Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление современной европейской цивилизации. Идея Запада

Поиск

Этот тип цивилизации в последующем длительное время связан с христианством, как духовной основой, и Европой. Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Причем внимание обращали прежде всего на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве «наивысшего аргумента» в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее прежде всего на примере Европы.

Европа первоначально, в средневековье, за пределами античного мира и после его гибели, представляла собой особую цивилизацию, а не следующий период ее истории. Великий Рим оказал сильное влияние на жизнь народов средневековой Европы: отсюда шло христианство, распространялся и утверждался латинский язык, римское право, некоторые обычаи и традиции. Однако после падения Римской империи эти традиции угасли. Закрывались старинные римские школы, были забыты научные достижения греков, латинский язык превратился в мертвый. Средневековая Европа не являлась лидером в мире. Восток превосходил ее по материальному благосостоянию, по уровню экономического, культурного и духовного развития.

Задавленная христианским фанатизмом Европа развивалась так же, как застывший в религиозном экстазе Восток. Религия пронизывала все стороны жизни европейского средневекового общества: политическая организация базировалась на Боге и религии, семья являлась священным религиозным союзом, экономика контролировалась церковью, которая налагала запреты на многие формы экономической деятельности, культура носила исключительно религиозный характер. Весь образ жизни, нравы, обычаи, мышление средневекового человека определялись христианской религией. Идея Бога подчиняла себе людей, также как в брахманской Индии или ламаистском Тибете. Развитие в этих условиях шло медленно. Средневековая Европа — это особая цивилизация, отличная от греко-латинской и современной, близкая к восточному типу. Целые столетия текла бедная, однообразная жизнь.

Яркий показатель однотипности развития Европы и других стран того времени — Крестовые походы. Народы, принявшие ислам, считали, что рядом с Аллахом не должно быть других богов, и стремились покорить другие народы, принести им свет своей веры. Христиане, в свою очередь, считали неверными мусульман и начали в XI в. священную войну против ислама, которая угасла к концу XIII в.

Это общество начало разрушаться в XII в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. В XIII—XVI вв. шел активный процесс становления в Европе цивилизации, аналогичной греко-латинской.

Развернулся процесс рационализации сознания, стали слагаться более широкие представления о мире. Система образования отделилась от церкви. В-XII—XIII вв. появились первые университеты в Италии, Испании, Франции, Англии. На латинский язык были переведены сочинения Аристотеля и его изучение стало самым главным предметом в школе. Усиленно изучались римские законы и судебные порядки (римское право). Наиболее знамениты были школы в Болонье (римское право), в Салерно (медицина), в Париже (философия и богословие). Школы (университеты) собирали студентов из разных стран, преподавание велось на латыни. В середине XV в., благодаря золотых дел мастеру и резчику И. Гутенбергу, появилось книгопечатание.

Первые признаки отделения общества от государства, элементы правового государства появились уже в XIII в. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности.

Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам. В Хартии было заявлено: «Никто не будет схвачен, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или введен в убыток, ни на кого не падет королевская опала иначе, как в силу законного приговора людей, равных обвиненному по (званию, или в силу закона страны». Великий парламент 1265 г., в котором рядом с прелатами и баронами, приглашенными поименно, сидели впервые выборные представители от населения графств, рыцарей и горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма.

Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV—XVI вв. позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима (о Древней Греции в Европе долгое время было известно мало). Опыт латинства (римский опыт) — это тот колоссальный первоначальный капитал, который позволил резко сократить время на разработку и освоение демократических механизмов, на создание соответствующей культуры. Европейская цивилизация в широком смысле есть прямая наследница классической античной цивилизации. Следовательно, она преемственна, хотя абсолютно самостоятельна, поскольку ушла в своем развитии значительно дальше. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности.

Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Церковь, давление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие сдерживали процесс становления прогрессивного типа общества, рационализацию сознания. В трудной борьбе, в ходе войн и разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Но главное, Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с Богом, без посредников. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается системой духовных ценностей наиболее адекватной западному образу жизни, демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия «собственность», имеющиеся в священных текстах схожие термины означали, как правило, «имущество». Оно запрещало ростовщичество. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. В Евангелии от Матфея говорилось: «Никто не может служить двум господам:...Не можете служить Богу и маммоне». Это Положение можно трактовать как отрицание предпринимательства, а прибыль понимать как признак служения Мамону, то есть богатству, алчности, а не Христу. Однако протестантизм доказал, что стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новой или современной цивилизацией.

