Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая система Российского общества, ее особенности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Правовая система – сложноструктурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития. Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительныхособенностей: 1) Главным компонентом и одновременно центром правовой системы является субъект права или субъект правовой системы. Прежде всего, это человек как носитель субъективных юридических прав и обязанностей и участник правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности: а) позитивистский подход правопонимания – названные свойства субъект приобретает в силу правовых норм, т. е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не предоставит субъекту правовые свойства, то он и не будет субъектом права. б) социологический - субъектом права является тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в правовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключает сделки, договоры и т. п., т. е. тот, кого сами участники данных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к этому относится государство. в) естественно-правовая доктрина - права принадлежат человеку от рождения никто ему их не дает и никто не может их отнять. В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это юридическое закрепление положения о том, что человек (в его юридическом качестве, в частности) есть основание и центр российской правовой системы и правовой культуры; все остальные ее субъекты — организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм. В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понятно: личность занимала подчиненное, второстепенное положение в российской и советской действительности, а потому субъект права «всплывал на поверхность» лишь при изучении некоторых элементов механизма правового регулирования, в частности при анализе правового отношения. В обновленной теории государства и права личность - субъект права выдвигается на центральное место во всей правовой действительности и выступает в качестве отправного пункта и основания научных исследований. Вся деятельность государства, его органов и должностных лиц должна быть направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность - российский народ, население Российской Федерации. Носителем права является человек, общество в целом, которое передает государству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор, для того чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы государственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей. Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются: a построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности; a отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.
2) правовое сознание (не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа) – совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т. д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации). Особое место занимает политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. России наблюдается смешение либерализма, консерватизма и социал-демократизма. Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство – абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества, о которых уже упоминалось и которые очень трудно нейтрализовать, ликвидировать. Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм - «знамя нашей эпохи». В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. XX в. начало диссидентскому движению в СССР. И лишь с середины 80-х гг. начался новый этап в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества. На сегодняшний день: а) Консерватизм выражается в формуле «православие – самодержавие – народность». Православие становится, по сути, государствообразующей религией, несмотря на светский характер современного российского государства. Самодержавие проявляется в вертикализации государственных и политических институтов, подчиняющихся непосредственно или опосредованно верховному правителю и его администрации. Народность базируется на стремлении унифицировать общество в вере в такого верховного правителя. б) Либерализм - свобода самовыражения, выражающаяся в свободе действий. Это формирование инновационного типа личности для новой экономики – «экономики знаний». Ему присущи следующие характеристики: любознательность, стремление управлять миром, принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с потоком лучших решений и попытками внести изменения, откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям. в) Социал-демократизм базируется на обещании равенства не только стартовых возможностей, но и результата для любого члена общества. Например, все имеют право на бесплатное образование, которое является катализатором для получения престижной работы.
3) правовая деятельность, складывающаяся из а) правотворческой деятельности органов государственной власти. Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания – нормы, программы, модели поведения и деятельности людей и органов (организаций) российского общества. Главные задачи, которые нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы – формирование системы законодательства, которая бы отражала и направляла переход от огосударствленной экономики к рыночной экономике; к формированию среднего класса, созданию уровня материального благосостояния, достойного человека; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов, чтобы можно было исключить или хотя бы минимизировать социальные, политические и юридические дефекты в выражении воли законодателя. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основопогагающих в этой сфере нормативно-правовых документов - регламентов палат; на уровне субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений. б) правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т. д.) и иных органов государства. Правоприменение – властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной ситуации. Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. в) деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, и общественное правовое сознание – стремиться и желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле. 4) правовые тексты, главным образом нормативно-правовые акты - писаное право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты - суть правовой системы, а с позиции естественно-правовой - это не более чем важный ее компонент. Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты. В узком смысле - это система действующих законов. Особенности в РФ: a Конституция РФ имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию РФ, на которую в таком случае делается прямая ссылка. a Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «неопубликованные законы и иные НПА не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. a В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенная норма, во-первых, делает нашу правовую культуру открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.007 с.) |