Тема 2. Выработка стратегии развития предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Выработка стратегии развития предприятия



Область применения

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080301(351300) «Коммерция (Торговое дело)».

Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 080301 (351300) «Коммерция (торговое дело)», участвующих в процессе изучения дисциплины.

 

Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080301(351300) «Коммерция (Торговое дело)» от 23 марта 2000г.

Учебный план НОУ ВПО МГИ по специальности 080301(351300) «Коммерция (Торговое дело)».

Положения по основной деятельности НОУ ВПО «Мурманский гуманитарный институт».

 

3. Цель и задачи дисциплины

3.1. Цель курса «Стратегическое планирование коммерческой деятельности»

Условия, в которых осуществляет деятельность современная организация, характеризуются возрастающей сложностью, динамизмом и неопределенностью внешней среды. В ответ на возникший вопрос о том, как в подобных условиях обеспечить эффективное функционирование и развитие организации появилась концепция стратегического планирования. Для современного руководителя становится исключительно важно обеспечить адаптацию фирмы к изменяющимся запросам потребителя, к нарастающей конкуренции, к интернационализации и глобализации бизнеса. Однако это возможно, если руководитель владеет теоретическими положениями стратегического планирования и практическими навыками обоснования и принятия стратегических решений.

Для овладения практическими навыками в области стратегического планирования программой предусмотрено написание курсовой работы.

Целью курса «Стратегическое планирование коммерческой деятельности» является изучение и усвоение теоретических, методологических, методических, информационных и организационных основ стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы).

3. 2. Задачи курса:

В соответствии с указанной целью задачи курса подразделяются на теоретические и прикладные. К теоретическим задачам относится овладение слушателями базовыми понятиями стратегического планирования. Практические задачи заключаются в овладении навыками решения прикладных задач стратегического планирования в организации.

Таким образом, основная задача курса – ознакомление слушателей с отечественным и зарубежным опытом стратегического планирования и управления на микроуровне национальной экономики, а также формирование конкретных практических навыков по обоснованию и принятию плановых и управленческих решений.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

- изучение основных понятий, концепций и моделей стратегического планирования;

- ознакомление с современными подходами и тенденциями в управлении фирмой,

- изучение методологических и методических основ стратегического анализа;

- изучение процесса целеполагания на предприятии;

- изучение моделей стратегического выбора;

- ознакомление с инструментарием стратегического управления.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение семинарских и практических занятий с применением активных методов обучения, написание рефератов по проблемным вопросам курса, выполнение самостоятельных расчетных работ.

 

3.3. По итогам изучения курса студенты получают целостную систему профессиональных знаний в области стратегического планирования деятельности коммерческого предприятия

3.4. В результате усвоения учебной дисциплины «Стратегическое планирование коммерческой деятельности» студент должен знать:

теоретические, методологические, методические, информационные и организационные основы стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы);

уметь: выстроить процессы стратегического планирования в организации, в частности:

- сопоставлять потенциальные возможности развития предприятия и его фактическое состояние;

- выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- правильно определять эффективные стратегии;

владеть:

-методами прогнозирования, планирования и управления при разработке стратегических планов;

- технологиями управления изменениями в организации;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

В результате обучения студент должен освоить технологии прогнозирования, планирования и управления, позволяющие разрабатывать стратегические планы предприятий различных отраслей экономики.

4. Место дисциплины в учебном процессе

4.1. Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин (СД) учебного плана.

4.2. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях основ экономической теории, экономики предприятия, статистики, менеджмента, маркетинга, основ коммерческой деятельности, организации предпринимательства в коммерческой деятельности.

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Построение учебного процесса по курсу основывается на усвоении студентами основных положений стратегического планирования коммерческой деятельности как методологии рыночной деятельности и закреплении полученных знаний на практических занятиях.

При изучении дисциплины прежде всего используются активные методы обучения, такие как деловые игры, кейсы, тесты, тренинги, и др.

Через познание и решение игровых проблемных ситуаций, выполнение игровых ролей участники апробируют полученные в учебном курсе теоретические знания и нарабатывают опыт разрешения реальных проблем. Получаемые таким образом знания, умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими методами обучения.

Изучение данной дисциплины заканчивается экзаменом.


