Де: теория макроэкономического равновесия (классическая и кейнсианская модели) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Де: теория макроэкономического равновесия (классическая и кейнсианская модели)



8. Совокупный спрос и его составляющие. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.

9. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривая совокупного предложения.

10. Взаимодействие спроса и предложения в модели АД – АS. Краткосрочные и долгосрочные последствия шоков спроса и шоков предложения.

11. Классическая модель макроэкономического равновесия.

12. Особенности кейнсианского подхода к макроэкономическому анализу.

ДЕ: Потребление, сбережения, инвестиции в национальной экономике

13. Общая характеристика потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Функция потребительского спроса.

14. Общая характеристика сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Функция сбережений.

15. Общая характеристика инвестиций. Факторы инвестиционного спроса.

16. Равенство сбережений и инвестиций как основа сбалансированного роста: классический и кейнсианский подход. Парадокс бережливости.

17. Инвестиции автономные и индуцированные. Теория мультипликатора-акселератора.

18. Понятия ликвидной, инвестиционной ловушки.

ДЕ: Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица

  1. Экономический цикл и его фазы. Причины экономических колебаний. Теория длинных волн (больших циклов) Н. Д. Кондратьева.
  2. Безработица: типы, измерение. Естественный уровень безработицы (занятости). Закон Оукена.
  3. Инфляция: ее виды, показатели, социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика российского правительства.
  4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

ДЕ: Макроэкономическое регулирование экономики

  1. Макроэкономическое регулирование экономики: кейнсианский подход.
  2. Макроэкономическое регулирование экономики: монетаристский подход.
  3. Макроэкономическое регулирование экономики с позиций сторонников теории рациональных ожиданий.
  4. Макроэкономическое регулирование экономики с позиций сторонников теории экономики предложения.

ДЕ: Финансовая система, финансовая политика. Государственный бюджет

  1. Сущность и функции финансов. Субъекты финансовых отношений. Финансовая система и ее звенья.
  2. Кредит и его роль в рыночной экономике. Функции, принципы, источники и формы кредита. Особенности кредитных отношений в России.
  3. Государственный бюджет и его роль в системе экономических отношений. Функции государственного бюджета.
  4. Сущность, состав и структура доходов и расходов государственного бюджета. Госбюджет РФ.
  5. Дефицит государственного бюджета как проблема экономической политики: сущность, виды, причины, способы покрытия. Особенности в РФ.
  6. Государственный долг: сущность, экономические последствия. Управление государственным долгом. Особенности в РФ.

ДЕ: Налоги. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

  1. Налоги и их функции. Налоговая система. Виды налогов. Кривая Лаффера. Особенности налоговой системы РФ.
  2. Фискальная политика – сущность, цели, факторы, инструменты, виды.
  3. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
  4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

ДЕ: Деньги и денежное обращение в рыночной экономике. Модель денежного рынка

37.Спрос на деньги. Кривая спроса на деньги.

38. Классическая количественная теория спроса на деньги. Классическая дихотомия. Уравнение обмена.

  1. Кейнсианская теория спроса на деньги.
  2. Предложение денег. Предложение наличных денег Центральным банком. Предложение кредитных денег коммерческими банками.
  3. Процесс мультипликационного расширения денежной массы банковской системой. Денежный мультипликатор.
  4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке.

ДЕ: Банки и кредитная система. Монетарная (денежно-кредитная) политика

  1. Денежно-кредитная политика – понятие, необходимость, цели, виды. Роль Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики.
  2. Общие инструменты денежно-кредитной политики. Политика дорогих и дешевых денег.
  3. Особенности денежно-кредитной политики России в современных условиях.

ДЕ: Макроэкономическое равновесие на денежном и товарном рынка.

  1. Модель IS-LM: общая характеристика, основные элементы модели. Равновесие в модели IS-LM.
  2. Анализ последствий фискальной и кредитно-денежной политики с помощью модели IS-LM.

ДЕ: Экономический рост. Социальная политика

  1. Экономический рост: понятие, показатели, типы, факторы.
  2. Государственное регулирование экономического роста. Особенности экономического роста российской экономики.
  3. Распределение доходов, измерение степени их неравенства.
  4. Социальная политика и социальная защита населения.

