Международная организация: понятие, характерные черты, специфика правосубъектности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная организация: понятие, характерные черты, специфика правосубъектности.



Международная организация: понятие, характерные черты, специфика правосубъектности.

Организация – 1) совокупность людей или групп, объединенных для достижения какой-либо задачи на основе разделения труда, обязанностей и наличия иерархической структуры; 2) объединение на основании общественного договора, преследующая общие цели, контролирующее совместную деятельность своих членов и обособляющее себя от окружающих. Греч. «Органо» - инструмент. Межд. орг-ии можно разделить на: межгосуд. или межправительственные - созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями (ООН) и неправительственные. Межправительственная организация – это объединение государств, которое 1) создано в соответствии с м/н правом и на основе м/н договора 2) предназначена для осуществления сотрудничества в конкретной области 3) имеет соответствующую организационную структуру 4) имеет права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств 5) обладает автономной волей, отличной от воль государств членов.

Правосубъектность международная — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры.

Правосубъектность международной межправительственной организаций ограничена учредительным документом этой организации. П.м.о. проявляется в следующем: они и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами международных организаций, при некоторых из них учреждаются постоянные представительства или имеются постоянные представители государств-членов либо постоянные миссии наблюдателей государств нечленов; они обладают правом на заключение международных договоров (договорной правоспособностью), а также могут быть субъектами ответственности. Однако у международных организаций отсутствует суверенитет. Поэтому привилегии и иммунитета, которыми обладают они и их должностные лица, носят не дипломатический, а функциональный характер.

Существуют критерии классификации международных организаций: По кругу участников: универсальные, т.е. для всех государств, например ООН и региональные, т.е. которые объединяют государства, принадлежащие к определенному региону, например, Организация Африканского Единства; По компетенции: Общей (занимаются более широким кругом вопросов для мир. сообщества – ЕС, ООН) и специальной компетенции (наделены компетенцией в более узкой области – ЮНЕСКО, Интерпол); По характеру полномочий: Наднациональные (частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов) и межгосударственные ― не ограничивающие суверенитет государства; По порядку приема новых членов: открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Совет Европы.

Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается. Комитет министров является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов. Парламентская ассамблея - консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами. Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует количеству Государств-участников Конвенции. На пленарных заседаниях Суд избирает сроком на три года Председателя Суда. Суд разделен на четыре Секции, состав которых должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен представлять различные правовые системы Государств-участников Конвенции. Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления. Секретариат Совета Европы Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.

Вторая чеченская война чуть было не привела к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г.

С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одной из своих резолюций ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента».

ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.

Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации, хотя российскими представителями периодически поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет СЕ.

Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): по состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей ЕКПЧ.

В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом.

Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы.

При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации.

 

Западноевропейский Союз.

Западноевропейский союз (ЗЕС) ― организация, созданная в 1948 году для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Включает в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Амстердамский договор 1996 года сделал Западноевропейский союз «неотъемлемой частью развития Союза», предоставив ему оперативные полномочия в сфере обороны. Сейчас он все больше уступает свои функции подразделениям ЕС, развивающимся в рамках совместной внешней политики безопасности. В ноябре 2000 года Совет министров безопасности Западноевропейского союза одобрил решение о постепенном реформировании этой организации и передаче её полномочий соответствующим структурам и агентствам ЕС. 1 января 2002 года в Европейский союз вошли такие учреждения Западноевропейского союза, как Институт безопасности и спутниковый центр Европейского союза. Главная функция, оставшаяся у Западноевропейского союза ― коллективная безопасность, её передача Европейскому союзу пока что отложена. Основными причинами подписания Брюссельского пакта были: страх перед «советской военной угрозой» - опасения агрессии со стороны СССР и его союзников; - Недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны Германии. В годы холодной войны деятельность Североатлантического Альянса полностью заместила деятельность Западноевропейского союза. Однако это не означало конец его существования. Первые шаги к «реставрации» организации были предприняты в середине 1980-х гг., но подлинное возвращение к активной деятельности Западноевропейского союза произошло только после подписания Маастрихтского договора о Европейском союзе 1992 г. В 1996 г. организация стала выполнять оперативные функции в сфере обороны. Но в течение 2000-х годов влияние Западноевропейского союза на обеспечение безопасности ЕС последовательно снижалось. Большинство его функций должно было заменить Лиссабонское соглашение. В марте 2010 года было заявлено о планах прекращения деятельности Западноевропейского Союза до 2011 года.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились еще пару государств.

