Нестабильность и методы стратегического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нестабильность и методы стратегического



Управления в 1968-1979 годы

В конце 60-х гг. социалистический лагерь переживал глубокий внутриполитический и идеологический кризис. В ЧССР летом-осенью 1967 г. произошел экономический спад. Правительство ЧССР поддержало Советский Союз в его проарабской позиции во время арабо-израильской войны 1967 г. Между тем большая часть чешской интеллигенции сочувствовала еврейской стороне. Обострились противоречия между чехами и словаками (последние были почти не представлены в руководстве страны и партии). Всё это грозило вылиться в акции, направленные против коммунистического правительства.

Пытаясь предотвратить подобное развитие событий, советское руководство рекомендовало компартии ЧССР пойти на кадровые перестановки в руководящих органах партии и страны. Чеха А. Новотны на посту генерального секретаря партии сменил словак А. Дубчек, провозгласивший курс на строительство "социализма с человеческим лицом". Росло количество антикоммунистических выступлений. Правящая партия теряла контроль над политическими процессами в ЧССР.

В марте 1968 г. под влиянием чешских реформ произошли массовые выступления в Варшавском университете. Руководство Польши подавило студенческое движение. 21 августа в Чехословакию были введены войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии. Вместо А. Дубчека генеральньм секретарем компартии ЧССР был назначен А. Гусак.

Коммунисты западноевропейских стран подвергли критике действия Советского Союза. Китая обвинил СССР в империалистической политике.

Отношения СССР и Китая приобретали все более конфронтационный характер и вылились в 1969 г. в вооруженное противостояние в пограничных районах двух стран. Со 2 по 21 марта 1969 г. велись боевые действия в районе острова Даманский (300 км. южнее Хабаровска), на который предъявил территориальные претензии Китай. В результате согласованных действий пограничных войск и подразделений Дальневосточного военного округа граница была восстановлена. Потери личного состава советских войск составили 58 человек погибшими, 94 ранеными. 13 августа 1969 г. советские пограничники отразили новую вооруженную провокацию в районе озера Жаланашколь в Казахстане. Большие потери, понесенные Китаем в этих конфликтах, принудили его отказаться от силового решения спорных территориальных вопросов. В 70-е же годы Советский Союз был вынужден потратить 200 млрд. рублей на укрепление своей границы и КНР.

В начале 70-х гг. кризисная ситуация сложилась в Польше. Правительство попыталось подавить при помощи войск массовые забастовки рабочих в Гданьске. В результате все Балтийское побережье оказалось охвачено забастовочным движением, порой принимавшим вооруженные формы. Советское правительство не решилось на использование войск и рекомендовало польскому руководству найти компромиссное решение. Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП) возглавил Э. Герек, которому удалось взять под контроль ситуацию в стране. Польша получила большие международные кредиты, которые позволили снизить социальное недовольство, а также произвести частичное переоснащение промышленного оборудования.

Учитывая итоги чехословацких событий 1968 г., советское руководство в начале 70-х гг. сформулировало новую концепцию взаимоотношений между странами социалистического лагеря. В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной "разрядки" напряженности между Востоком и Западом.

В 1966 г. Франция вышла из военных структур НАТО. Советско-французские встречи в верхах в 70-е гг. стали постоянным явлением: они происходили в 1970, 1971, дважды в 1973 г. и дважды в 1974 г. Советский Союз посетили французские президенты Ж. Помпиду, Ж. д'Эстэн; Францию - Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин и другие ответственные лица. В результате был подписан ряд договоров в области атомной энергетики, космоса и связи. Еще раньше наладились прочные экономические связи СССР с Италией, результатом которых стало строительство в СССР фирмой "Фиат" автомобильного завода в СССР (1966). Советский Союз поставлял в Италию нефть и газ, обогащенный уран, в свою очередь, в СССР осуществлялись поставки труб большого диаметра.

