Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы (источники) права: понятие и характеристика различных источников права в различных правовых системах.

Поиск

Источник пра­ва – это форма официального выражения общеобязательных пред­писаний, создаваемых органами государства в целях регламента­ции общественного порядка.

1) Правовой обы­чай, т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вслед­ствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обес­печивается государственным принуждением. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в ка­честве которых признаются сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо доку­менте или нет.

2) Судебный прецедент (Великобритания, США, Австралия и другие страны). Сущ­ность судебного прецедента заключается в придании нормативно­го характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Российская правовая система исключает возможность созда­ния норм права судами, так как задача последних усматривает­ся только в применении права к конкретным жизненным об­стоятельствам (фактам).

3) Нормативный договор – это соглаше­ние 2 или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственные договоры, федеративный договор и др.). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после зак­лючения договора и в нем установлены иные обязательные пра­вила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Договором нормативного содержания является Федеративный договор 1992 г. "О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации".

4) Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобя­зательные юридические нормы (правила поведения). Отличительные признаки нормативно-правового акта:

а) издается уполномоченным государственным органом;

б) обладает определенной юридической силой;

в) регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

г) имеет конкретную сферу применения;

д) охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

е) обладает реквизитами, придающими документу индивиду­ально-правовую характеристику.

ж) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

з) занимает строго определенное место в иерархической системе источников права.

и) может быть издан оперативно, в любой своей части изменен.

к) обладает четкой внутрен­ней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, парагра­фы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п.

Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы:

g нормативно-правовые акты (законы, указы, постанов­ления, инструкции, договоры и т. д.)

g иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные преце­денты, решения органов власти и т. д.).

52. Система права, ее основные элементы (структура). Различные подходы к пониманию системы права.

Система права - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Система права:

g устанавливает устойчивые связи внутри права;

g способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;

g позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;

g обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, пединститутов, подотраслей и отраслей права;

g создает преемственность правового прогресса.

 

Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и диф­ференциации юридических норм.

1) С позиций генетического подхода можно выделить пер­вичные и производные от них критерии.

а) В качестве первично­го (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек.

б) Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-по­литические образования, прежде всего государство и общество.

Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие пра­во как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Естественное право - совокупность прав и обязанностей, вытека­ющих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справед­ливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право - система норм, содержащая опреде­ленные права и обязанности, исходящие от государства и об­щества, выраженные (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнитель­ной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

2) Исторический подход позволяет проследить весь путь ста­новления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возмож­ность обозначить преимущественные системообразующие нача­ла, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки се элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифи­цированное, статутное, декретное право). Например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

3) Системно-структурный подход обозначает пространствен­ное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Струк­турные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линей­ное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. Структура:

а) Юридическая норма - первичный и конечный структур­ный элемент права, который самостоятельно регулирует какую-то одну сто­рону общественного отношения. Для правового регла­ментирования отношения в целом зачастую требуется взаимо­действие комплекса норм (материальных, процессуальных, де­финитивных, оперативных).

б) Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права соб­ственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт изби­рательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть

i) отраслевыми институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве

ii) межотраслевыми (комплексными) регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву.

в) Отрасль права – обособленная совокуп­ность юридических норм, институтов, регулирующих однород­ные общественные отношения. Отрасли подразделяются на

i) материальные например, гражданское, трудовое, уголов­ное, земельное право

ii) процессуальные гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право

 

Критериями деления права на отрасли и институты вы­ступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это фактические отно­шения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредо­вании (трудовые, уп­равленческие, имущественные, земельные, семейные и др).

Фактическим отно­шениям присущи следующие черты:

g это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

g это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

g это устойчивые, повторяющиеся и ти­пичные отношения;

g это отношения поведенческие, за которы­ми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрас­ли и институты.

 

Метод правового регулирования - совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Метод объединяет объектив­ные и субъективные моменты и носит по отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используют­ся различные методы:

g императивный и диспозитивный,

g альтер­нативный и рекомендательный,

g поощрения и наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характерис­тикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для администра­тивного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный ме­тод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.007 с.)