Каковы основные черты ментальности европейских народов? Согласно христианским представлениям, собственно человеческая история началась не с момента сотворения человека, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени и стал смертным. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

— Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

— Настоящее. Человек является активно действующим лицом в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

— Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, з какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед, В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации часто называют христианским или иудео-христианским. Достаточно обратиться к библейской 'притче о Моисее, который вывел народ израйлев из египетского плена. Побег из плена — это движение во времени, движение от рабства к свободе, к земле обетованной, от неравенства и угнетения к равенству и Божьему избранничеству. Жизнь, данная человеку, в христианстве рассматривалась как своеобразный кредит, который надо будет вернуть с процентами. От человека требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и окружающей жизни. После смерти высший суд должен.воздать каждому по заслугам.

Общественно признанная необходимость постоянного развития, движения вперед превратила инновацию, новое вообще в высшую ценность. Западное общество проникнуто страстью к обновлению. Для этого типа цивилизация характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Яркий показатель приоритета индивидуализма — книга рекордов Гиннесса. Она наглядно свидетельствует о том, что каждый человек может стать единственным, достичь чего-то необычного, и призывает к этому. Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Цели деятельности человека носят конкретный, прагматический характер.

Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как на идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства — это общественная мораль. Причем, это касается не только сферы личных взаимоотношений, но и деловой жизни. Существует понятие протестантской деловой этики. Важнейший ее принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело. Отнюдь не по В. Маяковскому; «Ешь ананасы, рябчиков жуй».

Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует как прорва постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн. Потенциал фактически всей планеты был подключен для того, чтобы создать то, что сегодня мы называем Западом. Таким образом, прогрессивный тип развития не является достижением только западного сообщества, это — результат деятельности всего человечества. Эксплуатируя колонии, Европа привносила в разные части света очаги, анклавы своего типа развития, распространяя его на другие регионы мира. Так Европа выходила за географические рамки и превращалась в западную цивилизацию.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

— Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Труд рассматривается, как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто, как средство к жизни. Отсюда — высокая заинтересованность в результатах труда.

— Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д.

— Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.

— Наличие развитых, независимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и других между индивидуумами и ячейками общества — семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.

— Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Но главное: государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, для обеспечения условий гражданского мира, для обеспечения реализации идей прогресса. Форма государства — демократия. Что это значит?

Демократия предполагает согласие управляемых на то, чтобы ими управляли. Это достигается через участие населения в выборах органов власти. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом. Для того, чтобы государство не увеличило сферу своего влияния, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти независима, но по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее и уравновешивающее влияние. Демократическое общество предусматривает открытость, право на свободу мысли, религиозных убеждений, возможность дискуссии по любому вопросу, свободу высказывания любых взглядов, кроме разрушительных для общества. Демократическое государство охраняет человеческое достоинство и права личности. Это — правовое государство, то есть в нем правит закон, а не люди.

Разумеется, Сказанное вовсе не значит, что демократия является идеальной формой правления. Возможны и злоупотребления власти по отношению к обществу, и нарушение законов, и использование служебного положения, и использование демократических институтов для достижения недемократических целей (так случилось на выборах в Германии в 1933 г., когда к власти пришел Гитлер). Можно согласиться с известным деятелем западного общества У. Черчиллем: «Демократия — это худшая форма правления, кроме всех остальных, ибо они еще хуже».

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное — отсталая периферия. Аристотель положил начало отношению к варварам (а это все, кто не был эллином) как к части окружающей природы, как к «растениям или животным». В дальнейшем эти идеи активно развивались. Знаменитый немецкий философ Г. Гегель выдвинул тезис о Европе как завершении всемирной истории и наивысшем воплощении человеческого духа. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь. Ярко представлены идеи западоцентризма и в современном мире.

В тисках противоречий

Путь западной цивилизации не был безоблачным. В своем развитии она порождает глубокие противоречия. Часть из них разрешалась в ходе исторического развития. Другая — накапливалась, так как эта группа противоречий связана с ее сущностными характеристиками. Накапливаясь, они создавали угрозу гибели, разрушения общества. Что главное в этой группе противоречий?

