Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Библиотечно-информационный факультет

 

Заочное отделение

 

Кафедра библиотековедения и теории чтения

 

В.А. БОРОДИНА

 

 

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Методическая разработка

 

 

Санкт-Петербург

 

ББК 78.3

Б 83

Издается по решению кафедры библиотековедения и теории чтения

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

 

Б 83

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Методическая разработка / В.А.Бородина. – СПб.: ЛЕМА, 2010. - 24 с.

 

Методическая разработка по курсу «Библиотечное обслуживание» предназначена для студентов Библиотечно-информационного факультета, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», классификация – «Библиотекарь-библиограф, преподаватель».

В методическую разработку включены: Общие методические указания; Учебная программа по курсу "Библиотечное обслуживание"; Тематический план курса "Библиотечное обслуживание"; Указания по выполнению контрольной работы; Структурно-логические схемы по курсу; Вопросы к экзамену по курсу; Литература.

 

 

Рецензенты:

Тихомирова И.И. – доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ,

кандидат педагогических наук.

Соколова Н.А. – директор ЦБС Кировского района г. Санкт-Петербурга,

заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

 

© Бородина В.А., 2010

© Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств, 2010


 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вузовский курс "Библиотечное обслуживание" (БО) является стержневым в системе подготовки высококвалифицированных библиотечно-информационных кадров. В нем, кроме собственной системы знаний, интегрируются и преломляются общенаучные и профессиональные знания, полученные в процессе вузовского обучения. Библиотекарю чрезвычайно важно знать о всех информационных ресурсах библиотеки как социального института. Это поможет ему эффективно удовлетворять разнообразные информационные потребности различных категорий читателей.

В результате изучения курса студент должен:

- знать теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания; историю изучения читателей; становление и развитие библиотечно-информационного обслуживания в разных типах библиотек в историческом контексте; методологию и методику изучения эффективности библиотечно-информационного обслуживания;

- уметь применять эти знания в практической деятельности библиотек;

- быть ознакомленным с перспективами развития БО, основными тенденциями профессионального образования библиотекарей отделов обслуживания всех типов и видов библиотек на альтернативной основе.

 

В условиях заочного обучения курс осваивается в течение двух семестров и межсессионный период. Лекционный курс читается по сложным и новым темам. На практические занятия выносятся наиболее значимые и комплексные темы для изучения деятельности библиотекаря с читателями (пользователями) библиотек.

Система домашних заданий и контрольная работа направлены на закрепление основных умений и навыков БО. Содержание контрольной работы и домашних заданий является основой практических занятий во время сессии, проходящих в интерактивной форме.

Заканчивается изучение курса экзаменом.

Дальнейшее закрепление полученных знаний, умений и навыков по БО осуществляется при выполнении курсовых и дипломной работ, межпрофессиональном общении на учебных конференциях, практических занятиях, непосредственно в деятельности библиотек и в рамках выбранной специализации.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

"БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ"

Введение

Законодательная база курса "Библиотечное обслуживание" (БО): Федеральные законы: "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и защите информации", "Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая"; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Библиотековедение и библиография" (третий уровень высшего профессионального образования); Манифест ЮНЕСКО и другие документы, регламентирующие деятельность библиотеки как социального института.

Курс БО - научная и учебная дисциплина, его взаимосвязи с родственными и смежными науками и учебными предметами. Цели и задачи курса БО; история становления и развития. БО в контексте законов Ранганатана. Структура, основное содержание, логика и особенности изучения вузовского курса БО. Информационная база курса.

Раздел 2. История изучения читателей и библиотечного обслуживания

Потребность общества в изучении читателей. История изучения читательской социализации в целом - отражение истории общественной жизни страны. Основные направления в изучении читателей в России в дореволюционный период (до 1917 г.): цели, задачи, принципы, методы и организация изучения читателей и их просвещения.

Изучение читателей в советский период: этапы, особенности, закономерности. Централизованные исследования по чтению (Советский читатель; Специалист - библиотека - библиография; Книга и чтение в жизни небольших городов; Книга и чтение в жизни советского села; Советский рабочий - читатель). Региональные исследования.

