Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы государства и права. Современные проблемы типологии государства и праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология государства – это специфическая классификация, призванная отразить логику исторического развития государств, позволяющих объединить их в группы на основе определенных критериев. Типология государства проводится в основном с позиции 2 подходов:
Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) решающим фактором общественного развития выступает тип производственных отношений (общественно-экономическая формация), который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: g рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда, g феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. g буржуазное государство - диктатура буржуазии, в которой сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: o капиталистическое, o монополистическое, o индустриальное, o постиндустриальное государство, g социалистическое государство как государство высшего типа - отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые 3 типа - эксплуататорские государства, т.е. их сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе. Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории; 2) развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой. 3) формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании. 4) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер). Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д. Согласно Тойнби: цивилизация - замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации: - древние (шумерская, эгейская, индская и др.); - особенные (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); - современные. По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на: · первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.); · вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.). У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: 1. стадия - общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. 2. стадия – это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. 3. стадия – «сдвиг», «взлет» научно-технического развития, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. 4. стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. 5. стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». По отношению государства к религии: Светские - виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Клерикальные - церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой (Швеция, где высшим административным органом церкви является правительство; Дания, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими и др.). Теократические – государственная власть принадлежит церковной иерархии (древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат)), Атеистические - атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих (СССР) Достоинства цивилизационного подхода: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается географически адресная типология государств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.253 (0.009 с.) |