Частная собственность, рыночные отношения порождали имущественную и социально-классовую дифференциацию и связанное с этим социально-политическое неравенство. Проблема социально-политического неравенства порождала острейшие социально-классовые конфликты и взрывы, которые потрясали западную цивилизацию на всем пути ее развития. Уже на ранних этапах истории этого типа цивилизации, в эпоху Древней Греции и Древнего Рима возникли мечты об обществе социальной справедливости. Как итог развития человечества идея социализма, общества социального равенства нашла отражение в христианстве. Идеи социального равенства, осуждения богатства широко представлены в священных христианских текстах. В Евангелии от Луки сказано: «И спрашивал его (Христа — Л. С.) народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». В Евангелии от Матфея читаем: «...Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Социалистическая идея в христианском, а позднее и в безрелигиозном (атеистическом), варианте превратилась в общественный идеал, который развивался вместе с обществом.

Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике привел к массовой пролетаризации населения и образованию большого и постоянно растущего класса абсолютно неимущих, а следовательно, экономически и социально зависимых людей — фабрично-заводских рабочих, пролетариев. Наличие большого класса неимущих крайне обострило социальные противоречия, расширило социальную базу для социалистических идей.

Особенно ярко демонстрирует это XIX век. Он полон социальных потрясений, в которых рабочий класс заявлял о себе как политическая сила, выступающая за ликвидацию социально-классового неравенства, за ликвидацию частной собственности. Самые крупные социально-политические конфликты в Европе в XIX веке: 1830 г. — восстание ткачей в Лионе (Франция); 1834 г. — второе восстание ткачей в Лионе; 1839 г. — восстание под руководством Бланки в Париже (Франция); 1848 г. — революция во Франции, восстание в Вене, революция в Германии; 1849 г. — революции в Венгрии, в Италии; 1854—1856 гг. — революция в Испании; 1871 г. — Парижская Коммуна (Франция).

Все это свидетельствовало о том, что организовывались и росли массовые силы, которые выступали против ценностей западной цивилизации, тех ценностей, которые составляли ее двигатель. Идея социализма (общества социального равенства) приобрела классовый характер. Появилась теория, доказывающая, что на стадии фабрично-заводского производства можно перейти к принципиально иному обществу, фактически к иному типу цивилизации — к социализму (коммунизму). Эта теория — марксизм, которая стала классовой идеологией индустриальных рабочих. Обратите внимание; марксизм — типичный продукт западной культуры, отражающий проблемы и противоречия западного пути. Коммунизм — это социалистическая идея, адаптированная к проблемам и противоречиям индустриальной эпохи, к классовым интересам рабочих. Марксизм был учением, выдвигавшим альтернативу западному пути, западному типу развития. Что предлагалось?

— Сохранение идеи прогресса, вечного движения вперед к вершинам благосостояния и процветания.

— Отказ от христианства, как системы общественных ценностей западного типа цивилизации. Провозглашение атеизма — абсолютного безбожия, безрелигиозности.

— Ликвидация частной собственности, рынка и связанной с ними социально-классовой дифференциации, создание общества без классов, с общественной формой собственности.

— Отмирание правового демократического государства и связанных с ним демократических институтов, создание самоуправляющегося общества в масштабах всей западной цивилизации.

— Отказ от индивидуализма, приоритет коллективизма, подчинение личных интересов интересам общества (коллектива).

К. Маркс предполагал, что в результате человечество получит общество разума, справедливости и равенства. Однако задумаемся: предполагалось ликвидировать то, что сложилось на протяжении столетий и составляло внутренний двигатель цивилизации: индивидуализм, частная собственность, рынок, демократия. Придумал ли К. Маркс взамен новый двигатель? Предполагалось, что в коммунистическом обществе все граждане будут добровольно и сознательно трудиться по способностям и удовлетворять свои нужды по потребностям, тем самым создавая благополучие общества. Пространные комментарии излишни. Раскрыв механизм появления социально-классовых противоречий, ведущих к разрушению западной цивилизации, К. Маркс предложил взамен лишь умозрительную идею. Справедливости ради, надо отметить, что в конце жизни от многих крайностей К. Маркс и Ф. Энгельс отказались, но их убежденность в неизбежности гибели европейского общества осталась непоколебленной.