6. Сводные данные об основных разделах дисциплины

Для студентов очного отделения (специальность «Коммерция (торговое дело)»)

№ п/п Название тем и разделов Всего (час.) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа
В том числе
Лекции Практ. работы
1. Раздел 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана     -  
  Тема 1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования.     -  
  Тема 2. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия     -  
2. Раздел 2. Методологические принципы и методические вопросы проведения стратегического анализа предприятия        
  Тема 3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа     -  
  Тема 4. Анализ внешней деловой окружающей среды        
  Тема 5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды        
  Тема 6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)        
  Тема 7. Основные методы стратегического анализа     -  
3. Раздел 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования        
  Тема 8. Определение миссии предприятия     -  
  Тема 9. Ценности высшего руководства и организационная культура        
  Тема 10. Определение целей развития предприятия        
  Тема 11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании     -  
4. Раздел 4. Модели стратегического выбора        
  Тема 12. Модели стратегического выбора     -  
  Тема 13. Анализ подходов к портфельному выбору        
5. Раздел 5. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства        
  Тема 14. Основные элементы теории диверсификации     -  
  Тема 15. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации        
  Тема 16. Особенности организации стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях        
6. Раздел 6. Управление стратегическими альянсами: теория и практика реализации        
  Тема 17. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития     -  
7. Раздел 7. Функциональные стратегии        
  Тема 18. Функциональные стратегии        
  ИТОГО:        

Для студентов заочного отделения отделения (специальность «Коммерция (торговое дело)»)

№ п/п Название тем и разделов Всего (час.) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа
В том числе
Лекции Практ. работы
1. Раздел 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана (обзор)        
  Тема 1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования.   -    
  Тема 2. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия        
2. Раздел 2. Методологические принципы и методические вопросы проведения стратегического анализа предприятия        
  Тема 3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа   -    
  Тема 4. Анализ внешней деловой окружающей среды        
  Тема 5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды        
  Тема 6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)        
  Тема 7. Основные методы стратегического анализа        
3. Раздел 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования        
  Тема 8. Определение миссии предприятия        
  Тема 9. Ценности высшего руководства и организационная культура        
  Тема 10. Определение целей развития предприятия        
  Тема 11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании        
4. Раздел 4. Модели стратегического выбора        
  Тема 12. Модели стратегического выбора        
  Тема 13. Анализ подходов к портфельному выбору        
5. Раздел 5. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства        
  Тема 14. Основные элементы теории диверсификации        
  Тема 15. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации        
  Тема 16. Особенности организации стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях        
6. Раздел 6. Управление стратегическими альянсами: теория и практика реализации        
  Тема 17. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития        
7. Раздел 7. Функциональные стратегии        
  Тема 18. Функциональные стратегии        
  ИТОГО:        

 


Лекции

7.1. Разделы и их содержание

РАЗДЕЛ 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана

 

Тема 1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования.

 

История становления и развития стратегического планирования как самостоятельного направления экономической науки. Предпосылки развития стратегического планирования на российских предприятиях.

Стратегическое планирование: сущность, основные понятия и определения. Особенности стратегических решений. Понятие стратегии развития предприятия. Отличительные особенности стратегии по И. Ансоффу и Г. Минцбергу. Процесс реализации стратегии. Модель Гарвардской школы бизнеса. Методологические принципы стратегического планирования. Модель формирования стратегического плана И. Ансоффа. Схема формирования стратегического плана по Г. Стейнеру. Контур стратегического планирования. Этапы формирования стратегического плана предприятия.

Тема 3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа

 

Определение и суть стратегического анализа. Методологические принципы организации стратегического анализа. Процедура проведения стратегического анализа по Г. Киперману. Методы управленческого анализа.

Классификация проблем предприятия: сущностные, социокультурные, ситуационные. Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер его деятельности. Конкурентные преимущества предприятия. Определение области стратегических возможностей. Стратегические проблемы предприятия.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Анализ преимуществ стратегического планирования (на примере конкретной компании).

2. Принципы формирования стратегии фирмы (предприятия).

3. Анализ различных подходов к разработке стратегии в различных организациях.

4. Анализ школ стратегического планирования.

5. Анализ взаимосвязей внутренней и внешней среды компании в стратегическом планировании.

6. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

7. Анализ внутренней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

8. Анализ ресурсного потенциала предприятия (фирмы).

9. Стратегический потенциал предприятия (фирмы).

