Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Азиатско-Тихоокеанский регион.

Поиск

Страны АТР, которые достигли быстрых темпов экономического роста и расширения торговли в условиях свободной торговли, имевшей место в прошлом, выступили в поддержку углубления всемирной системы свободной торговли, и приступили к формированию открытого экономического сообщества в АТР. Формирование механизмов многосторонней экономической интеграции стран АТР стало особенно необходимым в 80-е гг. К этому времени созрела насущная потребность в создании институтов, которые могли бы урегулировать проблемы углубляющегося неравенства во внутрирегиональной торговле между разными странами, проблемы, связанные с ростом конкуренции и трений между ними на почве различий в темпах развития, а также координировать результаты чрезвычайно быстрого экономического роста, высокой концентрации внутрирегиональной торговли, разделения труда и новых структурных изменений. Быстрый рост торговли стал источником ее несбалансированности. Особенно это касается района Юго-Восточной Азии и южной части Тихого океана, где сосредоточены богатые природные ресурсы и необъятные океанические богатства, сохраняющиеся, в основном, в нетронутом состоянии и способные с избытком удовлетворить потребности государств региона. В случае соединения этих богатых природных ресурсов с широкими техническими и инвестиционными возможностями США, Японии и других передовых государств можно обеспечить всестороннее развитие данного региона. АСЕАН Образ в 1967. Включает 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Цели: первонач были скорее политическими: противодействие агрессивной политике индустриально развитых стран., безопасность, мир внутри региона, а сейчас ускорение эк развития, социального и культурного прогресса. Зона свободн торговли AFTA, содействие наиб отсталым стр, однако трудности – однотипность эк-к, высокая конкурен-я товаров среди стр. АСЕАН; 1971 Куала-Лумпурская декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии.. Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в Южно-Китайском море, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 выступили с Манильской декларацией. Она призывалавсе вовлеченные стороны ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Китайского моря (ЮКИ) островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. АСЕАНовский региональный форум - особого рода организация, она объединяет как участниц ассоциации стран Юго-Восточной Азии, так и государства-партнеры. например, США и РФ. На высшем уровне АРФ собираются министры иностранных дел стран-участников, а ступенью ниже - сотрудники МИД, ученые-политологи и др. Их задача - "мягко", на личном уровне, обсудить назревшие политические проблемы региона.

АТЭС Образ в 1989 по инициативе Австралии как признание растущей взаимозависимости экономики стран Азиатско-Тихоокеанского рег. Имеет консультативный статус с правом принятия решений на основе консенсуса. Участники – 19 государств (в т ч РФ с 97, США, Корея и др). Цель – развитие экономического сотрудн-ва м/д странами региона, поддержание эконом-го роста и развития всех стран-членов, укрепление открытой многосторонней системы м/н торговли, повышение степени либерализации торговли и инвестиций в АТР, стимулирование негосударственного сектора экономики и др. Одна из отличительных черт организации — постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учрежден для создания благоприятной бизнес-атмосферы в регионе. ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 гос-в – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (те же -Узб-н), Сближение этих стран диктовалось угрозой безопасности их приграничным территориям со стор Афган. В 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ – Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Хартия ШОС была подписана в 2002 и ратифицирована Советом Федерации в 2003. АНЗЮС – военно-политический союз Австралии, Новой Зеландии и США, базирующийся на Договоре о безопасности, подписанном этими государствами в 1951г. Россия: Укрепление сотрудничества с АСЕАН относится к числу приоритетов азиатской политики России. Отношения России с АСЕАН строятся в рамках диалогового партнерства. Сформирована структура диалога. Министр иностранных дел Российской Федерации ежегодно принимает участие в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах "10+10" и "10+1". Действует институт регулярных Совещаний старших должностных лиц по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, а также Совместный комитет сотрудничества Россия–АСЕАН. Имеются две рабочие группы - по научно-технологическому и по торгово-экономическому сотрудничеству. Подписание Совместной декларации о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР. Всплеск террористической активности в АТР в последние годы выдвинул на передний план задачу совместной борьбы с терроризмом. Россия активно проводит линию на расширение взаимодействия с АСЕАН в данной сфере. Россия вступила в Форум АТЭС в 1998-м г. Причина отсутствия соглашений со странами АТЭС — в топливно-сырьевом характере российского экспорта, который в мировой практике практически не облагается ввозными пошлинами. Однако при малейшем совершенствовании его структуры в торговле на восточном направлении возникнут проблемы. Рассчитанные коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков позволяют сделать вывод, что значимых интеграционных процессов России с экономиками АТЭС пока нет. Российская Федерация вместе с Казахстаном, Китаем, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном является государством-учредителем Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году. Российская сторона вносит конструктивный вклад в подготовку и проведение заседаний, встреч, инициативно участвует в деятельности экспертных групп по различным направлениям сотрудничества, а также в разработке политических деклараций, совместных заявлений и договорно-правовых документов ШОС. В настоящее время совместно с другими государствами-членами прорабатываются такие инициативы, как запуск механизма встреч министров внутренних дел и общественной безопасности, ведомств, занимающихся вопросами экологии и охраны окружающей среды, создание Центра ШОС по предупреждению природных и техногенных катастроф, молодежной ассоциации, Энергетического клуба и Университета ШОС. Россия активно сотрудничает с партнерами в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, инициирует разработку документов, связанных с борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, участвует в проводимых РАТС антитеррористических учениях.

