Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы (источники) права: понятие и характеристика различных источников права в различных правовых системах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. 1) Правовой обычай, т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. 2) Судебный прецедент (Великобритания, США, Австралия и другие страны). Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам). 3) Нормативный договор – это соглашение 2 или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Договором нормативного содержания является Федеративный договор 1992 г. "О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации". 4) Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Отличительные признаки нормативно-правового акта: а) издается уполномоченным государственным органом; б) обладает определенной юридической силой; в) регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; г) имеет конкретную сферу применения; д) охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; е) обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. ж) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм; з) занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. и) может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. к) обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы: g нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) g иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. д.). 52. Система права, ее основные элементы (структура). Различные подходы к пониманию системы права. Система права - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права: g устанавливает устойчивые связи внутри права; g способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений; g позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов; g обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, пединститутов, подотраслей и отраслей права; g создает преемственность правового прогресса.
Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм. 1) С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. а) В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. б) Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Естественное право - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право - система норм, содержащая определенные права и обязанности, исходящие от государства и общества, выраженные (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала. 2) Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки се элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право). Например, выделяются системы мусульманского права, индусского права. 3) Системно-структурный подход обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. Структура: а) Юридическая норма - первичный и конечный структурный элемент права, который самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных). б) Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть i) отраслевыми институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве ii) межотраслевыми (комплексными) регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву. в) Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасли подразделяются на i) материальные например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право ii) процессуальные гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании (трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др). Фактическим отношениям присущи следующие черты: g это жизненно важные для человека и его объединений отношения; g это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; g это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; g это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты.
Метод правового регулирования - совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер. При регулировании общественных отношений используются различные методы: g императивный и диспозитивный, g альтернативный и рекомендательный, g поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.007 с.) |