Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическое управление в период послевоенного восстановления хозяйства

Поиск

 

Как только тяжелейшая война осталась позади, Госплан в кратчайшие сроки подготовил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. По своей масштабности они были сопоставимы с задачами формирования военной экономики. Так, предстояло быстро воссоздать и приумножить почти полностью уничтоженный народно-хозяйственный потенциал европейской части страны (в том числе посредством возвращения сюда части производственных мощностей и кадров). Только материальный ущерб, причиненный войной, составил 1890 млрд. руб. (в государственных довоенных ценах 1941 г.), а общие потери достигли трети национального богатства СССР. (77)

В ходе Великой Отечественной войны существенно изменилась структура общественного производства и национального дохода. Удельный вес потребления в структуре национального дохода снизился с 74% (1940 г.) до 67% (1942 г.). Доля накопления снизилась с 19 до 4%. Доля военных расходов за тот же период выросла с 7 до 29%. Основные целеустановки и конкретные плановые задания четвертой пятилетки определялись уровнем развития и структуры советской экономики. За годы войны более всего сократились отрасли конечного потребления: показатели продукции группы «Б» в промышленности, продукции сельского хозяйства и розничного товарооборота упали в 1945 году соответственно до 59, 60 и 45% от довоенного уровня. Задачи подъема благосостояния народа, конечно, требовали ускоренного развития этих отраслей. Вместе с тем производство средств производства составило в том же году 112% к довоенному уровню, что создавало материально-технические предпосылки решения общих восстановительных народно-хозяйственных задач. В Законе о четвертом пятилетнем плане, принятом Верховным Советом СССР по докладу Вознесенского, основные задачи этого плана сводились к тому, чтобы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах». По масштабности конкретных заданий четвертый пятилетний план превосходил довоенные пятилетки. Объем валовой продукции промышленности в 1950 г. по сравнению с предвоенным уровнем предстояло увеличить на 48% (почти в 1,5 раза). В том числе в пострадавших от оккупации районах - на 15%. Хотя в план закладывались опережающие темпы роста производства средств производства, продукцию сельского хозяйства намечалось увеличить на 27, а розничный товарооборот - на 28%. На основе развития материального производства планировался 38-процентный прирост национального дохода по сравнению с довоенным уровнем. Важнейшим рычагом быстрого восстановления советской экономики должно было стать энергичное плановое перераспределение национального дохода, производственных мощностей и всех видов ресурсов (материальных, финансовых и трудовых) в интересах мирного строительства. Задания пятилетнего плана были выполнены досрочно.

Производственный потенциал страны был полностью восстановлен и существенно увеличен. В 1950 валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 выросла на 73%, производственные основные фонды - на 24, национальный доход - на 64%. Капитальные вложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Дальнейшее развитие получили машиностроение и химическая промышленность, сырьевые отрасли промышленности, укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства. Восстановление хозяйства освобожденных районов сочеталось с улучшением размещения производительных сил в стране.

За годы пятилетки построено новых и восстановлено разрушенных во время войны 6200 крупных государственных промышленных предприятий. Начато строительство крупнейших энергетических сооружений, новых оросительных каналов и систем, создание лесных полос в степных районах страны. Были достигнуты большие успехи в развитии советской науки, сделаны крупные открытия и изобретения в различных областях науки и техники. Крупные мероприятия осуществлены по повышению уровня жизни народа. Восстановлено и построено в городах и рабочих посёлках жилых домов общей (полезной) площадью свыше 100 млн. кв. м., а в сельской местности - 2,7 млн. жилых домов. Отменена (1947) карточная система на товары народного потребления; общий уровень цен на эти товары снизился почти в 2 раза. Был начат повсеместно переход к обязательному 7-летнему обучению. (78; 287)

В результате же реализации четвертого пятилетнего плана удалось восстановить довоенные соотношения в распределении национального дохода. На удовлетворение материальных и культурных потребностей населения в первой пятилетке было направлено 74% национального дохода, а 26% было использовано для расширения производства и удовлетворения других государственных и общественных нужд

При этом сам уровень прироста национального дохода в 1950 г. по отношению к 1940 г. достиг 60% вместо запланированных 38%. Это позволило использовать на цели накопления и потребления существенно больше, нежели намечалось по пятилетнему плану. Вследствие быстрого роста национального дохода в расходах государственного бюджета увеличились ассигнования на финансирование развития народного хозяйства и социально-культурного строительства. Бюджет из года в год сводился с превышением доходов над расходами.

