и неживой природой. Проанализируйте взаимодействие живой и неживой природы. Обратите внимание на системный характер живой природы, образующей единую биосферу. Охарактеризуйте понятие ноосферы системы, включающей человечество и биосферу.
Тема 3. Сознание План
1. Происхождение и сущность сознания: основные концепции. 2. Физиологическая основа психики. Сознание и язык. 3.Структура индивидуального сознания. Самосознание. 4. Формы общественного сознания. Литература: 1. с. 212-235, 245-246 2. с.205-245 3. с.242-251 4. Л.3, с.34-46 5. Гл.6, с.229-286 6. Р.4, гл.3, с.521-554 7. Р.3, гл.3 8. гл.6 9. Р.2, гл.12
Методические рекомендации: Первый вопрос. Необходимо осветить основные философские концепции природы сознания: идеалистические и материалистические, а также их разновидности. Обратите внимание на соотнесенность категорий сознание и материя. Рассмотрите формы отражения в живой природе и качественное отличие сознания от психики животных. Подробно остановитесь на происхождении и сущности сознания как высшей формы отражения и функции человеческого мозга, как общественного продукта. Установите биологические и социально-исторические предпосылки, определившие формирование сознания. Второй вопрос. Здесь нужно раскрыть физиологический механизм психических процессов. Рассмотрите строение и функции нервной системы человека. Раскройте учение о тефлекторной природе психики. Проведите различие условных и безусловных рефлексов и инстинктов, а также условных рефлексов первого и второго типа. Дайте харарктеристику структуры рефлекторного акта. Язык является способом существования сознания. Осветите принципиальное различие между языком человека и языком животных. Рассмотрите взаимосвязь сознания и языка, роль, виды и функции языка. Третий вопрос. Охарактеризуйте соотношение понятий «психика», «сознание», «идеальное». Рассмотрите структуру индивидуального сознания: познавательные психические, волевые, эмоциональные, деятельностные психические процессы, а также связь между ними. Проанализируйте соотношение сознания и самосознания, а также взаимодействие уровней индивидуального сознания: сознательного, подсознательного и бессознательного. Четвертый вопрос. Общественно-историческая природа сознания как субъективного образа объективного мира и отражения многообразных объективных социальных отношений позволяет выделить основные формы общественного сознания: мораль, философию, религию, искусство, политическое, правовое, экономическое сознание, религию. Охарактеризуйте формы общественного сознания по предмету и способу отражения, установите связь между ними. Рассмотрите взаимодействие индивидуального и общественного сознания. Тема 4. Познание План
1.Основные концепции познания. Субъект и объект познания. Познание, творчество, практика. 2. Познание и его виды. 3.Уровни, средства и формы познания. 4.Истина и заблуждение. Классические и неклассические концепции истины.
Литература: 1. с.262-296 2. с.249-266 3. с.251-260 4. Л. 4, с.46-68 5. гл.6, 8 6. гл.9, с.375-447 7.Р.3, гл.5 8. гл. 9 9. Р.2, гл.13 Методические рекомендации: Первый вопрос. Начните с общей характеристики проблемы познания и ее структуры, которая состоит из трех частей: вопрос о принципиальной познаваемости мира, вопрос о способе познания и вопрос и истине и ее критериях. Разберите основные направления по проблеме познания и их основания: скептицизм, агностицизм, познавательный оптимизм. Проанализируйте основные философские концепции познания: теорию упорядочения опыта, основанную на принципах скептицизма или агностицизма, материалистическую теорию отражения, основанную на принципах материалистического познавательного оптимизма, идеалистическую теорию отражения или теорию самопознания объективного духа, основанную на принципах объективного идеализма. Обратите особое внимание на различие между диалектической и метафизической теориями отражения. Отметьте принципиальное значение категории «практика» в теории познания, разберите роль практики в процессе познания. Охарактеризуйте социально-историческую природу познания как процесса бесконечного углубления и расширения знаний на основе развития общественно-исторической практики. Второй вопрос. Дайте характеристику основных видов познания по следующим критериям: специфика субъекта и объекта познания, источники информации, цель и результат познания. Выделяют такие виды познания: обыденное, религиозное, художественное, научное, философское. Осветите взаимодействие между различными видами познания. Охарактеризуйте сферу применения и оцените сравнительную ценность различных видов познания. Третий вопрос. Рассмотрите основные стадии процесса познания: практику, чувственное восприятие и логическое мышление. Охарактеризуйте их взаимосвязь. Проанализируйте основные средства чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и основные средства логического мышления (понятие, суждение, умозаключение). Проанализируйте основные формы знания: опытные представления на уровне явлений, теоретическое системное знание на уровне сущности. Рассмотрите позицию иррационализма, противопоставляющего рациональному мышлению внерациональные формы – веру, волю, откровение, экстаз, озарение и т.д. Четвертый вопрос. Рассмотрите классическое определение истины как знания, соответствующего действительности. Главным вопросом в проблеме истины является вопрос о мере истины или ее критериях. Обратите при этом внимание на различное толкование этого определения материалистами и идеалистами. Особенно следует выделить идею о практике как критерии истины, а также мысль о диалектическом соотношении объективной, абсолютной и относительной истины. Проанализируйте причины пересмотра классического определения истины в современной западной философии. Рассмотрите основные неклассические концепции истины: прагматическую, когерентную, конвенциональную, постмодернистскую. План