Победа на выборах 1969 г. в ФРГ коалиции социал-демократов и свободных демократов привела к улучшению советско-германских взаимоотношений. 12 августа 1970 г. в Москве между СССР и ФРГ был подписан Договор об урегулировании территориальных вопросов, признававший границы всех государств в Европе. В 1970-1973 гг. правительство В. Брандта подписало аналогичные договоры с Польшей, ГДР и Чехословакией. 3 сентября 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину.

Итогом мирного поступательного процесса в Европе стало Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в* различных областях, в том числе о совместной космической программе "Союз-Аполлон" (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. В ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств.

В эти годы советские военные специалисты принимали участие в ряде локальных войн на стороне Вьетнама (1965-1974), Сирии (1967-1973), Мозамбика (1967-1979), Анголы (1975-1979) и Эфиопии (1977-1990). Значительная часть военной поддержки СССР развивающимся странам оказывалась через посредничество социалистических союзников Советского Союза (Куба, Вьетнам). В апреле 1974 года произошла антифашистская, демократическая революция в Португалии.

СССР активно помогал Афганистану, в котором произошла революция.. 5 декабря 1978 г. между правительствами СССР и Афганистана был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, статья 4 которого предусматривала возможность предоставления военной помощи. Усиление исламской оппозиции вынудили Советский Союз к принятию силового решения. С 25 декабря 1979 г. начался постепенный ввод в Афганистан отдельных частей 40-й армии. Задуманная единовременная акция превратилась в длительные широкомасштабные военные действия (1979-1989). Потери СССР составили 14 453 убитых, 417 попавших в плен, 53 753 раненых. Всего через Афганистан прошло около 620 тыс. человек.

В 1979 году в Никарагуа после длительной гражданской войны к власти пришли сторонники социализма. В том же году в Иране была свергнута власть шаха и к власти пришли сторонники воинствующего исламизма.

Китай в 1979 году предпринял попытку путем войны разрешить вьетнамо-китайские противоречия. СССР оказал поддержку Вьетнаму, который в ходе трехнедельных военных действий нанес поражение "пограничным" войскам Китая. Потери Китая составили 62,5 тыс. убитыми и ранеными, 550 военных машин (в том числе 280 танков).

В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе. В случае реализации этой программы Советский Союз должен был бы ежегодно тратить на свои космические программы около 10 млрд. рублей. На декабрьской (1979 г.) сессии Совета НАТО было принято решение о размещении с ноября 1983 г. в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднего радиуса действия, которые были способны достигнуть европейских столиц в считанные минуты. В ответ НАТО стало разворачивать в Европе сеть американских ракет среднего радиуса действия, а также крылатые ракеты. В короткий период Европа оказалась перенасыщена ядерными средствами. (98)

 

 
 


+3

+2

+1

1968 1969 1970 1971 1972 1973

-1

-2

-3

 

 


+3

+2

+1

1974 1975 1976 1977 1978 1979

-1

-2

-3

 

 

Рис. 7. Возможности и угрозы в период

1968-1979 годов

 

1968-1979 годы были благополучными (безопасными) для советской страны. Открылось огромное число благоприятных возможностей. И в тоже время незначительным было количество стратегических угроз. Советское руководство не смогло должным образом использовать возможности. Примером тому служит события в Чили начала 70-х годов. Антифашистская демократическая революция в Португалии 1974 года. Антивоенное движение в странах Запада, в том числе в США и т.д. И в тоже время несомненным является повышение уровня нестабильности внешней среды в это время. В это время уровень нестабильности стал выше 2,5 (3,0) единиц. Требовалось изменить способы стратегической деятельности.

 

9.8. Нестабильность и методы стратегического
управления в 1980-1991 годы

Стремясь предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности, Ю. В. Андропов пошел на уступки, предложив сократить количество советских ракет в европейской части СССР до уровня французских и британских ядерных средств, переместив остальные ракеты за Урал. Андропов приступил к урегулированию афганского вопроса, привлекая к процессу переговоров пакистанскую сторону. Однако к началу 80-х гг. в Польше вновь разразился политический кризис в Польше. Противостояние власти и оппозиции (профсоюз "Солидарность") закончилось назначением на пост председателя ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел в 1981 г. в Польше военное положение.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике. М. С. Горбачев предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности. Инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной. В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов "разумной достаточности".

На состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачева 8 декабря 1987 г. стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В течение трех лет Советский Союз брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США - 869. 15 февраля 1988 г., СССР начал вывод войск из Афганистана. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении армии на 500 тыс. человек, а также расходов на оборону на 14,2%. В мае-июне 1989 г. Горбачев совершил поездку в Китай, где были урегулированы спорные территориальные вопросы. СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек.

Главными событиями 1989 г. стали социально-политические перемены в Восточной Европе. Правительства большинства коммунистических восточноевропейских стран были вынуждены уйти в отставку или были свергнуты. В декабре 1989 г. на Мальте состоялась встреча нового президента США Дж. Буша и М. С. Горбачева. Во время переговоров было намечено приступить в ближайшем будущем к сокращению на 50 процентов стратегических наступательных вооружений. Предусматривалось снижение численности войск в Европе, радикальное сокращение запасов химического оружия. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в Москве (февраль 1990 г.) Горбачев согласился с возможным воссоединением Германии, при этом не был оговорен выход ФРГ из структур НАТО. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование.

К концу 80-х годов Советский Союз практически самоустранился от разрешения региональных конфликтов. 28 июня 1991 года прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). 1 июля 1991 года главы делегаций Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза подписали в Праге протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. (97, 100)

Время с 1980 по 1987 годы характеризуются низким уровнем нестабильности (2,0). Подъём нестабильности произошел, начиная с 1988 года. Следует обратить внимание на то, что примерно с начала 80-х годов исчезают существенные стратегические возможности. Нестабильность внешней среды в это время определяется угрозами. За короткий промежуток времени уровень нестабильности “подскочил” до 3,5 единиц по шкале Ансоффа. В среднем за три десятилетия (1956-1987) уровень нестабильности внешней среды был незначительным - несколько выше 2-х единиц.

Наша страна в своём развитии проходила и проходит определённые этапы (эпохи). Также как и на «западе», в нашей стране именно в рамках индустриального общества появилась формализованная разновидность стратегического управления. До этого безраздельно господствовала неформализованная разновидность стратегической деятельности. В рамках индустриальной экономической системы наша страна проходила ступени развития, аналогичные тем, которые проходили другие страны. Период «промышленного переворота», перехода от аграрного к индустриальному типу экономической системы начался в нашей стране в средине девятнадцатого века. До этого российская экономическая система была почти полностью аграрной. Попытки перехода на индустриальную ступень началась ещё раньше. Но изменения индустриального характера были каплей в море аграрной экономики.

+3

+2

+1

-1 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986

-2

-3

 

 
 


+3

+2

+1

1987 1988 1989 1990 1991

-1

-2

-3

Рис. 8. Опасности и возможности в период
1980-1991 годов

 

Быстрые индустриальные преобразования начались после ликвидации крепостного права. Часть освободившихся крестьян становились наёмными рабочими. Состав класса предпринимателей (фабрикантов и заводчиков) развивался за счёт купечества, дворянства и крестьянства. Центрами индустриального развития стали территории вокруг Москвы, северо-запад, восточная и юго-восточная Украина. К концу девятнадцатого столетия Россия вошла в десятку стран с наиболее развитым индустриальным потенциалом. Это не означало, что Россия завершила период промышленного переворота. Большая часть национального богатства всё ещё производилась в аграрной сфере. Сама аграрная сфера не изменилась под влиянием промышленности. В силу исторических обстоятельств индустриализация оказалась обратимым процессом. За время первой мировой войны, двух революций, гражданской войны и интервенции большая часть индустриального потенциала была разрушена. В годы гражданской войны происходило «использование» экономического потенциала. Этот потенциал расходовался почти без восстановления. Расходовался производственный потенциал промышленных предприятий, и не было времени и ресурсов для обновления производственных мощностей. Существенным проявлением истощения производительных сил страны в это время было вовлечение огромных масс мужчин в войну, остановка части предприятий, уменьшение объёма деятельности предприятий, отток рабочей силы в деревню, сокращение обмена продукцией между городом и деревней. Происходила «деиндустриализация» экономики страны. Период промышленного переворота был продолжен в нашей стране после окончания гражданской войны. И он закончился к концу первой пятилетки (1932 год). К этому времени большая часть национального богатства создавалась промышленностью. Как мы уже указывали, особенностью периода промышленного переворота в нашей стране было то, что использовались как соответствующие этапу методы стратегического управления, так и методы, «опережавшие время». Соответствующей этапу была неформализованная разновидность стратегической деятельности. «Опережающими» были методы бюджетного, долгосрочного и стратегического планирования.

