Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейское экономическое пространство

Поиск

Зона свободной торговли (1951 общ. рынок угля и стали) - тип международной интеграции, при котором в странах-участниках снижаются и впоследствии отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, количественные ограничения. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения.

Таможенный союз. 1 июля 1968 г. Распространялся на всю торговлю товарами. Предшествующие договоры (Парижский 1951) распр-ся только на угледобывающую и сталелитейную отрасли. Запрет импортных и экспортных пошлин с равнозначным эффектом внутри ЕЭС. Установление единого таможенного тарифа в отношении 3 стран. Единая торговая политика была отнесена к компетенции институтов ЕС в 1970 г., но только с 1973 эта сфера стала исключительной компетенцией наднациональных институтов. Цели торговой политики были определены еще Римским договором. Устанавл-ся единый тамож. тариф, заключаются общие соглашения с 3 странами. (количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины и защитные оговорки). Для внешней торговли характерно 2 тенденции. С одной стороны, ЕС выступает как стойкий сторонник либерализации процесса, с др. стороны ЕС очень бдительно стоит на охране интересов своего внутр. рынка (антидемпинговые процедуры).

Общий рынок - форма экономической интеграции, предполагающая свободное перемещение товаров, услуг, капитала, раб. силы. (Андская группа, Европейская экономическая зона) Свободное движение товаров. Регламент 2004 г. определили товары как всё движимое имущество, включая электрический ток. Суд ЕС в одном из решений 1968 г.: товары – это всё измеряемое в денежной стоимости и являющееся объектом коммерческих операций. В категорию товаров были включены: золотые и серебряные слитки, опасные отходы. Отмена тамож. пошлин и равнозначных сборов. Исключения все-таки существуют. Не любые перемещения товаров будут допустимы в рамках свободы. Уже в Договоре ЕЭС был указан ряд ограничений: запрещается перемещение товаров, если возможна угроза для общественной морали, для обществ. порядка, для гос. безопасности, для сохранения животного и растительного мира, для охраны нац. культ. ценностей, для защиты промышленной и торговой собственности. Суд ЕС впоследствии допустил возможное постановление препятствий в тех случаях, когда препятствия создаются для нац. и иностр. участников рынка. Эти ограничения вводятся для обеспечения эффективности налог. контроля, для защиты общ. здоровья, для обеспечения честности коммерческих сделок и для защиты окруж. среды. Свобода движения услуг. Под это понятие не подпадает деятельность благотворительности, выполнение офиц. обязанностей. Это может быть деят-ть промышл., коммерч. характера, туристской сферы и многое др. Фактически эта свобода имеет место в 3 основных ситуациях: 1. Когда лицо передвигается на территорию др. гос-ва члена с целью оказания услуг; 2. Когда лицо перемещается в др. гос-во с целью получения услуг; 3. Когда сами стороны не движутся, но оказывается услуга.

Экономический и валютный союз - координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. Экономический и валютный союз (ЭВС) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Координация экономических политик. основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов. Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк.

 

«Европейская идея» Проект создания европейских союзов появился еще в Средние века. Одним из первых был проект «Христианская республика» фр. юриста Пьера Дюбуа (1306) Показывая пагубность войны и разобщенности народов, он видел путь восстановления мира в создании объединенной христианской Европы.

Проект короля Богемии Иржи Подебрада (втор. полов. 15 в.) Иржи из Подебрад принадлежала идея всеевропейского христианского союза, названного «Христианской Лигой». Объединить усилия христианской Европы в борьбе с турками – «упорнейшими неприятелями самого имени христиан». Союза европейских государей, которые должны были взять на себя обязательство решать все спорные вопросы мирным путем.

Сплочение христианского мира перед внешней угрозой Проект Федерации европейских гос-в герцога Сюлли (1639) план достижения Францией гегемонии в Европе - объединение европейских государств в "христианскую республику". Каждое государство должно выставлять определённый контингент войск для борьбы с турками; решения в совете этой федерации должны приниматься большинством голосов, причём ведущие монархи - папа, император, короли Франции, Испании и Англии - должны иметь в нём по четыре представителя, а остальные государства - по два. Созданию европейской федерации должна была предшествовать такая перекройка карты христианского мира, после которой мощь габсбургской династии оказалась бы подорванной, а политическое влияние Франции возросло бы.

