ВОПРОС 5 - Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 5 - Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе



Вопрос 8 - Понятие государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки

дать определение понятия "государство", однако до настоящего времени отсутствует

общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность,

объединение, союз людей (Цицерон – древнеримский оратор, политик и философ; Ф. Аквинский – средневековый теолог и философ; Джон Локк – британский педагог и философ – 17-18; И. Кант (немецкий философ- 1724-1804). Так, И. Кант воспринимал государство как "общество людей, которое само распоряжается и управляет собой". По мнению Леон Дюги (французский юрист – 19-20), "государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом - политическая власть".

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы

и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически

господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя

современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую

машину, "идеальный совокупный капиталист". Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин:

"Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в

повиновении одному классу прочие подчиненные классы".
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической,

юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но

невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США Вудро Вильсон

(1856-1924) признавался в 1889 г., что он "безуспешно пытался найти определение государства».
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через

перечисление его признаков.
Признаки гос-ва:

· наличие публичной политической власти, располагающей аппаратом управления

· территориальная организация гос-ва

· суверенитет

· наличие гос казны или бюджета

· символы гос-ва

1-проявляется в том, что власть начинают осуществлять специально предназначенные чиновники, существует карательный аппарат; аппарат отделяется от общества;

общество было однородное, все были родственники, чужеземцев не было; гос-во выступает арбитром в решении конфликтов. Для гос-ва важно создание спец аппарата управления, издание общеобязательных актов, наличие властных полномочий, наличие управленцев.

Государство – политич организация, объединяющее всё общество, призванное управлять его делами, устранять возникающие соц конфликты, поддерживать правопорядок и определенный режим властвования.

Государственная власть носит политический характер. Но не всякая политическая власть является гос властью.

· 2-Территория - эта та часть земли, водного и воздушного пространства, которая обеспечивается госграницами. В территорию входят недра, воздушное пространство, зарубежные территории, где размещены дипломатич представительства, территория морских и воздушных судов, космические корабли, подводные лодки. Предполагает территориальное распределение власти гос-ва.

· 3-если территория определена ст4,п3

Суверенитет предполагает верховенство власти внутри страны.

В условиях глобализации

Глобализация – сфера человеч деят-ти, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара. К ним относятся: природные проблемы, экономические. 263гос-ва 193 явл-ся членами ООН.

· 4-бюджет складывается из налогов; различных сборов т. ч. и таможенных; кредитов, выпуск различных ценных бумаг, напр. облигаций; и другие источники.

Тратится бюджет на содержание гос аппарата армии исправит учреждений, финансирование образования, соц помощи и др

· 5- гимн, герб, флаг и гос праздники

 

Политическая система общества: понятие и структура

Общество – выделившаяся из живого мира (природы) системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании соц институтов, организаций, объединений.

Деятельность, связанная с защитой больших соц групп, наций, народов.

Наряду с политич системой общество включает в себя экономическую, духовную (отношения, связанные с производством, потреблением и распределением духовных ценностей).

Общество явление многофакторное, многоаспектное.

Политич система общ-ва связана с осуществлением политич власти.

Компоненты политич системы:

- политические институты (гос-во, политические партии, общественно-политические организации – профсоюзы и т.д., политические движения);

- соц нормы (оказывают влияние правовые нормы, которые исходят от гос-ва, политич нормы, кот принимаются политич партиями и содержатся в их уставах и учредит документах, традиции, которые сложились в обществе и иные)

- политические отношения (отношения, которые складываются между субъектами политич системы)

- коммуникативные отношения (общества в целом, лидеров обществ объединений)

Политическая система – совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать политическую, организационную активность граждан в процессе реализации политич власти.

Ильинский – отстаивал политич организацию общества, профессор Раянский, что это более широкое понятие, чем политич система.

Политич система и политич организация понятия тождественные.

Политич система:

1.Институциональная подсистема (соц институты, пол партии, пол организации, неполитические организации и общ объединения)

*политич партия не может выступать от имени всего общества

Средства массовой информации (некоторые считают 4 ветвью власти, оказывают влияние на формирование общественного мнения)

О свободе совести и религ организациях – до 1991 года

Маркс говорил, что религия это опиум для народа.

По отношении к религии гос-ва могут быть

клерикальные (господство религии, верующие занимали гос посты; например, Великобритания) ст.15 Конституции церковь отделена от гос-ва

теократические

светские (гос-во и церковь отделены, гос-во - исповедовали человеколюбие)

 

Церковь является институтом политич системы

Органы местного самоуправления

 

2.Нормативная подсистема или регулятивная

Главным как и в 1* выступает гос-во.

