Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания в России и мировой практикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понимание цели, задач и принципов какой-либо деятельности — важнейший залог ее успешности. Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются в зависимости от понимания роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя, что, в свою очередь, обусловлено более общими политическими и идеологическими теориями, так как цели публичной библиотеки напрямую зависят от целей самого общества. В условиях моноидеологического общества цель библиотечного обслуживания была подчинена общей идеологической доктрине государства и формулировалась весьма общо и не специфично для библиотеки как социального института. Так, в 1920-30-х гг. она формулировалась как «воспитание коммунистического мировоззрения»; в 1930-50-х гг. — как «воспитание идейно-нравственной личности», в 1960-80-х гг. — как «содействие всестороннему гармоническому развитию личности». Очевидно, что поставленная таким образом цель выглядит излишне масштабной и ее достижение превосходит возможности библиотеки. То же самое можно отметить и в отношении формулировки задач и принципов библиотечного дела, которые формулировались, например, в предыдущих учебниках по данному курсу. В настоящее время в условиях переходного периода развития государства определение цели библиотечного обслуживания стало одной из важнейших задач российского библиотечного сообщества. Отказ от идеологической функции библиотеки и осознание сути библиотечного обслуживания как средства социализации личности через предоставляемую ей информацию позволяет сформулировать цель современного библиотечного обслуживания как предоставление пользователю ши- Часть 1 рокой и полной информации, необходимой для решения его различных жизненных проблем, то есть способствующей социализации личности в современном обществе. Такое понимание цели библиотечного обслуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе. Следует отметить, что в зарубежной традиции вместо понятия «цель библиотечного обслуживания» широко используется термин «миссия библиотечного обслуживания». Этот термин пришел из англоязычной профессиональной среды и в отечественном библиотековедении является сравнительно новым, хотя и довольно активно входит в лексику российских специалистов29. Само слово «миссия» (от лат. mission) имеет несколько значений, но в данном контексте более адекватно может быть переведено как «поручение». В широком смысле миссия библиотеки понимается как «ответственное задание, поручение», данное обществом библиотеке как социальному институту. В узком смысле миссия библиотеки, библиотечного обслуживания понимается как ее стратегическая цель. Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели: — снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг; — постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее полного их удовлетворения; 29 Миссия публичных библиотек/ Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. — М.: РОССПЭН, 2005. — 207 с — С. 108-122. _____________ Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания — расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг; — содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей; — продвижение чтения в нечитающие слои общества. Очевидно, что поставленные задачи в полной мере отвечают как поставленной цели, так и сущности библиотечного обслуживания. Решение каждой из них будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей. Определение принципов библиотечного обслуживания также базируется на понимании роли библиотеки в обществе в целом и цели библиотечного обслуживания, в частности. Их понимание также претерпело переосмысление. В последнем издании учебника «Библиотечное обслуживание» (1996 г.) они определяются, как: принцип конгруэнтности; принцип полноты и оперативности; принцип дифференцированного подхода к читателю; принцип комфортности обслуживания. Сегодня принципы (от лат. «условия») библиотечного обслуживания могут быть уточнены и сформулированы следующим образом: — принцип конгруэнтности библиотечного обслуживания; — принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя; — принцип диалогичности библиотечного обслуживания; — принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания. Такая формулировка принципов библиотечного обслуживания в российских библиотеках стала возможна лишь в последнее время, в условиях демократизации библиотечного дела, и сегодня она вполне отвечает общемировой практике. зз 3-4966 Часть 1 Суть каждого из названных принципов нуждается в разъяснении. Принцип конгруэнтности (от лат. congruens — соответствие, гармония) — важнейший принцип библиотечного обслуживания. Он означает, во-первых, соответствие библиотечного обслуживания (основных направлений, форм, методов, а также технических средств и т. д.) тем задачам, которые ставит перед собой общество, во-вторых, соответствие потребностям пользователей, и в-третьих — его соответствие уровню развития самой отрасли. Принцип конгруэнтности требует также соотнесения основных параметров библиотечного обслуживания с деятельностью других социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и др. Принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя означает, что вся работа библиотеки в целом и процесс библиотечного обслуживания в частности организуются в интересах личности, ориентированы на ее потребности и запросы. Это, однако, не означает, что библиотека только «идет за читателем». Нет, в ходе библиотечного обслуживания благодаря использованию широкой информационной базы читательский интерес может быть развит, углублен, расширен или, наоборот, свернут и т. п. Данный принцип предполагает также внимательное, доброжелательное отношение к личности со стороны библиотечного персонала вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, состояния здоровья и т. д. Выполнение этого принципа обеспечивает доступ к библиотечному обслуживанию людей с физическими недостатками, проблемами сенсорного восприятия, испытывающих трудности в обучении и др. В зарубежных, прежде всего, американских и европейских библиотеках этот принцип выполняется неукоснительно. Уважение к личности предполагает и соблюдение принципа диалогичности библиотечного обслуживания. ________ Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания Диалог, общение (библиотекаря с читателем; читателя с читателем) — важнейшие элементы библиотечного обслуживания. Читателю, пользователю должна быть дана возможность не только получить информацию, но и оценить качество полученной услуги, обменяться мнением с другими пользователями и т. д. Диалогичность проявляется в насыщении библиотечного обслуживания формами работы, где пользователь выступает активным участником. Реализация этого принципа требует постоянного поиска новых форм библиотечного обслуживания. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на нравоучение, прямолинейную дидактику, навязывание какой-либо информации или услуги и т. п. В зарубежных библиотеках этот принцип соблюдается повсеместно. У читателя всегда есть возможность высказать свое мнение. Так, например, в библиотеках Дании практикуются «доски вопросов и ответов читателям», где обсуждаются все проблемы, связанные с библиотечным обслуживанием. Практически во всех европейских странах библиотеки проводят время от времени анкетирование пользователей, где они могут выразить свое суждение о качестве библиотечного обслуживания и т. п. Принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания предполагает, с одной стороны, учет индивидуальных особенностей пользователя, когда при выполнении его запроса учитывается и его прежняя «читательская (пользовательская) история», а с другой — развивающуюся тенденцию персонализированного обслуживания, которая определяется такими технологическими возможностями библиотеки, как предоставление персонального компьютера, смарткарт, магнитных карт и др. Специализация библиотечного обслуживания проявляется в использовании таких специальных форм и услуг, необходимых «продвинутым» пользователям, как «интерактивные конференции», «виртуальная справка», «автома-
Часть 1 тическое оповещение», коммерческие программы и базы данных и т. д. Этот принцип важен как при традиционном, так и при дистанционном обслуживании пользователя. Принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания предполагает соблюдение конфиденциальности в отношении читательской деятельности пользователей, если она не противоречит закону. Следует сказать, что в зарубежных библиотеках этот принцип активно реализуется. Роль библиотекарей в оказании помощи пользователям-специалистам: бизнесменам, управленцам, юристам, журналистам и т. д. при подборе лучших информационных источников растет. Многие библиотеки, особенно вузовские и научные (например, библиотека Университета г. Лестера, Англия) активно создают персонализированную операционную среду электронной библиотеки, отвечающую потребностям учебного процесса и непрерывного образования. Большинство публичных библиотек в европейских странах широко используют различные системы аутентификации пользователей. Стоит сказать, что специализированное обслуживание предполагает соответственно специализированную подготовку библиотекарей. Кроме вышеназванных можно выделить ряд дидактических принципов, выполнение которых усиливает эффект воздействия библиотечного обслуживания. Это: — принцип системного подхода в предоставлении информации пользователям; — принцип наглядности библиотечного обслуживания; — принцип комфортности библиотечного обслуживания. Принцип системного подхода зиждется на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная ин- ______ Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания формация приводит к формированию знания. Таким образом, библиотечное обслуживание должно способствовать получению знания из разрозненной информации и стимулировать развитие системного мышления пользователя. Принцип наглядности библиотечного обслуживания опирается на тот факт, что более 80% информации воспринимается человеком посредством зрения. Соблюдение принципа наглядности обеспечивает большее усвоение, запоминание полученной информации. Изменение библиотечной среды в последнее время наполняет принцип наглядности новым содержанием: сегодня речь идет не только о демонстрации непосредственно книги, ее обложки и т. п., как это было раньше, но и об использовании виртуальных приемов (презентации, демонстрации и т. д.). Принцип комфортности библиотечного обслуживания был сформулирован сравнительно недавно. Он отражает новую идеологию библиотечного обслуживания, в центре которого сегодня находится личность, пользователь. Удобство, комфортность доступа к информации сегодня на первом плане. Понятие комфорта многоаспектно. Оно предполагает и удобное, комфортное для пользователя, время работы библиотеки; и комфортность читальных залов (освещенность, простор, температурный режим, техническую оснащенность и т. п.); и комфортность атмосферы общения с библиотекарем; и комфорт (оперативность) получения максимально полной информации. К сожалению, отечественная библиотека не всегда может реально следовать этому принципу из-за материальных проблем, но его важность признается всеми отечественными специалистами. Большинство зарубежных библиотек, особенно публичных, отвечают этим требованиям в полной мере. Следует отметить, прежде всего, что многие зарубежные библиотеки находятся в специально для них спроектированных зданиях, предусматривающих все необходимые гигиенические требования. Часть 1 Разнообразные технические приспособления позволяют сократить до минимума временные потери при записи в библиотеку, обмене книг, получении заказанной информации и других технических процедурах. Как правило, библиотеки, особенно учебные, разрешают читателям пользоваться собственными компьютерами, что является весьма комфортным. Наконец, во многих библиотеках есть комнаты отдыха, игровые комнаты для детей, кафе и т. п., что делает посещение библиотеки комфортным. Особое значение принцип комфортности приобретает в отношении к пользователям-инвалидам. В этом случае комфортность библиотечного обслуживания предполагает въездные пандусы, широкие дверные проемы, специальные лифты и туалеты. В российских библиотеках осознание и реализация всех этих условий комфорта только начинается. Кроме перечисленных принципов библиотечного обслуживания, которые, безусловно, будут эволюционировать по мере изменений, происходящих в жизни библиотек и в обществе в целом, при осуществлении библиотечного обслуживания необходимо опираться на фундаментальные положения (законы), сформулированные еще классиками библиотековедения (Ш. Ранганатаном, Дж. Шира, Н.А. Рубакиным): — «Книги предназначены для использования»; — «Библиотека — растущий организм»; — «Каждому читателю — его книгу». Сегодня они получают новое содержательное наполнение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.01 с.) |