Тема 3. Основы рыночного хозяйства и его структура




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Основы рыночного хозяйства и его структура



Время - 2 часа

План семинара:

1. Развитие экономических систем, их типы и модели.

2. Рынок, его функции и структура. Рыночный механизм.

3. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики.

4. Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

 

Доклады:

1. Особенности становления модели рыночной экономики в России.

2. Рыночный механизм и его элементы.

3. Основные формы общественного хозяйства и их модели.

4. Задачи ОВД при переходе к экономике рыночного типа в России.

Рефераты:

1. Первоначальное накопление капитала как условие формирования рыночной экономики: пути, формы и противоречия.

2. Понятие рынка и его структура.

3. Переход к рынку в России и задачи органов внутренних дел.

4. Смешанная экономика.

5. Механизм саморегулирования экономики.

6. Условия появления товарного производства. Типы товарного производства.

7. Товар и его факторы: потребительная стоимость, меновая стоимость. стоимость (ценность).

Методические рекомендации:

В первомвопросе следует рассмотреть типы и модели экономических систем. При этом надо исходить из того, что в последние два столетия в мире действовали две рыночные системы: 1) экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и 2) современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы: 1) традиционная экономика и 2) командно-административная экономика. В каждой из систем существовали свои национальные модели организации хозяйства. Поэтому целесообразно рассмотреть суть некоторых из них: советской, китайской, американской, японской, шведской, немецкой. Необходимо попытаться ответить на вопрос: какой модели соответствует существующая сейчас в России экономическая система?

При изучении второговопроса следует выяснить сущность рынка как сферы обмена, условия его возникновения, структуру рынка (рынки факторов производства, финансов, потребительский, услуг, технологий, духовных благ). Также рассмотреть функции рынка: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Особое внимание в этом вопросе необходимо уделить функционированию рыночного механизма и взаимодействию его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции.

В третьемвопросе главное внимание следует уделить особенностям рыночной организации экономики, ее положительным и отрицательным сторонам, тому, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, а также тому, что рыночные механизмы не только не устраняют, но иногда усугубляют нежелательные явления в экономике. На этой основе целесообразно рассмотреть, каким образом несовершенство рынка может быть компенсировано целенаправленным регулированием, а затем дать определение теневой экономики, проанализировать условия ее развития и социально-экономические последствия и определить, какие задачи стоят перед ОВД по искоренению криминальных явлений в экономике.

Четвертыйвопрос посвящен анализу условий перехода России к рыночному хозяйству. Обратите особое внимание на основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период: приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Сопоставьте методы решения этих проблем в России с имеющимся международным опытом и их реализацию в постсоциалистических странах. Раскройте понятие социально-ориентированной экономики.

Практическое занятие № 1 (тт. 1 - 3)

(предполагает решение практических заданий, предложенных преподавателем, по изученным темам)

Время – 2 часа

 

Примерные варианты практических заданий:

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

1. Что изучает экономическая наука, или что составляет предмет экономической науки:

а) показатели развития отраслей национального хозяйства;

б) экономическую статистику;

в) бухгалтерский и иные виды учета экономической деятельности;

г) методы и формы делового общения;

д) экономику предпринимательства;

е) принципы построения хозяйственного механизма рыночной системы;

ж) общие законы развития экономической цивилизации:

з) моделирование экономической деятельности;

и) изменение экономических потребностей индивидов и общества?

 

2. Основные элементы инструментария экономической науки:

а) математические методы:

б) теория игр;

в) метод абстрагирования;

г) метод дедукции;

д) метод индукции;

е) формальная логика;

ж) восхождение от абстрактного к конкретному;

з) единство исторического и логического;

и) экономико-математическое моделирование;

к) теория систем.

 

3. Что включает понятие «микроэкономика», а что – понятие «макроэкономика»:

а) инфляцию;

б) занятость трудоспособного населения;

в) законы денежного обращения;

г) курс доллара в обменных пунктах;

д) принципы налогообложения;

е) уровень цен на московских розничных рынках;

ж) федеральный бюджет на очередной финансовый год;

з) экономическую программу правительства на определенный период?

 

4. Что следует понимать под способностью специалиста-профессионала мыслить экономически:

а) знание экономических законов;

б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности;

в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;

г) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;

д) способность находить нетривиальные решения;

е) не менять без очевидной необходимости принятые решения?