*кто-то говорит, что общество (но важным всё же является гос-во)

1. Система правовых норм (политич нормы ---, нормы, содержащиеся в организациях, политич обычаи (напр. открытие первой сессии гос думы открывает старейший член),

3. Функциональная подсистема (совокупность функций, выполняемых политич системой),

1) политическое руководство обществом
2) регулятивная функция – направлена на регламентацию политич поведения, политич отношений в обществе, на основе правовых и политич норм и принципов
3) интеграционная
4) политикоидеологическая

4. Коммуникативная подсистема (налаживание связей).

Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Власть – это возможность и способность одного субъекта осуществлять собственную волю даже вопреки воли другого субъекта.

Общественная власть бывает различна (власть родителей в семье, военная власть, власть в трудовом коллективе, партийная власть, государственная власть).

Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня

различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в

отношениях между индивидами.

Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и

неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса

(социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть

политических лидеров и др.

В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и

Недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864-1920) различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу,

которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют

властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего

себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены

в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и

предвидеть на много лет вперед.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не

тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном

(законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона.

Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть,

которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти

представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку.
Гос власть отличается от всех видов соц власти.

1) Она всегда носит политич характер. Гос власть всегда политическая, но не всякая политическая есть государственная (в 1917 году – советы рабочих и солдатских депутатов).

2) Гос власть выступает от имени всего общ-ва
Для этого гос власть должна быть легальная (законная, не захваченная) и легитимная (поддерживаемая народом, принимаемая им). В этом случае все понимают справедливость, обоснованность и правильность принимаемого решения.

3) В высшей степени формализованная (регулируема).

4) Гос власть едина

- соц равенство насления

- единство целей и задач

- организационно – правовое единство
Гос власть единая, но разделяется на ветви власти. Зачатки разделения властей – у Монтескьё – фран. Мыслитель 17-18в. («О духе закона», «Персидские письма».

 

5) Гос власть выступает в качестве арбитра. В этом проявляется её политичность.

 

 

Виды органов государства

Наиболее распространенной является классификация по принципу разделения властей. Впервые теория разделения властей была сформулирована англ. ученым Джоном Локком, в его работе «2 трактата о гос. Правлении» изданном в 1690 году. Теория получила наиболее глубокое развитие у франц. мыслителя Шарля Мотескье в его романе «Персидские письма» 1721год и «О духе законов»1748 г.

Разделение властей можно рассматривать в 3х аспектах:

- институциональном (учреждения должны быть различные)

- персональном (одно лицо не может сочетать виды власти)

- функциональном (разные функции)

В соответствии с этой теории единая гос власть разделяется на 3 самостоятельные ветви: законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную.

Цель законодательной - издание законов (нормативных актов), её называют ещё и представительской. Органы формируются всем народом (избираются).

Законодательные органы имеют понятие парламенты.

Именно им предоставлено право принимать законы, как акты, обладающие высшей юридической силой, поскольку они принимаются коллегиальным органом, избранным всенародно.

Законодательная власть отрешена от исполнения законов. Особенность законодательной власти в том, что в ней нет иерархии (принимают законы в пределах своей компетенции, 2 компетенции- в соответствии с конституцией и с полномочиями.

Состоит из 2х палат, как правило. Однопалатные в небольших гос-вах (как правило, унитарные, Дания, Финляндия).

В РФ!

Нижняя – Государственная Дума (450 депутатов), избираемая населением по числу избирателей в округе.

Верхняя – Совет Федерации (166 сенаторов, по 2 от каждого субъекта)

Деление на 3 ветви не нарушает единства власти.

В настоящее время в большинстве гос-тв, главой является президент, но остались и монархи (конституционные). Лонь лап

Исполнительная власть.

Председатель правительства (ещё называют канцлер), его заместители и члены правительства.

В настоящее время у премьера 7 заместителей.

В федератвном гос власть осуществляет как федеральное правительство, так и власть субъектов (администрация?)

Судебная власть.

В демократич гос-вах судебная власть является противовесом против злоупотребления органов законодательной и исполнительно-распорядительной власти. Судебная власть защищает своих граждан от возможного произвола 2х других ветвей власти.