10. Определение сферы деятельности компании на основе анализа показателей отрасли, оценки ее привлекательности и перспективности.

11.Разработка миссии организации.

12.Миссия предприятия и организационная культура.

13.Ценности высшего руководства.

14.Установление стратегических целей организации.

15.Разработка стратегии организации на различных организационных уровнях.

16.Стратегические цели стейкхолдеров.

17.Стратегия и организационная культура предприятия (фирмы).

18.Анализ соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха в зависимости от специфики отрасли.

19.Концепция стратегических групп.

20.Концепция движущих сил отрасли.

21.Теория конкурентного преимущества.

22.Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

23.Анализ величины сил конкуренции.

24.Конкурентный статус фирмы.

25.Основные типы конкурентных стратегий.

26.Методы анализа конкуренции.

27.Выработка ценовой стратегии фирмы.

28.Создание конкурентного преимущества как основы стратегии компании.

29.Использование наступательных стратегий для создания конкурентного преимущества.

30.Наступательные стратегии и их роль в повышении конкурентного статуса предприятия (фирмы).

31.Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.

32.Применение конкурентных стратегий различными компаниями.

33.Стратегии на международных рынках.

34.Стратегия диверсификации: преимущества и недостатки.

35.Особенности стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях.

36.Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

37.Использование различных стратегий в соответствии со стадией жизненного цикла отрасли.

38.Использование различных стратегий компаниями в соответствии с их положением на рынке.

39.Создание организации, способной успешно реализовать стратегию.

40.Приведение организационной структуры компании в соответствие со стратегией.

41.Создание правил, политик и процедур для реализации стратегии.

42.Усовершенствование стратегии: внедрение общего менеджмента качества и реинжиниринг бизнес-процессов.

43.Создание поддерживающих стратегию IT-систем.

44.Стратегия и финансовые ресурсы организации: увязка бюджета со стратегией.

45.Создание организационной культуры, способствующей реализации стратегии.

46.Стратегическое руководство (лидерство).

47.Создание системы мотивации менеджеров и персонала, стимулирующей к эффективной реализации стратегии.

48.Сравнительный анализ этапов реализации стратегии в различных компаниях.

49.Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

50.Стратегия снижения производственных издержек.

51.Стратегии вертикальной интеграции.

52.Стратегии конкурентной борьбы в растущих отраслях промышленности.

53.Стратегии конкурентной борьбы в период перехода к промышленной зрелости.

54.Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка.

55.Конкурентные стратегии в отраслях промышленности, состоящих из мелких предприятий.

56.Стратегии промышленных лидеров.

57.Синергетические эффекты, возникающие при стратегическом планировании.

58.Стратегические альянсы.

59.Инструменты контроллинга при стратегическом планировании.

60.Стратегические проблемы развития организации.

9. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Стратегическое планирование»

1.Анализ преимуществ стратегического планирования (на примере конкретной компании).

2.Принципы формирования стратегии фирмы (предприятия).

3.Анализ различных подходов к разработке стратегии в различных организациях.

4.Анализ школ стратегического планирования.

5.Анализ взаимосвязей внутренней и внешней среды компании в стратегическом планировании.

6.Анализ внешней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

7.Анализ внутренней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

8.Анализ ресурсного потенциала предприятия (фирмы).

9.Стратегический потенциал предприятия (фирмы).

10.Определение сферы деятельности компании на основе анализа показателей отрасли, оценки ее привлекательности и перспективности.

11.Разработка миссии организации.

12.Миссия предприятия и организационная культура.

13.Ценности высшего руководства.

14.Установление стратегических целей организации.

15.Разработка стратегии организации на различных организационных уровнях.

16.Стратегические цели стейкхолдеров.

17.Стратегия и организационная культура предприятия (фирмы).

18.Анализ соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха в зависимости от специфики отрасли.

19.Концепция стратегических групп.

20.Концепция движущих сил отрасли.

21.Теория конкурентного преимущества.

22.Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

23.Анализ величины сил конкуренции.

24.Конкурентный статус фирмы.

25.Основные типы конкурентных стратегий.

26.Методы анализа конкуренции.

27.Выработка ценовой стратегии фирмы.

28.Создание конкурентного преимущества как основы стратегии компании.

29.Использование наступательных стратегий для создания конкурентного преимущества.

30.Наступательные стратегии и их роль в повышении конкурентного статуса предприятия (фирмы).

