Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Романо-германская правовая система: генезис и особенности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла 3 главных этапа: 1) до 12-13 в. право в Европе представляло собой сумму норм обычного права, архаические способы решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д. 2) 12-13 вв. заимствование римского права странами континентальной Европы. Основанием стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социально-культурные предпосылки заимствования - развитие образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где проходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов). 3) в 16-18 вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. В результате становления наций и национальной государственности общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран. В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания Евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, сближению и унификации их правовых систем. Особенности: 1) романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы выступает обобщенный, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. 2) романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди которых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов. Негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя; 3) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; 4) писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; 5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; 6) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); 7) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; 8) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; 9) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; 10) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. Источники. 1) Закон – принимается парламентами, обладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства, на всех его граждан, выражает волю большинства, социально справедлив. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием.Подразделяются на а) конституционные - предметом регулирования являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти. Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов. б) обычные (текущие), среди них важное место занимают кодексы. 2) Подзаконные акты. Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов. 3) Обычай – как самостоятельный источник права обычай выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону, однако в законах закреплена возможность его использования для восполнения пробелов законодательства. 4) Судебная практика – уточняет положения закона (иногда идет с ними в разрез). Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.
Структура. 1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие. 2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам. 100. Религиозная правовая система на примере мусульманского права Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. 1) История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом. 2) В 8-10 вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. В этот период зарождаются главные ветви ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. 3) К концу 10 в. мусульманское право канонизировалось. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятой населением страны ветвью. 4) К 13 в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным. Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным. 5) Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках той или иной ветви, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал. 6) В 19 в. становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему. 7) Со второй половины 19 в. происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей.
Особенности. · главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать. Право бесспорно и абсолютно, его нельзя отменить или изменить; · источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; · нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг · весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; · особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения; · отсутствует деление права на частное и публичное; · нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; · судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Источники. 1) Коран - внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Большое воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм - главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Коран был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права. 2) Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. 3) Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение 4) Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник Права. 5) Закон (нормативно-правовой акт) – существует как вторичный источник права. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). 6) Религиозно-правовая доктрина. В отдельные периоды истории, например в 8-10 вв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается корневой системой мусульманского права. 7) Обычай - если, он не имеет религиозных оснований, то не относится к праву и не рассматривается как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.013 с.) |