Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библиотекарь как участник процесса библиотечного обслуживанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— Профессиональные и личностные требования к библиотекарю отделов обслуживания: российская и мировая практика. Часть 2 — Профессиональное сознание и этика библиотекаря в России и других странах. Требования к библиотекарю отдела библиотечного обслуживания, к характеру его взаимоотношений с читателем (пользователем) зависят во многом от того, какая концепция библиотечного обслуживания (см. раздел 1. 1.) осуществляется в обществе, от того, какую роль выполняет библиотекарь в отношении читателя (чтения): просветителя, воспитателя, цензора, консультанта или партнера пользователя. От этого зависело и понимание той профессиональной позиции, которую должен был занимать библиотекарь по отношению к читателю в процессе обслуживания: ощущать себя «выше» читателя и рассматривать его как объект воздействия или строить с ним равно-активные (то есть субъект-субъектные) отношения сотрудничества. Именно понимание характера взаимоотношений читателя и библиотекаря в процессе библиотечного обслуживания и определяет требования к нему как профессионалу. Следует сказать, что несмотря на то, что библиотеки как социальный институт существуют многие тысячелетия, профессия «библиотекарь» сформировалась сравнительно недавно55. Формирование статуса библиотечной профессии связано, прежде всего, с именем американского ученого-математика Мелвила Дьюи (1851-1931), который, придя на
Однако формирование статуса любой профессии, и безусловно, профессии «библиотекарь», возможно лишь при определенных условиях, а именно: при наличии многоступенчатого специального образования, специальной литературы, прессы, профессиональных объединений, а также профессионального самосознания и самообразования специалистов. В отношении библиотечной деятельности ничего этого не было до второй половины XIX в. ___________________ Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс работу в библиотеку, интуитивно осознал библиотечную деятельность как профессию, а библиотекаря как профессионала56. Среди тех, кто способствовал становлению профессии «библиотекарь» должен быть назван и Шиали Ранганатан (1892-1972). Он был первым составителем международных квалификационных требований к специалистам разного уровня (бакалавру, магистру и др.)57 В России требование к специальной подготовке библиотекаря было высказано еще в 1865 г. в статье А.Ф. Бычкова «О значении звания библиотекаря». От библиотекаря требовалось знание книги и всего, что относится к книгопроиз-водству и библиографии. Определялись и личные качества специалиста. Современный же этап становления библиотечной профессии связан с именами Л.Б. Хавкиной, ГК. Дерман и др. Уже в начале XX в. (1913 г.) в Москве активно работало первое учебное заведение, готовящее библиотекарей (знаменитые «Курсы Шанявского», организованные Л.Б. Хавкиной), с 1910 г. стал выходить первый профессиональный журнал («Библиотекарь»), в 1911 г. прошел Первый съезд библиотекарей России. К сожалению, Октябрьская революция 1917 г.. перевернувшая всю жизнь России, нарушила и естественный процесс становления библиотечной профессии, в том числе и формирование представлений о профессиональных качествах библиотекаря. Основным требованием к нему в этот период стала «по-литграмотность», «владение марксистко-ленинской теорией», что было необходимо для выполнения идеологической функции библиотеки, ставшей основной в то время.