31.Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.

32.Применение конкурентных стратегий различными компаниями.

33.Стратегии на международных рынках.

34.Стратегия диверсификации: преимущества и недостатки.

35.Особенности стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях.

36.Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

37.Использование различных стратегий в соответствии со стадией жизненного цикла отрасли.

38.Использование различных стратегий компаниями в соответствии с их положением на рынке.

39.Создание организации, способной успешно реализовать стратегию.

40.Приведение организационной структуры компании в соответствие со стратегией.

41.Создание правил, политик и процедур для реализации стратегии.

42.Усовершенствование стратегии: внедрение общего менеджмента качества и реинжиниринг бизнес-процессов.

43.Создание поддерживающих стратегию IT-систем.

44.Стратегия и финансовые ресурсы организации: увязка бюджета со стратегией.

45.Создание организационной культуры, способствующей реализации стратегии.

46.Стратегическое руководство (лидерство).

47.Создание системы мотивации менеджеров и персонала, стимулирующей к эффективной реализации стратегии.

48.Сравнительный анализ этапов реализации стратегии в различных компаниях.

49.Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

50.Стратегия снижения производственных издержек.

51.Стратегии вертикальной интеграции.

52.Стратегии конкурентной борьбы в растущих отраслях промышленности.

53.Стратегии конкурентной борьбы в период перехода к промышленной зрелости.

54.Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка.

55.Конкурентные стратегии в отраслях промышленности, состоящих из мелких предприятий.

56.Стратегии промышленных лидеров.

57.Синергетические эффекты, возникающие при стратегическом планировании.

58.Стратегические альянсы.

59.Инструменты контроллинга при стратегическом планировании.

60.Стратегические проблемы развития организации.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

10.1. Рекомендуемая литература (основная)

1.Стратегический менеджмент: Учебник /Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005.

2.Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. – СПб.: Питер, 2002.

3.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

4.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002.

5.Кныш М.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями: Уч. пособие. – СПб.: Любавич, 1996.

6.Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Учебник. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

7.Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Уч. пособие. – М.: Март, 2005.

8.Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

9.Минцберг Г., Куин Дж., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

10.Петров А.Н. Теория планирования: первое приближение. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.

11.Стратегическое планирование: Уч. пособие /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, 2003.

 

10.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Прогресс, 1990.

2.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.

3.Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4.Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Фолиум, 1996.

5.Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.

6.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002.

7.Бенгт Карлёф, Фредрик Лёвингсс. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2006.

8.Бечон Ф.Ф. Решайся! Военные стратегии в управлении предприятием. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9.Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

10.Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: «Банки и биржи», 1997.

11.Буренина Г.А. Стратегические цели стейкхолдеров предприятия и критерии их оценки. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

12.Бухалков М.М. Внутрифирменное планировавние: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13.Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998.

14.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

15.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.

16.Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

17.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

18.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2003.

19.Горемыкин В.А., Бугулов Э.В., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 1999.

20.Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования. Учебное пособие в 2-х частях. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995-1996.

21.Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

22.Дашевская Г.М., Клейникова В.Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М.: МИПК, 1992.

23.Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

24.Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

25.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Изд-во «Вильямс», 2004.

26.Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

27.Ефимов В.С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

28.Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

29.Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Финпресс, 2001.

30.Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами: Уч. пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998.

31.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Уч. пособие. – Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

32.Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1996.

33.Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. – Мн: Новое знание, 2001.

34.Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

35.Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная деятельность. – М.: Наука, 1984.

36.Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1998.

37.Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

38.Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. – М.: Изд-во «Анахарсис», 2002.

39.Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер, 2002.

40.Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996.

41.Люкшин А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

42.Мамфорд А. Management Development. Как усовершенствовать работу менеджеров. Стратегия действий. – М.: HIPPO, 2006.

43.Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «КноРус», 2007.

44.Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

45.Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.

46.Петров А.Н. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт. – М.: Пресс-сервис, 1997.

47.Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2000.

48.Портер М. Конкуренция. – М.: Изд-во «Вильямс», 2000.

49.Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

50.Просветов И. Тактика выживания: практика действий в жестком конкурентном окружении. – М.: Изд-во «Секрет фирмы», 2006.

51.7 нот менеджмента. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2007.

52.Скеллон Н. Бизнес COMBAT. Стратегия и тактика победоносных корпоративных баталий. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

53.Слуцкин Л. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

54.Стерлин А.Н., Тулин И.В. Стратегическое планирование в США. – М.: Наука, 1990.