Современное состояние исследований по чтению и библиотечному обслуживанию. Исследования, проведенные в последние годы РНБ, РГБ, РДГБ и другими библиотеками (Библиотекарь как читатель. Чтение в библиотеках России и др.). Исследования по читательскому развитию, проводимые студентами библиотечно-информационного факультета в рамках курсовых и дипломных работ; их значение и трудности внедрения результатов в библиотечную науку и практику.

Методология и методика изучения читательской социализации. Исследовательские методы: анализ документов; опрос: письменный (анкетирование и тестирование), устный (интервьюирование и беседа); наблюдение; эксперимент; контент-анализ; психолингвистические; математические, в том числе методы многомерного анализа.

Перспективы развития исследовательских проблем чтения и библиотечного обслуживания в условиях информатизации общества. Требования, предъявляемые к библиотекарю-библиографу - организатору исследовательской работы в библиотеке. Профессиограммы библиотекарей - исследователей чтения и БО.

Проблема создания мониторинга по читательскому развитию в системах непрерывного образования в условиях экспансии видео и компьютерной культуры. Социологическая и психологическая служба в библиотеках - основа постоянного изучения читательского развития и библиотечного обслуживания.

Зарубежные исследования по чтению и БО.

Раздел 3. Информационно-психологические ресурсы

Библиотечного обслуживания

Понятия "информационные и психологические ресурсы" социальных субъектов, их соотношение.

Информационные ресурсы БО: понятие, структура, содержание. Основные направления деятельности библиотек в зависимости от потребностей читателей (пользователей). Типы и виды потребностей. Типы и виды библиотечно-информационной продукции и услуг.

Классификация методов БО: по количеству обслуживания читателей (индивидуальные, групповые, массовые); по характеру воздействия на пользователей библиотек (устные, печатные, наглядные, комбинированные и комплексные).

Модернизация методов библиотечного обслуживания в условиях информатизации общества. Особенности внедрения комплексных форм информационного обслуживания (дней, недель, месячников, конференций, ярмарок идей и других) в разные типы библиотек. Использование инновационных и традиционных информационных услуг и продукции в зависимости от типа библиотек и уровня их информатизации.

Психологические ресурсы личности: понятие, структура, содержание. Информационно-интеллектуальная культура библиотекаря и читателя - взаимосвязанные части информационно-психологических ресурсов БО.

Психолого-педагогические основы БО читателей (пользователей). Учет психологических факторов в предоставлении разнообразной информации пользователям библиотек. Психологическое сопровождение БО. Психологическая характеристика информационной продукции и информационных услуг. Реализация психосемиотико-коммуникативного подхода в библиотечной деятельности. Проблемы взаимодействия библиотеки с другими социальными институтами и средствами массовой коммуникации по информационной социализации личности.

Паблик рилейшнз - информационно-психологический потенциал БО; условие активизации использования библиотечных ресурсов и перевода непользователей библиотек в статус пользователей.

Информационные технологии на компьютерной основе - средство расширения информационных ресурсов. Информационно-психологическая безопасность: понятие и содержание.

Создание информационной инфраструктуры БО в разных типах библиотек. Управление информационно-психологическими ресурсами, в том числе посредством мониторинга информационного образования пользователей библиотек. Повышение роли человеческого фактора.

Подготовка библиотечно-информационных кадров на основе высокоинтеллектуальных информационных технологий - залог рационального и эффективного БО.

 

 

Библиотечное обслуживание

Особенности обслуживания читателей в библиотеках разного типа. Принцип соответствия характера информационных и читательских потребностей типу библиотек. Обслуживание читателей в специализированных отделах библиотек. Информационное обеспечение отдельными видами научно-технической литературы (периодикой, информационными материалами, патентами, стандартами, промышленными каталогами и др.). ИРИ, ДОР и ТОР в специализированном обслуживании разных типов библиотек.

Особенности читательского развития детей, подростков и юношества. Проблемы взаимодействия библиотеки с другими социальными институтами в целях улучшения библиотечной деятельности с подрастающим поколением.