В демократических гос-вах судьи независимы. Все равны перед судом и законом, обеспечивается участие присяжных в судебном процессе. Обеспечивается право обвиняемого на защиту и т.д.

В настоящее время набирает силу контрольно-надзорная власть (возглавляет прокуратура; можно отнести счетную палату-обеспечение контроля за исполнением фигни

Классификация гос органов: первичные (получают власть непосредественно от народа-выборы) и производные (создаются путем формирования первичными органами, например, правительство, вся исп-распор власть).

Общегосударственные и местные. Не все местные органы являются государственными. Не относятся к гос органам муниципальные органы (города, районы, населенные пункты, это органы местного самоуправления), лишь 2 города исключение- Москва и С-Петербург.

По широте: органы общей компетенции (на федеральном уровне – правительство) в субъектах-администрации, правительство.

По способу решения: коллегиальные (законодательная) и единаличные (президент).

Таким образом, механизм гос-ва достаточно сложен и многообразен.

Обязанности граждан

Поскольку мы живем в обществе, то должны признавать права и обязанности других.

Права и свободы предполагают, что на ком-то лежат обязанности по их исполнению. Если гос-во предоставляет право пользоваться правом на здоровье, то у нас есть право, а у государство обязанность предоставлять помощь. Право на образование.

Таким образом, реализация прав неотделима от исполнения обязанностей. Поэтому говорят, что каждому праву корреспондирует обязанность. Это необходимое условие жизнедеят любого общества, государства, другого иного соц института в обществе.

Таким образом, сбалансированное соотношение прав и обязанностей характеризует общество как стабильное.

Если право – это мера возможного поведения, то обязанность – это мера должного поведения, общественного необходимого.

Функциональное назначение юрид обязанностей – это обеспечение исполнения субъективных прав.

Субъективное право разд на 3 правомочия:

1) Право действовать самому.

 

2) Право требовать от обязанного лица исполнить свою обязанность.

3) Обращаться в госучреждения за защитой своего права.

Юридические обязанности:
1) Положительное действие (вернуть долг)
2) Исполнение обязанностей и ограничений (скорость не > 60 км.ч)

Связь суб прав и юрид обязанностей это общепризнанная межд практика, закрепленная в межд правовых документах. Если гос-во добровольно исполняет свои обязанности перед гражданином, то о нем можно говорить, как о демократическом.

 

Основные подходы.

Естественно-правовой подход

Нормативистский

Социологический

Некоторые выделяют марксистский.

Естественно-правовой.

Самый древний подход. Имеет 2 направления: светское и теологическое.

Светское (все права человеку даются от природы, по факту рождения). В процессе развития человека, он делегирует свои права государству. Он явл-ся наиболее объективным, естественным правом.

Теологический (права наделяются Всевышним). Августин Блаженный (6 век н.э.), Фома Аквинский (13 в н.э.). Они считали, что человеческое общ-во должно жить по примеру общества небесного (божьего). Божий закон является высшим и человеческие законы должны полностью соответствовать ему. Аквинский, 4 закона: вселенский, естественный, божественный (в священных книгах)

Нормативистский.

2 направления: позитивизм (установленное право, основоположники английские правоведы Д.Бентам и Джон Остин; право это воля суверена и более ничего) и чистый нормативизм (Ганс Кельзен – все нормы вытекают одна из другой, нормы более низшего порядка вытекают из норм более высшего порядка; грюнд норма – принимается всем народом; Герберт Харт: в обществе нормы (правила поведения) разрабатываются не государством а внутри общества, но оно не может эффективно гарантировать исполнение, нужен механизм контроля.

Социологический (интегративное).

Это система норм, которое утверждает государство.

Марксистский.

Основан на историческом подходе. Разработан немецкими юристами Карлом Пухта, Фридрихом Савиньи – право законодателем не устанавливается, возникает в глубинах общества, а законодатель лишь закрепляет их.

Базируясь на этом Маркс и Энгельс разработали свою теорию – всякое право носит классовый характер, и когда общество перешло от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, то право стало рабовладельческим и т.д. Ваше право- это возведенная в закон воля вашего класса.

 

Вышинский: право – это совокупность правил поведения, установленных государством и отражающих волю господствующего касса.

Позитивное правопонимание характеризуется:

1)Социальность (рассчитано на социальную общность).

2)Нормативность (норма – это типовое правило поведения, типовое, потому что рассчитано на неопределенное количество людей и неопределенное количество случаев применения).