55.Стратегическое планирование и управление: Уч. пособие в 2-х частях /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998-1999.

56.Стратегию – в действие: практич. руководство. Лучшие решения от Duke Corporate Education. – М.: Вершина, 2006.

57.Татарников Е.А. Стратегическое управление предприятием: жить одним днем или планировать свое будущее? – М.: Альфа-Пресс, 2006.

57.Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.

58.Управление бизнесом в бурные времена. Классика Harvard Business Review. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

59.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2007.

60.Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

61.Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

62.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997.

63.Ханс Виссема. Стратегический менеджмент и предпринимательство. – СПб.: Финпресс, 2000.

64.Хасси Д. Стратегия и планирование. – СПб.: Питер, 2001.

 

10.3 Информационное обеспечение дисциплины

Периодическая литература и Интернет-ресурсы

 

1. Журнал «Директор-Инфо», http://www.director-info.ru

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», http:// www.dis.ru/market

3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», http://dis.ru/manag

4. Журнал «Проблемы теории и практики управления», http:// www. uptp.ru

5. Журнал «Реальный бизнес», http://www.real-business.ru

6. Журнал «Секрет фирмы», http://www.sf-online.ru

7. Журнал «Top-Manager», http://www.top-manager.ru

8. Журнал «Эксперт», http://www.expert.ru

9. Деловая информация – http:// www.delinform.ru

10. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, http://www.e-xecutive.ru

11. ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, http://www.iteam.ru

12. AUP.Ru – Административно-Управленческий Портал, http://www.aup.ru

 

Область применения

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080301(351300) «Коммерция (Торговое дело)».

Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 080301 (351300) «Коммерция (торговое дело)», участвующих в процессе изучения дисциплины.

 

Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080301(351300) «Коммерция (Торговое дело)» от 23 марта 2000г.

Учебный план НОУ ВПО МГИ по специальности 080301(351300) «Коммерция (Торговое дело)».

Положения по основной деятельности НОУ ВПО «Мурманский гуманитарный институт».

 

3. Цель и задачи дисциплины

3.1. Цель курса «Стратегическое планирование коммерческой деятельности»

Условия, в которых осуществляет деятельность современная организация, характеризуются возрастающей сложностью, динамизмом и неопределенностью внешней среды. В ответ на возникший вопрос о том, как в подобных условиях обеспечить эффективное функционирование и развитие организации появилась концепция стратегического планирования. Для современного руководителя становится исключительно важно обеспечить адаптацию фирмы к изменяющимся запросам потребителя, к нарастающей конкуренции, к интернационализации и глобализации бизнеса. Однако это возможно, если руководитель владеет теоретическими положениями стратегического планирования и практическими навыками обоснования и принятия стратегических решений.

Для овладения практическими навыками в области стратегического планирования программой предусмотрено написание курсовой работы.

Целью курса «Стратегическое планирование коммерческой деятельности» является изучение и усвоение теоретических, методологических, методических, информационных и организационных основ стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы).

3. 2. Задачи курса:

В соответствии с указанной целью задачи курса подразделяются на теоретические и прикладные. К теоретическим задачам относится овладение слушателями базовыми понятиями стратегического планирования. Практические задачи заключаются в овладении навыками решения прикладных задач стратегического планирования в организации.

Таким образом, основная задача курса – ознакомление слушателей с отечественным и зарубежным опытом стратегического планирования и управления на микроуровне национальной экономики, а также формирование конкретных практических навыков по обоснованию и принятию плановых и управленческих решений.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

- изучение основных понятий, концепций и моделей стратегического планирования;

- ознакомление с современными подходами и тенденциями в управлении фирмой,

- изучение методологических и методических основ стратегического анализа;

- изучение процесса целеполагания на предприятии;

- изучение моделей стратегического выбора;

- ознакомление с инструментарием стратегического управления.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение семинарских и практических занятий с применением активных методов обучения, написание рефератов по проблемным вопросам курса, выполнение самостоятельных расчетных работ.

 

3.3. По итогам изучения курса студенты получают целостную систему профессиональных знаний в области стратегического планирования деятельности коммерческого предприятия

3.4. В результате усвоения учебной дисциплины «Стратегическое планирование коммерческой деятельности» студент должен знать:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.194 с.)