Часть 2 Именно эти представления внедрялись в создающуюся в тот период систему профессионального образования58 и утверждались на страницах профессиональной печати (ж. «Красный библиотекарь» и др.). Однако, хотя идеологическая лояльность библиотекаря ставилась гораздо выше его профессионализма (что, впрочем, в то время было справедливо и в отношении других профессий) на протяжении всего советского периода59развития государства, все же первая попытка определить и другие требования к профессионалу — создание профес-сиограммы60специальности библиотекаря была сделана в 1920-е гг., когда формировались новые кадры советских библиотек61. В ней впервые были сформулированы основные требования профессии к личности: ее здоровью, интеллекту, навыкам, умениям, моральным качествам и даже к внешности. Позже ряд исследований, проведенных в стране в 1970-80-е гг., позволил точнее выделить основные группы качеств, необходимых для профессии «библиотекарь» и требования к ним: — физические качества (отсутствие патологии); — интеллектуальные качества (высокий интеллект, эрудиция);
_______________________ Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс — психофизиологические качества (особенности мышления, внимания, воли, речи и т. п.); — коммуникативные качества (способность к эмпатии, сочувствию); — моральные качества (честность, дисциплинированность и др.) Тогда же были определены и закреплены в квалификационных характеристиках и специфические качества основных библиотечных специальностей: комплектатора, каталогизатора, консультанта-библиографа, библиотекаря-методиста и др. В отношении библиотекаря отдела обслуживания основными профессиональными качествами были признаны следующие: высокий интеллект; быстродействие; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; высокий уровень коммуникабельности, включая и речевую коммуникацию, а также высокий уровень собственной читательской культуры и др. Исследователи подчеркивали, что профессия «библиотекарь» имеет ярко выраженный комплексный характер, в силу чего она, в отличие от большинства других профессий, не может быть однозначно отнесена к какому-либо общепринятому типу деятельности: «человек-человек»; «человек-знаковая система»; «человек-техника»; «человек-художественный образ», что весьма затрудняет ее изучение. Развитие и формирование профессии «библиотекарь» интересовало многих исследователей. В изучение этой проблемы значительный вклад внесли А.А. Чачко, А.И. Капте-рев, А.В. Соколов и др. Сложилась специальная область знания «Библиотечная профессиология», изучающая проблемы развития профессии, эволюцию требований к специалисту, анализирующая перспективы развития профессии и т. п. Стоит отметить, что образ библиотекаря находит свое отражение в искусстве — кино, литературе, театре62. Так, на- 2004. - №8 ^библиотекарь в зеркале книги// Дружба народов. - 7-4966 Часть 2 пример, в пьесе А. Галина «Библиотекарь» показаны такие черты библиотекаря, как самопожертвование, благородство. В романах Х.Л. Борхеса, У Эко библиотекарь — романтик, чудак, просветитель, обреченный на одиночество, непонимание окружающих. Часто библиотекарь рассматривается авторами весьма предвзято, однобоко. Между тем, исследования показывают, что типичный библиотекарь нашего времени — человек современной информационной культуры, где техническая составляющая тесно сопряжена с гуманитарной. По своим профессиональным качествам российский библиотекарь вполне сопоставим со своим зарубежным коллегой. В последнее время, благодаря бурному внедрению в библиотечное дело информационных технологий, в рамках библиотечной профессии под давлением потребностей практики возникают новые специальности и квалификации: менеджер информационно-библиотечной сферы; библиограф-аналитик; библиотекарь-технолог; библиотерапевт и др. В новое понятие профессионализма включается сегодня среди других и инновационный компонент — освоение, использование, поиск, оценка информации и т. д. Следует помнить, что библиотекари — это одна из немногих групп специалистов, которых целенаправленно обучают систематизировать информацию. За рубежом все чаще говорят о подготовке для библиотек информационных брокеров, консультантов по базам данных, специалистов по работе со специфическими читательскими категориями (мигрантами, инвалидами и др.), специалистов по работе со специальными фондами (картографией, патентами и др.). Очевидно, что специальность «библиотекарь отдела обслуживания» — одна из самых традиционных, наряду с такими, как «каталогизатор», «систематизатор» и др. Вместе с тем она выступает наиболее «социально окрашенной» и социально обусловленной. Социальные перемены, прошедшие в нашей стране, заметно изменили ситуацию в библи- Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс отечной сфере: изменилось представление о роли библиотеки в обществе, о задачах библиотечного обслуживания, об отношениях с читателем, да и сам читатель стал другим. Кроме того, работа библиотеки стала осуществляться на другом техническом, технологическом уровне; возникли новые формы и возможности библиотечного обслуживания. Естественно, изменился и сам библиотекарь, его ценностные и профессиональные ориентации. Все это потребовало корректировки профессиональных требований к библиотекарю в целом и к библиотекарю отделов обслуживания в частности. Сегодня