Идея создания общеевропейских органов власти: У. Пенни (1693) - Европарламент

Анри Сен-Симон (1814) – армия, Европарламент Союз по инициативе Александра 1 против революции (Священный союз).

Бентон (конец 18 в.) – созыв европейской армии и европейского парламента

Блюнтши «Организация европейского союза гос-в» (конец 19 в.) - сенат на выборочной основе

- Создание «панъевропейского союза» Панъевропейский союз — движение выходящее далеко за пределы национальных и политических границ. Цель Панъевропейского союза — объединить всех европейцев в сильную Европу, которая способна эффективно продвигать свои интересы и идеалы в мире. Движение основано в 1922 году.

- Создание СШЕ (соединённые штаты Европы) (1923-1924)

- План Аристида Бриана (1929)

- Меморандум об организации режима Федеративного европейского союза (1930): высший орган – европейская конференция. Аристидом Брианом.

- Основные европейские федералистические движения (1940-е)

- Создание Европ союза федералистов (1946)

- Конгресс в Монтре (1947) основные принципы европейского федерализма, сформулированные на Конгрессе в Монтре в 1947 году и использованные в практике европейских государств:

- Гаагский конгресс (1949) В мае 1948 года в Гааге состоялся европейский конгресс, собравший весь цвет западноевропейской политической и интеллектуальной элиты. Он завершился принятием документа «Послание европейцам» и нескольких политических резолюций. Но парадокс заключался в том, что, хотя форум и призвал к созданию европейской федерации, однако на деле все свелось к созданию Совета Европы – традиционной международной организации, не обладавшей ни полномочиями, ни инструментами строительства «единой Европы».

- Проект Мишеля Дебре (1949)

 

Север Европы

Идея объединения Северных стран появилась в средние века (Кальмарская уния – 1397). Но значение идея приобрела только после ВМВ. После войны скандинавская промышленность оказалась в выгодных условиях, однако и европейская начала развиваться быстро и составляла конкуренцию. В итоге 2 проблемы: 1) не дать Скандинавии разделиться 2) сделать экономику более конкурентоспособной, выход – объединение.

Специфика: ситуация «запаздывающей модернизации», поэтому рег. интегр. оказалась запаздывающей. географическая близость, неравномерная заселенность; периферия Евр; малоемкая экономика. Внешняя политика обусловила внутреннюю интеграцию. Необходимость создания единого рынка, который каждая из стран может использовать как национальный. Общность социально-экономической структуры. Этническая общность. Общность культур. Религиозная общность. Тесное политическое взаимодействие. После ПМВ страны начинают сотрудничать на политическом уровне.

Основанный в 1952 году, Северный Совет является органом межпарламентского сотрудничества стран Северной Европы. Совет состоит из 87 избираемых членов парламента, представляющих пять стран (Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Финляндия) и три автономные территории (Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова). Члены Северного Совета являются представителями парламентов стран-участниц, назначенными своими политическими партиями. Таким образом, в Северном Совете не существует процедуры прямых выборов. Особенность Северного Совета состоит в том, что члены парламента и представители правительств встречаются на ежегодных Cессиях Северного Совета для обсуждения политических вопросов. Текущая работа в Северном Совете ведется непрерывно через постоянные комитеты и партийные группы.

Совет министров Северных стран – формально это отдельная организация, но фактическая часть составная часть Северного Совета. Учрежден 1971. В СМСС сотрудничают правительства северных стран. Председательство в Совете осуществляется поочередно. Председатель ответственен за координацию сотрудничества между правительствами северных стран. Председатель осуществляет руководство всеми делами Совета министров на заседаниях и в процессе консультаций правительств по проблемам европейского и международного сотрудничества. Совету министров помогает в его работе комитеты правительственных служб и Секретариат Совета министров. Решения Совета министров принимаются единогласно. Однако процедурные вопросы могут решаться простым большинством, а в случае равенства - решающий голос Председателя. Решения Совета министров обязательны для каждой страны. При этом решения по проблемам, которые в соответствии с конституцией любой из стран требуют парламентского одобрения, не являются обязательными для этой страны пока парламент страны не одобрит его. СМСС осуществляет балтийское сотрудничество, действует в сфере экономики и экологии.