3)Системность (право состоит из схожих норм права; всякая система предполагает определенную цель, под которую подстраиваются все элементы системы; вся правовая система разбита на отрасли-подотрасли-правовые институты, в этом проявляется системность права).

Эти признаки общесоциальные (1,2,3).

4)Государственно-волевой характер норм (в них выражена воля государства, это значит, что государство не причастно к разработке норм морали).

5)Формальная определенность (нормы права принимаются с соблюдением определенных формальностей, органы должны обладать правом законодательной инициативы).

6)Общеобязательность (для всех, независимо от пола, расы и т.д.).

7)Принудительность силой государства или государственное обеспечение (предполагается привлечение к ответственности за неисполнение).

Понятие нормы права

Норма – с лат. «правило», «образец». Из нормы права складывается всё право (это «кирпичик»). Т.е. норма права – это исходный элемент. Каждая норма – это продукт сознательной деятельности человека. Он связан с интересом общества в целом, отдельных категорий людей.

1) Процесс создания норм сложный, нормализованный.

2) Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, они важны для общества в целом, для отдельных классов, соц групп (напр.участники дорожного движения, есть как пешеходы, так и водители).

В нормах права закрепляются уже сложившиеся общественные отношения. Законодатель уже сложившиеся правила поведения закрепляет, но может закреплять и те, что необходимы, это прогностическая ф-ия права.

Содержание норм права:

- логическое (каждая норма права заключает в себе определенное предписание, например, ст.20 К и описание, напр.ст. 61 К):

- оценочное содержание (ст.45 К, норма права может содержать оценочное содержание);

- социально-юридическое (общественное отношение, на регулирование которого направлена норма права, например, договор купли-продажи);

Все нормы права только в письменной форме, в устной нет.

Нормы права - общеобязательные формально определенные правила поведения, установленные и обеспеченные государством, закрепленные в опубликованном юридическом акте, направлены на регулирование общественных отношений.

Признаки.

Действуют внутри общества, т.е. носят социальный характер.

Нормы права системны (норма права обладает внешним признаком системы и занимает определенное место в отрасли, подотрасли, правовом институте и норма права обладает внутренней системностью, поскольку состоит из элементов- гипотеза, диспозиция и санкция, которые находятся между собой во взаимосвязи).

Правовые нормы обладают нормативностью, т.е. НП выступает как типовой регулятор поведения людей, рассчитанный на неопределенное кол-во случаев применения, субъектов.

Юридические признаки.

НП выражает волю государства, носит государственно-волевой характер.

Обладают общеобязательностью (распространяется независимо от пола, возраста и т.д., за исключением некоторых).

Формальная определенность (проявляется в нескольких свойствах: НП бывают только в письменной форме; НП принимаются с соблюдением определенной процедуры; применяются с соблюдением определенной процедуры; содержание НП формально определено - гипотеза, диспозиция, санкция).

НП обеспечивается их исполнениемà принудительной силой гос-ва.

Мнение авторов. Интеллектуально – волевой характер (каждая из НП есть результат инт-волевой деятельности людей; НП действует на людей, обладающих интеллектом и волей, к ним не относятся несовершеннолетние, недееспособные.

НП обладают представительно-обязывающим свойством, т.е. они представляют права и возлагают обязанности на участников правоотношений. Но некоторые НП не обладают такими свойствами.

Виды норм права

1) по предмету регулирования - Нормы уголовного, административного, гражданского, трудового и т.д. права.
2) По отрасли: материальные и процессуальные
Отраслевые нормы делятся на нормы материального права (прямо действуют на регулируемые общественные отношения путем предоставления прав, возложения обязанностей, установления запретов и т.д.; они устанавливают правовой режим собственности, порядок организации и компетенцию госорганов, правовой статус граждан, порядок образования и компетенцию юр лиц и т.д.; это нормы гражданского, уголовного, природоресурсного и т.д.) и процессуального права (порядок реализации норм материального права; некоторые авторы считают, что отрасли носят вспомогательный характер). Процессуальное и мат право имеют сходство и особенности.

- обслуживающий характер процессуальных норм

- нормы обслуживающие некоторые отрасли (нормы трудового права - порядок рассмотрения трудовых споров)

Процесс нормы играют важную роль в правотворчестве и в правоприменении. Процессуальные нормы играют значительную роль в реализации права.
3) По функциям: охранительные и регулятивные
Регулятивные –содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Это большинство норм права.

Охранительные – на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.

