Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. История изучения читателей и библиотечного обслуживания

Поиск

Потребность общества в изучении читателей. История изучения читательской социализации в целом - отражение истории общественной жизни страны. Основные направления в изучении читателей в России в дореволюционный период (до 1917 г.): цели, задачи, принципы, методы и организация изучения читателей и их просвещения.

Изучение читателей в советский период: этапы, особенности, закономерности. Централизованные исследования по чтению (Советский читатель; Специалист - библиотека - библиография; Книга и чтение в жизни небольших городов; Книга и чтение в жизни советского села; Советский рабочий - читатель). Региональные исследования.

Современное состояние исследований по чтению и библиотечному обслуживанию. Исследования, проведенные в последние годы РНБ, РГБ, РДГБ и другими библиотеками (Библиотекарь как читатель. Чтение в библиотеках России и др.). Исследования по читательскому развитию, проводимые студентами библиотечно-информационного факультета в рамках курсовых и дипломных работ; их значение и трудности внедрения результатов в библиотечную науку и практику.

Методология и методика изучения читательской социализации. Исследовательские методы: анализ документов; опрос: письменный (анкетирование и тестирование), устный (интервьюирование и беседа); наблюдение; эксперимент; контент-анализ; психолингвистические; математические, в том числе методы многомерного анализа.

Перспективы развития исследовательских проблем чтения и библиотечного обслуживания в условиях информатизации общества. Требования, предъявляемые к библиотекарю-библиографу - организатору исследовательской работы в библиотеке. Профессиограммы библиотекарей - исследователей чтения и БО.

Проблема создания мониторинга по читательскому развитию в системах непрерывного образования в условиях экспансии видео и компьютерной культуры. Социологическая и психологическая служба в библиотеках - основа постоянного изучения читательского развития и библиотечного обслуживания.

Зарубежные исследования по чтению и БО.

Раздел 3. Информационно-психологические ресурсы

Библиотечного обслуживания

Понятия "информационные и психологические ресурсы" социальных субъектов, их соотношение.

Информационные ресурсы БО: понятие, структура, содержание. Основные направления деятельности библиотек в зависимости от потребностей читателей (пользователей). Типы и виды потребностей. Типы и виды библиотечно-информационной продукции и услуг.

Классификация методов БО: по количеству обслуживания читателей (индивидуальные, групповые, массовые); по характеру воздействия на пользователей библиотек (устные, печатные, наглядные, комбинированные и комплексные).

Модернизация методов библиотечного обслуживания в условиях информатизации общества. Особенности внедрения комплексных форм информационного обслуживания (дней, недель, месячников, конференций, ярмарок идей и других) в разные типы библиотек. Использование инновационных и традиционных информационных услуг и продукции в зависимости от типа библиотек и уровня их информатизации.

Психологические ресурсы личности: понятие, структура, содержание. Информационно-интеллектуальная культура библиотекаря и читателя - взаимосвязанные части информационно-психологических ресурсов БО.

Психолого-педагогические основы БО читателей (пользователей). Учет психологических факторов в предоставлении разнообразной информации пользователям библиотек. Психологическое сопровождение БО. Психологическая характеристика информационной продукции и информационных услуг. Реализация психосемиотико-коммуникативного подхода в библиотечной деятельности. Проблемы взаимодействия библиотеки с другими социальными институтами и средствами массовой коммуникации по информационной социализации личности.

Паблик рилейшнз - информационно-психологический потенциал БО; условие активизации использования библиотечных ресурсов и перевода непользователей библиотек в статус пользователей.

Информационные технологии на компьютерной основе - средство расширения информационных ресурсов. Информационно-психологическая безопасность: понятие и содержание.

Создание информационной инфраструктуры БО в разных типах библиотек. Управление информационно-психологическими ресурсами, в том числе посредством мониторинга информационного образования пользователей библиотек. Повышение роли человеческого фактора.

Подготовка библиотечно-информационных кадров на основе высокоинтеллектуальных информационных технологий - залог рационального и эффективного БО.

 

 

Раздел 4.Организация и технология библиотечного обслуживания

Принципы психологической комфортности БО. Классификация организационных форм обслуживания на основе системного подхода и в зависимости от типо-видовой структуры библиотек. Характеристика стационарных и внестационарных форм обслуживания. Причины возникновения, функционирования и свертывания (либо исчезновения) ряда форм (например, книгоношества, бригадного абонемента и др.) в процессе социально-экономического развития общества.

МБА и ММБА: история, современное состояние, перспективы. Специфика и содержание обслуживания на абонементах, в читальных залах; в условиях открытого доступа к фондам, с помощью библиобусов и других передвижных библиотек, пунктов выдачи и т.д.

Особенности общения библиотекаря с читателем в условиях различных организационных форм. Информационно-психологическая и управленческая характеристика технологии обслуживания.

Использование технических средств в БО. Автоматизация БО. Проблемы психологической и информационной готовности библиотекаря обслуживать пользователей и непользователей библиотек на основе автоматизированных баз данных с использованием современных информационных технологий.

Перспективы развития организационных форм БО в связи с внедрением новейших информационных технологий.

Организационные формы БО за рубежом.

 

Раздел 5. Дифференцированное и специализированное

Библиотечное обслуживание

Особенности обслуживания читателей в библиотеках разного типа. Принцип соответствия характера информационных и читательских потребностей типу библиотек. Обслуживание читателей в специализированных отделах библиотек. Информационное обеспечение отдельными видами научно-технической литературы (периодикой, информационными материалами, патентами, стандартами, промышленными каталогами и др.). ИРИ, ДОР и ТОР в специализированном обслуживании разных типов библиотек.

Особенности читательского развития детей, подростков и юношества. Проблемы взаимодействия библиотеки с другими социальными институтами в целях улучшения библиотечной деятельности с подрастающим поколением.

Библиотеки семейного чтения как межинституциональная форма информационно-психологической и межличностной социализации разновозрастных категорий читателей.

Библиотечная деятельность с людьми, имеющими психофизиологические (в зрении, речи, слухе) недостатки, и физические. Библиотерапевтическая деятельность библиотек. БО людей с асоциальным поведением.

Информационно-психологическое обеспечение досуговой деятельности пользователей библиотек. Клубы по интересам как форма досуговой деятельности, межличностного и межчитательского общения, совершенствования читательской деятельности, информационно-интеллектуального развития личности в целом.

Организация, содержание и методы БО в условиях нетрадиционных форм взаимодействия с социальными институтами. Перспективы совершенствования БО на основе гуманистического принципа.

Зарубежный опыт дифференцированного и специализированного БО.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.35 (0.009 с.)