Библиотеки семейного чтения как межинституциональная форма информационно-психологической и межличностной социализации разновозрастных категорий читателей.

Библиотечная деятельность с людьми, имеющими психофизиологические (в зрении, речи, слухе) недостатки, и физические. Библиотерапевтическая деятельность библиотек. БО людей с асоциальным поведением.

Информационно-психологическое обеспечение досуговой деятельности пользователей библиотек. Клубы по интересам как форма досуговой деятельности, межличностного и межчитательского общения, совершенствования читательской деятельности, информационно-интеллектуального развития личности в целом.

Организация, содержание и методы БО в условиях нетрадиционных форм взаимодействия с социальными институтами. Перспективы совершенствования БО на основе гуманистического принципа.

Зарубежный опыт дифференцированного и специализированного БО.

 

 

Таблица 2.

Анализ теоретических основ библиотечного обслуживания

Название теории или теоретического подхода А с п е к т ы а н а л и з а
      и т.д.
1. Руководство чтением 2. Пропаганда книги 3. Читательские интересы 4. Информационные потребности 5. Типология читателей 6. Общение библиотекаря с читателем 7. Читательское (шире – интеллектуально – информационное) развитие личности 8. Социализация личности 9. Психология и педагогика 10. Профессиональное чтение 11. Библиотечная педагогика 12. Библиотечные услуги 13. Технология БО 14. Маркетинг 1. Авторы 2. Определения 3. Понятийный аппарат 4. Структура 5. Концептуальная основа 6. Законы 7.Закономерности 8. Принципы 9. Функции 10. Цели 11. Методы 12. История 13. Взаимосвязь с другими теориями 14. Практическая ценность

 

Таблица 3.

Схема анализа исследований по чтению и БО

Аспекты анализа Исследование (б/грф описание)
      и т.д.
1. Тема 2. Организация, возглавляющая исследование 3. Авторский коллектив 4. Научный руководитель 5. Время проведения 6. Объект 7. Предмет 8. Цель 9. Задачи 10. Гипотезы 11. Методы 12. База 13. Основное содержание 14. Результаты 15. Выводы и предложения 16. Особенности внедрения 17. Актуальность исследования в историческом контексте (на момент проведения и в перспективе).  

Таблица 4.

Схема по аспектам анализа, этапам и структуре

библиотечного обслуживания

Аспекты анализа обслуживания Этапы обслуживания Структура обслуживания
1. Теоретико- методологический 2. Содержательно- предметный 3. Организационно- методический 4. Результативно-оценочно- прикладной 5. Исторический: филогенетический 6. Исторический: онтогенетический 1. Планирование 2. Подготовка и рекламирование 3. Проведение 4. Подведение итогов и выводы 1. Цели 2. Субъекты 3. Объекты 4. Средства 5. Способы и методы 6. Процесс 7. Результат

Таблица 5.

Схема описания средств обслуживания

Х а р а к т е р и с т и к а О п и с а н и е
1. Целевое назначение 2. Читательское назначение 3. Вид (обзор, выставка, день специалиста, беседа, кольцевая почта и т.д.) 4. Содержание и тема 5. Характер (информационный, рекомендательный и т.д.) 6. Форма (устная, наглядная, печатная, комбинированная, комплексная) 7. Особенности выявления и отбора информации 8. Характеристика объектов информации 9. Группировка, структура, расположение 10. Способы и условия функционирования 11. Механизм обратной связи 12. Квалиметрия результатов обслуживания 13. Анализ, выводы и предложения по повышению эффективности средства 14. Требования к библиотекарям, реализующим средство 15. Рекламирование средства  

 

Примечание: В разных теориях и теоретических подходах БО наряду с термином "средство" употребляется "услуга", "метод", "форма", "мероприятие".


Таблица 6.