Однако западную цивилизацию разрушали и дестабилизировали не только социально-классовые конфликты. Были и другие разрушительные факторы. Эпоха образования в Европе национальных государств, а также упрочившиеся традиции колониального господства привели к тому, что европейская нация была возведена в высшую ценностную категорию, ее символы обрели сакральный характер национальных памятников. Как следствие, национализм и его крайние проявления — шовинизм, расизм, ксенофобия, получили распространение. Начиная с середины прошлого столетия кризис прежних представлений об окружающем мире стал в Европе явным. Ярко проявились: апологетика колониальной экспансии, возвеличивание «цивилизаторской миссии» европейских держав в колониях, оправдание применения насилия в отношении угнетенных народов. Национализм, закрепленный в качестве ценностной ориентации был чрезвычайно опасен. В 1853 г. Жозеф Артюр де Гобино разработал основы расовой теории. Утверждалось извечное превосходство белой расы над всеми остальными. Гитлер является продуктом общества, в котором националистические идеи имели большую ценность. Он апеллировал к национализму и его крайней форме — расизму не случайно. Это были сложившиеся стереотипы массового сознания. Национализм грозил разрушением гуманистической культуры, войнами и другими катаклизмами не только Европе, но и всему миру.

Промышленная революция, технический прогресс позволили западному обществу резко вырваться вперед из остального мира. Человек получил мощные рычаги развития общества, но одновременно это порождало явления, которые разрушали гуманистические ценности западной цивилизации и грозили ее перерождением. Индустриализация, технический прогресс не только влияли на условия жизни и труда, но и меняли общественное сознание. Задача индустриальной системы заключается в том, чтобы максимально увеличить производительность, перерабатывая сырье в определенные продукты и вовлекая в этот механически организованный труд большое количество людей. Человек превращался в придаток машины, функционирующий в жесткой производственной системе: конвейеры, технологические стыки, непрерывное производство, разделение операций на простейшие... Он становился как бы частью технологического процесса. Индустриальное общество формировало огромную армию специалистов в области естественных наук и техники, которые обслуживали производство. Происходила индустриализация жизни человека: механический транспорт, бытовая техника, жесткий ритм жизни, который подчинен производству (буквально, по заводскому гудку). Огромное скопление людей в больших городах, урбанизация превращали народ в безликие массы.

В этих условиях человек обезличивался, размывались индивидуалистические ценности и значимость человека и его жизни падала. Гуманистические ценности, которые нельзя просчитать, выразить в виде математизированной формулы, выглядели как эфемерные предрассудки. В общественном сознании утверждались приоритеты техники, естественнонаучных знаний. Возрастала роль коллективистских принципов. К этому вел характер промышленного производства. Например, изготовление автомобиля на крупном заводе. Для производства каждой машины необходимо множество деталей, узлов, которые делались многими людьми в жестко расписанное время. На конвейере счет шел уже на секунды. В этих условиях человек не мог вести себя независимо. Весь коллектив должен был работать как слаженная машина.

Индустриальная эпоха внедряла корпоративный коллективизм. Поскольку труд стал коллективным и каждый зависел от коллектива, то формируются коллективные интересы.

Фабрика, завод, компания выступали как корпоративное объединение людей, имеющих общие интересы. По мере индустриализации корпоративность нарастала, появились монополии. Они грозили поглотить общество, стереть индивидуализм и личные интересы. Нарастание корпоративизма замедляло развитие, основным двигателем которого была личная инициатива, свобода предпринимательства.

Массовое уничтожение людей тоже становилось технологией. Налажено производство оружия массового уничтожения: отравляющие газы, бомбы, танки, боевая авиация и т.п. Тоталитаризм явился порождением западной цивилизации, был связан с индустриальной эпохой, а также с появлением техники и технологий для массового уничтожения людей. В ходе первой мировой войны, когда применялись пулеметы, танки, боевые отравляющие газы, мир ужаснулся: один человек мог уничтожить одномоментно сотни себе подобных- Вторая мировая война вообще предстала уже как война машин — танковые сражения, истребители и бомбардировщики, самолеты-штурмовики, бомбы, разрушающие города и т.д. Появление ядерного оружия стало новым фактором в политике, поскольку открывало возможности для господства над миром. Армия, оружие — это элемент власти. Таким образом, в индустриальную эпоху возможности власти подчинять общество, подавлять его стали практически безграничны. Это и есть тоталитаризм. Однако самое страшное не в самих орудиях уничтожения людей, а в том, что общественное сознание восприняло это как реальный факт, как неизбежность. Большое количество людей занято разработкой и производством средств массового уничтожения человека. Это был страшнейший удар по гуманистическим ценностям.