 

Какое из перечисленных положений не входит в определение предмета экономической теории?

а) экономические блага;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) безграничные потребности;

д) редкость (ограниченность) ресурсов.

6. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 40 до 60 рублей в час, альтернативные издержки (руб.) одного часа досуга равны:

а) 40;

б) 60;

в) 50;

г) 70.

 

7. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:

а) «Экономист - человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть»;

б) «Если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания»;

в) «Семеро одного не ждут»;

г) «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей»?

 

8. Альтернативные издержки платного обучения не включают:

а) зарплату, которую получал бы студент, если бы он работал вместо обучения в вузе;

б) расходы на учебную литературу;

в) стоимость питания;

г) плату за обучение.

 

9. Функционирование рыночной системы можно представить:

а) в виде экономических потоков товаров, денег и доходов, циркулирующих в экономике;

б) в виде механизмов конкурентного рыночного ценообразования по законам спроса и предложения;

в) в виде такой экономической системы, при которой государство на законных основаниях защищает мотив получения дохода и, распределяя этот доход через налоги, гарантирует социальную защиту различных слоев населения;

г) все предыдущие ответы приемлемы.

 

10. Рыночная экономика возникла вследствие:

а) появления денег, без которых дальнейшее развитие обмена продуктами было бы невозможно;

б) ограниченности ресурсов, разделения труда и обмена продуктами труда обособленных товаропроизводителей;

в) разделения труда и обмена продуктами между частнопредпринимательским и государственным секторами экономики.

 

ВЕРНО – НЕВЕРНО

(аргументировать выбранный ответ)

 

1. Советская экономика — грандиозный экономический эксперимент.

2. Российской экономике не свойственны монополии.

3. Благосостояние народа можно обеспечить за счет импорта потребительских товаров в значительных объемах.

4. В странах со слабой экономикой отсутствует рынок.

5. Положения теоретической экономики должны находить практическое подтверждение в каждый данный момент и в каждом конкретном случае.

6. Экономика не является точной наукой и поэтому ее нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством.

7. Современная экономическая наука допускает применение различных теорий для различных ситуаций.

8. Экономическая наука пользуется только количественными методами исследования экономических процессов и явлений.

9. В силу многогранности экономической действительности количественное измерение ее составляющих невозможно.

10. Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара.

11. Использование экономико-математических методов приводит к отрыву экономической теории от хозяйственной деятельности человека.

12. Безграничные материальные потребности обусловливают ограниченность ресурсов.

13. Правительство мало вмешивается в экономику, если оно проводит политику, основанную на принципах свободной конкуренции.

 

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Раскройте содержание понятия «экономика».

2. Предмет экономической теории.

3. Краткая характеристика меркантилизма как экономического учения.

4. Краткая характеристика научной школы физиократов.

5. Классическая политическая экономия: краткая характеристика.

6. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.

7. Краткая характеристика маржинализма.

8. Краткая характеристика учения Д. Кейнса.

9. Функции экономической теории.

10. Методы исследования социально-экономических явлений.

11. Экономические категории, их сущность и значение.

12. Экономические законы, их сущность, классификация и значение.

13. Роль и место экономических знаний в деятельности работников ОВД.

14. Собственность как экономическая категория.

15. Характеристика правоотношений собственности.

16. Классификация собственности по видам и формам.

17. Трансформация отношений собственности: сущность, необходимость.

18. Разгосударствление экономики: сущность, направления, последствия.

19. Приватизация собственности: понятие, способы осуществления.

20. Направления криминализации отношений собственности в процессе ее приватизации.

21. Роль ОВД в охране отношений собственности.

22. Понятие и типы экономических систем.

23. Особенности экономической системы традиционного типа.

24. Особенности экономической системы командно-административного типа.

25. Особенности экономической системы рыночного типа.

26. Особенности экономической системы смешанного типа.

27. Краткая характеристика американской модели рыночной экономики.

28. Краткая характеристика японской модели рыночной экономики.

29. Краткая характеристика шведской модели рыночной экономики.

30. Краткая характеристика немецкой модели рыночной экономики.

31. Сущность и функции рынка.

32. Структура рынка.

33. Рыночный механизм и его элементы.

34. Теневая экономика и ее социально-экономические последствия.

35. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики.

36. Сущность принципа «невидимой руки».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.012 с.)