Классификация средств библиотечного обслуживания

П о с п ос о б уп ер е д а чи и н ф о рм а ц и и
Устные Наглядные Печатные Комплексные
Комментированные чтения Громкие чтения Обзоры Вечера: - вопросов и ответов, - интересных встреч, - литературные, - сказок и др. Устные журналы Дни поэзии Диспуты Лекции Беседы Обсуждения книг Викторины Консультации Политбои Чтения... Брифинг Пресс-экспресс Круглые столы Автоинформатор Фонотека Выставки: новых поступлений, тематические, библиографических пособий, спецвидов и др. Уголки: живописи, искусства, природы Стенды и монтажи Плакаты: - информационные, - агитационные, - пропагандистские, - методические Альбомы Световые газеты Тематические подборки в открытом доступе Кино-, видео-, слайд- диафильмы Видеоклипы Малые формы: книжные закладки Уголок читателя Артотека Обзоры Информацион-ные листки Бюллетени новых поступлений Тематические списки литературы Индивидуаль-ные и групповые программы и планы чтения Распечатка материалов из БД "Кольцевая почта" Библиографические указатели Реферативные журналы и сборники Дни: - информации, - специалиста, - досугово- любительской деятельности, - кафедры, - презентации книг и др. Конференции Ярмарки идей Круглые столы Уроки: - библиотечно­ библиографи- ческие, - культуры чтения, - динамического чтения и др. Тематические кружки Клубы по интересам
 
По количеству обслуживаемых читателей
Индивидуальные (1-2 чел) Групповые (от 3 до 30 чел) Массовые (свыше 30 чел)
 
По доминирующему анализатору в восприятии информации
Слуховой (аудио) Тактильный (по Брайлю) Зрительный (наглядный, визуальный, печатный) Комбинированный(аудиовизуальный, мультимедиа)
                 

 

 

           
   
 
 
   
 


Б

И

Б

Л А

И

О Б

Т

Е В

К

А

Р Г

Ь

Характер

отношения

Ч И Т А Т Е Л Ь Информационная компетентность 1 2 3 4 5 6     Ч А И Т Б А Т В Е Л Ь Г Характер отношения
           
           
           
           
1 2 3 4 5 6 Информационная компетентность Б И Б Л И О Т Е К А Р Ь

Рис. 1. Модель коммуникативного поведения библиотекаря и читателя.

Обозначения. Характер отношения библиотекаря и читателя:

А – негативный, Б – пассивный, В - авторитарно-активный, Г - доброжелательно-активный. Информационная компетентность (степень информированности) библиотекаря и читателя: 1 - нулевая, 2 – слабая,

3 – средняя, 4 – хорошая, 5 – отличная, 6 – высшая (акме) – См. табл. 8.

Примечание. Для данной модели под "информационной компетентностью" понимается система знаний, которой владеет и библиотекарь, и читатель; в том числе "знаниями о незнании" и способах их добывания. Характер отношения отражает не только личностные, но и институциональные отношения (библиотекарь – представитель библиотеки как социального института, а читатель как пользователь библиотечными услугами и продукцией). Варианты коммуникативного поведения библиотекаря и читателя можно прогнозировать, определив их информационно-психологические типы.

Таблица 7.

Характеристика средств библиотечного обслуживания

в разных проявлениях

Средства библиотечного обслуживания  
Метод Формы Библиотечно-информационные:
продукты услуги результаты
1. Библиогр. обзор          
2. Выставка          
3. Консультация          
И т. д. (см. классификацию в табл. 6)          
             

Таблица 8.

