Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация как основная тенденция развития содержания и технологии библиотечного обслуживанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процессы глобализации, охватывающие все новые и новые сферы жизни, привлекают к себе пристальное внимание ученых различных областей. Постепенно складывается общая теория глобализации и даже новая научная дисциплина — глобалистика. Одними из первых проблемы глобализации стали изучать философы, политологи. С их позиций глобализация рассматривается как высшая ступень интернационализации, как качественно новый ее этап. Он характерен такими признаками, как понимание мира как единого целого; единение мира на базе новейших достижений информационно-технологической революции; сближение не только стран, но и граждан, и т. п. Исследования показывают, что глобализм выступает локомотивом и атрибутом новой, постиндустриальной, цивилизации. По мнению замечательного русского мыслителя Н. Моисеева, глобализация способствует появлению «общества нового гуманизма». Однако ученые отмечают, что глобализация по-разному проявляется в региональных цивилизациях. Глобализация как основная тенденция развития содержания и технологии библиотечного обслуживания. Наиболее противоречиво процессы глобализации проистекают сегодня в экономике, в связи с чем ученые-экономисты постоянно анализируют глобальный рынок и те явления —положительные и отрицательные — которые определяют его формирование. Вместе с тем очевидно, что процессы глобализации все более охватывают и сферу культуры, особенно, если согласиться с М.С. Каганом и считать, что «единство всех форм генетически не закодированной деятельности и есть культура»97. Сегодня культурологи сделали многое для понимания процессов глобализации в сфере культуры. Однако суть процесса глобализации в такой сфере российской культуры, как библиотечное дело, пока не нашла глубокого осмысления. А между тем эти процессы несомненно идут. В качестве точки отсчета первых проявлений глобали-зационных процессов в сфере библиотечного дела России с достаточной долей уверенности можно обозначить конец 1980-х — начало 1990-х гг., когда перестройка всего российского общества обусловила заметные преобразования и в библиотечном мире. Возникновение в этот период свободных профессиональных объединений (Санкт-Петербургское библиотечное общество (1989 г.), Московская библиотечная ассоциация (1989 г.), Тверское библиотечное общество, библиотечные ассоциации во многих регионах России (Новосибирск. Екатеринбург и др.), Библиотечный благотворительный фонд (1990 г.) и, наконец, Российская библиотечная ассоциация (1994 г.), появление возможности общаться с зарубежными коллегами на конгрессах ИФЛА, ALA не только избранным представителям «генералов от библиотек», но и действительно библиотечным специалистам ввели российского библиотекаря в мировой профессиональный контекст. Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. — СПб.. 2001.— С. 63. Заключение Этому способствовала и деятельность зарубежных культурных центров, работающих в России (Институт 1ете, Британский Совет, Библиотечный отдел при Посольстве США и др.) Общение с зарубежными коллегами, знакомство с деятельностью библиотек разного типа и вида, с опытом библиотечного обслуживания различных категорий читателей, с характером управления библиотеками в различных странах и т. д. не могли не стимулировать российского библиотекаря к осмыслению своей собственной деятельности, к сравнительному анализу. Изучение публикаций прошлых и последующих лет позволяет увидеть, как входили в жизнь российских библиотек международно принятые профессиональные термины, нормы, стандарты, технологии (как электронные, так и гуманитарные), форматы, модели и т. д. Сегодня, конечно, с некоторой долей условности, можно обозначить основные направления глобализационных процессов, идущих в библиотечной среде России: — формирование единых профессиональных ценностей (свобода информации, читатель как приоритет библиотечного обслуживания; соблюдение авторского права, профессиональная этика и др.); — формирование единой профессиональной лексики (таких, например, терминов, как «миссия», «сервис», «паб-лик рилейшнз», «менеджмент», «маркетинг» и т. д.); — формирование единых приоритетных направлений деятельности