4) По форме выражения диспозиции:
*управомачивающие
*запретительные
*Обязывающие
5) по сфере действия:
*федеральные
*местные

6) по времени действия
*бессрочные
*временные

7) По степени свободы адресата:
*императивные
*диспозитивные
8)по юридической силе
*нормы законов
*нормы содержащиеся в поздаконных актах
9) По степени определённости предписания:

*бланкетные
*абсолютные
*относительные

 

Закон: понятие и виды

Законы:

*принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума;

*ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права;

*регулирует наиболее важные общественные отношения;

*закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ.

Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения.

В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы.

Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным

законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные

общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами.

Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает

высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным

образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые

устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные

общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует

прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими

материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ

установлено, что законопроекты финансового характера - о введении новых или отмене налогов,

освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в

законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В

отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет

эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за

соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать

восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-

шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более

строгие требования, чем к другим актам.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей

системы законодательства государства.

Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе

существуют следующие виды законов:

1. Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и

субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает

верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут

противоречить Конституции.

2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в

иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие

черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют

избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые

общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются

только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом

порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах

Федерального Собрания).

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции

Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской

Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации.

Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными

законами.

4. Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты

Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих

однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить

правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен

большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также

внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости

материала, определенной системы вместо множественности актов, действующих в этой сфере,

установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что

позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для

отраслевого регулирования актами подзаконного характера.

5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения

компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы -

форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны

установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную

базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения

Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в

качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся

следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура

принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в)

закон содержит лишь формулировку "ратифицировать международный договор.., подписанный...".

По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы

принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки

даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера.

Формулировка же закона - "утвердить" есть и в других законах об утверждении положения или

регламента.

7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в

правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром

для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер

общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних

отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое

регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по

вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним

своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его

структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования

отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

8. Делегированное законодательство - новый вид для России и на федеральном уровне не

использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем

делегирование полномочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между

органами республики и федеральными органами.

В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране, но в ряде государств мира

существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке

референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только

референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение

референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств__

 

Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность

Содержание всегда имеет определенную форму, а форма не может быть без содержания. Доминирует 2 основных подхода.

1. фактическое поведение людей – это содержание
форма - субъективные права и юр обязанности участников.
Сторонником был зав кафедрой Ленинградского университета Лев Самойлович Явич. Кафедра ГП ЮИ - Щеглов. МАП – Протасов.

2. Более распространенным является подход, где правоотношение имеет
2 содержания – материальное и юридическое. О форме не говорят. Может, они под формой предполагают способ связи – императивный и диспозитивный (в отраслях частного права).

 

2 подхода:

- содержание правоотношения – реальное поведение людей (зав кафедрой ЮИ ТГУ …, Протасов и иные), формой выступает юр форма в виде субъективных прав и обязанностей

- это субъективные права и юр обязанности, форма как способ связи (т.е. каким способом императивным или диспозитивным)

Материальное (фактическое) содержание – реальные действия, поступки, поведение людей по осуществлению субъективных прав и выполнению обязанностей.

Юридическое – наличие субъективных прав и юр обязанностей.

 

Субъективное право – мера возможного поведения по реализации принадлежащих субъекту прав.

Оно состоит из следующих правомочий:

-право действовать самому;

-моему праву корреспондирует (соответствует) чья-то обязанность (к органу, должностному лицу, обязанному субъекту правоотношения) реализовать мое право;

-возможность обратиться в компетентный орган, оспорить решение – право притязания;

-право пользоваться благами (напр., право наследования).

 

Юридическая обязанность. Если СП есть мера возможного, то юр обязанность есть мера должного поведения, необходимого.

Состав юр обязанности включает в себя:

-обязанность совершать определенные действия или воздерживаться от них

-обязанность не препятствовать управомоченному лицу пользоваться предоставленными тому благами

-нести юр ответственность за неисполнение этих требований.

Без исполнения юр обязанностей не может реализоваться СП, так как СП становится юр необеспеченным. Таким образом, юр обязанность – мера не только необходимого, но и должного поведения.

СП и ЮО существуют параллельно, они взаимообусловлены. Наличие СП предполагает обязанность другого субъекта правоотношения обеспечить право. А всякой ЮО корреспондируют субъективные права.

Обретая юр прав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.96.240 (0.214 с.)