Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РоссийскойФедерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РоссийскойФедерации.



Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

 

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структур­ные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате изда­ния правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить:

1) Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодатель­ства обусловлено предметом правового регулирования — фак­тическими общественными отношениями (конституционное право — кон­ституционное законодательство, трудовое право — трудовое за­конодательство и т. п.)

2) Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе (Конституция РФ, да­лее идут законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты органов государственной влас­ти субъектов РФ, локальные нормативные акты).

3) Федеративное строение системы можно выделить 3 уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

а) федеральное законодательство (Конститу­ция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нор­мативные акты);

б) законодательство субъектов РФ — (конституции, уставы, за­коны и иные нормативные акты);

в) законодатель­ство органов местного самоуправления (решения, постановле­ния).

4) Комплексные образования в системе законодательства скла­дываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранное, транспортное законодательство и т.д.).

Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства - статья нормативного акта.

Варианты соотношения системы права и системы законодательства:

1) норма права и статья закона совпадают: в статье находятся либо все три элемента (ги­потеза, диспозиция и санкция), либо только один (два), а ос­тальные необходимо выявить логическим путем.Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веле­ние (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпада­ют.

2) включение нескольких норм в одну ста­тью закона (напр., каждый пункт – 1 норма).

3) расположение одной нормы в нескольких статьях.

Тенденции развития системы права и системы законодательства:

1) Общие тенденции, характерные для права в целом:

а) расширение сферы действия частного права и ограничение публично-правового регулирования. Постепенное изменение соотношения «человек и право». Создание такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Изменение методов правового ре­гулирования: переход от императивных к диспозитивным мето­дам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (например, установливались предельные размеры садовых домиков, погребов и т. п.);

б) децентрализация правового регулирования – К РФ и Федеративный договор создали базу для законода­тельного стимулирования развития субъектов РФ, местного са­моуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиар­ное применение, аналогия закона и права;

в) интеграция в российское законодательство в опре­деленных случаях общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров РФ (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — уча­стников СНГ в экономическом, информационном простран­стве, сфере борьбы с преступностью.

2) Тенденции развития структуры (системы) права:

а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — ин­ститутам, отраслям. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных под­разделений (семейное право);

б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и ме­тода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений;

в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоя­нии относительной автономности.

3) Тенденции совершенствования законодательства:

а) приведение всего законодательного массива в соот­ветствие с К РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствова­ние законодательной техники и законодательного процесса;

б) формирование новых комплексных отраслей зако­нодательства – о банках и банковской деятельности, привати­зации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправ­лении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет бо­лее эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы;

в) становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее субъектами. Появляются новые виды зако­нодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администра­ций и иные нормативные акты).

Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество – это деятельность компе­тентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Черты правотворчества.

1) по результатам пра­вотворческой работы - законам и иным нормативным ак­там - судят о государстве в целом, о степени его демократич­ности, цивилизованности, культурности.

2) постоянная задача законодателя - повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов

3) право­творчество — не особая функция государства, а правовая форма государственной деятельности.

4) правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т. е. этим занимаются главным образом органы государства (Госу­дарственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Прави­тельство РФ и т. д.). В истории правотворчества известны и другие под­ходы, когда право создавалось по уполномочию государства общественными организациями (в СССР), не­посредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или судом (в англосаксонской правовой системе).

5) смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы из­брать такой вариант регулирования, юридической регламента­ции, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу обще­ства.

6) основным импульсом к созданию за­кона или иного нормативно-правового акта служит обществен­но-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешен­ный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.

 

Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуще­ствляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия норматив­ных актов конституции страны и действующему законодатель­ству.

2) Принцип научности - подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществ­ляется с непосредственным участием представителей разных наук.

3) Принцип использования правового опыта - всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный право­вой опыт государства и цивилизации в целом.

4) Принцип демократизма и связи с практикой. Демократи­ческие механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референ­дум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные про­цессы, ориентироваться на практику применения уже действу­ющих законов, своевременно устранять пробелы в праве, вос­принимать все лучшее, что предлагается правоприменительны­ми органами.

В зависимости от субъекта, осуще­ствляющего создание права выделяют следующие виды правотворчества:

1. референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);

2. принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

3. санкционирование государством обычаев;

4. выработка судебного прецедента.

5. подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представи­тельным органам государства. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: пре­зидент (глава государства), правительство, иные высшие орга­ны государства, обладающие по закону правом создания юри­дических норм и нормативных актов.

Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконно­му правотворчеству, - правотворчество ОМСУ и негосударственных юридических лиц.

55. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ).

Законодательный процесс – это урегулированный нормами права порядок разработ­ки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Отправным моментом в процессе создания закона является законодательная инициатива - принадлежащее уполномочен­ным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Го­сударственной Думы.

Стадии:

1) стадия. Внесение законопроекта в Государствен­ную Думу субъектом права законодательной инициативы. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам СФ, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов РФ; КС, ВС и ВАС РФ (ст. 104 К РФ).

2) стадия. Рас­смотрение законопроекта Государственной думой.

а) в первом чтении. Обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект.

б) доработка и рассмотрение законопроек­та во втором чтении. Цель этой стадии — проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

в) в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние про­тиворечия, устанавливается правильная взаимосвязь статей, проводится редакционная правка, необходимая в связи с изме­нениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотре­нии его во втором чтении. в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта is целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в тре­тьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренные законы на­правляются па рассмотрение Совета Федерации.

Принятие закона Государственной думой простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ

 

3) стадия. Рассмотрение закона Советом Феде­рации. На эту процедуру высшей палате Федерального Собра­ния отводится 14 дней. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госу­дарственной Думой и Советом Федерации.

Принятие закона Советом Федерации простым большинством 50% + 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3 от общего числа депутатов ФКЗ.

Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то закон считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение составляют ФКЗ, которые приобретают статус закона исключительно пос­ле одобрения (а не принятия, как в случае с ФЗ) Государственной Думой и одобрения Советом Федера­ции. Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федера­ции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содер­жится в ст. 106 Конституции РФ.

 

4) стадия. Рассмотрение федеральных законов Прези­дентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ приня­тый ФЗ в течение 5 дней направляется Пре­зиденту РФ для подписания и обнародования, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный ФЗ и обнародо­вать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента по­ступления ФЗ отклонит его, то Государствен­ная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президен­том РФ.

5) стадия. Обнародование и вступление закона в силу. Тексты законов РФ подлежат официальному опубликова­нию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их офи­циального опубликования. В результате закон начинает дей­ствовать на всей территории России и применяется к обще­ственным отношениям, возникающим после введения его в действие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.018 с.)