Ликвидация советской системы стратегического управления экономикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ликвидация советской системы стратегического управления экономикой



 

Стратегическое управление существует как комбинация формализованной и неформализованной разновидности стратегической деятельности. В СССР решающее стратегическое значение имели не только рационально проработанные документы, но и воля, желания, настроения руководителей (целевое управленческое воздействие). А также настроения, желания, стремления рядовых граждан, всех тех, кто находился ниже руководителей в иерархической пирамиде.

В средине восьмидесятых годов начался новый этап развития стратегического управления в нашей стране. 11 марта 1985г. Новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. На Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Горбачев выступил с программной речью. Им было заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Только в России 200 млн. кв. м. жилья нуждались в неотложном ремонте или подлежали сносу. Водопроводные и канализационные сети городов были перегружены. Более 300 городов их вообще не имели. Почти половина улиц в России была без твердого покрытия. Предприятия технически плохо оснащены, при этом ручной труд в пищевой промышленности составлял 60%. В среднем производительность труда в СССР была в 2,5-3 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Многие предприятия не имели очистных сооружений. В сельском хозяйстве потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т. продукции, рыбы - 1 млн. т., картофеля - 1 млн. т., свеклы - 1,5 млн. т. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило к еще большим потерям. Горбачёв провозглашает курс на ускорение развития экономики и ликвидации механизма торможения развития экономики.

В мае 1985 г. началась «антиалкогольная кампания». Сокращение продажи водки и бюджетных поступлений от нее было полностью компенсировано ее изготовлением в «теневой экономике» (140-150 декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным финансам это привело к становлению мощной организованной преступности нового поколения. К середине 80-х годов в СССР сложился крепкий сектор «теневой экономики», набрала силу организованная преступность. Она практически ликвидировала государственную торговлю спиртным, «приватизировала» ее и изъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб. в 1990 г.

На состоявшемся в начале 1986 года XXVII съезде КПСС предшествующий период (Брежнев, Андропов, Черненко) был охарактеризован как «застойный». Были приняты основные направления экономического и социального развития страны на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года. Однако события 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС и экономические потери, вызванные взрывом, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Сказывалось и продолжение афганской войны. Также имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти вследствие падения мировых цен на нефть и нефтепродукты. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985-1986 гг. на 30%. От концепции ускорения (преодоление застоя) социально-экономического развития советского общества без всяких на то оснований отказались. (93)

Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило институт госприемки, что реально привело в основном к увеличению бюрократического аппарата и отзыву от производства большого числа специалистов.

В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно было усмотреть какую-либо единую систему («министерская чехарда»). На протяжение 60 лет советское государство поддерживало через план баланс между производством, потреблением и накоплением. Распределение ресурсов между отраслями и предприятиями регулировалось планом и ценами. Но в июне 1987 г. была провозглашена новая концепция – «перестройки» как перехода к рыночной экономике. Почти сразу стала свертываться плановая система распределения ресурсов. В 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок стала создаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж. Следующим шагом был принятый в 1987 г. и введенный в силу с 1988 г. Закон о государственном предприятии (объединении), предполагавший «полный хозрасчет». Следствием закона явилось резкое сокращение капиталовложений - как плановых через госбюджет, так и из средств предприятий. Сразу нарушился межотраслевой баланс, были свернуты все государственные программы, и начался быстрый спад производства. СССР погрузился в состояние «без плана и без рынка».

Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая привела в ряде случаев к резкому снижению компетенции политического руководства. Всего к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС. В связи с этим изменилась структура правительства, и на 40% сократилось число отраслевых министерств (с 52 до 32). За один год в отраслях было полностью ликвидировано среднее звено управления с переходом к двухзвенной системе «министерство-завод». Прямым результатом этой акции было разрушение информационной системы народного хозяйства.

Поскольку компьютерной сети накопления, хранения и распространения информации в СССР еще не было создано, опытные кадры с их документацией были главными элементами системы. Когда эти люди были уволены, потоки информации оказались блокированы.

