Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.



Вопросы по ТГПи проблемам правоведения

1. ТГП как наука, ее предмет и функции. 6

2. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. 8

3. Значение теории государства и права для формирования политической и правовой культуры 10

4. Методология и методы юридической науки.. 11

5. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании.. 12

6. Власть, управление и социальное регулирование в догосударственном обществе. 13

7. Процесс разложения рода и возникновения государства, отличие его от родоплеменной организации власти. 14

8. Основные теории происхождения государства. 17

9. Понятие и основные признаки государства. 19

10. Сущность государства, его экономическая, социальная и духовная основы. 20

11. Государственная власть, ее признаки, структура, методы осуществления. Легитимность и легальность государственной власти.. 22

12. Функции государства: понятие, признаки, формы и методы осуществления. 25

13. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки, структура. 27

14. Орган государства: понятие, признаки, виды. 29

15. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. 32

16. Форма правления: понятие и виды. 34

17. Форма государственного устройства: понятие и виды. 36

18. Политический режим: понятие и основные разновидности. 37

19. Демократия: понятие, основные формы. 39

20. Политическая система общества, ее структура. Право и политика.. 41

21. Государство в политической системе общества. 45

22. Государство и политические партии. 47

23. Исторические типы государства и права. Современные проблемы типологии государства и права.. 49

24. Тоталитарный режим: понятие, основные разновидности. 51

25. Внутренние и внешние функции Российского государства. 53

26. Механизм (аппарат) российского государства, принципы организации и деятельности, структура. 55

27. Форма правления Российского государства: генезис и современное состояние. 58

28. Принцип разделения властей и проблемы его реализации в России. 61

29. Форма государственного устройства в России: генезис, современное состояние, проблемы совершенствования. 63

30. Политический режим в России, тенденции его развития. 65

31. Политическая система Российского общества, ее особенности. 68

32. Правовое государство: понятие и основные принципы (Гражданское общество и правовое государство). 71

33. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в России. 74

34. Понятие и основные признаки позитивного права. 76

35. Сущность права. Право как мера свободы. 78

36. Право и закон, их соотношение. Значение этой проблемы для правопонимания 80

37. Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании. 81

38. Социальная ценность и функции права. 82

39. Плюрализм в понимании права. Основные правовые теории. 83

40. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. 85

41. Право и мораль, их соотношение и взаимосвязь. 87

42. Право и обычаи, их соотношение. 88

43. Право и корпоративные нормы. Корпоративное право и его место в правовой системе России.. 90

44. Правовое регулирование: понятие и предмет. 93

45. Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы. 95

46. Стадии правового регулирования. 97

47. Механизм правового регулирования и его основные элементы. 98

48. Понятие и признаки норм права. 99

49. Структура правовых норм. Виды структурных элементов. Различные взгляды на структуру правовых норм. 101

50. Виды правовых норм. 103

51. Формы (источники) права: понятие и характеристика различных источников права в различных правовых системах. 105

52. Система права, ее основные элементы (структура). Различные подходы к пониманию системы права. 106

53. Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в Российской Федерации. 108

54. Правотворчество: понятие, принципы, виды. 110

55. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ). 111

56. Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в РФ. 112

57. Закон: понятие, признаки, виды, значение.. 114

58. Подзаконные нормативно-правовые акты (федеральные и субъектов РФ) 115

59. Действие нормативных актов во времени. 116

60. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. 117

61. Систематизация нормативных актов и ее основные виды. 118

62. Юридическая техника: понятие, виды. Средства и приемы юридической техники. 119

63. Правосознание: понятие, структура, виды и уровни. 121

64. Правовая культура: понятие, виды, значение в обществе. 123

65. Правовой нигилизм: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления. 125

66. Правовое воспитание и правовое обучение. 127

67. Правоотношение: понятие, признаки, состав, виды. 128

68. Субъективное право и юридическая обязанность, их характеристика. Юридическая обязанность и юридическая ответственность.. 130

69. Индивиды как субъекты правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность и деликтоспособность граждан. 132

70. Организации как субъекты права, их виды. 134

71. Особенности государства как субъекта права. 135

72. Структура правоотношения. Объект правоотношения: понятие и виды. 137

73. Виды правоотношений. 139

74. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав. 140

75. Реализация права: понятие, основные формы, порядок. 142

76. Применение права: признаки, особенности и роль в правовом регулировании. 144

77. Основные стадии применения права. Требования к актам применения права. 145

78. Юридическая квалификация: понятие, субъекты, виды, основания. Коллизии в праве, способы их разрешения. 147

79. Акты применения права: понятие, виды, требования, предъявляемые к правоприменительным актам... 150

80. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии. 152

81. Толкование норм права: понятие, признаки, значение в правовом регулировании. 153

82. Способы (приемы) толкования норм права. 155

83. Виды толкования права по субъектам. Юридическая природа актов официального толкования 156

84. Результат толкования нормы права. Виды толкования норм права по объему. 158

85. Интерпретационные акты: понятие, виды, юридическая природа. Толкование договоров. 159

86. Правовое поведение. Понятие, критерии разграничения, виды. 161

87. Понятие, признаки и виды правомерного поведения. Правовая активность личности 162

88. Правонарушение: понятие, признаки, виды. 165

89. Состав правонарушения. 166

90. Злоупотребление правом: понятие, правовые последствия. Объективно противоправное деяние: понятие, правовые последствия. 167

91. Юридическая ответственность: понятие, признаки. Проблема позитивной ответственности. 169

92. Основания, функции, принципы и виды юридической ответственности. 171

93. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения. 173

94. Законность: понятие, принципы, гарантии. Пути укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации.. 175

95. Правопорядок: понятие и принципы. Правопорядок и общественный порядок. 178

96. Правовая система: понятие, структура, классификация. 180

97. Права и свободы человека и гражданина: понятие и виды. Правовой статус личности. 182

98. Англосаксонская правовая система: генезис и особенности. 185

99. Романо-германская правовая система: генезис и особенности. 187

100. Религиозная правовая система на примере мусульманского права.. 189

101. Юридическая практика: понятие, виды, структура, значение в правовом регулировании. 191

102. Юридический процесс: понятие и виды. 193

103. Соотношение государства и права. Значение этой проблемы для правопонимания. Экономика и право.. 194

104. Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды. 198

105. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ. 200

106. Государственный суверенитет. Понятие, виды, угрозы. 202

Государство и церковь

По отношению к религиозным организациям[править | править исходный текст]

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство еще не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство оказывает содействие и поддержку (материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;

5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Структура властеотношений

Субъект государственной власти - мо­гут быть социальные слои или национальные общности, эли­тарные группы, классы, народ, от имени которых действуют органы государства.

Объект - индивиды, их различные объеди­нения, слои и общности, классы, общество.

Содержание - единство 2х проявлений

  • навязыва­ние воли властвующего субъекта подвластным
  • подчинение (доб­ровольное или принудительное) подвластных этой воле.

Суть властеотношений: одна сто­рона - властвующий - адресует (навязывает) свою волю, обычно возведенную в законы и юридически обязательную, другой стороне — подвластным, направляет их поведение в русло, оп­ределенное правовыми нормами.

Главная цель властеотношений – верховенство государственной власти в обществе, доминирование воли властвующего субъекта.Методы достижения этой цели предопределяются политическим (государственным) режимом государства.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если воля властвующего и подвластных совпадает, то властеотношения осу­ществляются без внешнего воздействия, тут достаточно соот­ветствующего информационного обеспечения. Если же интересы и воля сторон расходятся, то применяются методы разъяснения, убеждения, стимулирования, согласования. В тех случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Виды органов государства.

1) По принципу разделения властей:

а) Законодательные,

б) Исполнительные,

в) Судебные,

2) По способу возникновения

а) Пер­вичные - ника­кими другими органами не создаются, возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо изби­раются на основе избирательного права по установленной про­цедуре (представительные органы) и получают властные пол­номочия от избирателей (народа).

б) Производные - созда­ются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядитель­ные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д.

3) По широте компетенции

а) органы общей компетенции - правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

б) органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятель­ности (министерства финансов).

4) По способу формирования

а) выборные

б) назначаемые.

5) По особенностям деятельности и порядку принятия реше­ний органы

а) коллегиальные

б) единоличные.

6) По объему властных полномочий

а) высшие,

б) местные,

7) По административно-территориальному делению

а) Центральные (федеральные)

б) Региональные (штаты, республики),

в) Местные (графства, округа, про­винция и др) – ОМСУ к гос. органам не относятся!!!

 

Государственные органы в РФ Судебный   Высший арбитражный суд       Президент не относится ни к одной ветви власти Прокуратура тоже
         
  Конституционный суд      
         
  Верховный суд      
           
Исполнительный   Правительство   Министры  
     
  Заместитель председателя  
     
  Председатель  
           
Законодательный   Федеральное собрание   Совет Федерации Валентина Матвиенко
     
  Гос. Дума Сергей Нарышкин

 

Формы демократии.