Цели: ускорение экономического развития стран, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления к укреплению фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Среди возможных причин называют следующие: 1) межнациональные противоречия и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику 2) авторитарный характер советского 3) растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами 4) диспропорции экстенсивной экономики 5) ряд техногенных катастроф 6) моноцентризм принятия решений 7) Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря.

Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным. Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами: разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития; длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи; технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских.

В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ открытая организация для присоединения других стран.

СНГ не явл. надгосуд. образованием и функционирует на добровольной основе. 11 членов (в 2009 вышла Грузия). Высшим органом в военно-полит сфере явл. Совет глав гос-в, координацию осущ. Совет глав прав-в. В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС). Важным явл. совместные усилия по сближ. нормативно-правовой базы в области воен. строительства и обеспеч. соц. защиты военнослуж., лиц, уволенных с воен. службы, и членов их семей, а также реализ. договорен. направл. на предотвращение вооруж. конфликтов на тер-рии СНГ. Вторая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения. В 1992 создан договор о коллективной безопасности как соглаш., призванное решать проблемы поддерж. мира и безоп-ти в регионе. 1999 президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период. На московской сессии ДКБ 2002 года было принято решение о преобраз. ДКБ в полноценную м/н орг-цию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Страны одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, они будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с м/н терроризмом и экстремизмом, транснац. организ. преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности. Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил. Одна из оборонных структур — это Объединённая система ПВО СНГ. Весьма важным явл. обеспеч. без-ти воздушного простр. Содружества. Командные пункты ВВС и ПВО 5 стран, несущих боевое дежурство, обмен информацией о возд. обстановке и готовы совместно противост. нарушителям. Теперь РФ пыт. найти нов. направление своих нац. интересов – это Азия (ШОС – совпадение целей). НАТО уже заняло зап. нишу.

ГАТТ и ВТО

ГАТТ - международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны. ГАТТ было подписано в Женеве в 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. Местонахождение – Женева (Швейцария). Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. ГАТТ выполняло 3 функции: оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; форму для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров. Структура ГАТТ сессия договаривающихся сторон; совет представителей; комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров; секретариат. Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению таможенной пошлины. После ВМВ она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%. В 1995 г. в ГАТТ состояло уже около 130 стран.

ГАТТ ― соглашение, не организация. Изначально, ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Раунды ГАТТ: Гаванский раунд (1947): 23 страны. ГАТТ вступил в силу. Аннесинский раунд (1949): 13 стран. Торквейский раунд (1950): 34 стран. Женевский раунд (1956): 22 стран. Снижение тарифов. Выработка стратегии по отношению к развивающимся странам, улучшение их позиций, как членов соглашения. Раунд Диллона (1960-1961): 45 стран. Дальнейшее снижение тарифов. Раунд Кеннеди (1962-1967): 48 стран. Дальнейшее снижение тарифов, впервые на повсеместной основе, а не по конкретным товарам. Анти-демпинговое соглашение (в США отвергнуто Конгрессом) Токийский раунд (1973-1979): 99 стран. Снижение нетарифных торговых барьеров. Снижение тарифов на промышленные товары. Расширение системы ГАТТ. Уругвайский раунд (1986-94): 125 стран. Создание ВТО как замену ГАТТ. Дохский раунд: Всемирная торговая организация. 1995

На Уругвайском раунде ГАТТ были подняты вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут стать преградой на пути свободной торговли. Все эти вопросы предстоит решать Всемирной торговой организации. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулирования споров и Механизмом пересмотра торговой политики. Основной задачей ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, зашиты окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру: 1. Конференция министров (раз в два года). 2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики. 3. Вспомогательные органы: Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность, Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам. Результаты деятельности ГАТТ, особенно в последнее время, свидетельствуют о том, что ГАТТ/ВТО является центральным международным учреждением по вопросам торговли на современном мировом рынке. Именно в рамках этого соглашения принимается большинство конкретных мер по модернизации и развитию правовой основы международной торговли. Согласно положениям ГАТТ/ВТО основныминструментомрегулированиявнешнейторговлиявляетсятаможенныйтариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решении Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашении. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.