Затем советская экономическая система перешла на фазу развития, аналогичную периоду «массового» производства. Для развития экономической системы были характерны такие черты, как превышение спроса над предложением, ориентация на производство стандартной, однотипной продукции, «отраслевая специализация». В любой стане после промышленного переворота наступает этап стремительного наращивания индустриального потенциала. В нашей стране этот период продолжался примерно до средины 70-х годов. К этому времени были решены главные задачи периода «массового производства» – удовлетворение первичных потребностей населения страны. В это время использовался соответствующий этапу развития экономической системы метод долгосрочного планирования. «Отклонением от нормы» было использование в период войны метода стратегического планирования и «адаптационных» методов. В период «массового сбыта» прекращается быстрый рост. Возникают проявления перепроизводства. Промышленные предприятия перестают быть главной движущей силой общественного развития. Они становятся причиной огромных общественных опасностей. В нашей стране примерно со средины семидесятых годов проявились некоторые черты этого периода. Так возникла ситуация перепроизводства отечественной одежды и обуви. Возникла ситуация конкуренции отечественных и импортных товаров народного потребления на советском рынке. Советское правительство в значительных масштабах закупало импортную одежду и обувь. Реализовывался импорт по ценам отечественной продукции. Поэтому и возникло «затоваривание» складов отечественной продукцией. Постепенно проявлялись негативные последствия индустриальной деятельности для природной среды. Быстрыми темпами загрязнялись воды, почва, воздух. В СССР период, аналогичный периоду «массового сбыта» продолжался примерно до конца восьмидесятых годов.

В это время в качестве основополагающего использовался метод долгосрочного планирования. И это было проявлением неадекватности стратегического управления, «отставания от жизни». «Органичным» для этого периода является метод стратегического планирования. В нашей стране метод стратегического планирования использовался в ограниченных масштабах. Им пользовались в процессе производства новых вооружений. Также этот метод применялся экономическими организациями, которые имели выход на внешний рынок.

Расчленение СССР повлекло за собою разрушение индустриального потенциала. Индустриальный потенциал сократился наполовину. В первой половине 90-х перестали существовать множество предприятий. Часть предприятий работали не с полной нагрузкой. Изнашивались и выходили из строя производственные мощности. Деиндустриализация привела к широкому использованию неформализованной разновидности стратегической деятельности. В конце 90-х началась деятельность по восстановлению индустриального потенциала страны. Началось формирование иной разновидности индустриальной экономической системы. Появилась индустриальная экономическая система сырьевой, экспортной направленности. В мелком предпринимательстве продолжает господствовать неформализованная разновидность стратегической деятельности. Предприятия средних размеров используют методы долгосрочного и стратегического планирования. Наиболее могучие предприятия, имеющие выход на рынок других стран, используют в качестве базового метод стратегического планирования и «адаптационные» методы.

