Воздействие государства на экономику. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействие государства на экономику.



1) государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

2) оно обеспечивает внутреннее единство и стабильность общества, что является необходимой предпосылкой нормального функционирования и разви­тия экономики.

3) государство выступает субъектом эко­номических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность эконо­мической системы страны. Например, с государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирова­ние образования, культуры и др.

4) с усложнением экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Например: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение эколо­гических требований в процессе производства и т.д.

 

 

Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды.

Правовой статус гражданина – это правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства.

Правовой статус должен:

1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;

2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политические (активное и пассивное избирательное право, право занимать должности в государственном аппарате, свобода слова, объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-экономические (право на частную собственность, на труд, справедливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, социальное обеспечение и др.); культурные (на участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры, право творчества, защита авторских прав и т. п.); личные права и свободы (неприкосновенности личности, частной жизни, жилища, переписки, свободы выбора места жительства, работы, передвижения и т. д.);

3) предусматривать равенство прав, свобод и обязанностей – при равенстве прав и неравенстве обязанностей правовое равенство становится призрачным;

4) устанавливать гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;

5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и другим личностям (ст. 17 Конституции РФ)

Структура правового статуса:

1) основные права, свободы и обязанности, которые предусмотрены Конституцией, иными нормативно-правовыми актами данного государства. Свободы человека – это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения: свобода слова, вероисповедания и т.д. (государство должно обеспечить защиту свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц). Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий человека в описанной, указанной в законе сфере. права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства;

2) законные интересы - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан.;

3) правосубъектность – предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) быть участником правоотношений;

4) гражданство – устойчивая правовая связь личности и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях;

5) юридическая ответственность – наступает в случае неисполнения гражданином своих субъективных юридических обязанностей;

6) правовые принципы:

а) признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью;

б) обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства;

г) признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость;

д) признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

е) недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

ж) равенство всех перед законом и судом;

з) равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

7) правовые нормы, устанавливающие данный статус – Конституция, Декларация прав и свобод человека и гражданина и т.д.;

8) правоотношения общего (статусного) типа – правоотношения между гражданином и государством. Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и другие сборы.

Виды правового статуса гражданина:

  • Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью. В общий правовой статус не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Он является базовым, исходным для всех остальных.
  • Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определённых категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.
  • Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твёрдое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение по­лучило марксистско-ленинское представление о государстве. Эта теория нашла свое отражение в таких трудах как работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и револю­ция», «О государстве».

Основные постулаты

1) Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

3) Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата - особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся.

4) В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения. После совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии:

а) Этап существования государства диктатуры пролетариата,

б) этап функционирования собственно социалистического государства

в) этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. Этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.

5) Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Что же касается формы государственного устройства, то предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.

6) В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

7) Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование. Процесс их отмирания - естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной.

Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно поиному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически

находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

Теория марксизма-ленинизма – в целом была последовательна и объективна в своем изложении, но жили исследователи в эпоху революций, переворотов, когда разница между сверх богатыми и очень бедными была колоссальной, поэтому появилась необходимость теории нужной массам и этот социальный заказ воздействует на исследователя таким образом, что он ради удовлетворения потребностей, этого «заказа» он поступается научными принципами, методами и начинает отходить от истины.

Г и П является продуктом массовых противоречий, которые появляются в связи с появлением частной собственности, этот продукт классовых противоречий социально не справедлив, государство машина для подавления одного класса другим, право возведенное в закон более господствующим классом. Далее формационный подход и как венец всего при переходе к социализму уничтожается классовое неравенство, у нас наступает коммунизм, а Г и П – орудие классовой борьбы, следовательно они становятся не нужны и поэтому они отомрут как чуждые обществу элементы, другими словами общество вернется к родовому обществу. Т.е. получается не поступательное развитие, а возврат к прошлому. Развитие не может идти таким путем. Не может общество существовать без государства и права. Если его лишить этого, то неизменно общество начинает их формировать заново.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.011 с.)