Особенности ВТО: 1) оказывает существенное влияние на законодательство 2) представляет интерес для государств, не являющихся членами 3) получение лучших условий доступа рос. товаров на заруб. рынок 4) разрешение торговых споров 5) гос-во повышает статус в глазах партнеров

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Генеральный Совет руководит комиссиями. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

 

Международные неправительственные организации согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) – любая м/н организация, кот. учреждена не на основе межправит. соглаш. С 19 века, сейчас от 10 до 40 тыс. Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям: цели организации — международного значения; получ. ср-в и признания более 1 страны, деятельн. не менее чем в 2-х гос-вах, консультативный статус при МПО. Связь с МПО, воздействие на обществ мнение, взаимодействие экспертов, давление на гос-во, осуждение политики, пересмотр действий, нет цели преследования извлечения прибыли.

Религиозные, гуманитарные, профессиональные сферы

Организация Красного Креста - гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, разработка гуманитарного права и принципов. Организация основана в 1863 году. Штаб-квартира находится в Женеве.

1971 – «Врачи без границ» (Эфиопия, Таиланд, Чечня, Афганистан): - оказание сроч. мед. помощи, - проведение вакцинации

Гринпис — международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.

Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Свидетельствование — один из принципов Гринпис. Организация стремится побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию.

1980 м/н олимпийский комитет призвал к бойкоту в Москве из-за введения войск в Афганистан.

Важную роль играют в выработке стандартов и соглашений.

Интеграция теория.

Интеграция – состояние связанности, процесс, ведущий к сост. связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое. В 1948 впервые применен термин. Экономическая интеграция как процесс – это меры призванные устранить дискриминацию м/у хозяйствующими единицами, которые относятся к разным государствам (Balassa). М/н экономическая интеграция – это высокая степень интеграции производимая на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда м/у нац. хоз-вами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводящих структур ряда стран (Ливенцев). Глобализация – качественно новая стадия интеграции – все гос-ва в единую систему мировых хоз-в, взаимозависимость (Шишков). Основными признаками интеграции являются: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; структурные изменения в экономике стран-участниц; необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов. Интеграционные процессы предполагают: устранение ограничений на движ. тов. и услуг, капиталов и людей, согласование экономической политики стран-участниц, принятие единых технологических стандартов, сближение нац. законодательств, формиров. наднациональных институтов.

Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению. В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.

Сегодня интеграционные объединения носят региональный характер и различаются по глубине происходящих процессов. Первые объединения во 2/2 50-х (объединение угля и стали 1951)

Экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры между странами, вступившими в интеграционный союз. Зона свободной торговли - тип международной интеграции, при котором в странах-участниках снижаются и впоследствии отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, количественные ограничения. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА. Таможенный союз - соглашение двух или более государств единая тамож. полит., унифик. внешн. торг тарифов. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Общий рынок - форма экономической интеграции, предполагающая свободное перемещение товаров, услуг, капитала, раб. силы. (Андская группа, Европейская экономическая зона). Экономический и валютный союз - координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. (Бенилюкс). Полная эк. и полит. интеграция – слияние гос-в и создание наднац. гос-ва.

Значения договоров.