 

Африка.

Основные проблемы на пути к развитию: отсутствие эффективной системы платежей; несогласованность таможенных инструкций (что приводит к контрабанде); многие требования являются для большинства стран труднодостижимыми; нестабильность политической обстановки; гражданские войны; неопределённость регионально-правового статуса организации. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС) — торгово-экономический союз стран Западной Африки. Создан в 1994 г. на базе Западноафриканского валютного союза. Основная цель Союза — координация экономической политики стран-участниц, создание в рамках союза условий для свободного перемещения товаров, капитала и трудовых ресурсов между странами-участницами, осуществление единой таможенной политики в отношении третьих стран, гармонизация законодательных норм. В рамках Союза используется общая валюта — Франк КФА. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС)— 1975 региональный союз стран Западной Африки. Блок имеет собственные коллективные вооруженные силы ECOMOG. Цели: борьба с бедностью; обеспечения мира и безопасности в «горячих точках» (Либерия, Гвинея-Бисау), борьба с преступностью и незаконным распространением легкого стрелкового оружия, разоружение, борьба с контрабандой. Для этого была создана Группа мониторинга. Было сделано: создание транспортной и энергетической инфраструктуры (строительство железнодорожной линии, автомагистрали, газопровода); мораторий на импорт, экспорт и производство легкого стрелкового оружия; введение туристских чеков. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в результате подписания соглашения об учреждении организации в 1964 г. Страны — члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея (с 1983г.). Целями ЮДЕАК провозглашены: образование общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле; согласование экономических программ; унификация налоговых систем; строительство совместных предприятий; финансовая взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-членов, не имеющих выхода к морю (Чад, ЦАР). В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как Фонд солидарности. Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС). Организация африканского единства (ОАЕ) региональная межгосударственная политическая организация. Образована в мае 1963. К концу 1973 в состав ОАЕ входило 42 государства: На правах наблюдателей в работе ОАЕ участвуют представители национально-освободительных движений африканских стран с колониальными и расистскими режимами. Цели ОАЕ: укрепление единства и солидарности стран континента; координация действий и развитие всестороннего сотрудничества африканских государств, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; уничтожение всех видов колониализма; поощрение международного сотрудничества. В этих целях члены ОАЕ обязались координировать свои действия в области внешней политики, экономики, науки и техники, обороны и безопасности, образования, культуры и здравоохранения. Главные принципы ОАЕ - равноправие и невмешательство во внутренние дела государств-членов; уважение их территориальной целостности и независимости, мирное урегулирование спорных вопросов, поддержка освободительных движений на зависимых африканских территориях, неприсоединение и др. ОАЕ добилась некоторых успехов в области развития межафриканского экономического сотрудничества. При её содействии созданы Африканский банк развития и институт экономического планирования.Одним из главных направлений в деятельности ОАЕ является борьба с остатками колониализма на континенте и расизмом в ЮАР и Южной Родезии. Африканский союз, АС – региональная международная межправительственная организация, объединяющая 52 государства Африки. Создана 26 мая 2001 на базе Организации африканского единства (ОАЕ). Цели: защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов; укрепление мира, безопасности и стабильности; ускорение политической и экономической интеграции на континенте; поощрение демократических принципов и институтов; продвижение согласованных подходов африканских стран на мировой сцене, создание необходимых условий для обеспечения достойной роли Африки в глобальной экономике. В качестве исходной для АС была принята модель европейской экономической интеграции. Важное отличие АС от ОАЕ – участие в его деятельности неправительственных организаций, профсоюзов, деловых кругов и других представителей ГО, которые должны привлекаться к работе Экономического, культурного и социального совета.