исследователи отмечают ежедневное усложнение труда библиотекаря отделов обслуживания, так как профессия библиотекаря развивается сегодня в особом сегменте, возникшем на пересечении многомерного культурно-информационного и образовательного пространства, и формируется сегодня как гуманитарная по сути и технологическая по способам и формам ее реализации. Становится очевидным, что в начале XXI в. библиотекарь отдела обслуживания должен обладать не только знаниями, эрудицией, но и технологиями (как психолого-педагогическими, так и электронными) продвижения книги и чтения в различные социальные среды, нечитающие слои населения; знать реальные потребности и интересы не только своих читателей (пользователей), но всего местного сообщества, а также отдельных социально уязвимых групп (безработных, инвалидов, мигрантов и др.); знать и уметь применить знания по общей, возрастной психологии, а также конфликтологии; уметь работать с различными массивами электронной информации, а также владеть формами и методами ее предоставления пользователю и т. д. Важнейшим качеством библиотекаря отдела обслуживания остается высокий уровень коммуникативности — качество, которое в современных условиях приобретает новую ок-раску и предполагает не только высокий уровень речевой коммуникации, но и толерантность, терпимость, доброжелательность и. как говорят зарубежные коллеги, «политкор- Часть 2 ректность». Чрезвычайно важными в условиях современной нестабильной, а подчас и агрессивной социальной среды остаются также такие качества, как уравновешенность, тактичность, чувство юмора, личное обаяние. Важнейший показатель профессионализма библиотекаря отдела обслуживания — уровень профессионального сознания. Профессиональное сознание включает в себя, прежде всего, понимание своей профессиональной миссии. От того, как библиотекарь осознает цели и роль своей профессии, ее значимость в обществе, зависит продуктивность его деятельности. Изменение мировоззрения библиотекаря, переосмысление им профессиональных ценностей не менее, а может быть, и более важно для становления современной библиотеки, чем внедрение современных технологий и механизмов. Изучение профессиональных ценностей, идеалов, норм, убеждений, представлений, стереотипов, принципов и правил поведения — то есть всего того, из чего и складывается профессиональное сознание современного российского библиотекаря, — ведется пока не в полном объеме. Однако те исследователи, которые обращаются к этой проблеме, отмечают существующую двойственность профессионального сознания российского библиотекаря: для него характерны такие, казалось бы, плохо сочетающиеся качества, как самоотдача и пассивность, идеологизированное мышление и духовный поиск, а также боязнь ответственности, недостаток независимости, терпимости и др. В профессиональном сознании российского библиотекаря еще недостаточно укрепились такие понятия, как «личный вклад в развитие библиотеки»; «имидж библиотеки»; «конфиденциальность чтения», «комфорт»; «доступ к информации» и особенно «права читателя». Таким образом, в отличие от зарубежного библиотекаря, целью деятельности которого всегда было предоставление пользователю как можно более полной информации в максимально комфортных условиях, российский библиотекарь, Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс за годы советской власти привыкший к тому, что он служит, прежде всего, государству, а не читателю, в 1990-х гг. столкнулся с необходимостью переосмысления своей миссии. Разумеется, этот процесс идет нелегко. Профессиональное сознание современного российского библиотекаря, несомненно, развивается, но влияние некоторых стереотипов остается еще достаточно сильным. Для формирования нового профессионального мышления библиотекаря отдела обслуживания важнейшей задачей стало переосмысление понятия «руководство чтением», которое определяло суть библиотечного обслуживания пользователя в советское время и тесно связывалось с такими понятиями, как «цензура», «управляемое чтение», «формовка сознания», «манипуляция личностью» и др. В 1990-е гг., в период «кризиса идеи», в профессиональной печати шли жаркие дискуссии, в ходе которых, после преодоления крайних точек зрения, сложилось понимание того, что не пресловутое «руководство чтением», а предоставление качественной услуги, квалифицированной помощи через обеспечение доступа пользователя к широкой информации является целью библиотечного обслуживания. Разумеется, это не означает, что библиотекарь не откликается на просьбу о помощи и снимает с себя всякую ответственность за качество чтения пользователя библиотеки, особенно пользователя-ребенка63, однако такой подход Во всем мире требования к библиотекарю, работающему с детьми, имеют свои особенности. Так, детские и школьные библиотекари в Америке имеют, как правило, диплом бакалавра по педагогике, психологии или литературе и диплом магистра в области библиотековедения и информации. В 1988 г. были приняты общенациональные стандарты квалификации библиотекарей, обслуживающих детей в публичных библиотеках. В этом документе 62 пункта. От библиотекаря требуются: знание обслуживаемого контингента читателей, административно-Управленческие способности, коммуникативные способности, знание материалов, развитие библиотечных фондов и материалов, способность выбрать нужные