Совет государств Балтийского моря — был учрежден в 1992 в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ. С 1995 года вошла Исландия. Цель Совета - стимулирование всестороннего сотрудничества между странами региона.По решению саммитов в Висбю и Колдинге созданы специальные группы личных представителей премьер-министров стран Балтийского моря соответственно по борьбе с организованной преступностью и по борьбе с инфекционными заболеваниями. Совет и КСДЛ могут образовывать рабочие или целевые группы. Решения во всех этих органах принимаются на основе консенсуса. В настоящее время существуют такие группы по содействию демократическим институтам, экономическому сотрудничеству, радиационной и ядерной безопасности, по молодёжной политике. Совет Баренцева Евроарктического региона — был учреждён как форум регионального сотрудничества в 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия). В него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония — имеют статус наблюдателей. Провозглашённой целью Совета является содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера. СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион: из России — Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, а с января 2002 г. — также Республика Коми, Норвегии — губернии Нордланд, Финнмарк и Тромс, Швеции — губернии Норрботтен и Вестерботтен и Финляндии — губерния Лапландия и союзы коммун Кайнуу и Северной Остроботнии, а также представители коренного населения региона. Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодежной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству. В рамках сотрудничества СБЕР с Баренцевым региональным советом действуют также объединенные рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму. Арктический совет — международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны, восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. 9-я Конференция в 2010, сосредоточился на следующих главных темах: жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике; образование и исследование — продолжение Международного полярного года; тающий лед — последствия. Северный форум — МНПО северных регионов, образованная по инициативе региональных правительств провинции Хоккайдо (Япония), штата Аляска (США), Магаданской и Камчатской областей (СССР) в 1991 г. В 1992 Северный Форум получил аккредитацию в ООН как неправительственная организация и статус наблюдателя в Арктическом совете. Его целью является улучшение качества жизни на Севере (через сотрудничество в области науки и здравоохранения), а также поддержка устойчивого развития туризма и осуществление инициатив в сфере социально-экономического сотрудничества между северными регионами. Внимание уделяется области альтернативной энергетики. В рамках студенческих обменов молодые люди получают гранты и учатся в высших учебных заведениях. В 2010 страны Балтии и Скандинавии подписали соглашение по обеспечению трансграничной финансовой стабильности. Цель подписанного сегодня документа - снижение рисков распространения финансового кризиса и повышение эффективности антикризисного управления. Финансовые проблемы, имеющие исключительно национальную природу происхождения, не являются пунктами обсуждения в данном соглашении. В рамках подписанного соглашения для достижения поставленных целей будет создана Скандинаво-Балтийская группа по обеспечению трансграничной финансовой стабильности.

 

Россия и СЕ.

Одним из путей стимулирования сотрудничества России и ЕС является углубленное взаимодействие в регионе Балтийского моря - проект "Балтийское измерение", в котором помимо скандинавских стран, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии активную роль может сыграть Германия. Он предполагает широкое взаимодействие существующих и создание новых институтов стран Балтийского моря во всех сферах - экономики, политики, безопасности, науки, культуры и образования. Предполагает развитие не только приграничных связей, но и торгово-экономические проекты, выходящие далеко за границы региона, и активное участие российского бизнеса в экономике стран региона."Балтийское измерение" может также способствовать выходу из тупика в решении проблемы Калининградской области. Принципиальным моментом функционирования предлагаемой модели является согласование политики с ЕС. Для стран - новых членов подобная инициатива могла бы послужить в Брюсселе неплохим пиаром, как в свое время "Северное измерение" подняло авторитет Финляндии в ЕС. В рамках измерения вокруг проектов Североевропейского газопровода и координации развития энергосетей можно наконец придать практический импульс энергодиалогу Россия-ЕС. Недостатки проекта для стран региона Балтийского моря являются продолжением его достоинств. Главный из них - традиционные опасения относительно намерений России. Однако, учитывая мощную поддержку ЕС (и НАТО), потенциальные выгоды "Балтийского измерения" значительно превышают его потенциальные риски. "Балтийское измерение" может стать совместным "пилотным" проектом ЕС и России и помочь преодолеть нынешний тупик в их отношениях, в перспективе послужить реальной основой для создания Общего европейского экономического пространства. Ганза Нового Времени – 1980 г. крупнейшая в мире культурная ассоциация. Включает «старые» Ганзейские города и новые, доказавшие наличие торговых связей со средневековой Ганзой, 176 городов, 16 стран Европы, «общие пространства»: межмуниципальные, культурные и экономические связи. Задача Ганзы - сохранить ганзейский дух общего образа жизни и культуры в ганзейских городах, внести вклад в общеевропейское экономическое, культурное и социальное единство Европы. Целью проекта "Балтийский мост" является обеспечение средних и малых компаний стран балтийского региона достоверной информацией, необходимой для установления деловых контактов и развития внешнеэкономической деятельности. Идея проведения международных тренингов и бизнес-семинаров, как на территории России, так и за рубежом перспективна.Люди заинтересованы в установлении бизнес-контактов. Подобные мероприятия не только предоставляют возможность научиться новому, и усовершенствовать уже имеющиеся знания, но и познакомиться лично с бизнесменами из разных российских регионов, а также с зарубежными коллегами. А формат проведения - тренинговая работа в группе, поможет в преодолении национальных фобий и кроскультурных различий. «Северный поток» Швецией выставлены три существенных условия. Во-первых, замутнение воды при прокладке трубопровода не должно превышать 15 мг на литр воды в районе Hoburgs Bank и Norra Midsjobanken. Во-вторых, строительство не должно вестись в районах нереста трески в период с мая по октябрь. И наконец, компания должна нести полную ответственность за обломки военной техники и боеприпасов на дне и, где возможно, провести их консервацию и реставрацию.

