Структура правовых норм. Виды структурных элементов. Различные взгляды на структуру правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура правовых норм. Виды структурных элементов. Различные взгляды на структуру правовых норм.



Структура нормы права - логически согласованное внутреннее стро­ение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Различные взгляды на структуру правовых норм. Структура нормы права это:

1.идеальная логическая кон­струкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Традиционно считается, что норма права состоит из 3х эле­ментов:

Гипотеза – указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.

 

Диспозиция – содержит само правило поведения, которое следует совершить при наличии условий содержащихся в гипотезе, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения.

 

Санкция – указание на неблагоприятные последствия за нарушения требований диспозиции.

 

Структура логической нормы выражается формулой: "если.., то.., иначе".

Словами "если"обозначается гипотеза; "то" - диспозиция; "иначе" - санкция.

 

Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого

поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет

применена при нарушении нормы.

Виды гипотез:

1) по форме выражения:

а) абстрактные - используется обобщающая формулировка;

б) казуистические - конкретно перечислены обстоятельства действия нормы;

2) по строению:

а) простые - содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы;

б) сложные - содержат два и более обязательных обстоятельства;

в) альтернативные - содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы;

3) по наличию (отсутствию) юридических фактов:

а) положительные - указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы;

б) отрицательные - указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.

Виды диспозиций:

1) по способу изложения:

а) простые - называет вариант поведения, но не раскрывает его;

б) описательные - описывают все существенные признаки поведения;

в) ссылочные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к другой норме;

г) бланкетные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к бланку (инструкциям, положениям, правилам и т.д.);

2) по составу:

а) простые - содержат только одно правило поведения;

б) сложные - содержат два и более обязательных правила поведения;

в) альтернативные - содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.

Виды санкций:

1) по степени определенности

а) абсо­лютно определенные (точно указанный размер штрафа),

б) отно­сительно определенные (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет),

в) альтернативные (лишение свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 1 года, или штраф).

 

2. объективированный результат отражения в норме определенного общественного от­ношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических эле­ментов, сколько этого требует данное общественное отноше­ние. Например, большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы.

 

3. единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Реальная структура нормы права отражает в известной сте­пени результат правового опосредования общественного отно­шения. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического обществен­ного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодей­ствия правовых норм в системе права.

 

4. сис­тема диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сло­жившимися общественными отношениями, а также специфи­ческими особенностями самих элементов. Причем связи между ними могут быть про­стыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замк­нутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Приме­рами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Граж­данского, Уголовного кодексов.

Виды правовых норм.

1) По субъектам правотворчества

а) исхо­дящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент)

б) исхо­дящие непосредственно от гражданского об­щества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системе

а) учредительные (нормы-принци­пы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества.

б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей

i) управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий);

ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий);

iii) запрещающие (устанавливаю­щие запрет на совершение действий и поступков, которые оп­ределены законом как правонарушения)

в) охранитель­ные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов

г) обеспечительные (нормы-га­рантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе пра­вового регулирования

д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления

е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)

ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями

з) опера­тивные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3) По предмету правового регулирования

а) материальные правила поведения субъектов

i) нормы конституционного,

ii) гражданского,

iii) уголовного,

iv) административ­ного,

v) трудового и иных отраслей права.

б) процессуальные содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил

4) По методу правового регулирования

а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях ре­зервное правило.

в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5) По сфере действия

а) федеральные функционируют на всей территории государства;

б) субъектов федерации на территории субъекта;

в) местного самоуправления - МО;

г) локальные действуют в рамках от­дельных государственных, общественных или частных структур.

6) по времени ( по­стоянные и временные ),

7) по кругу лиц

а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;

б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;

8) по сущности:

а) отправные нормы (нормы-начала) - определяют основы правого регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы: - положения конституции, закрепляющие основы политического, государственного, экономического устройства;

б) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (противоречий) между нормами права;

в) нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категории;

9) по назначению:

а) основные - определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;

б) производные - обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.012 с.)