ДЕ: Открытая экономика

  1. Мировая валютная система.
  2. Номинальный и реальный обменный курс.
  3. Особенности глобализации мировой экономики в настоящее время.

Темы курсовых работ

1. Кредитно-денежная система РФ: содержание, проблемы и направления развития.

2. Государство и налоги. Налоговая система России.

3. Фискальная политика: теория и практика российской экономики.

4. Инфляция в России. Особенности антиинфляционной политики.

5. Современная банковская система и ее особенности в РФ.

6. Особенности экономического роста в РФ.

7. Проблемы занятости и безработицы в РФ.

8. Современные аспекты кейнсианской теории.

9. Современные аспекты монетаризма.

10. Монетарная политика: задачи, инструментарий, роль банков.

11. Банковская система России.

12. Деятельность Центрального Банка России и макроэкономическая ситуация.

13. Основы деятельности коммерческого банка.

14. Социальная политика в ходе рыночных преобразований.

15. Валютная система РФ и проблемы конвертируемости рубля.

16. Основные направления валютной политики Российской Федерации.

17. Малый бизнес в современной российской экономике.

18. Свободные экономические зоны: мировой и российский опыт.

19. Особенности социально-экономического развития Кузбасса на современном этапе.

20. Деньги в рыночной экономике: структура денежной массы и ее регулирование.

21. Экономическая интеграция в современном мире.

22. Рынок труда в России: сущность и условия функционирования.

23. Экономический рост: типы, факторы, характер современного развития.

24. Экономический рост и проблемы экологии.

25. Измерение национального производства: задачи, способы, показатели.

26. Государственный бюджет РФ и его исполнение.

27. Внешнеэкономическая деятельность: формы и методы государственного регулирования.

28. Современные аспекты миграции человеческого капитала.

29. Бюджет Российской Федерации: проблемы формирования и исполнения.

30. Дефицит государственного бюджета как проблема экономической политики.

31. Особенности функционирования и регулирования рынка ценных бумаг в РФ.

32. Государственный долг: сущность, причины, проблемы управления.

33. Опыт государственного регулирования экономических процессов в развитых странах мира.

34. Опыт государственного регулирования социальных процессов в развитых странах мира.

37. Перспективы развития российской экономики: проблемы и факторы роста.

38. Развитие и поддержка малого предпринимательства: опыт зарубежных стран и уроки для России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. Макроэкономика: теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: КноРус, 2008. – 688 с.

Дополнительная литература:

1 Агапова, Т. А. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 496 с.

2 Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 2000. – 568с.

3 Бункина, М. К. Макроэкономика: Учебник / М. К. Бункина, А. М. Семенов, В. А. Семенов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512с.

4 Вечканов, Г. С. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – 2-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

5 Глазьев, С. Благосостояние и справедливость: Как победить бедность в богатой стране / С. Глазьев. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2003. – 192 с.

6 Грицюк Т. В. Государственное регулирование экономики: Теория и практика / Т. В. Грицюк. – М.: РДЛ, 2004. – 288с.

7 Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004. – 472с.

8 Киреев, А. П. Международная экономика [Текст]: учебное пособие для вузов: в 2-х частях. Часть 2: Открытая экономика и макроэкономическое программирование / А. П. Киреев. – М.: Международные отношения, 1999. – 488 с.

9 Красникова, Е. В. Экономика переходного периода [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и др. экон. специальностям / Е. В. Красникова. – М.: Омега-Л, 2005. – 296 с.

10 Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Научный редактор А.В. Сидорович. - 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 832с.

11 Курс экономической теории [Текст]: учебник / под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Издание 6-е, дополненное и переработанное. – Киров: АСА, 2007. – 848 с.

12 Макроэкономика [Текст]: учебник / под ред. Н. П. Кетовой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.

13 Макроэкономика [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.

14 Макроэкономика: теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: КноРус, 2008. – 688 с.

15 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Матвеева; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511, [1] с.

16 Микро-, макроэкономика [Текст]: практикум / под ред. Ю. А. Огибина. – СПб.: Литера плюс, 1994. – 432 с.

