Международные военно-политические организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные военно-политические организации.



Организация Варшавского Договора (ОВД) – о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. Воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил. Обвинен, т.к. отражал интересы только СССР.

Деятельность: Август 1968 года ― Ввод войск в Чехословакию (подавление Пражской весны). На Московском заседании ПКК (Политический консультативный комитет) (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

Руководящие органы: 1) Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора 2) Комитет министров обороны – 1969 3) Объединенные вооружены силы 4) Объединённое командование вооружёнными силами (ОВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора. 5) Военный Совет ОВС 6) Штаб ОВС 7) Технический комитет

Организация Североатлантического договора (НАТО).

Военно-политический блок, появился в США 4 апреля 1949 г. – 12 стран подписали Североатлантический договор (США, Канада, Великобритания, Франция, Бенилюкс, Норвегия, Дания, Исландия, Италия, Португалия), Цели: Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН.1) выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе 2) служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности 3) осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО 4) способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании 5) содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона. Военные структуры: 1) военный комитет – высший орган 2) постоянный военный комитет 3) международный военный комитет 4) военная академия. Гражданские структуры: 1) постоянный совет 2) комитеты 3) группа ядерного планирования 4) генеральный секретарь. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Россия и НАТО.

Создание блока в 1949 году Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор.

После распада Варшавского договора и СССР отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.

В январе 2008 году к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил популярный в России политик и дипломат Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран—членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнерские отношения с альянсом».

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и ФРГ соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику.

 

Западноевропейский Союз.

Западноевропейский союз (ЗЕС) ― организация, созданная в 1948 году для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Включает в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Амстердамский договор 1996 года сделал Западноевропейский союз «неотъемлемой частью развития Союза», предоставив ему оперативные полномочия в сфере обороны. Сейчас он все больше уступает свои функции подразделениям ЕС, развивающимся в рамках совместной внешней политики безопасности. В ноябре 2000 года Совет министров безопасности Западноевропейского союза одобрил решение о постепенном реформировании этой организации и передаче её полномочий соответствующим структурам и агентствам ЕС. 1 января 2002 года в Европейский союз вошли такие учреждения Западноевропейского союза, как Институт безопасности и спутниковый центр Европейского союза. Главная функция, оставшаяся у Западноевропейского союза ― коллективная безопасность, её передача Европейскому союзу пока что отложена. Основными причинами подписания Брюссельского пакта были: страх перед «советской военной угрозой» - опасения агрессии со стороны СССР и его союзников; - Недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны Германии. В годы холодной войны деятельность Североатлантического Альянса полностью заместила деятельность Западноевропейского союза. Однако это не означало конец его существования. Первые шаги к «реставрации» организации были предприняты в середине 1980-х гг., но подлинное возвращение к активной деятельности Западноевропейского союза произошло только после подписания Маастрихтского договора о Европейском союзе 1992 г. В 1996 г. организация стала выполнять оперативные функции в сфере обороны. Но в течение 2000-х годов влияние Западноевропейского союза на обеспечение безопасности ЕС последовательно снижалось. Большинство его функций должно было заменить Лиссабонское соглашение. В марте 2010 года было заявлено о планах прекращения деятельности Западноевропейского Союза до 2011 года.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились еще пару государств.

Цели: ускорение экономического развития стран, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления к укреплению фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Среди возможных причин называют следующие: 1) межнациональные противоречия и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику 2) авторитарный характер советского 3) растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами 4) диспропорции экстенсивной экономики 5) ряд техногенных катастроф 6) моноцентризм принятия решений 7) Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря.

Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным. Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами: разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития; длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи; технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских.

В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ открытая организация для присоединения других стран.

СНГ не явл. надгосуд. образованием и функционирует на добровольной основе. 11 членов (в 2009 вышла Грузия). Высшим органом в военно-полит сфере явл. Совет глав гос-в, координацию осущ. Совет глав прав-в. В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС). Важным явл. совместные усилия по сближ. нормативно-правовой базы в области воен. строительства и обеспеч. соц. защиты военнослуж., лиц, уволенных с воен. службы, и членов их семей, а также реализ. договорен. направл. на предотвращение вооруж. конфликтов на тер-рии СНГ. Вторая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения. В 1992 создан договор о коллективной безопасности как соглаш., призванное решать проблемы поддерж. мира и безоп-ти в регионе. 1999 президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период. На московской сессии ДКБ 2002 года было принято решение о преобраз. ДКБ в полноценную м/н орг-цию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Страны одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, они будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с м/н терроризмом и экстремизмом, транснац. организ. преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности. Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил. Одна из оборонных структур — это Объединённая система ПВО СНГ. Весьма важным явл. обеспеч. без-ти воздушного простр. Содружества. Командные пункты ВВС и ПВО 5 стран, несущих боевое дежурство, обмен информацией о возд. обстановке и готовы совместно противост. нарушителям. Теперь РФ пыт. найти нов. направление своих нац. интересов – это Азия (ШОС – совпадение целей). НАТО уже заняло зап. нишу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 4816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.013 с.)