Характеристика поведения библиотекаря и читателя

в соответствии с уровнями информированности

Инфор-мирован-ность Характеристика содержания уровня информированности П о в е д е н и е:
библиотекаря (Б)
читателя (Ч)
1. Нулевая Информационный вакуум; не знает, о существовании инфор-мации, поэтому нет потребности, нет и деятельности. (Б) Нет предложений по удовлетворению потребности
(Ч)Отсутствие запроса
2. Слабая (низкая) Знает, что существует информация, но не знаком с ее содержанием и потребностями, которые она удовлетворяет (Б) Неопределенное Предложение
(Ч)Неопределенный запрос
3. Средняя Имеет представление о содержании, функциях информации и потребностях, которые она удовлетворяет, но не уверен, что это наилучший вариант. (Б) Может дать альтернативные рекомендации по теме
(Ч)Более четкое осознание информационной потребности
4. Хорошая Осознал преимущества этой информации перед другой – аналогичной, уверенно включает ее в круг чтения. (Б) Адекватное информирование на основе избирательности по узко-тематическим вопросам
(Ч)Избирательное отношение и выбор информации на основе ее содержания
  5. Отличная (высокая) Использует информацию в разных вариантах и в других видах деятельности (Б) Составляет аннотации, ре-фераты, готовит библиографические указатели и обзоры; проводит беседы, дискуссии; организует дни специалистов и другие мероприятия.
(Ч)Активное использование информации в деятельности и общении; свободная библиотечно-библиографическая ориентация
6. Высшая (акме) Использует современные информационные технологии (Б) Осуществляет информацион-ное обеспечение и организует профессиональные коммуникации с помощью электронных средств
(Ч)Осуществляет информаци-онную деятельность и общение с помощью электронных средств

Бланк оценки обзора

Фамилия И.О. проводящего обзор …..
    Аспекты оценивания Ш к а л а о ц е н к и
Не соответст-вует Степень
низкая средняя высокая
       
1. Актуальность темы 2. Целевое назначение 3. Читательское назначение 4. Доступность содержания обзора 5. Убедительность содержания 6. Значимость содержания 7. Логичность изложения 8. Культура речи в проведении обзора 9. Эмоциональность подачи материала 10 Заинтересованность аудитории 11. Оформление обзора 12. Общее впечатление        

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

1. Библиотечное обслуживание в структуре библиотеки как социального института: миссия, функции, цели, принципы, основное содержание.

2. Курс "Библиотечное обслуживание": становление и развитие теоретико-методологических основ.

3. Законодательная и источниковедческая база библиотечного обслуживания. Документальный поток в области библиотечно-информационного обслуживания.

4. Законодательная и информационная база библиотечного обслуживания в историческом контексте.

5. Национальная политика в развитии информационной культуры личности и общества в целом и читательской в частности в России и за рубежом.

6. Вклад библиотековедческих школ и библиотековедов в теорию и практику библиотечного обслуживания.

7. ЮНЕСКО, ИФЛА, МАЧ и другие ассоциации; значение их деятельности для библиотечного обслуживания.

8. Информационные ресурсы библиотечного обслуживания: понятие, содержание, использование.

9. Чтение как социально-психологический процесс. Национальная программа поддержки и развития чтения.

10. Теоретико-методологические основы изучения читателей.

11. Читатель и чтение с IХ века до первой половины XIX века.

12. Изучение читателей и чтения со второй половины XIX века до начала централизованных исследований второй половины ХХ века.

13. Концепции и факты изучения читателей и чтения во второй половине ХХ столетия. Стратегия изучения чтения в XXI веке в условиях библиотек.

14.Типология читателей и пользователей библиотек в историческом контексте.

15. Культура чтения: понятие, структура, содержание.

16. Читательское развитие в условиях библиотек в онтогенезе и филогенезе.

17. Информационная культура субъектов библиотечного обслуживания: понятие, структура, виды, содержание.

18. Психологическая поддержка, сопровождение и обеспечение информационной деятельности пользователей в разных типах библиотек.

19. Формирование компьютерной грамотности пользователей библиотек: методика и организация, требования к библиотекарю.

20. Теория и методика изучения информационных потребностей реальных и потенциальных пользователей библиотек.

21. Теоретические и методические основы формирования круга чтения различных категорий читателей.

22. Информационные продукция и услуги библиотек.

23. Библиографические процессы в обслуживании пользователей разных типов библиотек.

24. Обслуживание различных категорий читателей в разных типах библиотек: содержание, методика, организация.

25. Читательское развитие детей, подростков, юношества в условиях библиотек.

26. Библиотеки семейного чтения и семейное чтение в читательском развитии детей, подростков, юношества и взрослых.

27. Функциональная неграмотность и библиотека. Самообразовательное чтение в структуре читательского развития личности.

28. Менеджмент и маркетинг в библиотечном обслуживании.