17 Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс [Текст] / Н. Г. Мэнкью; пер. с англ. В. Кузин, Ю. Писаренок, И. Ровках. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

18 Мэнкью, Грегори Н. Макроэкономика [Текст]: [учебник] / Мэнкью, Грегори Н.; общая редакция Р. Г. Емцова и др. – М.: Издательство Московского университета, 1994. – 735 с.

19 Никифоров, А. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика [Текст]: учебник / А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 534 с.

20 Сакс, Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход [Текст]: пер. с англ. / Сакс, Дж. Д., Ф. Б. Ларрен; Академия народного хозяйства при правительстве РФ. – М.: Дело, 1996. – 848 с.

21 Самуэльсон, П. А. Экономика [Текст]: пер. с англ.: учебное пособие / П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. – 16-е издание. – М.: Вильямс, 2000. – 688 с.

22 Сборник задач по экономической теории: Микроэкономика и макроэкономика / М. Н. Чепурин [и др.]. – 3-е изд. – Киров: ООО "АСА", 2000. – 264с.

23 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика [Текст]: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2004. – 654 с.

24 Фишер, С. Экономика [Текст]: [учебник] / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; пер. с англ. Е. Е. Балашовой и др.; общая ред. Г. Г. Сапова. – М.: Дело, 1993. – 864 с.

25 Экономика [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 894 с.

26 Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. Камаева В. Д. – 10-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 592 с.

27 Экономическая теория: Задачи. Логические схемы. Методические материалы [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2000. – 440 с.

28 Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: учебник / [под общей редакцией В.И. Видяпина, Г. П. Журавлевой]. – Издание 4-е. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

Учебно-методическая литература:

1. Экономическая теория [Текст]: метод. указ. по выполнению курсовых работ / НФИ КемГУ; сост.: Н.К. Михайлова, Л.Н. Чернова, Л.П.Шургая, В.А.Шустов.- Новокузнецк, 2005.— 35с.

2. Экономическая теория: Макроэкономика. Переходная экономика: Планы сем. занятий [Электронная версия]: планы семинарских занятий / Сост. Л.П.Шургая. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2005.

3. Хусаинова, Л. Н. Экономическая теория. Макроэкономика [Электронная версия]: практикум / Л. Н. Хусаинова; Федеральное агентство по образованию РФ, НФИ КемГУ. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2009.

4. Яркова, Т. А. Методические рекомендации по написанию эссе по дисциплине «Институциональная экономика (часть 2) [Электронная версия]/ Т.А. Яркова; Федеральное агентство по образованию РФ, НФИ КемГУ. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Русскоязычные ресурсы:

1. http://www.socionet.ru/

Сайт СОЦИОНЕТ представляет собой архив каталогов публикаций институтов, включая монографии, статьи в периодических изданиях, препринты, научные отчеты, авторефераты диссертаций, докладов на научных конференциях и др. сведения о входящих в состав РАН научно-исследовательских учреждениях, их научных кадрах, о результатах проводимых исследований, о структуре РАН, членах академии, о работе Президиума РАН, электронные коллекции полнотекстовых научных публикаций, библиографические материалы, сведения о научной деятельности, в том числе институтов ООН и РАН и работающих в них ученых, о выполняемых исследовательских проектах и их результатах, авторефераты диссертаций, новостная информация и др.

2. http://www.economy.gov.ru/

Сайт министерства Экономического развития и торговли РФ содержит периодически обновляющуюся информацию по различным направлениями деятельности, связанными с работой Министерства, такими как изменения в законодательстве РФ, интервью, выступления и интервью с членами МЭРТ, прогнозы и программы по осуществлению как ВЭД, так и государственной политики. Данный ресурс может послужить хорошим практическим пособием при изучении проблем российской экономики и внешнеэкономических связей.

3. http://www.gks.ru/

Сайт Службы государственной статистики предоставляет информацию обо всех статистических показателях, сопровождая их аналитическим обзором.

4. http://www.nalog.ru/

Сайт Федеральной налоговой службы предоставляет информацию о разных категориях лиц. Также он включает статистические данные и необходимую документацию для налогоплательщиков, ссылки на законы.

5. http://www.cbr.ru/

Сайт ЦБ РФ содержит всю периодическую информацию по экономической деятельности РФ, включая ставки, курсы и статистические данные.

