Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РоссийскойФедерации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.
Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить: 1) Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство и т. п.) 2) Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе (Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, локальные нормативные акты). 3) Федеративное строение системы можно выделить 3 уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: а) федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты); б) законодательство субъектов РФ — (конституции, уставы, законы и иные нормативные акты); в) законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления). 4) Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранное, транспортное законодательство и т.д.). Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства - статья нормативного акта. Варианты соотношения системы права и системы законодательства: 1) норма права и статья закона совпадают: в статье находятся либо все три элемента (гипотеза, диспозиция и санкция), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем.Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. 2) включение нескольких норм в одну статью закона (напр., каждый пункт – 1 норма). 3) расположение одной нормы в нескольких статьях. Тенденции развития системы права и системы законодательства: 1) Общие тенденции, характерные для права в целом: а) расширение сферы действия частного права и ограничение публично-правового регулирования. Постепенное изменение соотношения «человек и право». Создание такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (например, установливались предельные размеры садовых домиков, погребов и т. п.); б) децентрализация правового регулирования – К РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права; в) интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — участников СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью. 2) Тенденции развития структуры (системы) права: а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право); б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений; в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. 3) Тенденции совершенствования законодательства: а) приведение всего законодательного массива в соответствие с К РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса; б) формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы; в) становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее субъектами. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты). Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм. Черты правотворчества. 1) по результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. 2) постоянная задача законодателя - повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов 3) правотворчество — не особая функция государства, а правовая форма государственной деятельности. 4) правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т. е. этим занимаются главным образом органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и т. д.). В истории правотворчества известны и другие подходы, когда право создавалось по уполномочию государства общественными организациями (в СССР), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или судом (в англосаксонской правовой системе). 5) смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества. 6) основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.
Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности. 1) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству. 2) Принцип научности - подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществляется с непосредственным участием представителей разных наук. 3) Принцип использования правового опыта - всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом. 4) Принцип демократизма и связи с практикой. Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами. В зависимости от субъекта, осуществляющего создание права выделяют следующие виды правотворчества: 1. референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования); 2. принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 3. санкционирование государством обычаев; 4. выработка судебного прецедента. 5. подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представительным органам государства. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, - правотворчество ОМСУ и негосударственных юридических лиц. 55. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ). Законодательный процесс – это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. Отправным моментом в процессе создания закона является законодательная инициатива - принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Государственной Думы. Стадии: 1) стадия. Внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам СФ, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов РФ; КС, ВС и ВАС РФ (ст. 104 К РФ). 2) стадия. Рассмотрение законопроекта Государственной думой. а) в первом чтении. Обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект. б) доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии — проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. в) в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей, проводится редакционная правка, необходимая в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта is целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренные законы направляются па рассмотрение Совета Федерации. Принятие закона Государственной думой простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ
3) стадия. Рассмотрение закона Советом Федерации. На эту процедуру высшей палате Федерального Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации. Принятие закона Советом Федерации простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ. Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то закон считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение составляют ФКЗ, которые приобретают статус закона исключительно после одобрения (а не принятия, как в случае с ФЗ) Государственной Думой и одобрения Советом Федерации. Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 106 Конституции РФ.
4) стадия. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный ФЗ и обнародовать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ. 5) стадия. Обнародование и вступление закона в силу. Тексты законов РФ подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. В результате закон начинает действовать на всей территории России и применяется к общественным отношениям, возникающим после введения его в действие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.82 (0.007 с.) |