материалы, умение создавать и реализовывать проекты, рекламу, способность к профессиональному саморазвитию и ДР- Кроме того, библиотекарь отдела обслуживания должен обладать такими качествами, как энтузиазм и терпимость. Часть 2 требует формирования новых отношений библиотекаря и пользователя, новой профессиональной этики. Реальный пример, показывающий, что развитие профессионального сознания российского библиотекаря идет в том же русле, что и профессионалов в других странах мира, — принятие в 1999 г. Российской библиотечной Ассоциацией «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря», первого документа, принятого профессиональным библиотечным сообществом новой России. Принятие Кодекса подвело черту под профессиональным сознанием библиотекаря ушедшей — советской — эпохи, которое уже не отвечало современности. Этот документ впервые определил взаимоотношения профессионала (библиотекаря) и власти; профессионала и пользователя (читателя), а также взаимоотношения профессионалов между собой. «Кодекс...» рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности. В нем впервые утверждались интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря. По «Кодексу...», важнейшая задача библиотекаря — предоставить полную и оперативную информацию. Он призывает строить отношения с пользователем на основе уважения к личности и ее информационным потребностям. «Кодекс...» впервые говорит о недопустимости цензуры библиотечных материалов, о необходимости соблюдения конфиденциальности в отношении информационных запросов пользователей (если это не противоречит закону). Впервые в этом документе говорится и о необходимости признания библиотеками авторских прав на интеллектуальную собственность и невозможности использования в своих фондах контрафактной продукции. С «Кодекса...» началось создание совершенно нового типа нормативных документов — профессиональных стандартов, разрабатываемых и принимаемых библиотечным сообществом под руководством Российской библиотечной _______________________ Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс ассоциации. Вслед за «Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря» появились на свет «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001 г.) и «Манифест РБА о публичной библиотеке» (2003 г.). Во всех трех названных документах нашли отражение глубокие изменения, которые произошли в профессиональном сознании библиотекарей России за последние 10-15 лет. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» вместе с Федеральным Законом «О библиотечном деле» заложил на новом историческом этапе развития нашей страны основы нового профессионального сознания библиотекарей России. Эти основы были подхвачены и развиты в последующих профессиональных документах (стандартах) РБА. Развитие библиотечного дела в последнее десятилетие показало правильность и жизненность изложенных в нем положений. Сформулированная на этапе создания Кодекса позиция относительного меньшинства библиотечных профессионалов сегодня стала идейной платформой всего библиотечного дела в России. Сравнение «Кодекса...» с 34-мя кодексами профессиональной этики, принятыми в других странах64показывает, что по основным параметрам (рекомендованное документом отношение к таким проблемам, как свобода доступа к информации, права интеллектуальной собственности, профессиональное поведение и т. п.) при всех различиях ментального характера и социальных условий жизни специалистов-библиотекарей эти документы весьма близки. Все кодексы, в силу специфики самой формы, весьма лаконичны (исключение составляет «Кодекс профессионального поведения», принятый в Великобритании); для всех характерно уважение к личности пользователя; все кодексы содержат понятие «свобода доступа к информации», Трушина И.А. Кодексы библиотечной этики зарубежных стран: развитие и современные проблемы: Дис. на соиск. ученой степени канд пед. наук. — СПб.. 2006. Часть 2 «равноправный доступ» и т. п. «Кодекс этики российского библиотекаря» вполне «вписывается» в общий контекст, полностью отвечает международным требованиям к документам этого рода. Этические кодексы есть в большинстве стран, где действуют развитые профессиональные библиотечные объединения. В целом «Кодекс профессиональной этики» отражает зрелость профессионального сознания, ответственность профессионала. Стоит сказать, что «Кодекс этики российского библиотекаря» был представлен зарубежным коллегам и очень благожелательно встречен ими. Необходимый элемент профессионального сознания библиотекаря — его чтение. Библиотекарь должен быть хорошим, квалифицированным читателем, с детства приобщенным к книжной культуре, не представляющим свою жизнь без домашней библиотеки, которую, может быть, собирали его родители или, наоборот, он сам начал собирать для своих детей. Широкие читательские интересы, хороший литературный вкус, знание литературы и библиографии — вот основные желательные характеристики библиотекаря как читателя. Однако давно подмечено, что библиотекарь читает не только для себя, но и для других. Академик Д.С. Лихачев называл русского библиотекаря «ученым, целиком отдающим себя другим». Это вполне соответствует гуманистическому принципу, на котором основывалась и деятельность лучших библиотекарей Европы65. Изучению профессионального чтения библиотекаря посвящены многие работы66.