Согласно «Закону о кооперативах» (1988 г.), при государственных предприятиях и местных Советах быстро возникла сеть кооперативов и совместных предприятий, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило поступление на внутренний рынок. Многие товары при спекуляции давали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат. Некоторые изделия (алюминиевая посуда) превращались в удобный для перевозки лом и продавались как материал. По оценкам экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских товаров. (94) Такой рост доходов при одновременном сокращении товарных запасов в торговле привел к краху потребительского рынка. Были введены талоны на получение водки, сахара, ботинок. Был резко увеличен импорт.

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосованием выборы ответственных партийных работников. В ходе объявленной демократизации в стране развернулась мощная идеологическая кампания по разоблачению тоталитаризма, который в общественном мнении все более отождествлялся с социализмом.

СМИ стали выполнять функции катализатора оппозиционной деятельности, выступая против коммунистических ценностей и идеалов. Перестройка осуществлялась при прямой поддержке средств массовой информации зарубежных стран типа «Голоса Америки» и радиостанции «Свобода» и даже соответствующих государственных структур геополитических противников СССР.

В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформами - «Народные фронты» в республиках Прибалтики. Народные фронты в Прибалтике в 1989 г. перешли на открыто антисоветские позиции сепаратизма. Компартии республик были расколоты или фактически ликвидированы. Начали выдвигаться идеи «республиканского хозрасчета», а затем и экономического суверенитета.

На XIX партконференции, состоявшейся в конце июня 1988 г., были приняты решения о преобразовании всей государственной системы. Получив санкцию конференции на политические преобразования, Горбачев и его команда сразу провели новое очищение высшего руководства от старой «партийной гвардии».

В 1988 г. была изменена структура верховных органов власти и избирательная система. Был учрежден новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР. Верховный Совет СССР создавался как постоянно действующий законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением 1/5 состава. ВС СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Избранный в 1989 г. ВС СССР был первым за советское время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян, подавляющее большинство его членов составляли ученые, журналисты и работники управления.

Был учрежден пост президента с большими полномочиями. Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР. Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. I съезд народных депутатов избрал М.С. Горбачева на высший государственный пост.

Среди делегатов Первого съезда была создана Межрегиональная группа депутатов (388 человек). МДГ сразу стала использовать «антиимперскую» риторику и вступила в союз с лидерами сепаратистов. Легализация забастовок дала мощное средство шантажа союзной власти и поддержки политических требований антисоветской оппозиции. Лидеры МДГ прямо призывали шахтеров Кузбасса бастовать, и эти забастовки сыграли большую роль в подрыве государства.

На III Съезде сама КПСС (1990 год), согласно решению состоявшегося накануне Пленума ЦК КПСС, внесла «в порядке законодательной инициативы» проект «Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)». Важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений. Например, военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов.

Так в 1986 г. была создана межведомственная комиссия по разоружению (из руководителей МИД, Министерства обороны, КГБ, военно-промышленной комиссии Совета министров и ряда отделов ЦК КПСС - «большая пятерка»). В ней нарастала напряженность, дошедшая 10 марта 1990 г. до открытого конфликта, из-за того, что договоренности с США по разоружению не только не согласовывались, но даже не доводились до сведения комиссии. Так, не удалось обнаружить никаких сведений о подготовке решения об уничтожении лучшего в мире ракетного комплекса «Ока», о котором открыто вообще не было речи на переговорах. Начальник Генштаба М.А.Моисеев доложил, что в результате действий министра иностранных дел Э.А.Шеварднадзе США получили право иметь 11 тыс. боеголовок против 6 тыс. для СССР. После этого конфликта комиссия были ликвидирована.

Одновременно в рамках КПСС возникла так называемая Демократическая платформа КПСС. Кроме платформ в КПСС, в стране появились эмбрионы многопартийности, в частности структуры «Демократический союз», «Память», конституционно-демократической, либерально-демократической, демократической, республиканской и других партий, стоящих на антикоммунистических позициях. (95) В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле». Если по Конституции 1977 г. земля и ее недра были определены как собственность всего народа, то теперь земля была признана достоянием народов, проживающих на данной территории. Это был очень важный первый шаг к разделению общенародной собственности.

