Источники права Европейского Союза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники права Европейского Союза.



Первичное право - источники, имеющие основополагающий характер в правовой системе и обладающие высшей юридической силой. Как известно, основным источником права в государствах является конституция, в соответствии с которой принимаются другие законы, нормативные акты. В Европейском Союзе функции конституции выполняют учредительные договоры. В рамках Европейского Союза данные источники по своей форме являются международными договорами, которые подписаны и ратифицированы всеми государствами-членами и для своего изменения, по общему правилу, нуждаются в согласии каждого из них.

Первым договором, с которого началось формирование первичного права, послужил в данное время уже не действующий Договор о ЕОУС 1951 г. А так же это учредительные документы (договоры) организации: Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г., Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Все три договора связывают одни и те же страны.

К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их («ревизионные» договоры): Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г. На Конференции государств-членов, завершившейся 11 декабря 2000 г. в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительные договоры Союза.

Составной частью первичного права Союза выступают договоры о присоединении новых государств-членов: договор 1972 г. о присоединении Великобритании, Дании и Ирландии; договор 1980 г. о присоединении Греции, договор 1985 г. о присоединении Испании и Португалии и договор 2003 г., на основании которого членами Союза стали 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья.

К каждому из договоров о присоединении прилагается специальный документ («акт об условиях присоединения»), который устанавливает сроки и процедуру постепенной интеграции новых стран в экономическую и правовую систему Союза. К актам об условиях присоединения, в свою очередь, приложены многочисленные протоколы и приложения, являющиеся их составной частью (подобно тому, как сами эти акты являются частью договоров о присоединении).

Источники вторичного права Европейского Союза. К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты принимаемые на основе учредительных договоров. Первая категория актов – это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения, рекомендации. Вторая категория – это индивидуальные акты, к ним относятся решения. Третья категория – это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации и заключения. Регламент – нормативный акт, котор. имеет общее действие, явл. обязат. в полном объеме и подлежит прямому применению во всех гос-членах. Содерж. общепринятые правила применения. Исполз., чтобы ввести единые нормы и осущ. унификац. национ. права. Директива – нормативный акт, явл. обязат. в отношении той цели и результ., кот. планируется получить. Могут быть указаны гос-ва, но чаще общеобязат., в момент появл. не имеет прямого действия. Если гос-ва в указ время не создали правов. базу не подготовились, то директива надел прямым действием (сли создали, то нет). Нужна для гарантии национ. права. Трансформация директивы – приведение гос-вами своего закондат. в соответствие с требованиями директивы. Решения – юрид. обязат. акты, не служит инструментом гармонизации и унификации. Большинство носит индивидуальный характер. Могут быть нормативного характера, в частности в отношении 3-й опоры. Рекомендация и заключение не облад. обязат. характером. Исполь. для выдвижения предположений по каким-либо законопроектам, привлечение внимания компетентных институтов. Заключ используется для отражения мнения органов по каким-либо вопросам. Другие акты: акт особого рода, резолюция, декларация, конвенции (на межгосуд. основе и т.д.)

 

Три «опоры» Европейского Союза.

Опора.

Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС. Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности. Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. С 2000 года функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности (для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц) Ниццкий договор 2001 – стало больше вопросов, решаемых советом министров на базе квалифицированного большинства голосов. Продвинутое сотрудничество распростран. на 2-ую опору.

Опора.

Сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. Начало сотрудничеству в области внутренних дел и правосудия было положено в 1975 созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» — TREVI group) в составе министров внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки и торговли наркотиками. С середины 1980-х государства-члены ЕС взяли курс на постоянную координацию политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС. Решения по вопросам правосудия и внутренних дел принимаются на основе межправительственного сотрудничества стран Союза по следующим направлениям: — пол. предоставления политического убежища; — контроль над внешними границами Союза; — иммиграционная пол.; — таможенное сотрудничество; — сотрудничество в области гражданского и уголовного права; — сотрудничество нац-ых полицейских служб, создание полицейского ведомства. Стратегия реализации сотрудничества в области внутренних дел и правосудия была закреплена Амстердамским Договором и конкретизирована решениями Венского (1998), Тамперского (1999) и Брюссельского (2001) саммитов ЕС, взявшими обязательства по борьбе с наиболее опасными преступлениями — организованной преступностью, торговлей людьми и преступлениями против детей, незаконной торговли оружием и наркотиками, коррупцией и мошенничеством, а также международным терроризмом.

ЕВРОПОЛ. Цель – повысить эффективность сотрудничества компетентных ведомств в предотвращении, анализе причин и противодействии особо опасным преступлениям европейского масштаба. Действует с 1 июля 1999г. Штаб-квартира - в Гааге. Финансируется странами-членами ЕС. Бюджет в 2007 г. –?70.5 млн. Противодействие: торговле наркотиками, взрывчатыми и радиоактивными веществами, оружием, крадеными машинами; подделке денег; нелегальной иммиграции и торговле людьми; терроризму; кибер-преступлениям; коррупции; нанесению ущерба окружающей среде.

С марта 2002 года действует Евроюст. Задачи: координация деятельности национальных властей; упрощение процедуры взаимной юридической помощи. Сфера компетенции: дела с участием одновременно НЕСКОЛЬКИХ государств.

Расширение ЕС.

Чтобы присоединиться удовлетворять Копенгагенские критерии: стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. 25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция 1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия 1 января 1981 Греция 1 января 1986 Испания, Португалия 1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция. 1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 1 января 2007 Болгария, Румыния.

 

Принципы наделения компетенцией, субсидиарности и пропорциональности. Исключительная, совместная и дополняющая компетенции Европейского Союза. Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. Принципы субсидиарности и пропорциональности регулируют осуществление данной компетенции. Согласно принципу наделения компетенцией Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили ему в Договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими Договорами. Принцип субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, и могут быть лучше достигнуты на уровне Союза. Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности. Согласно принципу пропорциональности содержание и форма действий Союза не выходят за рамки того, что необходимо для достижения целей Договоров. Сферы исключительной компетенции ЕС: вопросы тамож. союза; установление правил конкуренции, необход. для функционир. единого внутр. рынка; денежная политика в зоне евро; определение квот на рыболовство и др. вопросы сохран. морских биологических ресурсов; общая внешнеторг. политика в отношен 3-их стран. Сферы исключ. компетенции гос-членов: здравоохранение; повышение конкурентоспособности промышлен.; культура, туризм; образование, профессион. обучение, молодежная политика, спорт; гражданская оборона; координац. административного сотрудничества гос-членов. Совместная компетенция (единый внутренний рынок, социальная, аграрная, транспортная, энергетическая и региональная политика, защита прав потребителей и сфера свободы, безопасности и правопорядка); Поддерживающие, координирующие и дополняющие меры (культура, туризм, образование, спорт, здравоохранение, административное сотрудничество).

 

Россия и ЕС (1994-2009).

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998. Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств ("дорожные карты"): экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, т.к. между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем. По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд. евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25%. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44% от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Безвизовый режим 27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. 17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза. 1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.

Проблемы: В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства. Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к ЕС касаются: предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью; ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

Претензии ЕС к России касаются: нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия); заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.012 с.)