До 2005 должны быть сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска – к 2010. ОБЩАЯ АФРО-МАВРИКИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, объединение африканских государств: с 1961 - Кот-д'Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо, Нигер, Сенегал, ЦАР; с 1963 - Руанда и Того; с 1970 - Маврикий; с 1977 - Сейшельские Острова. Возникла на базе Афро-малагасийского союза, созданного в 1961 (с 1964 - Афро-малагасийский союз экономического сотрудничества, в 1965-74 - Общая афро-малагасийская и маврикийская организация). Штаб-квартира в Банги (ЦАР). Союз Арабского Магриба – северно-африканские арабские страны. Магриб – регион на с-з Африки (Алжир, Марокко Тунис) – Малый Магриб. Великий Магриб: + Западная Сахара, Ливия, Мавритания. Большинство стран были колониями Франции, кроме Ливии – зависимость от прежней метрополии. До формального освобождения в 1948 в Каире создан комитет освобождения Арабского Магриба(Малого). Основная задача-борьба за нез-ть и выработка плана будущего объединения стран. Готовность сотрудничать с Лигой Африканских государств. Тогда не удалось воплотить задуманное. Независимость получили в 1956 (Т, М). 58-конференция стран, предложение создать Ассамблею Арабского Магриба. 50-60-е – обсуждение на высоком уровне, в 62 А получил независимость -> развитие интеграции. Разные соц-эк пути и политические стр-ры – соперничество в Северной Аф. + неурегулированность тер-х споров. В феврале 1989 года на Второй встрече глав государств Северной Африки в Марракеше было провозглашено создание Союза арабского Магриба, в состав которого вошли Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, которые подписали три основополагающих договора: Договор о создании Союза, Декларацию о его учреждении, Резолюцию по итогам работы большой магрибской комиссии. Этому способствует их географическая близость к Европе, а также оставшиеся крепкие связи с европейскими странами, прежде всего с Францией. На Европу приходится 2/3 внешнеторгового оборота Магриба, 60-70% экспортируемой нефти (Ливия - до 90%) и нефтепродуктов, 80% фосфоритов и продуктов их переработки, а также различных видов промышленного сырья и продукции сельского хозяйства. Из Европы в страны Магриба поступает 65-79% импортируемого промышленного оборудования и полуфабрикатов, готовых изделий, продовольственных товаров. Постоянно возрастает технологическая зависимость стран Северной Африки от западноевропейских государств.

СЭВ и ОВД.

1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД). Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Штаб квартира СССР, Москва. 1985, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. Руководящие органы

Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора. Объединённое командование вооружёнными силами (ОВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора. Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил. Декларация об обеспечении безопасности и мира в Евр. Принцип: мирное сосуществование гос-в с различным обществ строем; не допускать создания в ФРГ ядерного оружия; признать существ границы в Евр. ОВД поддерживала Вьетнам, Камбоджу, Лассо, Палестину. Проникновение Запада в Африку – Борьба м\д ОВД и НАТО за Африку. 56 – Венгерское восстание(кризис ОВД). В Будапешт введены танки ОВД, бои на улицах, восстание подавлено. Такая же ситуация чуть не случилась в Польше. Особую позицию в ОВД занимала Румыния – 58 – вывод советских войск с терр Румынии. 57 – Пражская весна – восстание в Чехословакии. Югославия не входила ни в один соц блок, сотрудничала с НАТО, с ОВД. Причины развала ОВД: бархатные революции, падение берлинской стены. окт91 – денонсация варшавского договора. С точки зрения одних исследователей

СЭВ рассматривают как интеграционную группировку (только не рыночного, а командно-административного типа). Другие исследователи относят СЭВ к квазиинтеграционным процессам (он не соответствует предпосылкам интеграционных процессов). Возникает как альтернатива плану маршала. СССР должен был предложить это. Решение о создании СЭВ- принято в Москве в январе 1949г. Решение принято 6ю государствами: СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. Присоединяется ГДР, Монголия, Куба, Вьетнам, Албания, но с 1961г- не участвует в деятельности СЭВ. Цели в рамках организации: Углубление сотрудничества на основе братской взаимопомощи и социалистического интернационализма. Содействие планомерному развитию народного хозяйства Ускорение экономического и научно-технического развития, повышение уровня индустриализации, содействие непрерывному росту производительности труда. Содействие постепенному сближению и выравниванию уровня экономического развития. Рост благосостояния населения. Предпосылки создания объединения: стремление удержать страны центральной, восточной Европы в сфере влияния СССР. На момент создания СЭВ до 90% товарооборота приходилось на внешний мир, торговля с СССР-1% от суммарного ТО. Проблемы: отсутствие хозяйственных связей, различные исторические традиции и менталитет, но Холодная война стала объединяющим мотивом. Основные этапы СЭВ: 1949-61гг- динамичное экономическое развитие. Здесь результаты в плане создания промышленной базы гос-в Европы. Повышенная доля внутрирегиональной торговли. Основные направления сотрудничества: координация народно-хозяйственных планов развития. Совместное строительство предприятий и сооружений, предоставление кредитов. Развитие межгосударственной специализации и кооперирования. Научнотехническое сотрудничество. Подготовка кадров.