В ходе реализации пятилетнего плана на основе восстановления, реконструкции и возведения новых предприятий была значительно приумножена и в определенной мере модернизирована материально-техническая база народного хозяйства. Плановое задание по капитальному строительству удалось выполнить с превышением на 22%, причем были введены в действие 6200 крупных промышленных предприятий (восстановленных и реконструированных либо вновь построенных). Основные фонды народного хозяйства в целом возросли в 1950 г. по сравнению с 1940 г. на 23%. Среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности в четвертой пятилетке составили 13,6% против 13,2 за три предвоенных года, причем производство группы «А» ежегодно прирастало на 12,8% а группы «Б» - на 15,7%.

Особую роль в послевоенном восстановлении и развитии советской экономики сыграло гражданское машиностроение, мощности которого значительно увеличились в результате конверсии военной промышленности. В 1950 г. выпуск машиностроительной продукции превысил уровень 1940 г. в 2,3 раза. При этом за годы пятилетки отрасли машиностроения в основном обновили номенклатуру выпускаемых изделий, что способствовало дальнейшей модернизации народного хозяйства. Таким образом, успешное выполнение четвертой пятилетки обеспечило полное восстановление и реконструкцию советской экономики. (77)

Сразу после подготовки пятилетней программы коллектив Госплана во главе с Н.А. Вознесенским вернулся к разработке генерального плана развития народного хозяйства, рассчитанного на двадцатилетнюю перспективу.

С помощью долгосрочной программы ставилась задача создать новый производственный аппарат, в несколько раз превышающий по своей мощности довоенный производственный аппарат СССР на базе применения современных достижений науки и техники одновременно во всех отраслях народного хозяйства. (79)

Послевоенный период был продолжением «мобилизационного социализма» 30-х годов, но на радостной ноте, с настроением победителей. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее можно было лишь «переключить» на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной. В 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.

Восполнить потери села было труднее: оно понесло главные потери в людях, было сожжено более 70 тыс. сел и деревень, угнано 17 млн. голов крупного рогатого скота (для сравнения: на 1 января 2001 г. в Российской федерации имелось 27,5 млн. голов). При этом страшная засуха на значительной территории европейской части СССР в 1946 г. привела к голоду и гибели людей. Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход «на мирные рельсы» произошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. При этой реформе малые и средние вклады в сберкассах не пострадали. Они были автоматически увеличены в 10 раз, а крупные вклады - в 3 раза. Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную демографическую ситуацию, что является важным показателем состояния общества.

 

Таблица 4.

Демографическое состояние России и СССР (80):

Смертность и рождаемость (в расчете на 1 тыс. человек населения)

Годы Родилось Умерло Естественный прирост
  47,0 31,3 26,7 24,9 30,3 18,1 9,7 7,1 16,8 13,2 17,0 17,8

 

Принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение благосостояния населения. Это выразилось, например, в крупных и регулярных снижениях цен (13 раз за 6 лет; с 1946 по 1950 г. хлеб подешевел втрое, а мясо в 2,5 раза). Условием для этого было усиление финансовой системы государства в тесной связи с планированием. Для сохранения этой системы СССР отказался вступить в МВФ и Международный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вышел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золотую основу. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым, что позволяло поддерживать очень низкие внутренние цены и не допускать инфляции.

Восстановление промышленности и городов проводилось за счет деревни. Закупочные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне довоенных, а цены на товары для села выросли многократно. Колхозы сдавали половину продукции по государственным поставкам. Война на треть убавила число трудоспособных крестьян, особенно с образованием. Для укрепления руководства в 1949-1950 гг. было проведено укрупнение колхозов.

Вскоре после окончания войны, уже в 1946 г., возник внешний фактор - холодная война. Доктрина войны со стороны США предписывала ведение двух параллельных программ: гонку вооружений с целью истощения советской экономики и идеологическую обработку верхушки партийно-государственной номенклатуры.