Возникновение на индустриальной стадии развитой прослойки технических специалистов порождало стремление перенести методы управления заводом, корпорацией на все общество. Выдвигались идеи создания в противовес сложным, исторически сложившимся демократическим системам, системы рационального управления, управления как технологии. Идеи технократизма, то есть рационального, технологического устройства общества, были опасны, поскольку их разделяли не только технические специалисты, но они имели массовую базу. Индустриальная стадия с ее узкой специализацией, жесткой организацией труда в условиях конвейера привела к тому, что большие массы людей чувствовали себя уверенно лишь в рамках заводской технологии. Именно эти люди составляли массовую базу технократизма. Все это вело к разрушению гуманистических ценностей, к уничтожению демократии и гражданского общества и колоссальному усилению роли государства, которое могло стать хозяином всего и вся.

Разрушительная роль индустриализма по отношению к ценностям западной цивилизации в начале XX в. остро ощущалась интеллектуальной элитой. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» говорил о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры, утверждал, что западная цивилизация превратилась в простой комплекс методов и орудий труда, у нее пропала душа.

Индустриальная эпоха нанесла мощный удар по духовной основе общества. Безрелигиозность (атеизм) стала примечательной чертой западной цивилизации с конца XVIII в. Развитие науки и техники, которому отдавали силы лучшие умы, затмило духовные ценности, с которыми большинство населения связывало смысл своей жизни. Дарвин и Юм, Ньютон и Бэкон, Фейербах и Маркс, как кузнецы, без устали ковали аргументы против религии. Атеистическое мировоззрение, распространяясь прежде всего в городах, разрушало духовное единство народов. Утрачивались основополагающие моральные и религиозные ценности, но ничто не рождалось взамен. Закон всемирного тяготения или теория относительности не могут стать основой для духовного объединения. Потеря духовных ориентиров крайне опасна.

Обществом нельзя управлять так же, как машиной, на основе естественно-научных законов. Цивилизация не может выжить без своего «мифа», без общих моральных ценностей. Поэтому атеизм не вытеснил религию полностью. На Западе нет атеистических обществ. Крупнейшие государственные и политические деятели всегда прилагали усилия к тому, чтобы сохранить основы духовного здоровья народа, поддержать христианские ценности, найти возможность сочетания научно-технического прогресса и религии. Таковы основные факторы, разрушавшие западную цивилизацию изнутри. На протяжении XIX в. кризисные явления нарастали.

Кризис

В начале XX в. глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю первую его половину. Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западным ценностям: фашизм, коммунизм, имеющие разную социальную основу, разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм.

Насколько близка западная цивилизация к гибели показала уже первая мировая война. Во всех воюющих странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось в область производства и распределения. Введены трудовая повинность, карточная система, широкое применение получили меры внеэкономического принуждения. Война поставила под ружье 75 млн. человек — молодых мужчин — самую активную часть нации. Они существовали в условиях казарменной организации, воспринимали казарменную психологию. Война привела к массовому уничтожению людей, масштабным разрушениям. Человеческая жизнь потеряла самоценность. Казалось, западная цивилизация переродилась во что-то другое. Ситуация в воюющих странах была взрывоопасной и в социальном плане: революция и развал Австро-Венгрии, революция в Германии и т.п. Большевики, пришедшие к власти в России, стремились продвинуть своих единомышленников к власти любыми средствами. Однако, как показало будущее, не коммунизм был главной опасностью.

Первая мировая война материализовала самую разрушительную политическую силу — национал-социализм, фашизм.

Фашизм явился отражением и порождением главных противоречий западного пути. В нем переплелись и национализм, доведенный до расизма, и идея о зарегулированном, технократическом государстве, и идея социального равенства, и тоталитаризм. Идея социального равенства была привлекательна для многих- Не случайно в фашистских партиях было много рабочих. Национал-социалистская партия Германии выросла из возникшего в 1915 г. кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. В ноябре 1921 г. конституировалась фашистская партия в Италии. Из 300 тысяч ее членов 40% составляли рабочие.

Фашизм предлагал альтернативу западному пути. В чем она состояла?

— Сохранение идеи бесконечного прогресса, движения вперед.

— Сохранение частной собственности, преимущественно крупной, но подчинение ее контролю государства, ликвидация рыночных отношений. Подчинение всей экономики планово-государственному контролю (в гитлеровской Германии был разработан 4-летний план развития экономики).

