Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система Российского общества, ее особенности.

Поиск

Политическая система общества - это сис­тема взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (орга­низаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собствен­ности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Правовая система – сложноструктурное, многоуров­невое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и пред­посылки развития.

Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительныхособенностей:

1) Главным компонентом и одновременно цен­тром правовой системы является субъект права или субъект правовой системы. Прежде всего, это человек как носитель субъективных юридических прав и обязанностей и участник правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способнос­тью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обя­занности:

а) позитивистский подход правопонимания – названные свойства субъект приобретает в силу право­вых норм, т. е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не предоставит субъекту правовые свойства, то он и не будет субъектом права.

б) социологический - субъектом права является тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в пра­вовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключа­ет сделки, договоры и т. п., т. е. тот, кого сами участники дан­ных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к этому относится государство.

в) естественно-правовая доктрина - права принадлежат человеку от рождения никто ему их не дает и никто не может их отнять.

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью», а «основные права и сво­боды человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения» (ст. 2, 17). Это юридическое закрепление положения о том, что человек (в его юридическом качестве, в частности) есть основание и центр российской правовой системы и правовой культуры; все остальные ее субъекты — организации, объеди­нения, хозяйственные общества и товарищества, органы госу­дарства суть лишь производные образования, следствие актив­ной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понят­но: личность занимала подчиненное, второстепенное положе­ние в российской и советской действительности, а потому субъект права «всплывал на поверхность» лишь при изучении некоторых элементов механизма правового регулирования, в частности при анализе правового отношения. В обновленной теории государства и права личность - субъект права выдвигается на центральное место во всей право­вой действительности и выступает в качестве отправного пунк­та и основания научных исследований.

Вся деятельность государства, его органов и должностных лиц должна быть направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются правосудием. Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государ­ства. В то же время носителем суверенитета и источником го­сударственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в круп­ную социальную общность - российский народ, население Российской Федерации.

Носителем права является человек, общество в целом, которое передает государ­ству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор, для того чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

a построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспе­чение провозглашенного Конституцией РФ положения о пра­вах человека как высшей ценности;

a отработка системы реального воздействия человека на госу­дарство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

 

2) правовое сознание (не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа) – совокупность эмоционально-чув­ственных и мысленных, идеальных образов, при помощи кото­рых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обме­ну и присвоению различных благ) в категориях прав и обязан­ностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответствен­ности за нарушение правовых норм и договоров и т. д., а также действует в сфере правового регулирования (установления пра­вовых норм и их реализации). Особое место занимает политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. России наблюдается смешение либерализма, консерватизма и социал-демократизма.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уни­кальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство – абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в це­лом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формирова­нию правового нигилизма - системы взглядов и представле­ний, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества, о которых уже упоминалось и которые очень труд­но нейтрализовать, ликвидировать.

Если в общественном правовом сознании выделить право­вую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм - «знамя нашей эпохи».

В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение состав­ляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. XX в. начало диссидентскому движению в СССР. И лишь с середины 80-х гг. начался новый этап в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходи­мости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

На сегодняшний день:

а) Консерватизм выражается в формуле «православие – самодержавие – народность». Православие становится, по сути, государствообразующей религией, несмотря на светский характер современного российского государства. Самодержавие проявляется в вертикализации государственных и политических институтов, подчиняющихся непосредственно или опосредованно верховному правителю и его администрации. Народность базируется на стремлении унифицировать общество в вере в такого верховного правителя.

б) Либерализм - свобода самовыражения, выражающаяся в свободе действий. Это формирование инновационного типа личности для новой экономики – «экономики знаний». Ему присущи следующие характеристики: любознательность, стремление управлять миром, принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с потоком лучших решений и попытками внести изменения, откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям.

в) Социал-демократизм базируется на обещании равенства не только стартовых возможностей, но и результата для любого члена общества. Например, все имеют право на бесплатное образование, которое является катализатором для получения престижной работы.

 

3) правовая деятельность, складывающаяся из

а) правотворческой деятельнос­ти органов государственной власти. Через правотворческую деятельность, которая отражает ос­новные социально-экономические, культурные и иные потреб­ности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания – нормы, программы, модели пове­дения и деятельности людей и органов (организаций) российс­кого общества. Главные задачи, которые нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы – формирование системы законодательства, которая бы отражала и направляла переход от огосударствлен­ной экономики к рыночной экономике; к формированию среднего класса, созданию уровня материаль­ного благосостояния, достойного человека; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к по­литике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной по­литики к политике, основанной на равноправии и самоопреде­лении народов в Российской Федерации. она должна быть законодательно урегули­рованной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов, чтобы можно было исклю­чить или хотя бы минимизировать социальные, политические и юридические дефекты в выражении воли законодателя. На уров­не Федерального Собрания РФ требуется выработка основопогагающих в этой сфере нормативно-правовых документов - рег­ламентов палат; на уров­не субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель дол­жен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, ком­плексно регулирующие области, виды общественных отношений.

б) правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т. д.) и иных органов государства. Правоприменение – властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной ситуации. Кроме того, через правоприменение осуществляется государ­ственное принуждение в случае нарушения правовых норм.

в) деятельности по реализации права всеми названными орга­нами и иными организациями и субъектами российской право­вой системы. В любом государственно-организованном обществе законода­тель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, и общественное правовое сознание – стремиться и желать уста­новления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, ка­ких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

4) правовые тексты, главным образом нормативно-правовые акты - писаное право, составля­ющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точ­ки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты - суть правовой системы, а с позиции естественно-правовой - это не более чем важный ее компонент.

Термин «законодательство» в теории и на практике использу­ется в широком и узком смысле. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты. В узком смысле - это система действующих законов.

Особенности в РФ:

a Конституция РФ имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходи­мого закона применять непосредственно Конституцию РФ, на которую в таком случае делается прямая ссылка.

a Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «нео­публикованные законы и иные НПА не применяются». Данная норма направ­лена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распро­странена и выражалась в том, что неопубликованные норматив­ные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свобо­ды советских граждан, налагали на них новые обязанности.

a В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «обще­признанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора». Приведенная норма, во-первых, делает нашу правовую культуру открытой для передовых, прогрессивных по­ложений, принципов и норм международного права, во-вторых, устанавли­вает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законода­тельствам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.007 с.)