1) Прямая (непосредственная) демократия -форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.). Прямая демократия существовала в античные времена в Афи­нах, Древнем Риме, средневековом Новгороде и ряде других горо­дов-республик. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования. Разновидностью является:

а) Плебисцитарная демократия -возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой..

2) Представительная демократия - народ избирает своих пред­ставителей, и они от его имени управляют государством или ка­ким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой наро­довластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

 

Любая демократия имеет свои ограничения, и нередко свобода одних социальных групп существенно ограничивает жизненное про­странство других. Поэтому существуют различные концепции демо­кратии,

Концепция элитарной демократии. В соответствии с ней власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа в управлении государством ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находя­щейся у власти элите.

Концепция либеральной демократии. Пред­полагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свободу частной собст­венности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эф­фективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

Концепция коллективистской демократии. Противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и пони­мания прав и свобод; приоритет государства и общества над лич­ностью; всеобщую политическую мобилизацию и участие всех граж­дан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуаль­ной жизнедеятельности. Разновидностью коллективистской демократии является социа­листическая демократия, имевшая место, например, в СССР.

Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унас­ледовала от либеральной такие основополагающие ценности, как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Вместе с тем плюралистическая демократия в значительной степе­ни корректирует некоторые принципы либеральной и коллективи­стской концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является ре­зультатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничива­ется групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социаль­ных меньшинств; власть рассредоточивается по различным инсти­тутам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.

Плюралистической демократии отдают предпочтение большин­ство наиболее развитых стран мира.

Право и политика

Право - это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

 

Политика - это искусство управления обществом, которое харак­теризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.

 

Политика возникает как явле­ние вместе с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не от­делял свои интересы от интересов родовой общины.

Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, унич­тожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому воз­никает потребность в особой форме организации общественной власти (го­сударство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство - «главный политик», центральный субъект политической жизни и политичес­кой организации любого общества: если все другие субъекты политики (поли­тические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, коорди­нировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участ­ников политики.

Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершен­ный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъек­тов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государствен­ной власти, за приближение к ней.

Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому правильны высказывания Ленина, что «политика есть участие в делах госу­дарства», «политика есть кон­центрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъек­тов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.

 

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

 

Взаимосвязь права и политики.

Процесс принятия закона (законодательный процесс) является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства.

Зависимость права от политики:

· любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

· политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

Зависимость политики от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики. Право:

1. конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

2. делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;

3. гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

Виды

1) «Правый» тоталитаризм - идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим, сохраняется рыночная экономика, институт собственности, опирается на механизмы экономического саморегулирования. Представлена 2 формами:

а) итальянский фашизм. Основная идея возрождение былого могущества Римской им­перии. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.

б) германский национал-социализм. Основная идея господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной опорой являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло», по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией. В отличие от марксизма-ленинизма, национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного сообщества» на основе единых национальных традиций. Место класса здесь занимает нация, место классо­вой ненависти – ненависть национальная и расовая. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ «врага» в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Если в коммунистических системах агрес­сивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

2) «Левый» тоталитаризм - опирается на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует (СССР, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Куба). Основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей

а) возможность построения коммунистическо­го общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

б) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

в) ведущую роль пролетариа­та в современной истории;

г) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому об­ществу;

д) возможность построения коммунизма в каждой стране.

Соци­альной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использо­вание мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

 

Дискуссионным является в политической науке вопрос о времен­ных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни политологи счи­тают, что тоталитарным можно назвать весь период советской истории. Другие тоталитарным называют режим, сложившийся в период правления Сталина (1929—1953), режим же, сложившийся после его смерти, опреде­ляют как посттоталитарный.

Тоталитаризм в той или иной форме испытала на себе примерно треть населения земного шара. В отдельных странах (например, в Север­ной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации и т.д. Некоторые авторы рассматри­вают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слабо­развитых стран. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес­токим подавлением всякой оппозиции.

Внутренние функции

1) экономическая функция государства, т.к. без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

2) социальная функция. Главное ее назначение - обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности (люди преклонного возраста, трудоспособные граждане, работники школ и т.д.). Задачи: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; боле равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство и т.д.

3) функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

4) функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.

5) функция охраны природы и окружающей среды (экологическая функция) - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

6) функция по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны.

7) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

 

Внешние функции

1) функция торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля.

2) Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции

3) Функция обороны страны. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п..

4) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества России со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем - борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Признаки.

1) Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов.

а) В экономическом плане это означает, что каждый индивид может быть или является собственником

б) В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной.

в) Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

г) Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

2) Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, и т.д.. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

3) Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, появляется во всех ее сферах:

а) в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

б) в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

в) в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4) Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.098 с.)