Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в РФ.

Поиск

В российском государстве единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

1) Конституция РФ находится на вершине иерархии зако­нодательства и имеет обязательное значение для всех осталь­ных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Осо­бое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию норма­тивно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в сис­теме нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она:

а) принята на референдуме в результате сво­бодного волеизъявления всего народа;

б) устанавливает основные начала, принци­пы, нормы общественного и государственного строя;

в) содержит перечень основных прав челове­ка и фиксирует структуру и компетенцию высших органов го­сударственной власти и управления;

г) принимается, изменяется в результате со­блюдения усложненной процедуры правотворчества.

2) Федеральные конституционные за­коны принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их приня­тия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой,

4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип един­ства правовой регламентации и правового режима на террито­рии всего государства.

5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ис­полнительной власти).

а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполне­ния на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные на­правления внутренней и внешней политики, в слу­чае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Пре­зидента РФ может быть отменен.

б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Прави­тельство РФ принимает постановления и издает распоряже­ния. Постановления - имеют нормативный характер. Распо­ряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов.Постановления и распоряжения Правительства РФ подпи­сываются Председателем Правительства РФ и подлежат офи­циальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их приня­тия.

в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполни­тельной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специ­альном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции,поста­новления,распоряжения,положения,письма,уставы,разъяс­нения и т. д.Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные инте­ресы граждан, а также любые межведомственные акты подле­жат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистра­ции). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установ­ленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опублико­вания в газете «Российские вести». Такое опубликование долж­но последовать не позднее 10 дней после государственной ре­гистрации акта.

г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уров­ня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в тече­ние 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступ­ления данного нормативного акта в силу.Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе приниматьпостановления,распоряжения,приказы.Глава ад­министрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения.

д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нор­мы права, принимаемые субъектами управления на предприя­тии, в организации и т. д. Локальные акты го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности:

i) приказы, издаваемые руководителем организации,

ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность.

В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муници­пальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и толь­ко после этого приобретает юридическую силу, становясь обя­зательным для членов данного юридического лица.

е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следу­ющих принципах: равенство, автономия (независимость) сто­рон и их свободное волеизъявление, имущественная ответствен­ность за нарушение договора вследствие нарушенного обяза­тельства.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предус­мотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, со­держанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

 

Система нормативных актов в РФ

1) Международные договоры и соглашения России

2) Законы:

а) Конституция России.

б) Федеральные конституционные законы.

в) Федеральные законы (в т.ч. Кодексы)

г) Законы субъектов Федерации

3) Подзаконные правовые акты:

а) Указы Президента России,

б) Постановления Правительства России.

в) Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

г) Акты исполнительных органов субъектов РФ (указы Президентов (в республиках), постановления глав администраций (в иных субъектах), приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций)

д) Акты органов местного самоуправления.

4) Локальные нормативные акты (уставы, положения), действующие только в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации.

Закон: понятие, признаки, виды, значение

Закон - это обладающий высшей юридической силой норма­тивный акт, принятый в особом порядке высшим представи­тельным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отно­шения.

Признаки закона

1) Закон — это юридический документ, со­держащий нормы права.

2) Закон является результатом правотворчес­кой деятельности высшего ОГВ (пар­ламента, монарха и др.) или референдума всего народа.

3) Закон регулирует наиболее значимые, ти­пичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом.

4) Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим ор­ганом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию зако­на не должны противоречить все иные юридические документы.

5) Закон является фундаментальным юриди­ческим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в некоторых случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. В государстве, имеющем парламентскую систему, формиру­ется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

1) по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

4) по сроку действия (постоянные законы и временные);

5) по характеру (текущие и чрезвычайные);

6) по сферам действия (общефедеральные и региональные);

7) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

8) по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

9) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

10) по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом основных интересов, прав и свобод личности.

В законах выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государст­венного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономи­ческого и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов особенно возрастает в период преобразования общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.

С точки зрения юридических качеств законы обладают высшей юридической силой. Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствие с законом или немедленно отменён.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.009 с.)