6. http://www.iet.ru/

Сайт Института экономики переходного периода содержит материалы по следующим направлениям: макроэкономика и финансы, реальный сектор, институциональное развитие, собственность и корпоративное управление, политическая экономия и региональное развитие, аграрная политика, правовые исследования, позволяющим анализировать ситуацию в стране.

7. http://www.expert.ru/

Сайт группы «Эксперт» позволяет быть в курсе происходящего в стране: фондовых котировок акций, курсов валют. Более того, здесь же содержится аналитическая информация и досье по разным разделам, а именно, компании, люди, отрасли и т.д.

8. http://www.finansy.ru/

Сайт Финансы позволяет отслеживать финансовую ситуацию в стране, также он содержит книги, публикации, статьи по данному направлению.

9. http://bankir.ru/

Сайт bankir.ru является узконаправленным и содержит огромный массив информации, которая необходима любому банкиру. Форум банкиров — одни из самых популярных форумов в стране, где обсуждаются животрепещущие вопросы и можно найти ответы ведущих специалистов в области банковского дела.

10. http://www.rbc.ru/

Сайт РосБизнесКонсалтинг содержит новости бизнеса, политики, экономики, аналитические обзоры и тренажеры в области портфельных инвестиций, позволяющие моделировать поведение игрока-участника Фондового рынка.

11. http://economicus.ru/, http://eup.ru/, http://www.auditorium.ru

Сайты Экономикус, Аудиториум и Научно-образовательный портал содержат книги, учебники, монографии, учебные и методические пособия, каталогизированные по дисциплинам.

12. http://www.glossary.ru/index.htm

Сайт Словарей содержит словари по нескольким тематикам, в том числе по экономике.

Иностранные ресурсы:

1. www.sciencedirect.com

Сайт издательства Elsevier объединяет журналы издательств Elsevier, Pergamon, North-Holland и Academic Press. В эти коллекции входит около 200 журналов и книжные серии издательства Elsevier (в основном на английском языке). Большая часть коллекции — это платные ресурсы, но есть и бесплатные.

2. http://www.springerlink.com/home/main.mpx

Сайт издательства Springer — это ресурс, состоящий из двух частей и включающий источники на нескольких языках. Во-первых, это информационная база, содержащая более 1200 полнотекстовых журналов издательств Springer и Kluwer, содержащая периодические издания по общественным наукам. По большинству изданий доступен достаточно глубокий архив (самые ранние доступные номера некоторых журналов датированы 2-ми годами прошлого века). Во-вторых, информационная база предоставляет доступ к коллекции книг по бизнесу и экономике, выпущенных и выпускаемых издательством в 2005, 2006 и 2007 гг. Всего в коллекции к концу 2007 г насчитывается более 1000 книг. Большая часть коллекции — это в основном платные ресурсы, но есть и бесплатные.

3. http://ideas.repec.org/

Сайт University of Connecticut Department of Economics — это крупнейшая библиографическая база данных по экономическим наукам (на английском языке). Содержит ссылки на более чем 300 000 работ, из них 200 000 — в полном тексте.

4. http://www.ssrn.com/index.html

Сайт Social Science Research Network — портал, содержащий ресурсы по целому ряду связанных с экономикой дисциплин. Кроме экономической теории, здесь содержится учет, финансы, информатика, право, менеджмент, маркетинг, страхование, а также переговоры. В открытом доступе более 60 000 полнотекстовых работ.

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Проведение аудиторных занятий по дисциплине «Макроэкономика» не требует специализированных аудиторий и учебно-лабораторного оборудования. Освоение дисциплины производится на базе библиотечного фонда, обычных и мультимедийных учебных аудиторий НФИ КемГУ. Промежуточное тестирование осуществляется на бумажных носителях. Итоговое тестирование проводится в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОО ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика и профилю подготовки Экономика предприятий и организаций.

 

Автор к.э.н., доцент Яркова Т.А.

Рецензент к.э.н., доцент Михайлова Н.К.

