Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции региональных органов власти по управлению экономикой.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гармонизация экономических отношений между Федерацией и ее объектами, а также между самими субъектами относится к числу главных проблем, стоящих сегодня перед Россией. Эффективное хозяйствование на основе рыночных отношений требует разделения власти по вертикали на федеральную, региональную и местное самоуправление. В развитие действующего в настоящее время Федеративного договора необходимо создать четко действующий механизм передачи полномочий в сфере совместного ведения, разграничения исполнительной и представительной власти на федеральном и региональном уровнях, обеспечить реальное равенство субъектов Федерации в экономической сфере. Расширение прав субъектов Федерации без создания адекватной экономической основы, без наделения субъектов Федерации экономической ответственностью перед государством и населением чревато дальнейшим углублением кризиса российской государственности. Выход из этого положения на пути создания экономического механизма федеративных отношений, который включает в себя такие экономические средства регулирования, как разграничение отношений собственности, денежно-кредитная и бюджетная политика, инвестиционная и социальная политика, преодоление регионального монополизма, поддержка межрегиональных связей, упорядочение внешнеэкономической деятельности, система санкций за нарушение законов и договоров как по отношению к субъектам Федерации, так и по отношению к федеральным министерствам и ведомствам. Усиление экономической интеграции регионов России требует совершенствования механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, поддержания и развития федеральных инфраструктурных систем, активизации усилий по налаживанию общероссийского территориального разделения труда и формированию единого рыночного пространства, разработки мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей и тенденций экономического и политического сепаратизма. Основная тяжесть реализации социально-экономической политики ложится на региональные органы власти. Реальное воплощение социальной политики проводится региональными и местными органами власти в значительной мере за счет средств, предоставляемых из государственного бюджета. Распоряжение бюджетными средствами - главный инструмент реализации полномочий властных структур разного уровня. Для федеральных органов современной России характерны следующие черты: - раздутость управленческого персонала, - дублирование в выполнении отдельных функций, - отсутствие научной организации управления экономическими процессами в стране и регионах, - высокая степень бюрократизации государственной власти. В настоящее время интересам российской бюрократии соответствует сохранение неопределенности в вопросах собственности. Государственные чиновники не несут ответственности за «ничью» собственность, в то же время могут распоряжаться ею как «своей». Скорейшее решение проблемы собственности в интересах большинства рядовых граждан страны. Региональная бюджетно-налоговая система - это достаточно обособленная часть соответствующей общегосударственной системы, связанная с последней структурно. Бюджетно-налоговые системы регионов РФ аккумулируют в настоящее время более половины всех бюджетно-налоговых потоков государства. Проблема формирования бюджетов регионов и его взаимоотношений с федеральным бюджетом, разделение полномочий на различных уровнях - одна из самых сложных, проблем современного федерального устройства. Характер взаимодействия и совершенствование механизма регулирования региональных бюджетно-налоговых отношений будет рассмотрено ниже.
Ключевые понятия 2. Различные срезы в структуре экономики: - функциональная структура экономики, - социальная структура, - отраслевая структура экономики, - территориальная структура экономики. Объект государственного воздействия. Система показателей воспроизводства в соответствии с теорией предложения: - показатели производственных ресурсов, - показатели результатов производственной деятельности, - показатели распределения и использования продукта. Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных (со стороны предложения): - потенциальный ВНП, - производительность труда, - закон Оукена. Баланс народного хозяйства Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных (со стороны спроса): - факторные доходы, - амортизация, - заработная плата, - сбережения. Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных (со стороны спроса): - спрос избыточный, - предложение избыточное, - общее экономическое равновесие. Национальное счетоводство. Структура органов государственной власти. Функции федеральных органов власти по управлению экономикой: - министерство экономики, - министерство финансов, - Центральный банк России. Гармонизация экономических отношений между Федерацией и ее объектами. Региональная бюджетно-налоговая система. Задачи государственных органов разного уровня по социальной защите населения.