У. Фостер, министр в администрации при Трумэне и при Кеннеди, обосновывал удвоение военных расходов США тем, что это «лишит русский народ трети и так очень скудных товаров народного потребления, которыми он располагает». Автор доктрины холодной войны Дж. Кеннан отмечал в 1965 г., что цели НАТО не могли быть достигнуты «без абсолютного военного поражения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невероятного переворота в политических установках его руководителей».

Уже во время первой послевоенной пятилетки нужно было начать решать следующие задачи.

1). Конверсия огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства.

2) Создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). В связи с этими задачами работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления. Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей. Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами). Для управления восстановительными работами на несколько лет были созданы специализированные министерства: Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, Наркомат по строительству топливных предприятий и др. В 1950 г. был учрежден Госстрой СССР.

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления. Наряду с отраслевым стал вводиться территориальный принцип управления. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

В конце первого этапа произошел обратный процесс - укрупнения министерств (из 24 осталось 11). Становилась все более сложной проблема разделения народнохозяйственного комплекса на управляемые «отрасли», поскольку и продукция, и технология промышленности усложнялись и становились все более «межотраслевыми». Реорганизация 1953 г. не дала эффекта, и к началу 1954 г. министерства были вновь разукрупнены (в 1954 г. их стало 25).

Некоторые изменения были связаны с новой международной обстановкой. Возникла мировая социалистическая система из 13 стран. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Госаппарат СССР стал выполнять совершенно новую функцию - координировать работу международной системы, как в гражданской, так и в военной области.

Опыт государственного строительства в 1945-1953 гг. показал сложность проблемы выхода из мобилизационной программы. В структуре органов власти и управления делались простые изменения - упразднялись созданные для ведения войны звенья. Так, сразу после окончания войны был упразднен Госкомитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования. Из армии были демобилизованы 8,5 млн. человек, и ее численность составила 2,8 млн. человек. Создавались и специальные органы, решавшие полученные от войны проблемы. Так, было создано Управление уполномоченного СНК СССР по делам репатриации. За время войны на работу в Германию было насильственно вывезено 5,6 млн. советских граждан. 2,8 млн. из них там погибли, 2,6 млн. репатриированы. Одним из первых столкновений «холодной войны» было нарушение властями США, Англии и Франции договора о репатриации. Они задержали (не только пропагандой, но многих и силой) 451,5 тыс. человек «невозвращенцев», которые составили «вторую эмиграцию» из СССР. (80)

Война и Победа укрепили осознание большинством народа, управленческой элитой адекватности советской системы государственного управления потребностям цивилизации XX в., ибо оно позволило Советскому Союзу обрести статус ведущей, великой мировой державы, оказывавшей влияние на цивилизацию своим развитием по антикапиталистическому пути.

Государственное управление отказалось от военно-мобилизационных принципов. В основу управления положены измененные Верховным Советом СССР государственные бюджеты на 3-4-й кварталы 1945 г. и на 1946 г., по которым сокращены ассигнования на военные нужды, увеличены расходы на развитие гражданских отраслей экономики.

По Закону о демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн. воинов трудоустроены органами управления, обрели мирное гражданское состояние. Восстановлены организованный набор рабочих по договорам с колхозами и органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. возобновлены договоры между администрацией хозяйственных органов и профсоюзами. Государственное управление СССР не допустило безработицы, которая сохранилась и возросла после войны в странах другой общественно-экономической системы.

Был обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.

В это время было усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, усложнена его структура, действовали параллельные звенья в аппарате, что лишало его гибкости; становились громоздкими штаты управленческого персонала.

Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответственность за сроки и качество реализации государственных планов.

Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля с вертикально построенной системой республиканских местных структур. Сильное, организованное бюрократически ведомство (нарком - министр Л.З. Мехлис, 1940-1953 гг.) жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления и народного хозяйства, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, действовало независимо от других управленческих структур, выявляло недостатки, злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности. (81)

Пагубно сказались на кадрах репрессии на рубеже 40-50-х гг., в ходе которых были расстреляны многие работники центральных и местных органов. Это были люди, выдвинувшиеся на высокие государственные посты в военные и послевоенные годы, проявивших способности управлять смело, творчески, самостоятельно принимать оптимальные решения. Среди них заместитель Председателя Совмина, Председатель Госплана СССР, известный ученый-экономист и организатор Н.А. Вознесенский, Председатель Совмина РСФСР М.Н. Родионов и другие. (82; 68)

Трудно налаживалось управление аграрным сектором страны. Военные разрушения и утраты в сочетании с засухой и голодом обусловили продовольственный кризис и грозили всеобщим кризисом. Количество трудоспособных колхозников в 1945 г. сократилось по сравнению с 1940 г. на треть, в том числе трудоспособных мужчин - с 16,9 млн. до 6,5 млн. человек. В управлении применялись чрезвычайные меры и другие средства, характерные для авторитарно-бюрократической системы управления, которые считались целесообразными для обеспечения политической стабильности и форсированного восстановления земледелия и животноводства.

Созданная в сентябре 1946 г. Комиссия по делам колхозов занималась возвращением в общественный массив колхозов земель, незаконно захваченных колхозниками, организациями, учреждениями для приусадебных и подсобных хозяйств. С октября 1946 по 1953 г. при союзном правительстве действовал Совет по делам колхозов, имевший в республиках, краях и областях своих контролеров от центра, независимых от местных властей. Государство изменяло колхозное право вплоть до утверждения примерных норм выработки, единых расценок в трудоднях, регулирования землепользования, землеустройства, финансирования, межколхозных производственных связей. Государством устанавливались детальные планы развития колхозного, совхозного производства, применялись жесткие меры по выполнению сельскохозяйственных заготовок.

Обобщающим итогом перестройки военного государственного управления в послевоенное время стали восстановление и развитие народного хозяйства, довоенного уровня численности населения (1953 г.), восполнение демографических военных потерь, решение крупных социально-экономических задач. (90)

19-й съезд КПСС (1952) определил главную задачу пятого пятилетнего плана (1951-55) -дальнейший подъём всех отраслей народного хозяйства на основе преимущественного развития тяжёлой промышленности, высоких темпов роста производительности общественного труда, улучшения качества и ассортимента продукции. План предусматривал широкую программу повышения жизненного уровня народа.

Годы 5-й пятилетки характерны мощным развитием социалистического соревнования, появлением его новых форм: движение за комплексную экономию материалов, снижение себестоимости на каждой операции, увеличение съёма продукции с производственной площади. В результате выполнения плана национальный доход увеличился на 71%, производственные основные фонды в народном хозяйстве - на 62, продукция промышленности - на 85, продукция сельского хозяйства - на 21%. Заложены основы создания ряда новых отраслей машиностроения, а также атомной энергетики. Объём капитальных вложений возрос на 90%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 2,2 раза по сравнению с 1950 годом. Производительность труда на 1 работающего в промышленности увеличилась на 49%. Были перевыполнены задания по увеличению выпуска товаров народного потребления. Важной особенностью 5-й пятилетки было сближение темпов роста производства средств производства и производства предметов потребления. Если в 4-й пятилетке темпы роста продукции группы «А» были выше темпов роста продукции группы «Б» на 36%, то в 5-й пятилетке - на 4%. Важные меры были приняты для ускорения развития сельского хозяйства. Посевные площади выросли со 146,3 млн. га. в 1950 до 186 млн. га. в 1955 году. Освоение целинных и залежных земель, укрепление колхозов кадрами, усиление роли принципа материальной заинтересованности колхозников и другие мероприятия обеспечили увеличение роста сельскохозяйственной продукции.

Было построено 3200 новых крупных государственных промышленных предприятий. Вошли в строй Приднепровская, Черепетская, Южно-Кузбасская, Серовская и Южно-Уральская районные тепловые электростанции. В 1954 дала ток первая в мире атомная электростанция. Вошли в строй Камская, Горьковская, Цимлянская, Каховская, Усть-Каменогорская, Мингечаурская и Гюмушская гидроэлектростанции. Построены Орско-Халиловский металлургический комбинат и Череповецкий металлургический завод, Березниковский калийный и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие комбинаты. Было закончено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. Вступил в строй Ленинградский метрополитен. Реальная заработная плата рабочих и служащих выросла на 39%, доходы крестьян в расчёте на 1 работающего - в 1,5 раза. Значительно расширилось экономическое сотрудничество с социалистическими странами, особенно в рамках СЭВ.