 

 

Аннотация рабочей программы

дисциплины Б3.Б.1 «Макроэкономика»подготовки бакалавра по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»

Блок / компонент Содержание дисциплины Темы Трудоемкость Формируемые компетенции
Часы зачетные единицы
Б3.Б.1 1. Введение в макроэкономику. Национальная экономика: цели, структура, важнейшие показатели   0,50 ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6
2. Теория макроэкономического равновесия (классическая и кейнсианская модели)   0,62 ОК-4, ПК-6
3. Потребление, сбережения, инвестиции в национальной экономике     ОК-1, ПК-4, ПК-6
4. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица   0,24 ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6
5. Макроэкономическое регулирование экономики   0,71 ОК-4, ПК-4, ПК-6
6. Финансовая система, финансовая политика. Государственный бюджет   0,56 ОК-1, ОК-4, ПК-6
7. Налоги. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика   0,50   ОК-4, ПК-6
8. Деньги и денежное обращение в рыночной экономике. Модель денежного рынка   0,56 ОК-1, ОК-4, ПК-4
9. Банки и кредитная система. Монетарная (денежно-кредитная) политика   0,29 ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6
10. Макроэкономическое равновесие на денежном и товарном рынках   0,83 ОК-4, ПК-4, ПК-6
11. Экономический рост. Социальная политика государства   0,25 ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6
12. Открытая экономика   0,33 ОК-4, ПК-6
  Промежуточный контроль   0,21 ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6
  Итоговый контроль     ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6
  Итого     ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-6

10 Методические указания для студентов по изучению дисциплины

Пояснительная записка

Цель курса «Макроэкономика» состоит в обеспечении теоретической базы профессиональной подготовки бакалавра в области экономических наук на основе изучения функционирования экономики в целом на основе совокупных величин для объяснения установления общего равновесия, возможности влияния государства как субъекта экономического процесса на основные макроэкономические параметры. Учебный курс макроэкономики относится к разряду экономических дисциплин, формирующих систему современного мышления и профессиональных знаний современного экономиста.

Основная цель изучения курса макроэкономики – подготовка в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования специалистов, владеющих теоретическими знаниями по экономической теории и навыками анализа функционирования экономики на различных уровнях. В процессе изучения данной дисциплины формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции студента:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК 1);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК 4);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6).

Задачи курса макроэкономики:

- научить понимать основные проблемы и противоречия, складывающиеся в реальной экономике; основные точки зрения, конкурирующие в спорах по поводу объяснения экономического развития и выработки экономической политики.

- раскрыть сущность и роль основных элементов институциональной организации рыночной экономики: банковская система, денежная система, налоговая система и др.;

- привить навыки самостоятельной оценки макроэкономических явлений с учетом специфики экономики России.

В результате изучения курса студенты должны:

- знать основные категории экономической теории;

- понимать современные проблемы экономической организации общества;

- усвоить закономерности хозяйственного развития;

- уметь использовать теоретические знания для оценки состояния экономики и экономической политики государства;

- приобрести навыки самостоятельной работы с научной экономической литературой и публичных выступлений по различным экономическим вопросам.

Успешное овладение знаниями по экономической теории предполагает постоянную и кропотливую самостоятельную работу студентов на лекциях, семинарах, при подготовке к тестированию, при выполнении контрольных работ, курсовой работы и т.д.

Студентам необходимо приобрести навыки и умение кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения лекции, выводы, обобщения, формулировки. Дисциплина макроэкономики использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять в процессе обучения. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Подготовка к семинарскому занятию требует ознакомление и работу студента с рекомендованной научной, учебной и периодической литературой. На семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов экономической политики, и умение их применить для аргументированной и доказательной оценки любых экономических процессов и явлений, происходящих в современном мире.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Макроэкономика» является экзамен (согласно учебному плану специальности). На экзамене студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования инструментарием макроэкономической теории.

Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Теоретические занятия при изучении данного курса проводятся в форме лекций. Лекции организуются потоком.

Семинарские занятия проводятся в следующих формах: опрос, собеседование, обсуждение проблемных вопросов, заслушивание и обсуждение рефератов и эссе, групповое и индивидуальное решение задач по темам курса, тестирование.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по основным темам курса по вариантам, самостоятельное изучение тем и разделов, выполнение курсовой работы (согласно учебному плану), изучение теоретического материала и подготовка к семинарам. Самостоятельная работа организуется с помощью консультативной и индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом. Семинарские занятия организуются с помощью разработанных на кафедре планов семинарских занятий, предполагающих решение задач.