библиотеки (особенно публичной) и приоритетных читательских групп («читатели с особыми потребностями», инвалиды, «информационно бедные», «социально незащищенные»); — формирование государственных информационных ресурсов, технологий, форматов, стандартов сетевой работы, правил каталогизации по международно принятым правилам; — формирование внешней (здания) и внутренней (интерьер) библиотечной среды по международным образцам; — стремление выполнять в своей деятельности рекомендации международных библиотечно-информационных институций (ИФЛА, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.). К сожалению, в значительно меньшей степени глобали-зационные процессы затронули сферу подготовки персонала для библиотек России. Хотя «Болонский процесс», который ратифицировала наша страна, затронет в скором времени и вузы культуры, где подготовка специалистов будет вестись так же, как в западных — на двух уровнях: бакалавриата и магистратуры. Таким образом, глобализация всех сфер деятельности современного человечества и особенно глобализация информационного пространства логически приводит к глобализации деятельности библиотеки, к созданию в самом ближайшем времени единой мировой библиотеки, в которой заметную роль будет, конечно, играть и российская составляющая. Глобализация библиотечной сферы России, так же, как глобализация в целом, есть объективный процесс единения человечества во всех сферах бытия. Глобализационные процессы, происходящие в библиотечной сфере России, сейчас безусловно позитивны, так как способствуют повышению качества деятельности библиотеки, ее большему соответствию читательским потребностям и запросам, «подтягивает» ее к общемировому уровню. Вместе с тем существует некая опасность унификации деятельности библиотеки, крайне нежелательной в отношении языковых, культурных, бытовых стандартов. Особенно это актуально в отношении публичных, сельских и других библиотек, являющихся не только информационными, но и досуговыми, культурными центрами местного сообщества. Очень важно, усвоив международный опыт, сохранить своеобразие, традиции и т. п. В связи с этим стоит прислушаться к совету мудреца: «Думай глобально, поступай локально». Приложения Список использованной литературы 1. Англо-русский словарь по библиотечной и информационной деятельности / Сост. Дж. Ричардсон. Под ред. Э.Р. Су-киасяна, В.В. Зверевича. — СПб.: Профессия, 2005. — 267 с. 2. Алешин Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке: Учебно-практическое пособие. — М.: Либерея, 2004. - 205 с. 3. Алешин Л.И. Безопасность в библиотеке. — М.: Либерия, 2005. - 247 с. 4. Алтухова ЕА. Профессиональная этика библиотекаря: Учеб. пособие. — М.: МГУКИ: Профиздат, 2000. — 103 с. 5. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец X — начало XXI вв.). — СПб., 2003. — 426 с. 6. Афанасьев М.Д. Социальные и культурные функции массовой библиотеки // Роль книги и чтения в культурном развитии: Материалы международного семинара ИФЛА, Москва, май 1984 г. — М.: РГБ, 1987. — С. 182-192. 7. Афанасьев М.Д. Эволюция социальных функций массовых библиотек // Чтение: проблемы и разработки: Сб. ст. - М., 1985. - С.49-62. 8. Багрова И.Ю. Национальные библиотеки и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце XX — начале XXI в. Обзоры, рефераты и переводы англоязычной литературы. — М.: Пашков дом, 2004. — 499 с. Приложения 9. Банк Б. В. Изучение читателей до Великой Октябрьской социалистической революции // Работа с читателями. - М., 1981. - С. 96-102. 10. Банк. Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). — М.: Книга, 1969. - 262 с. 11. Баренбаум И.Е. Советская интеллигенция — читатель 30-х годов // Советский читатель (1920-1980 гг.). — СПб., 1992. - С. 94-117. 12. Баренбаум И.Е. Читатель в СССР: вопросы методики и практики социологических исследований. — М., 1985. 13. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. — М., 1975. — С. 143-161. 14. Беляков Л.В. Массовая работа библиотеки. — М.: МГИК, 1975. 15. Библиотеки за рубежом. — М.: Рудомино, 2001. — 198 с. 16. Библиотека и закон: Справочник: Документы, комментарии. - М.: Либерея, 1996-2001 г. - Вып. 1-10. 17. Библиотека в эпоху перемен. Философско-культуро-логический и информационные аспекты. Дайджест. — М., 2005. - 168 с. 18. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды Девятой международной конференции. — М.: Изд-во ГПНТБ России, 2002. - Т. 1-2. 19. Библиотеки — обществу: На пороге нового века. — СПб., 1999. - 264 с. 20. Библиотека личная — библиотека общественная: Материалы науч. конф. — М.: ГПИБ, 2001. — 48 с. 21. Библиотековедение — XX век: Направления развития, итоги и проблемы: Коллект. монография / Сост. Ю.П. Мелентьева. — М.: Пашков дом: ГРАНД-ФАИР. 2003. - 421 с. 22. Библиотерапия: задачи, подходы, методы / Сост. О.Л. Кабачек. - М., 2001. - 127 с. Приложения 23. Библиотечное обслуживание детей и юношества: американский опыт. — М.: Пашков дом, 2004. — 254 с. 24. Библиотечное обслуживание пользователей информации. - М.: ГПНТБ, 1996. - 78 с. 25. Библиотечное обслуживание. Теория и методика: Учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга. — М, 1996. — 199 с. 26. Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Вып.2 / Науч. ред-сост. Е.И. Кузьмин, М.Н. Усачев. — М: Либерея, 2003. — 195 с. 27. Блюм А.В. Писатели о книге и чтении // Советский читатель (1920-1980). - СПб., 1992. - С. 20-29. 28. Бородина В. А. Библиотекарь — психолог. — СПб.: СПбГУК, 2003. - 68 с. 29. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методические материалы. — СПб., 2002. — 88 с. 30. Бутенко И. А. Особенности женского чтения // Сов. библиотековедение. — 1992. — № 3-4. — С. 30^1. 31. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // СоцИс. — 1999. — № 2. — С. 117-120. 32. Бутенко И.А. Тенденции массового чтения. // Читающая Россия: Мифы и реальность. — М., 1996. — С. 50-53. 33. Бычкова Е.Ф. Проект создания централизованного специализированного справочно-информационного и документального фонда по экологии // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды Девятой международной конференции. — М: Изд-во ГПНТБ, 2002. 34. Ванеев А. Н. Воздействие на читателя в условиях библиотеки // Сов. Библиотековедение — 1986 — № 5 — С. 26-32. 35. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория, методика практика. - СПб., 2004. - 367 с. 36. Ванеев А.Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотек: Сб. науч. тр.: Девятая международная конференция. - СПб., 2004. - Вып 5 -С. 21-34. Приложения 37. Васильев И.Г и др. Социологические исследования в библиотеках. — СПб.: Профессия, 2001. — 176 с. 38. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. — СПб., 2004. - 432 с. 39. Володин Б.Ф. Российская библиотечная история в европейском контексте // История библиотек: Сб. науч. тр. — СПб., 1996. - Вып. 1. - С. 11-22. 40. Волкова СИ., Русавская Н.С. О классификации массовых форм библиотечной работы // Сов. библиотековедение. - 1988. - № 1. - С. 61-68. 41. Воробьева К.И. Развитие отечественной библиопси-хологии. - СПб., 1996. - 218 с. 42. Высшие библиотечные курсы: Учебные программы. — М.: Пашков дом, 2005. — 307 с. 43. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. — М.: РОССПЭН, 2005. — 207 с. 44. Глазков М.Н. Чистка фондов массовых библиотек в годы советской власти. — М.: Пашков дом, 2001. — 101 с. 45. Гордиенко Н.И. Использование информационных технологий для информационного обеспечения местного сообщества // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Десятой междунар. конф. — М.: Изд-во ГПНТБ, 2003. 46. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологической активности. — М., 1991. — 320 с. 47. Гудков Л. Д. Конец журнального бума // Лит. газ — 1991. - №1. 48. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. — М.: МГУКИ, 1999. — 45 с. 49. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: Учеб. пособие. - М.: МГИК, 1992. - 136 с. 50. Дебрийон Ф. От печатных собраний к медиатеке // Библиотека. — 2002. — № 8. __ 51. Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент — основа для равноправного информационного 16-4966 Приложения Приложения обмена в будущем и настоящем // Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. — Челябинск, 2000. 52. Дифференцированное руководство чтением детей. — Л.: ЛГИК, 1993. 53. Добренко Е. Формовка советского читателя. — СПб., 1997. - 320 с. 54. Домашняя библиотека. — СПб.: Профессия, 2002. — 320 с. 55. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М., 1986. 56. Дубин Б.В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Слово —письмо—литература. — М., 2001. — С. 155-162. 