В 1990 г. в стране начался новый этап глобального социально-политического кризиса, непосредственно приведший к гибели советской государственности. По СССР прокатилась целая волна кровавых межнациональных конфликтов - в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Тбилиси, Цхинвали. В России начались массовые забастовки. Под руководством демократической интеллигенции в феврале прошли антиправительственные митинги в Москве и ряде других городов. В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые составили Съезд народных депутатов - высший орган власти в России.

В январе 1990 г. было создано радикальное движение «Демократическая Россия» («демократы»), которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм.

Летом 1990 г. была обнародована антигосударственная «Программа действий-90», предусматривавшая создание комитета гражданского действия, изоляцию государственных структур посредством забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампаний гражданского неповиновения; явочную приватизацию с помощью особых групп. Состоявшийся 20-21 октября съезд движения «Демократическая Россия» объявил своей задачей уничтожение КПСС как политической силы. Было принято решение о взятии принципиального курса на дестабилизацию государственного управления, открытую социальную конфронтацию в обществе и, в конечном счете, на захват власти.

К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. Был ликвидирован Госснаб СССР. Начинаются перебои с продовольствием, причем даже с теми его видами, которых в стране было предостаточно. В 1990 г. был получен фантастический урожай - 300 млн. тонн зерна. Причем собрать и обмолотить удалось тоже рекордный объем - 220 млн. тонн. И в этих благоприятных условиях вдруг начался хлебный кризис. В стране был избыток табачных продуктов, но начался табачный кризис. Причина была в одномоментной остановке хлебопекарен и табачных фабрик. То же самое было с дефицитом мясопродуктов. В Москве в ходе выборочной проверки обнаружили на складах припрятанные тысячи тонн продуктов и товаров. По официальным данным, пропало более 1 млн. тонн мяса, 40 млн. шкур скота, продукции более чем на 50 млрд. рублей.

Горбачев все еще рассчитывал справиться с управлением в стране, для чего взял у Запада почти 50 млрд. долларов тайных займов. Внешний долг, который практически отсутствовал в 1985 году, в 1991 г. составил около 120 млрд. долл. И действительно, эти заемные деньги позволили снять остроту дефицита и временно укрепить позиции генсека. В качестве награды и поощрения за ликвидацию советского оборонительного блока в Европе Горбачев получает в 1990 гг. Нобелевскую Премию мира.

В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете. Она декларировала раздел общенародного достояния СССР и верховенство республиканских законов над законами СССР. Это был первый правовой акт, означавший начало ликвидации Союза. В октябре 1990 г. принимается Закон РСФСР «О действии актов Союза ССР на территории РСФСР», устанавливающий наказание для граждан и должностных лиц, исполняющих союзные законы, не ратифицированные ВС РСФСР. Затем был принят Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», который перевел предприятия союзного подчинения под юрисдикцию РСФСР. Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему налогообложения, лишая союзный центр собственных финансовых источников.

Горбачев предпринимает новые политические меры для предотвращения распада Союза.

17 марта 1990 г. Верховный Совет СССР организовал первый в истории страны референдум по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. По итогам референдума, несмотря на активную контрпропаганду всех демократов, выступавших против Союза, за сохранение Союза высказалось 76,4% населения и 80% явившихся на выборы избирателей. Это была, бесспорно, полная победа коммунистических и всех здравомыслящих сил. В референдуме приняло участие 80% избирателей СССР, власти Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Молдавии и Армении отказались от его проведения, и там он проходил по инициативе отдельных местных Советов и трудовых коллективов. Но никакого влияния на политический процесс это не оказало, политики результат референдума просто игнорировали. В Москве более половины проголосовали против сохранения СССР.