— Создание так называемого «народного общества» — общества социального равенства и богатства, но для избранных «высших» народов. Богатство такого общества надлежало создавать за счет нещадной эксплуатации, рабского положения народов, объявленных низшими, второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея мирового господства, за счет которого можно обеспечить процветание «избранной» арийской нации, фашистское общество собиралось эксплуатировать весь мир.

— Внедрение коллективистских принципов в общественную организацию. «Народное общество», по мнению теоретиков национал-социалистской партии Германии (НСДАП), должно было состоять из предприятий-общин, объединенных на основе фюрер-принципа, то есть подчиненных партийно-государственному чиновнику-фюреру. Таким образом, предполагалась ликвидация горизонтальных связей, гражданского общества и установление вертикальных связей.

— Отказ от демократии, ликвидация всех демократических институтов, тотальное огосударствление общества. Контроль над всеми сторонами жизни, включая личную. Применение жесткого принуждения, в том числе к труду.

— Главным элементом, консолидирующим нацию, должна была стать единственная фашистская партия. В Германии в 1933 г. был принят закон «Об обеспечении единства партии и государства», в котором НСДАП была объявлена «носительницей государственной мысли».

Христианство официально не отвергалось. На пряжках ремней гитлеровских солдат было написано: «С нами Бог». Но идеология фашизма настолько противоречила ценностям христианства, что среди сторонников фашизма наблюдался отход от христианской религии. Так среди верхушки НСДАП в Германии были распространены увлечения восточными учениями —дзен-буддизмом, оккультизмом и т.д.

Фашизм как реальность просуществовал в историческом плане не долго. Но тем не менее специалисты и в этот короткий срок фиксируют сдвиги в общественном сознании. Отмечают наличие иррациональных оценок у Гитлера и его окружения, что не характерно для.рациональной европейской психологии. Под влиянием фашизма происходили изменения и в массовом сознании. В гитлеровской Германии происходила мифологизация жизни общества (в массовом сознании укоренялась идея о пришествии мессии, способного спасти страну), харизматическое отношение к фашистским лидерам (обожествление Гитлера приобрело тотальный характер). Фиксируется блокирование индивидуалистических ценностей, утверждение приоритета коллективистских ценностей в общественном сознании.

Фашизм не предполагал полного разрушения западной цивилизации (в отличие от марксизма), рассчитывал задействовать реально существующие и исторически апробированные механизмы. Именно поэтому он оказался столь опасным Для существования Запада. Чудовищный фашистский монстр Угрожал существованию не только Европы, но и всего человечества. Он нашел социальную базу. Если марксистский рабочий социализм увлекал лишь часть рабочего класса (в основном низкоквалифицированного), а также других малоимущих, то фашизм привлек людей из разных слоев: от крупного буржуа до люмпена. Первый фашистский режим был установлен в 1922 г. в Италии — режим Б. Муссолини. Коричневое пятно с ужасающей в историческом плане быстротой стало расползаться по карте Европы. Приход к власти в 1933 г. Гитлера ускорил эти процессы.

Разрушение западной цивилизации шло так быстро, что к началу 40-х гг. от нее остались лишь малые островки: Англия, Канада, США. Казалось, феномен прогрессивного типа развития исчезнет. П. Сорокин в написанной в 1937—1941 гг. работе «Социокультурная динамика» констатировал, что «...все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис», «Больны плоть и дух западного общества и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань»'.

Однако и в эпоху глубокого кризиса, между двумя мировыми войнами существовала и развивалась линия на обновление западной цивилизации, на поиск путей смягчения присущих ей противоречий. Эта линия связана прежде всего с именами американского президента Ф. Рузвельта и английского экономиста Д. Кейнса. Осознанно, что наличие большого слоя неимущих, резкая социально-имущественная дифференциация опасны для общества. Государство должно оказывать неимущим слоям поддержку, перераспределять часть национального дохода, отнимая его у богатых в виде налогов, в пользу бедных; оно должно страховать общество от голода, безработицы, нищеты. Ф. Рузвельт первым ввел общественные работы для безработных, пособие по безработице и другие меры социальной защиты. Государство должно активнее вмешиваться в общественные процессы, не допуская социального раскола, считал Д. Кейнс, оно должно регулировать и экономические процессы, утверждал он, чтобы общество не превратилось в игрушку рыночной стихии. Удастся ли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.023 с.)