Значение Единого Европейского Акта и Маастрихтского (1992 г.) (ЕЕА) 1986 - создание общего рынка к 31 декабря 1992 года формулирует принципы Европейского политического сотрудничества предназначался для устранения оставшихся барьеров между странами для гармонизации и повышения конкурентоспособности европейских стран. С принятием Единого европейского акта усили­лись интеграционные процессы стран-членов Сообще­ства в области микро- и макроэкономики, политики и пра­ва, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. Усиление роли парламента, квалиф. больш. в совете, юрид. оформление механизма евр. полит. сотруд-ва. Основы для созд. трибунала 1-ой инстанции. Маастрихтский договор 1992 - урегулирование денежной и политической систем европейских стран, введение евро, установление трёх опор союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Значение Амстердамского (1997 г.) 1997 Улучшение социальной защиты Координация европейских политик в области занятости. Политика защиты окр. среды. Часть областей изъята из 3-й опоры и перенесена в первую. Распространение контроля Суда на 3-ую опору (с оговорками). Создание пространства безопасности, свободы, справедливости и законности. Появление рамочных решений. Шенгенские соглаш. включ. в правопорядок ЕС. Продвинутое сотруднич. примен. к 3 опоре. Общие принципы конституцион. строя, расшир. областей применен принципа квалиф. больш-ва в Совете, расшир. сферы действий процедуры совместн. принят решений, эволюция 3 опоры. Принятия протокола о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.

Значении Ниццкого (2001 г.) 2001 реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток расширены возможности институтов Союза по контролю за соблюдением государствами-членами демократических принципов общественного строя в рамкахобщей внешней политики и политики безопасности,возросло количество вопросов, решаемых Советом на базе квалифицированного большинства вместо единогласия; исключены положения об участии Западноевропейского союза (ЗЕС) в формировании общей оборонной политики Европейского Союза; уточнен порядок заключения и применения международных договоров Союза с третьими странами и международными организациями; на месте существовавшего ранее Политического комитета создан Комитет по вопросам политики и безопасности с более широкой компетенцией. Распространение продвинутого сотрудничества на 2-ую опору. Евроюст. упрощен и уточнен порядок использования продвинутого сотрудничества может теперь осуществляться в рамках общей внешней политики и политики безопасности развитие оборонной промышленности, создание сил быстрого реагирования.

Значение Лиссабонского (2007 г.) 2007 Упразднение трех опор, ЕС приобретает международную правосубъектность, сферы компетенции обширны, четкий и исчерпывающий перечень компетенций Евросоюза Европейский. Совет – Решения голосованием, не консенсусом Совета министров отказ от права вето и изменение системы голосования квалифицированным большинством (ГКБ). Усиливается роль Европарламента Европейский союз становится правосубъектным, может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях: Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС. Если того требует достижение целей, означенных в договорах. Если того требует юридически обязательный документ ЕС. Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их». Шаг назад сорвалась реформа Комиссии 2014 г. сократить состав Комиссии и выработать систему ротации комиссаров, принцип равного представительства опять получил приоритет над соображениями эффективностив. Совете министров. Если против решения выступает определенное число государств, то голосование не проводится, а переговоры продолжаются еще какое-то разумное время. Отсутствует принцип верховенства права ЕС. Впервые предусмотрена возможность не только передачи Евросоюзу новых компетенций, но и возврата полномочий на национальный уровень. Свобода конкуренции исключена из перечня целей ЕС.

Институциональная система.

Европейский совет. 1974 высший политический орган состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Институт ЕС с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. Принятие политически обязательных решений, правом принятия законов он не обладает. Создание поста постоянного председателя «Председатель Союза» Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Конференция правительства, которая принимает решение об изменении основных законов Евросоюза, Европейский совет так же решает споры, которые не смогли разрешиться на других встречах. Устанавливают основную линию развития экономических отношений для Евросоюза и так же общую внутреннюю политику и политику безопасности. Принимаются положения координируются деятельность европейского союза. В Лиссабонском договоре 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза.

Совет Европейского Союза. Официальное название — Совет, обычно упоминается как Совет министров законодательных органов. Явл. институтом 27 министров, создан в 1952 г. как Особый совет министров в рамках Европейского объединения угля и стали. В первые периоды - единогласные решения. Постепенно принятия решений квалифицированным большинством голосов. Совет наиболее компетентен по второй и третьей опорам Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, бюджет совместному решению Совета и Европейского Парламента Все выдвигаемые на Совете вопросы обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов. Европейская Комиссия. Высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств. 27 комиссаров назначаются правительствами стран



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.045 с.)