57. Езова С.А. Библиотечное общение. — М.: Профиздат, 2002. - 160 с. 58. Езова С.А. Грани библиотечного общения. — М: Профиздат, 2003. - 160 с. 59. Еременко Т.В. Информатизация вузовских библиотек в России и США: сравнительный анализ. — М: Пашков дом, 2003. - 296 с. 60. Захарова Е., Осипова И. Выбирает читатель // Массовая библиотека, 1993. 61. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Учеб. пособие. — Краснодар, 1996. — 136 с. 62. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ: ГПНТБ, 2001. - 91 с. 63. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии. — М.: Наука, — 274 с. 64. Золотарева В.И. Электронный ресурс // Библиотека. - 2002. - № 12. 65. Интернет в библиотеке: Ежегодный межведомственный сборник научных трудов. — М., 2003. — 94 с. 66. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов. — М.: Либерея 2003 — 187 с. 67. Информационно-библиотечное обеспечение науки. Проблемы интеграции информационных ресурсов: Материалы конф. - М., 2000. - 159 с. 68. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тезисы докл. межвуз. конф. — Краснодар, 1993. - 249 с. 69. Кабачек О.Л. Идеология и развитие профессионального библиотечного сознания // Библиотековедение. — 1997. - № 5-6. 70. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям. — М.: Либерея, 2005. — 294 с. 71. Карауш А.С, Левицкая Л.В. Модели построения и функционирования корпоративной информационной сети муниципальных библиотек // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Девятой междунар. конф! — М.: Изд-во ГПНТБ, 2002. 72. Клещук С. Что читали в царской России // Библиотека. - 2001. - № 3. - С. 31-32. 73. Кодекс этики российского библиотекаря // Библиотечная этика в странах мира: Сборник кодексов. — СПб.: РНБ, 2002. - 156 с. 74. Комиссарова В.А. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки: Метод, пособие. — М.: Либерея, 2003. — 149 с. 75. Кондакова Т.И. О наименовании понятия «читатель» в русском литературном языке XVIII века // Федоровские чтения, 1976. - М., 1978. - С.109-115. 76. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методика, тесты, тренинги: Метод, рек / РБА. - М., 1993. - 93с. 77. Коул Дж. Библиотека Конгресса и пропаганда книги, чтения и книжной культуры // Библиотековедение и библиография за рубежом. — 1994. — Сб. 137. 78. Крейденко B.C. Новые исследовательские методы как важный показатель прогресса библиотековедения и ре- Приложения зерв повышения эффективности НИР // Методы исследования в библиотечной теории и практике: Сб. науч. тр. / Под ред. B.C. Крейденко.- М.: 1991. - С. 84-99. 79. Кузьмин Е.И. Библиотеки и государственная библиотечная политика: новые задачи и новые рубежи интеграции // Библиотековедение. — 1999. — № 4—6. 80. Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек в зарубежных странах. — М.: Либерея, 2003. — 211 с. 81. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. — М.,2004. — 188 с. 82. Лаврик О.Л., Глухов В.А. Перспективы использования электронной доставки документов как коммуникативного канала // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Девятой междунар. конф. — М.: Изд-во ГПНТБ, 2002. 83. Левицкая Л.В., Сибирцева Е.А., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № 4. 84. Леонов В.П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония. — М.: Наука, 2003. — 121 с. 85. Леонтьев А.А. Место психологии в современной науке о чтении // Проблемы психологии и социологии чтения. — М., 1975. 86. Листвина Е.В. Книга и чтение в современной культуре // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. - Саратов, 2003. - С. 208-211. - 220 с. 87. Линь Си. Библиотеки Древнего и средневекового Китая: к изучению типологии этих учреждений и состава их читателей // История библиотек: Сб. науч. тр. — СПб., 1996. - Вып. 1. - С. 170-196. 88. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Избр. ст. в 3 т. — Таллинн 1992 — Т. 3. - С. 380-388. 89. Массовая пропаганда книги в Нидерландах // Книжное дело. — 1994. — № 3. — С. 77. Приложения 90. Массовая работа с читателями ЦБС: Метод, рек. — М.: РГБ, 1988. 91. Матлина С.Г Библиотечное обслуживание как диалог // Библиотековедение. — 1990. — № 6. — С. 43-51. 92. Матлина С.Г Диалог с читателями // Библиотекарь. - 1984. - № 4. - С. 32-33.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.014 с.) |