Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в РФ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В российском государстве единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. 1) Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства и имеет обязательное значение для всех остальных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Особое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в системе нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она: а) принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; б) устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; в) содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; г) принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. 2) Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, 4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства. 5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти). а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполнения на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики, в случае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен. б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Правительство РФ принимает постановления и издает распоряжения. Постановления - имеют нормативный характер. Распоряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов.Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции,постановления,распоряжения,положения,письма,уставы,разъяснения и т. д.Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта. г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного нормативного акта в силу.Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе приниматьпостановления,распоряжения,приказы.Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения. д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т. д. Локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности: i) приказы, издаваемые руководителем организации, ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и только после этого приобретает юридическую силу, становясь обязательным для членов данного юридического лица. е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следующих принципах: равенство, автономия (независимость) сторон и их свободное волеизъявление, имущественная ответственность за нарушение договора вследствие нарушенного обязательства.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.
Система нормативных актов в РФ 1) Международные договоры и соглашения России 2) Законы: а) Конституция России. б) Федеральные конституционные законы. в) Федеральные законы (в т.ч. Кодексы) г) Законы субъектов Федерации 3) Подзаконные правовые акты: а) Указы Президента России, б) Постановления Правительства России. в) Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств). г) Акты исполнительных органов субъектов РФ (указы Президентов (в республиках), постановления глав администраций (в иных субъектах), приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций) д) Акты органов местного самоуправления. 4) Локальные нормативные акты (уставы, положения), действующие только в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации. Закон: понятие, признаки, виды, значение Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона 1) Закон — это юридический документ, содержащий нормы права. 2) Закон является результатом правотворческой деятельности высшего ОГВ (парламента, монарха и др.) или референдума всего народа. 3) Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом. 4) Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. 5) Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в некоторых случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Классификация законов может проводиться по различным основаниям: 1) по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); 2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); 3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); 4) по сроку действия (постоянные законы и временные); 5) по характеру (текущие и чрезвычайные); 6) по сферам действия (общефедеральные и региональные); 7) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); 8) по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); 9) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); 10) по объему регулирования (общие и специальные) и т.д. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом основных интересов, прав и свобод личности. В законах выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов особенно возрастает в период преобразования общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс. С точки зрения юридических качеств законы обладают высшей юридической силой. Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствие с законом или немедленно отменён.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.115 (0.007 с.) |