Выполнение 4-го и 5-го пятилетних планов позволило значительно превзойти довоенный уровень экономического развития страны. В 1955 стоимость всех производственных основных фондов по сравнению с 1940 выросла в 2 раза, национальный доход - в 2,8 раза. (60; 287)

 

Выводы

 

1. С окончанием войны уровень нестабильности во внешней среде снизился. Но это не повлияло качественным образом на характер стратегических действий. Прекратилась вооружённая борьба. Но появилась угроза атомного нападения. Началась экономическая, идеологическая, психологическая - «холодная» война. Кроме того, существовало «давление» со стороны процессов внутри страны. «Нестабильность» внутри страны обеспечивалась разрушенностью хозяйства, высоким уровнем бандитизма в Западной Украине, в Прибалтике. А потому применялись всё те же методы управления, которые использовались в годы войны. Этот период продолжался до средины пятидесятых годов.

2. После войны плановым образом предстояло восстановить то, что было разрушено в годы войны, и развить экономический потенциал. Необходимо было осуществить конверсию военного производства. А также нужно было обеспечить защиту страны от атомной угрозы со стороны США. Создать своё атомное оружие и создать свои средства доставки (баллистические ракеты).

3. Использовался военный опыт плановой деятельности.

4. Произошло восстановление системы пятилетнего планирования. Был подготовлен проект плана развития страны на двадцать лет.

5. В это время были упразднены чрезвычайные органы управления, перепрофилированы наркоматы (министерства).

6. Восстановление хозяйства происходило за счёт ресурсов деревни (люди, закупочные цены на сельхозпродукцию, цены на продукцию для сельского хозяйства).

7. Восстановление народного хозяйства происходило в том же режиме, который был в годы войны. С напряжением всех сил, форсированно.

8. У правительства СССР возникла функция координации экономической деятельности социалистических стран.

 

 

6. Особенности стратегического управления
экономикой в 1953-1963 годы

 

После смерти Сталина начались преобразования, которые представляли собою разрушение «мобилизационной» модели устройства общества и соответствующего способа стратегического управления. В «мобилизационном» режиме (война, восстановление после войны, подготовка к войне, война, послевоенное восстановление) страна жила с 1917 (с 1914) по 1953 год. Жить по-другому (не в мобилизационном режиме) не было возможности. Страна была бы обречена на гибель. В начале пятидесятых годов появилась возможность существовать в условиях отсутствия серьёзной внешней угрозы. Если социальная система переходит в качественно новое состояние, то необходимо иметь более или менее ясные представления об этом новом состоянии. О том, что сделано, что уже делается и предстоит сделать. Момент перехода в новое качественное состояние очень ответственный. При «скачке» в новое состояние можно разрушить то, что требуется сохранить. Можно из прошлого «взять с собою» то, что опасно для общественной системы.

За послесталинское десятилетие страна продолжало своё развитие. На инерцию развития всей общественной системы не повлияла смена высшего руководства (это один из признаков жизнеспособности общественного организма). Главными экономическими задачами шестого пятилетнего плана (1956-60) были названы:

- преимущественное внимание развитию тяжёлой промышленности, техническому прогрессу и повышению производительности труда;

- обеспечение роста народного хозяйства и особенно прогрессивных отраслей промышленности;

- подъём сельского хозяйства и значительное повышение материальное благосостояние народа.

За 6-ю пятилетку национальный доход увеличился на 54%, валовая продукция промышленности - на 64, сельского хозяйства - на 32%. Общий объём капитальных вложений вырос с 91,1 млрд. руб. в 5-й пятилетке до 170,5 млрд. в 6-й, или на 87%. Создавались многие новые отрасли и производства - приборостроение, радиотехническая и электронная, производство товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (холодильники, стиральные машины и т.д.). Производительность труда на 1 работающего в промышленности выросла на 37%, в строительстве - на 54 и на железнодорожном транспорте - на 48%. Объём розничного товарооборота возрос на 57%. Продолжено осуществление крупной программы освоения целинных и залежных земель. Посевные площади составили в 1960 году 203 млн. га. Характерная особенность пятилетнего плана - координация его заданий с планами стран - членов СЭВ.