29. Библиотечное обслуживание в структуре деятельности библиотеки; вопросы взаимодействия отделов обслуживания с другими отделами и службами.

30. Индивидуальное и групповое обслуживание: теория, методика, организация, автоматизация.

31. Групповое и массовое обслуживание: теория, методика, организация, автоматизация.

32. Специализированное библиотечное обслуживание: понятие, виды, содержание, особенности, перспективы развития.

33. Библиотечное обслуживание в разных типах библиотек в профессиональных целях.

34. Библиотечное обслуживание в досугово-любительских целях: история, современное состояние, перспективы развития.

35. Эстетическое просвещение в условиях библиотек: теория, методика, организация.

36. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению.

37. Информационно-психологическая безопасность: понятие и содержание. Библиотечное обслуживание в целях правовой, социальной и психологической поддержки населения.

38. Общее и особенное в библиотечном обслуживании разных типов библиотек.

39. Выставочная деятельность в разных типах библиотек: теория, методика, организация.

40. Технология библиотечно-информационного обслуживания.

41. Стационарное и внестационарное библиотечное обслуживание: теория, методика, организация.

42. МБА и ММБА: история, теория, методика, организация, перспективы развития. Электронная доставка документов.

43. Библиотечное обслуживание в меняющемся информационном мире.

44. Традиции и новации в теории, методике и организации библиотечного обслуживания.

45. Конфликты и конфликтные ситуации в процессе библиотечного обслуживания: изучение и анализ; способы снижения конфликтности (правовые, психологические, технологические).

46. Общение библиотекаря и пользователей в системе библиотечного обслуживания: теория, методика, организация. Квалитология и квалиметрия общения.

47. Библиотечные кадры и их подготовка для библиотечно-информационного обслуживания. Профессиограмма библиотекаря отделов обслуживания.

48. Инфраструктура библиотечного обслуживания; перспективы развития на основе внутренних и внешних противоречий.

49. Библиотечный проект по программе "Чтение": миссия, цели, содержание; государственная и благотворительная поддержка.

50. Библиотечный коллектив как организатор инфраструктуры библиотечного обслуживания.

51. Библиотечная среда обслуживания в разных типах библиотек: понятие, структура, содержание; интеллектуально-информационные, социально-психологические, организационно-технологические ресурсы.

52. Психология библиотечного обслуживания.

53. Библиотечные службы психологической поддержки населения в контексте национальной информационной политики и региональных особенностей.

54. Инновационные модели библиотечного обслуживания.

55. Паблик-рилейшнз в библиотечном обслуживании в целях привлечения населения к пользованию библиотекой.

56. Рекламная деятельность в процессе библиотечного обслуживания.

57. Библиотечное обслуживание за рубежом.

58. Использование Интернет-технологий в библиотечном обслуживании.

59.Квалитология и квалиметрия библиотечного обслуживания.

60. Перспективы библиотечного обслуживания в условиях взаимодействия книжной, видео- и компьютерной культур.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. ФЗ № 230-ФЗ от 18.12.2006. (Принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 01.12.2007) – любое издание.

О библиотечном деле. Федеральный закон РФ №119-ФЗ (с изм. на 03.06.2009) – любое издание.

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник. - М.: Изд-во МГУК, 1996. - 200 с.

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие. / В.А. Бородина – М.: Либерея, 2004. – 168 с. (повторное издание 2006)

Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М.Я. Дворкина. – М.: Фаир, 2009. – 256 с.

Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П. Мелентьева. -М.: Фаир, 2006. – 252 с.

Мелентьева Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. / Ю.П. Мелентьева; РАН. – М.: Наука, 2007. – 355 с.

Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособие / Г.К. Олзоева. - М.: Либерея, 2006. –118 с.

Работа с читателями. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1981. - 296 с.

Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учебник / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 232 с.

Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М.: МЦБС, 2006. – 512 с.

 

Дополнительная литература

 

Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход. - М.: Логос, 1992. - 296 с.

Библиотечное обслуживание: учеб. прогр.; учеб.-метод. материалы / Сост. В.С. Крейденко.- СПб.: СПбГАК, 1997. - 94 с.