Горбачёву 23 апреля 1991 года удалось организовать подписание совместного заявления союзных республик «О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и возникшем кризисе», получившего известность как документ «9+1». 12 июня 1991 г. прошли выборы президента РСФСР. Б.Н. Ельцин получил 57,3% голосов. Горбачёв форсирует создание проекта нового союзного договора. В подмосковной усадьбе Ново-Огарево подготовительный комитет сформулировал к середине июня концепцию создания ССГ - Союза Суверенных Государств. Проект предусматривал чисто формальное единое государство, которое фактически не являлось даже конфедерацией. На 20 августа было назначено подписание нового союзного договора, который должен был заложить основу новой системы государственного управления. Утром 19 августа радио сообщило, что Горбачев, находящийся в отпуске в Крыму, по состоянию здоровья не может исполнять обязанности президента, и руководство СССР осуществляет Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который временно берет на себя всю полноту власти. В Москву «для охраны общественного порядка» были введены войска и бронетехника. В состав ГКЧП входили: вице-президент, премьер-министр, министры внутренних дел и обороны, председатель КГБ, член президентского совета по оборонной промышленности и председатели ассоциаций - промышленных предприятий и крестьянской. ГКЧП был поддержан практически всем кабинетом министров, который собрался 19 августа. По сути, в «заговоре» участвовала вся верхушка государственной власти СССР.

Никаких шагов ГКЧП не предпринимал, определенной точки зрения по конкретным вопросам не высказывал. Ночью 20 августа произошел трагический инцидент: в туннеле на Садовом кольце, по которому следовал патруль на БМП, была устроена баррикада, две машины подожжены, возникла сумятица, в которой погибли трое юношей. Утром 21 августа ситуация определилась: с Горбачевым официально связались по телефону. К нему поехали вице-президент России А.Руцкой и премьер-министр России И.Силаев. Они привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП арестовали.

После августа 1991 г. прошел первый этап революционного перераспределения собственности. Была во внесудебном порядке лишена всей собственности КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п. Важнейшим результатом «августовской революции» было запрещение во внесудебном порядке КПСС и компартии РСФСР, а также ряда просоветских общественных организаций.

Демонтаж всей системы государственной власти СССР был после этого лишь делом техники. На открывшемся 2 сентября V Съезде народных депутатов СССР ему даже не разрешили следовать повестке дня. Н.Назарбаев зачитал «Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик», которое было ультиматумом с требованием самороспуска. Съезд был ликвидирован, а Верховный Совет СССР полностью деморализован. 14 сентября созданный новый орган Государственный Совет СССР принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины, Белоруссии Б.Н.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»). В их заявлении было сказано, что «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», прекращалась и деятельность органов СССР. Это был подлинный антиконституционный путч, проведенный без ввода войск и увенчавшийся полным успехом. Первому о состоявшемся событии было сообщено президенту США Дж. Бушу. (95)

С ликвидацией СССР перестали не только фактически, но и юридически существовать институты советского общества. В том числе общегосударственное плановое управление экономикой страны.

 

Выводы

 

1. В начале данного этапа планирование использовалось как традиционный механизм управления.

2. С 1987 года началась осознанные действия по разрушению советской системы стратегического управления экономикой. Это выразилось в ликвидации централизованной системы снабжения, предоставлении предприятиям права действовать в соответствии со своими интересами и не выполнять директивы Госплана.

3. Уничтожению планирования предшествовала череда ошибок. Это уже упомянутые госприёмка, антиалкогольная компания, кооперативное движение, предоставление коллективам права избирать руководителей, свёртывание контроля за денежной массой, опережающее реформирование политической сферы в сравнении с реформой экономики, отсутствие действий по подавлению нарушений Конституции СССР, отсутствие действий по подавлению мятежей, игнорирование волеизъявления населения страны.

4. Но ошибки допускаются любым руководителем. Безошибочного управления не бывает. Ошибки предыдущих поколений руководителей страны не имели такого уровня катастрофических последствий. Катастрофа конца 80-х годов сравнима только с монголо-татарским завоеванием 13 века и «смутой» конца 16- начала 17 веков. Ошибки можно и нужно исправлять. Это были ошибки, подорвавшие основы советской общественной системы.

Сделаем выводы из всего изложенного материала. В развитии формализованной разновидности стратегического управления (в сфере экономики) в нашей стране за последние сто лет можно выделить следующие периоды.