За 1956-58 годы вступили в строй 2690 крупных государственных промышленных предприятий, завершено строительство Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина и введена в действие высоковольтная линия электропередачи Волжская ГЭС - Москва. Вступили в строй Иркутская, Новосибирская, Кайраккумская, Ткибульская и Арзнинская гидроэлектростанции, а также Томь-Усинская, Верхнетагильская районные тепловые электростанции. Сданы в эксплуатацию Серовский ферросплавный завод, Новогорьковский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, Саратовский химический комбинат и другие предприятия. В 1956 вошёл в строй газопровод Ставрополь - Москва. (84; 288)

Последующее развитие экономики происходило в рамках семилетнего плана. 1959-65 годы необходимо было обеспечить всестороннее развитие производительных сил, всех отраслей экономики, значительное усиление экономического потенциала страны, обеспечение непрерывного повышения жизненного уровня народа. Планировались высокие темпы роста продукции сельского хозяйства, а также реконструкция транспорта. Капитальные вложения распределялись по отраслям таким образом, чтобы создать предпосылки для существенного изменения структуры производства в последующие годы. Намечались широкая программа технического прогресса и дальнейшего повышения уровня концентрации, специализации и кооперирования производства; упорядочение заработной платы, значительное расширение жилого строительства. В плане учитывалось углубление международного социалистического разделения труда и развитие экономических связей с освободившимися от колониальной зависимости странами. По важнейшим показателям план был выполнен. В 1965 национальный доход увеличился на 53% по сравнению с 1958 годом. Производственные основные фонды выросли на 91%, в том числе в промышленности - в 2 раза. Продукция промышленности выросла на 84%, сельского хозяйства - на 15%. Производительность труда возросла по народному хозяйству на 40% (в промышленности - на 42, в сельском хозяйстве - на 30, в строительстве - на 53%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 281 млрд. рублей. То есть на 22,2 млрд. руб. больше, чем было вложено в народное хозяйство за 1918-58 годы. Построено 5470 крупных государственных промышленных предприятий, в том числе районные тепловые электростанции: Ведовская и Назаровская в Сибири, Троицкая и Яйвинская на Урале, Конаковская в Калининской обл. и др. Вошли в строй Нововоронежская и Белоярская атомные электростанции. Построена в то время самая крупная в мире Братская гидроэлектростанция. А также Боткинская, Днепродзержинская, Бухтарминская, Кременчугская, Киевская гидроэлектростанции; Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический заводы, Качканарский горно-обогатительный комбинат на Урале, Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат, Барнаульский шинный комбинат, Щёкинский химический комбинат, Солигорские калийные комбинаты, Сумгаитский, Чарджоуский и Гомельский суперфосфатные заводы и др. Проложен газопровод Бухара - Урал. Вступил в строй Киевский метрополитен. Осуществлены значительные сдвиги в размещении производительных сил, прежде всего путём интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны, особенно в восточных районах. Построены жилые дома общей площадью 558 млн. квадратных метров, а также 3510 тыс. домов в колхозах. (84; 288)

Какие изменения в управлении советским обществом произошли за это десятилетие? Одним из действий по переходу в новое («постмобилизационное», «послесталинское») состояние была изменение места спецслужб в жизни общества. Был арестован, осужден и расстрелян министра внутренних дел Л.П.Берия и его ближайшие помощники, ответственные за произвол и массовые репрессии в30-50 годы. Раздельные МВД и МГБ (Министерство госбезопасности) были объединены в марте 1953 г. Затем были сокращены на 12% штаты и проведена большая чистка МВД. (85)

Новый курс в области экономической политики был связан с именем Г. М. Маленкова. По его предложению акценты в сфере народного хозяйства переносились с тяжелой промышленности на легкую, жилищное строительство и сельское хозяйство.

После сентябрьского пленума ЦК 1953 г. было резко сокращено изъятие средств из села: вдвое повышены закупочные цены на молоко, в 5 раз на скот и птицу и стал восстанавливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. Помимо этого с колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных государственных поставок. Был предпринят ряд шагов на укрепление сельского хозяйства кадрами специалистов, устанавливался новый порядок планирования. Государство не только направило в деревню тысячи тракторов, но и существенно увеличило дотации на сельское хозяйство.