1.Специфика и структура научного познания. 2.Уровни и формы научного познания. Эмпирическое и теоретическое познание. 3. Диалектика и метафизика как два способа мышления. Законы и категории диалектики. 4.Методология научного познания. Классификация методов и приемов научного познания. 5. Особенности социального познания. 6. Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм. Литература 1. с.297-329 3. с.260-282 4. Л.6-7, с.86-94, 96-102 5. гл.7, 8 6. гл.10. с.448-514 8. гл. 4, 10 9. Р.2, гл.14 Методические рекомендации: Первый вопрос. Рассмотрите основные критерии научного знания (универсальность, доказательность, объективность, системность), а также разновидности вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, околонаучное, квази-научное и др. Проанализируйте цели и функции научного познания: объяснение, предвидение развития и преобразование действительности. Выясните дисциплинарную структуру научного знания, обсудив классификацию наук по предмету и методу познания. Дайте классификацию наук, разделяя их по предмету на четыре дисциплинарные области: гуманитарные науки, естественные науки, технические науки и интегративные науки. Каждое из дисциплинарных направлений делится на фундаментальные, частные и прикладные научные дисциплины. Второй вопрос. В научном познании существует два уровня: эмпирический, основанный на чувственном познании и эмпирических приемах познания, и теоретический, основанный на логическом познании и его приемах. Разберите значение и взаимосвязь этих уровней. Эмпирический уровень выполняет две функции в научном познании: собирает и систематически описывает факты, и проверяет научные теории на соответствие действительности. Теоретический уровень обобщает факты и вырабатывает научные теории, выражающие закономерную связь фактов. Разберите специфические средства, используемые на каждом уровне. На эмпирическом уровне основным средством являются органы чувств, а формой - научный факт. Обратите внимание на роль технических средств, научных приборов в эмпирическом уровне научного познания. Обсудите проблему влияния приборов на объективность научных наблюдений. На теоретическом уровне основным средством является логическое мышление, а формой научная теория, научный закон и гипотеза. Проанализируйте взаимосвязь эмпирического и теоретического научного знания, их взаимопереходы. Третий вопрос начать следует с установления происхождения и многозначности смыслов понятий «диалектика» и «метафизика». Обратите внимание на сопоставление диалектики и метафизики как двух противоположных, но взаимодополняющих методов, способов мышления. Сравните основные принципы диалектики (всеобщая связь, принцип противоречия, принцип развития, всесторонность, объективность) и принципы метафизики (принцип самодостаточности, непротиворечивости, односторонности, неизменности). Рассмотрите исторические формы диалектики и особенно различие между материалистической и идеалистической диалектикой. Установите сферу применения и границы метафизического способа мышления. Рассмотрите многообразие форм метафизического мышления и искажений диалектики (эклектика, релятивизм, софистика). Законы диалектики нужно осветить как универсальные законы развития природы, общества и мышления, как формы диалектического познания действительности. Обратите внимание на то, что они действуют всегда вместе, но характеризуют различные стороны процесса развития, а также их действие по-разному проявляется в различных сферах реальности. Охарактеризуйте сущность закона единства и борьбы противоположностей, раскрывающего движущую силу и источник внутреннего саморазвития предмета. Затем рассмотрите сущность закона перехода количественных изменений в качественные, описывающего содержание и механизм развития. Остановитесь на категориях: качество, количество, скачок, мера. Сущность закона отрицания, характеризующего связь этапов развития предмета, преемственность процесса развития выражается в категории «второе» или «диалектическое» отрицание. Этот закон выражается спиралевидной линией развития. Категории диалектики нужно рассматривать как инструменты, средства, орудия научного мышления. К числу основных категорий рационального научного познания относятся: единичное, общее, особенное; содержание и форма; явление и сущность; случайность и необходимость; возможность и действительность; свобода и необходимость. При освещении четвертого вопроса нужно вначале четко определить понятия: методология, метод и прием научного познания. Методология научного познания - система методов и философско-мировоззренческих принципов познания. Метод - определенный способ организации познавательной деятельности, характеризующийся набором средств и приемов познания, а также определенным порядком познавательных действий. Прием - частное познавательное действие или операция. Дайте характеристику основных методов современной науки: гипотетико-дедуктивного, метода аксиоматизации, метода причинной индукции, метода моделирования, метода восхождения от абстрактного к конкретному, метода системного анализа, метода статистического анализа. Проанализируйте комплекс эмпирических приемов научного познания: наблюдение, описание, эксперимент. Затем рассмотрите систему логических приемов научного мышления: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, абстрагирование, идеализация, классификация, определение, обобщение. Пятый вопрос. Рассмотрите особенности и сложности социального познания, связанные с единством предмета и субъекта познания, многообразием социальных типов субъектов познания, влиянием на социальное познание интересов и мировоззренческих ориентаций людей. Остановитесь на специфических методах и приемах социально-гуманитарного научного познания: восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, социальное моделирование, исторический метод, понимание или интерпрета
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.45 (0.015 с.) |