Цель семинарских занятий практическая отработка и закрепление полученных знаний, анализ узловых проблем курса, получение навыков самостоятельной работы студентов с учебной и научной литературой, получение навыков теоретического анализа, умение разбираться и ориентироваться в современных экономических проблемах. Целью консультаций и индивидуальной работы являетсяоказание индивидуальной помощи студентам по отдельным темам курса, учитывая степень разработанности проблемы в учебной литературе, наличия различных подходов к решению тех или иных проблем, значимости данных проблем для понимания основ функционирования рыночной экономики и макроэкономических аспектов. Внимание на консультациях необходимо уделять развитию навыков самостоятельной работы студентов с периодической литературой, публикациями в научных журналах, со статистическими материалами.

По дисциплине осуществляется текущий и итоговый контроль на дневном и заочном отделении в форме защиты курсовой работы и сдачи экзамена.

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточным и итоговом контроле и оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Качество знаний студентов оценивается преподавателем на основе анализа различных факторов: самостоятельности, полноты, глубины, аргументированности ответов.

Условием допуска к экзамену считается обязательное выполнение и защита курсовой работы.

Защита курсовой работы оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критерии оценки студентов при защите курсовой работы:

· - «отлично» - курсовая работа отличается научной терминологией, четкой аргументацией, логичностью, умением самостоятельно мыслить и делать выводы;

· - «хорошо» - курсовая работа характеризуется правильным использованием понятий, логичностью, аргументирован, но отсутствует глубокое самостоятельное осознание проблемы, творческое мышление;

·. «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему при подготовке и защите курсовой работы фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;

· «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не справился с подготовкой и защитой курсовой работы.

Итоговый контроль сформированности компетенций ОК-1, ОК-4, ПК-4 и ПК-6 осуществляется при сдаче экзамена.

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

· - «Отлично» -учебный материал усвоен глубоко, студент свободно владеет экономическими категориями (понятиями), умеет применять свои знания для решения стандартных и проблемных ситуаций. Ответ на экзамене отличается научной терминологией, четкой аргументацией, логичностью, умением самостоятельно мыслить и делать выводы, и набравшему от 84 до 100 баллов;

· - «Хорошо» - учебный материал усвоен в целом правильно, студент достаточно свободно владеет экономическими категориями (понятиями), умеет применять свои знания в стандартных ситуациях. Ответ на экзамене характеризуется правильным использованием понятий, логичностью, аргументирован, но отсутствует глубокое самостоятельное осознание проблемы, творческое мышление, и набравшему в результате изучения дисциплины от 68 до 83 баллов;

·. «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации и набрал не менее 50 баллов;

· «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который набрал менее 50 баллов и не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.

 

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине

Освоение дисциплины проводится в форме лекций, семинарских занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение семестра.

При подготовке к аудиторным самостоятельным работам студентам необходимо повторить материал практических занятий по отмеченным преподавателям темам, а также повторить теоретический материал по данным темам.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме индивидуального решения задач по темам курса и сквозных задач по блокам тем, подготовка рефератов и эссе, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

· Подготовка к практическим занятиям;

· Самостоятельное изучение тем дисциплины;

· Подготовка к текущим контрольным мероприятиям (тестовые опросы);

· Выполнение домашних индивидуальных заданий;

· Выполнение контрольных работ.

Распределение часов по видам занятий представлено в рабочей программе изучаемой дисциплины.

При выполнении курсовой работы см. «Экономическая теория. Микроэкономика: методические указания по выполнению контрольных работ / НФИ КемГУ; Шустов В.А., Чернова Л.Н. – Новокузнецк, 2004».

Текущий тестовый опрос проводится по тестам, см. «Экономическая теория. Микроэкономика [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Чернова; НФИ КемГУ. - Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ, 2006».

При самостоятельном изучении тем см. базовый учебник «Макроэкономика: Теория и российская практика: учебник для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - Издание 6-е, исправленное и дополненное. - М.: КНОРУС, 2008. - 624 с.

Подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы, ответить на контрольные вопросы и решить задачи по теме, а также подготовить рефераты (см. методические указания к проведению семинарских занятий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.095 с.)