1. С 1900 года по 1917 год. В этот промежуток времени ещё преобладала неформализованная разновидность стратегической деятельности. Большая часть экономической системы России находилась на доиндустриальной фазе развития. Господствующей отраслью экономики было сельское хозяйство. Существовали крупные промышленные предприятия. Наиболее индустриально развитыми были европейский центр, северо-запад страны и Украина. Но значительная часть промышленности состояла из небольших предприятий. В такого рода хозяйственных организациях невозможен был иной вариант стратегического управления, кроме его неформализованной разновидности. Формализованная разновидность стратегического управления появилась и использовалась на крупных предприятиях. Получал широкое распространение метод бюджетного планирования. В годы войны (русско-японской, первой мировой) правительство пыталось осуществлять комплексное, государственное планирование. Промышленным предприятиям давались предписания по объёмам продукции, которая необходима была для фронта, контролировало выполнение заданий. Задания касались военной техники, обмундирования, продовольствия, транспортных перевозок. Формально субъекты экономических отношений (собственники предприятий) были свободны и самостоятельны в своих действиях. Но условия войны не позволяли предприятиям полностью ориентироваться только на свой интерес и не подчиняться экономическим распоряжениям государства. В годы первой мировой войны правительство перешло к практике изъятия хлеба у производителей («развёрстка»). Не всегда распоряжения, директивы правительства исполнялись. Практика правительственного управления экономикой была неизбежной реальностью. Хотя бы потому, что враждебная сторона - германское правительство - в широком масштабе осуществляло плановое регулирование экономических отношений. Предписания русского и германского правительства представляли собою вариант формализованного стратегического управления.

2. 1917 год- начало двадцатых годов. В период революции, гражданской войны и иностранной интервенции формализованное стратегическое управление было невозможно. Ни один субъект экономических отношений, ни одна из группировок, боровшихся за власть не была в состоянии руководствоваться стратегическими документами. И в конечном итоге победила та группировка, которая смогла превзойти другие группировки по уровню стратегического управления применительно к экономике. Большевики уже в период гражданской войны подготовили первый хозяйственный план- план ГОЭЛРО. И осуществили в период войны первые действия по реализации плана.

3. Начало двадцатых годов - начало тридцатых годов. В это время в рамках экономической системы советской России использовались неформализованная разновидность стратегической деятельности, бюджетное планирование, долгосрочное планирование. Хозяйство России в результате войны стало почти полностью аграрным. В сельском хозяйстве тотальным образом использовалась неформализованная разновидность стратегической деятельности. Появившиеся в период НЭП частные предприятия также культивировали неформализованную разновидность стратегической деятельности. Крупные предприятия, тресты использовали метод бюджетного планирования. В конце этого периода господствующим стало государственное стратегическое управление экономикой страны.

4. Начало тридцатых- 1941 год. Полное господство комплексного государственного стратегического управления (планирование). Неформализованная разновидность стратегического управления существовало в «снятом» виде. Допускалось и поощрялось участие коллективов предприятий в совершенствовании планов (стахановское движение, встречные планы).

5. 1941-1945 годы. Господствовала методика государственного планирования. Сократился период планирования. Стратегические документы разрабатывались не на пять лет и год, а на полугодие, квартал, месяц. Только во второй период войны произошёл возврат к традиционному масштабу планированию. В период войны применялся метод стратегического планирования. Расширилось число субъектов стратегического управления.

6. 1945-1987 годы. Использовался метод долгосрочного планирования как базовый. В отдельных отраслях используется метод стратегического планирования. Расширяется масштаб плановой деятельности. Разрабатываются программы на 25 лет. В конце периода происходит «перегрузка» традиционной для советского общества системы стратегического управления. Изменение состояния экономики не влечёт за собою развития методов стратегического управления. Кризис советской системы стратегического управления.

7. 1987 год - по настоящее время. Разрушение системы государственного стратегического управления. Освободившееся «пространство» было заполнено неформализованной разновидностью стратегической деятельности. Ограниченным образом используются методы бюджетного и стратегического планирования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.035 с.)