_______________________ Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс Разумеется, обязательным для библиотекаря как профессионала является чтение литературы по широким проблемам библиотековедения, книговедения, библиографии, широкой профессиональной периодики и т. п., причем не только отечественной, но и зарубежной. К сожалению, в отличие от большинства европейских коллег, свободно владеющих несколькими иностранными языками, российский библиотекарь, занимающий даже весьма высокое должностное положение (директор и т. п.), «безъязык». Это очень мешает налаживанию профессиональных контактов, которые сегодня стали неотъемлемой частью профессиональной жизни. Хорошее знание иностранных языков позволило бы оперативно и без имеющихся часто искажений получать важнейшую профессиональную информацию из первых рук. Разумеется, что работа библиотекаря по какому-либо проблемному направлению требует от него хорошего знания самой проблемы. Учитывая современные условия поиска информации, библиотекарь отделов обслуживания должен обладать высоким уровнем информационной культуры, навыками быстрого и эффективного поиска информации в виртуальной среде и т. п., а также уметь использовать технические средства в помощь читателю. Современные условия работы российской библиотеки, расширение ее социальной роли предполагают наличие у библиотекаря отдела обслуживания и развитых исследовательских качеств. Так, усиление внимания в российском обществе к истории, в том числе и к истории жизни отдельной личности, породило такое явление, как активное краеведческое движение. В центре его во многих случаях стоит местная библиотека, где библиотекарь зачастую проводит настоящие исследования, позволяющие восстановить «связь времен», внести уточнения в генеалогическое «древо» рода, вывести из небытия имя того или иного человека, проследить историю создания собственной библиотеки.
Часть 2 Следует сказать, что если такая деятельность российского библиотекаря отдела обслуживания рассматривается как новаторская, то, например, для американского коллеги она считается вполне обыденной. Таким образом, современный библиотекарь вообще и библиотекарь отдела обслуживания в частности должен обладать разнообразными знаниями, умениями, навыками. Многие из них абитуриент может получить в ходе обучения в высшем учебном заведении. Однако сегодня подготовка современного библиотекаря вызывает споры. Многие исследователи видят причины невысокого качества библиотечных кадров в плохом профессиональном обучении. Сейчас практически во всех странах мира существует более или менее развитая система подготовки специалистов. В России подготовка профессиональных библиотекарей высшей квалификации проходит на базе общего среднего или среднего специального образования в рамках библиотечных (библиотечно-информационных) факультетов университетов (академий) культуры. Однако общеизвестно, что в некоторых других странах, например, в Америке, на профессиональное обучение принимаются только соискатели, обладающие степенью бакалавра по другим наукам и опытом работы в библиотеке. Некоторые российские исследователи считают именно такой путь в профессию наиболее рациональным, правильным, так как он позволяет верно определить свои возможности и практически гарантирует от ошибок в выборе профессии и особенно в выборе специальности. Вместе с тем очевидно, что профессиональное выполнение своих обязанностей требует от библиотекаря и после получения диплома непрерывного повышения своей квалификации и постоянного самообразования. Сегодня эта проблема находится в центре внимания многих ученых, 106 Библи отечное обслуживание как социокультурный процесс выступает предметом обсуждений, конференций и т. п С самообразованием тесно связано понятие наставничества, поскольку любой профессиональный библиотекарь должен быть заинтересован в передаче своего опыта молодым коллегам. Обязанность наставничества как условие развития профессии, как профессиональная ценность записана в «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря». К сожалению, в большинстве российских библиотек такой тип отношений встречается нечасто. Однако в практике библиотек многих стран — это норма. Существуют национальные программы наставничества разных уровней, позволяющие облегчить профессиональную адаптацию молодых специалистов, а также помочь им организовать самообразование. Очевидно, что в основе самообразования библиотекаря должен лежать глубокий интерес к двум составляющим профессии: к книге и человеку. Вместе с тем остается актуальным выражение М. Дьюи о том, что «успешная библиотечная карьера зависит от трех вещей — характера, специальных знаний и опыта». Следует сказать, что далеко не каждый даже хороший библиотекарь может работать в отделе обслуживания. Ни эрудиции, ни любви к чтению для этого недостаточно. Основной — специфической — чертой библиотекаря отдела обслуживания является желание помочь, именно услужить читателю, пользователю. Такая позиция библиотекаря отдела обслуживания говорит о его верном понимании своей профессиональной миссии и о высоком чувстве его профессионального достоинства, без которого эта миссия не может быть понята. Именно такая позиция дает глубокое профессиональное удовлетворение и радость, укрепляет интерес к своей работе.
Часть 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.01 с.) |