Повышение эффективности сельского хозяйства оставалось одной из главных задач правительства. Этому должно было способствовать осуществление двух административных реформ. 26 февраля 1958 г. по докладу Хрущева на пленуме ЦК КПСС было принято постановление «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». Суть нововведения заключалась в том, что, начиная с 1958 г. новые трактора, сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 гг. впервые за последние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-технических служб вовремя создать не удалось.

В конце января 1954 г. Хрущев подал в Президиум ЦК записку о состоянии и перспективах развития сельского хозяйства. В ней он сообщал, что в 1953 г. в стране было собрано зерна меньше, чем в 1940 г. Суть предложений первого секретаря заключалась в необходимости расширения объема пашни за счет освоения 13 млн. гектар целинных и залежных земель, а также в увеличении удельного веса посевов кукурузы. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1954 г. освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. На Восток страны направляются по комсомольским путевкам свыше 300 тыс. добровольцев. В результате распахиваются гигантские пространства в Казахстане, и на Юге Западной Сибири - свыше 13 млн. га. (86)

Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов кукурузы. Пришлось потесниться не только кормовым культурам, но и зерновым. Так, в Ленинградской области (далеко не самой благоприятной по своим климатическим условиям для подобных экспериментов) в 1955 г. под кукурузу было занято 15 тыс. га земель. Причем в Совмин РСФСР сообщалось, что для посева отведены лучшие по плодородию почвы с внесением органических и минеральных удобрений. Результаты опыта 1955 год оказались плачевны. На 20% засеянных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24% - они были сильно изреженными, на 37,5% - в удовлетворительном состоянии, на 11,5% - в хорошем (с высотой растений более 1 м). На сельхозработы активно привлекались рабочие и служащие Ленинграда и области. Был организован ручной полив кукурузы. Несмотря на неудачу, отказываться от «кукурузной кампании» не посмели. Другое начинание Хрущева касалось укрупнения колхозов. Данная мера должна была привести к образованию мощных колхозных союзов, способных решать самые большие задачи. К 1955 году количество колхозов в стране сократилось до 83 тыс., к 1958 г. - до 78 тыс., а в 1960 г. - до 45 тыс. Положение дел в сельском хозяйстве оставалось сложным. В конце 50-х гг. обозначилось замедление темпов роста производимой продукции. (87)

Еще при Сталине стали ликвидироваться чрезвычайные нормы трудового права военного времени. С 1 июля 1945 г. были восстановлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени. Вновь установлен 8-часовой рабочий день, прекращены трудовые мобилизации граждан. С февраля 1947 г. восстановлена система коллективных договоров на предприятиях между администрацией предприятия и профсоюзами. С 1 июня 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен 6-часовой рабочий день и отпуск в один календарный месяц. В декабре 1956 г. был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет.

В 1956 г. был принят закон «О государственных пенсиях», который значительно улучшал пенсионное обеспечение трудящихся. В 1960 г. был завершен перевод всех рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день.

В 1956 г. эволюционная «десталинизация» сменилась радикальным разрывом с прошлым: на закрытом заседании XX съезда КПСС Н.С.Хрущев сделал доклад с разоблачением культа личности Сталина. Так, как это было сделано, нанесло мощный удар по фундаменту советского государства. (85)

В области государственного устройства попытка радикальной «десталинизации» свелась к резкой децентрализации и разделения всей системы управления. Из союзного в республиканское ведение в 1954-55 гг. было передано более 11 тыс. предприятий. Затем был совершен ещё один радикальный шаг. Законом от 10 мая 1957 г. отраслевая система управления была заменена на территориальную. Верховные Советы республик создали 107 экономических районов (70 из них в РСФСР), в которых были учреждены коллегиальные органы управления - Совнархозы. Было ликвидировано 141 союзное и республиканское министерство. Образованные 105 совнархозов должны были стать региональными коллегиальными административными органами, в состав которых вошли, помимо главных руководителей, также и руководители крупнейших предприятий. Для реш<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.32 (0.013 с.)