Библиотечное обслуживание пользователей информации: Сб. науч. тр. ГПНТБ России. - М., 1996. - 78 с.

Бородина В.А. Психология библиотечного обслуживания / В.А. Бородина // Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради. - Вып. 5. – СПб.: СПбГУКИ, 2000. – С. 3-14.

Бородина В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. Монография. / В.А. Бородина. – М.: Школьная библиотека, 2006. - 336 с.

Бородина В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. Практикум. / В.А. Бородина. – М.: Школьная библиотека, 2006. - 208 с.

Дыченко Л.Ф. Психология и библиотекарь. / Л.Ф. Дыченко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. - 144 с.

Езова С.А. Библиотечное общение как феномен исследования. / С.А. Езова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 160 с.

Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская - СПб.: Профессия, 2004. – 221 с.

Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учеб. пособие для основной школы / М.В. Ивашина, Н.С.Сулимова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 176 с.

Ловкова Т.Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина / Т.Б. Ловкова // НТБ. – 2000. - № 11. – С. 10-16.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Библиотечно-информационный факультет

 

Заочное отделение

 

Кафедра библиотековедения и теории чтения

 

В.А. БОРОДИНА

 

 

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Методическая разработка

 

 

Санкт-Петербург

 

ББК 78.3

Б 83

Издается по решению кафедры библиотековедения и теории чтения

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

 

Б 83

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Методическая разработка / В.А.Бородина. – СПб.: ЛЕМА, 2010. - 24 с.

 

Методическая разработка по курсу «Библиотечное обслуживание» предназначена для студентов Библиотечно-информационного факультета, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», классификация – «Библиотекарь-библиограф, преподаватель».

В методическую разработку включены: Общие методические указания; Учебная программа по курсу "Библиотечное обслуживание"; Тематический план курса "Библиотечное обслуживание"; Указания по выполнению контрольной работы; Структурно-логические схемы по курсу; Вопросы к экзамену по курсу; Литература.

 

 

Рецензенты:

Тихомирова И.И. – доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ,

кандидат педагогических наук.

Соколова Н.А. – директор ЦБС Кировского района г. Санкт-Петербурга,

заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

 

© Бородина В.А., 2010

© Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств, 2010


 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вузовский курс "Библиотечное обслуживание" (БО) является стержневым в системе подготовки высококвалифицированных библиотечно-информационных кадров. В нем, кроме собственной системы знаний, интегрируются и преломляются общенаучные и профессиональные знания, полученные в процессе вузовского обучения. Библиотекарю чрезвычайно важно знать о всех информационных ресурсах библиотеки как социального института. Это поможет ему эффективно удовлетворять разнообразные информационные потребности различных категорий читателей.

В результате изучения курса студент должен:

- знать теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания; историю изучения читателей; становление и развитие библиотечно-информационного обслуживания в разных типах библиотек в историческом контексте; методологию и методику изучения эффективности библиотечно-информационного обслуживания;

- уметь применять эти знания в практической деятельности библиотек;

- быть ознакомленным с перспективами развития БО, основными тенденциями профессионального образования библиотекарей отделов обслуживания всех типов и видов библиотек на альтернативной основе.

 

В условиях заочного обучения курс осваивается в течение двух семестров и межсессионный период. Лекционный курс читается по сложным и новым темам. На практические занятия выносятся наиболее значимые и комплексные темы для изучения деятельности библиотекаря с читателями (пользователями) библиотек.

Система домашних заданий и контрольная работа направлены на закрепление основных умений и навыков БО. Содержание контрольной работы и домашних заданий является основой практических занятий во время сессии, проходящих в интерактивной форме.

Заканчивается изучение курса экзаменом.

Дальнейшее закрепление полученных знаний, умений и навыков по БО осуществляется при выполнении курсовых и дипломной работ, межпрофессиональном общении на учебных конференциях, практических занятиях, непосредственно в деятельности библиотек и в рамках выбранной специализации.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

"БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ"

Введение



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (1.425 с.)