 

Латинская Америка.

Латинская Америка - это конгломерат разрозненный, подчас враждующих между собой государств, легко становившихся объектом сырьевой и финансовой эксплуатации северным гигантом, которому не нужна сильная Латинская Америка, способная превратиться в нежелательного конкурента. А та больше не желает оставаться его универсальным амортизатором. Отсюда тяга к объединению усилий, созданию оборонительно-наступательного «единого фронта».

В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу образовав Андскую группу стран. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения. Комиссия обычно проводит не менее трёх сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития. Совет министров иностранных дел — орган политического сотрудничества — координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие. Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору. Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. В 1990 году была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки.

Карибское сообщество 1973 — торгово-экономический союз стран Южной Америки. Малые островные государства (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья, Суринам. Высший орган объединения — конференция глав государств, исполнительные органы — Совет министров и Генеральный секретариат, а также постоянные комитеты и специализированные рабочие группы. Страны договорились о введении общих тарифов на импорт товаров из третьих стран, то есть создании таможенного союза, отмене всех нетарифных барьеров в торговле товарами, производимыми внутри субрегиона, создании общего рынка со свободным движением капиталов, с общей денежной единицей, согласованной политикой в области финансов, в отношении иностранных инвестиций. С января 1991 г. единый внешний тариф (ЕВТ) заменил систему количественных ограничений импорта как основного инструмента защиты внутреннего рынка КАРИКОМ. В октябре 1992 г. на специальной встрече глав правительств был утвержден график поэтапного снижения ЕВТ, начиная с января 1993 г.

МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла. Название организации происходит от «Рынок Южного конуса». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т.д.

Основной принцип деятельности высших органов Меркосур — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих.

АЛБА — альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Цель альянса — содействие торговле и кооперации между ее участниками.

" Боливарианский альянс для народов нашей Америки - Торговый договор народов. "

В апреле 2009 г. принято решение о введении условной единицы для взаиморасчетов "сукре". В будущем планируется переход к полноценной валюте, что позволит уйти от навязанной диктатуры доллара. Высшим органом является Совет глав государств. При нем функционируют два консультативных органа - Совет Министров и Совет общественных движений, создано 7 комиссий. За прошедшее время блок трансформировался в полноценное политическое и экономическое объединение, активнопродвигающее альтернативную интеграционную модель регионального масштаба.

Стержневым элементом АЛБА призвано стать, по замыслу Каракаса, общерегиональное сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Пользуясь своими возможностями в сфере углеводородов, Венесуэла эффективно проводит напористую политику распространения преференциальных режимов поставок венесуэльской нефти и нефтепродуктов в страны Латинской Америки и Карибского бассейна в рамках проекта «Петрокарибе», приносящую администрации У.Чавеса немалые политические дивиденды.

 

Северная Америка.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994. Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем. В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли. В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке — снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне. Изначально союз замышлялся как отчасти ответ на набиравшую обороты европейскую интеграцию. Ведущую роль в организации играют США, которые используют данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки. Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США. В отличие от Европейского союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА: устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения; создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли; привлечение инвестиций в страны-члены соглашения; обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности; создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; создание единого континентального рынка.

Структура:

§ Комиссия по свободной торговле; Секретариат.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.019 с.)