Вопросы для обсуждения: 1. Объект и предмет государственного воздействия на экономику 2. Какие изменения претерпела отраслевая структура российской экономики. 3. Какие изменения претерпела социальная структура российской экономики. 4. Какие изменения претерпела территориальная структура российской экономики. 5. Процесс общественного воспроизводства со стороны предложения 6. Процесс общественного воспроизводства со стороны спроса. 7. Основы рационального управления собственностью казенного предприятия. 8. Какие полномочия осуществляют органы власти различных уровней. 9. Принципы разграничения компетенции между федеральным, региональными и местными органами власти. 10. Функции федеральных органов по управлению экономикой
Глава 3. Инструменты и методы государственного Регулирования экономики Инструменты государственного регулирования Экономики При руководстве экономическим развитием государство обязано использовать весь наработанный мировой практикой арсенал мер, начиная от прогнозирования (ориентации производителей в будущей экономической ситуации) и кончая планированием (отдельных секторов и сфер деятельности). Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: 1. Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер. 2. Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны. 3. Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство. 4. Применение инструментария косвенного воздействия (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты. 5. Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны. Систему документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны можно представить следующим образом. (См. схему 3.1). Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз - исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. Схема 3.1. Перечень и взаимодействие плановых документов Экономические прогнозы Частные прогнозы Комплексный прогноз
Экономические программы Программы по развитию Программы по решению социальной сферы отдельных важных проблем
Финансовый план (государственный бюджет) Федеральный бюджет Консолидированный бюджет
Индикативный план
План по стране План по отраслям План по регионам
В перечень документов, отражающих будущее экономики страны, входит комплексный экономический прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. При этом частные прогнозы формируют общую основу комплексного экономического прогноза. Прогнозы развития экономики - одна из исходных баз для определения целей социально-экономического развития, выработки стратегии и тактики экономического развития. Она является основой для определения потенциальных возможностей экономики, поиска наиболее эффективных средств государственного воздействия на экономику и в конечном итоге экономический прогноз - необходимая основа для разработки индикативного плана. Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики, или отдельных ее частей: регионов, многоотраслевых комплексов, решения отдельных крупных народнохозяйственных проблем. Программы - основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений. В настоящее время государственными органами Российской Федерации принято и практически реализуется решение о переходе на программные методы управления экономикой. В основу этого метода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Программы являются основой проводимой в стране бюджетной политики, которая направлена на реализацию приоритетных проблем экономического развития. В соответствии с важностью можно выделить федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, средством активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей. Определяющим моментом системы программирования является установление целей социально-экономических развития в конкретном периоде и разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей. В качестве целевых установок могут выступать как задачи общенационального уровня (например, повышение эффективности функционирования народного хозяйства путем развития технической инфраструктуры, или - создание условий для широкого развития предпринимательства), так и задачи более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенной группы). Процесс программирования на каждом из этапов становления рыночных отношений, отмеченных выше, имеет свои особенности. На начальных этапах в большей степени сохранятся элементы директивного планирования, однако, уже здесь возможна разработка и реализация программ для решения отдельных задач. Финансирование мероприятий программ должна осуществляться целевым назначением, соответствующим уровнем государственной власти. На последующих этапах становления рыночных отношений возможно составление программ по крупным социально-экономическим проблемам. И поскольку в выполнении заданий программ получат право принимать участие частные предприниматели, то финансирование мероприятий станет возможно как посредством выделения средств из бюджета соответствующего уровня, так и через налоговые и кредитные льготы для частных предпринимателей, участвующих в осуществлении программы. Возможности программного решения проблем социально-экономического развития региона постепенно должны расширяться. В разработке комплексных программ развития экономики страны (региона) необходимо опираться на апробированную и общепринятую процедуру применения программно-целевого подхода к решению социально-экономических проблем, которая включает в себя следующие этапы: - выявление проблемы, определение ее актуальности; - анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем; - выделение основных целей; - анализ социально-экономической системы, в которой существует проблема; - поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив); - оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения); - детализация и уточнение отобранных альтернатив; - проверка эффективности решения, разработка рекомендаций по реализации программы Перечень программ регионального уровня с их ранжированием по значимости и приоритетности составляется лишь после тщательной аналитической проработки. Важнейшими принципами разработки и реализации программ являются: - целенаправленность, а именно направленность программных мероприятий на достижение заранее заданных и количественно определенных целевых установок, - системность, т.е. разработка взаимоувязанного набора мер, необходимых для эффективного достижения целей (технологических, экономических, организационных, административных, законодательных и пр.), связь этих мер с концептуальными положениями развития страны и региона. - ресурсная обеспеченность, когда все намечаемые мероприятия программы обеспечены материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. - приоритетность, означающая определение рангов важности проблем при разработке и реализации программ, определяющая последовательность выделения ограниченных государственных ресурсов, или оказание иной поддержки со стороны властных структур. Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации министерства экономики и министерства финансов страны на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета. На завершающем этапе реформирования государственного управления экономикой совокупность комплексных программ как инструмента государственного регулирования экономики заменяет индикативное планирование. Индикативное планирование экономики представляет собой деятельность государственных органов власти по целенаправленному воздействию на экономику страны в целях получения намеченных результатов. По своему содержаниюиндикативное планирование - представляет собой процесс разработки плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых наметок, стимулирование агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана. Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики. В условиях переходной экономики имеет место необходимость двух достаточно своеобразных способов государственного воздействия на экономику: регулирования всей экономической системы с использованием методов индикативного (рекомендательного) планирования - с одной стороны, и жесткого директивного планирования государственной сферы экономики - с другой. Индикативное планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую планирующими органами для подготовки решений и проведения мероприятий, которые оптимизируют экономическое развитие страны.. Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработку целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, расчет рациональной социальной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, контроль за ходом реализации плановых наметок в жизнь. Эффективная деятельность государства в этой области может быть обеспечена лишь при условии формирования единой, комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования и регулирования различных аспектов функционирования хозяйства. В развитых странах мира система "индикативного планирования" - включает в себя целый комплекс работ по формированию общенациональных, региональных отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов как государства, так и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей и задач развития. Бюджетирование экономического развития - разработка и реализация государственного бюджета страны. Государственный бюджет представляет собой основной документ по реальному управлению экономическим развитием страны. Перечисленные выше документы представляют собой взаимосвязанную цепочку целостной системы, назначение которой состоит: (1) в обоснованном определении реальных ограничений на экономику страны, (2) в обосновании желательных ориентиров для развития экономики в будущем, (3) в определении основных направлений деятельности правительства страны в рамках предстоящей перспективы, (4) в формировании ориентиров для субъектов рыночной экономики (домашних хозяйств, частных предпринимателей, предприятий государственного сектора экономики).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.011 с.) |