С 1960г - вводится координация народно-хозяйственных планов на 5 лет. До этого- тольк на год. СССР активно поставляет топливо, сырьё, машины. Построен нефтепровод «Дружба», который шёл в Венгрию, Польшу, Чехословакию. 1962-1971гг- попытка систематизации достигнутых результатов. Разработка перспектив развития СЭВ. 1968г- работа «Основные принципы международного социального разделения труда». Цель: повышение конкурентоспособности соц. экономики на мировой арене. К достижениям можно отнести: создан центр диспетчерского управления объединёнными энергосистемами «Мир» в Праге.открыт международный банк экономического сотрудничества.уменьшилась разница между самыми высокими и низкими среднедушевыми уровнями национального дохода.средний рост промышленного производства по всей территории СЭВ за 1950-70гг составил 7 раз. К минусам можно отнести: подавлено полностью частное предпринимательство.не использовалась хозяйственная инициатива предприятий.цены на товары устанавливались искусственно. Отсутствие конкуренции. Директивная схема. Изолир от м/н рынка цен. Обосновывалось, что мировой рынок с инфляциями- у буржуев, перешли к осуществлению многосторонних расчётов в переводных рублях. Но это фикция, так как рубль был неконвертируем.

 

ОБСЕ и РОССИЯ.

2-3 декабря 1996 — Лиссабонская встреча. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности». В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.

18-19 ноября 1999 — Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте заявили, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ — Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

3 июля 2004 — в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.

2005 — заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ.

5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.

26 октября 2007 — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.

16 ноября 2007 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию.

7 февраля 2008 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.

СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.

Вторая чеченская война чуть было не привела к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г.

С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одной из своих резолюций ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента».

ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.

Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации, хотя российскими представителями периодически поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет СЕ.

Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): по состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей ЕКПЧ.

В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом.

Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы.

При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации.

Россия и ЕС (1994-2009).

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998. Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств ("дорожные карты"): экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, т.к. между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем. По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд. евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25%. Эстония, Литва, Латвияи Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44% от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Безвизовый режим 27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. 17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза. 1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.

Проблемы: В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства. Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к ЕС касаются: предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью; ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве;

Претензии ЕС к России касаются: нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия); заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Россия: Укрепление сотрудничества с АСЕАН относится к числу приоритетов азиатской политики России. Отношения России с АСЕАН строятся в рамках диалогового партнерства. Сформирована структура диалога. Министр иностранных дел Российской Федерации ежегодно принимает участие в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах "10+10" и "10+1". Действует институт регулярных Совещаний старших должностных лиц по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, а также Совместный комитет сотрудничества Россия–АСЕАН. Имеются две рабочие группы - по научно-технологическому и по торгово-экономическому сотрудничеству. Подписание Совместной декларации о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР. Всплеск террористической активности в АТР в последние годы выдвинул на передний план задачу совместной борьбы с терроризмом. Россия активно проводит линию на расширение взаимодействия с АСЕАН в данной сфере. Россия вступила в Форум АТЭС в 1998-м г. Причина отсутствия соглашений со странами АТЭС — в топливно-сырьевом характере российского экспорта, который в мировой практике практически не облагается ввозными пошлинами. Однако при малейшем совершенствовании его структуры в торговле на восточном направлении возникнут проблемы. Рассчитанные коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков позволяют сделать вывод, что значимых интеграционных процессов России с экономиками АТЭС пока нет. Российская Федерация вместе с Казахстаном, Китаем, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном является государством-учредителем Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году. Российская сторона вносит конструктивный вклад в подготовку и проведение заседаний, встреч, инициативно участвует в деятельности экспертных групп по различным направлениям сотрудничества, а также в разработке политических деклараций, совместных заявлений и договорно-правовых документов ШОС. В настоящее время совместно с другими государствами-членами прорабатываются такие инициативы, как запуск механизма встреч министров внутренних дел и общественной безопасности, ведомств, занимающихся вопросами экологии и охраны окружающей среды, создание Центра ШОС по предупреждению природных и техногенных катастроф, молодежной ассоциации, Энергетического клуба и Университета ШОС. Россия активно сотрудничает с партнерами в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, инициирует разработку документов, связанных с борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, участвует в проводимых РАТС антитеррористических учениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.015 с.)