 

 

Заключение

 

Переход человечества к индустриальному варианту хозяйственной деятельности привёл к новым изменениям методов стратегического управления, которые использовались в экономической сфере. Появился качественно новая, формализованная разновидность стратегического управления. Формализованная разновидность стратегической деятельности эволюционировала. Первым методом формализованного стратегического управления был метод бюджетного планирования. Затем были созданы методы долгосрочного планирования, стратегического планирования, выбора стратегической позиции. В конце двадцатого столетия стали использоваться «адаптационные» методы стратегического управления (метод действий по «слабым сигналам», метод ранжирования стратегических задач, метод действий в условиях стратегической неожиданности и др.). К настоящему времени существует множество школ стратегического управления. Каждая из них включает в себя стратегические идеи, появившиеся на разных этапах эволюции методов стратегического управления. Сам процесс эволюции методов определялся различными объективными и субъективными обстоятельствами. Важнейшими объективными факторами, влиявшими на развитие методов стратегического управления, были нестабильность внешней среды и развитие экономической системы. Советская экономическая система была частным проявлением индустриальной экономической системы. Развитие экономической системы СССР, изменение уровня нестабильности вешней среды были главными причинами развития методов стратегического управления в нашей стране.

Экономическая система советской России прошла следующие этапы (фазы) развития.

1. Период разрушения индустриального потенциала страны. Возвращение в аграрному варианту функционирования экономической системы. Это происходило в 1917-1922 годах.

2. Период восстановления индустриального потенциала (1922-1932 годы).

3.Период роста индустриального потенциала страны (1933-1941 гг.).

4. Период развития и одновременно частичного разрушения индустриального и аграрного потенциала страны (1941-1945 гг.).

5. Период восстановления и роста экономического потенциала страны (1946-1950 гг.).

6. Период роста (1951- средина 70-х годов).

7. Период затухания темпов развития, стабилизации темпов развития экономической системы (ср. 70-х -1991 г.).

С 1992 года начался период спада, разрушения индустриальной экономической системы страны.

 

стабилизация

 

 

рост рост

восстановление

спад

1917 1922 1932 1941 1945 1950 1960 1991 1998

Спад спад

(разрушение)

 

Рис.9. Этапы развития экономической системы СССР (России)

 

В соответствии с особенностями этапов развития экономической системы СССР (этап формирования, роста, замедление темпов роста) проявились следующие этапы развития методов стратегического управления.

1. Господство неформализованной разновидности стратегического управления (1917-1920 гг.).

2. Использование методики долгосрочного планирования (1920- 1941 гг.).

3. Преобладающее использование метода стратегического планирования и «адаптивных» методов (1941-1945 гг.).

4. Использование методики долгосрочного планирования (1946- средина 70-х годов).

5. Использование долгосрочного планирования. Стратегическое планирование используется в отношении некоторых элементов экономической системы (средина 70-х – 1991 г.).

Необходимо отметить адекватный характер использования методов стратегического управления. Была нарушена закономерная связь между этапом развития экономической системы и методикой стратегического управления только в период Великой Отечественной войны. В это время использовались методы стратегического управления, характерные для постиндустриального общества.

Объяснить причины несоответствия можно, если учесть влияние другого объективного фактора - нестабильность внешней среды. Как изменялся уровень нестабильности внешней среды? В 1917-1922 годах уровень нестабильности внешней среды был максимальным - выше четырёх единиц по шкале Ансоффа. В 1922-1932 годах произошло падение уровня нестабильности примерно до 2,0-2,5 единиц. В следующий промежуток времени (1933-1941) произошёл «взлёт» уровня нестабильности. Усреднённый уровень нестабильности был от 3 до 4 единиц по шкале Ансоффа. В 1941-1945 годах нестабильность внешней среды достигла максимального значения - выше четырёх единиц. После войны (1946-1956) уровень нестабильности составлял 2,5 единицы. В 1956-1987 годы уровень нестабильности был равен 2-2,5 единицам по шкале Ансоффа. С 1988 года произошёл скачок уровня нестабильности до 3,5 единиц.

4

 

 

 

1917 1922 1933 194 1 1945 1956 1989

Рис. 10. Развитие уровня нестабильности внешней среды СССР

 

Сопоставим два последних рисунка. Какие выводы можно сделать по результатам сопоставления? В период разрушения индустриальной экономической системы необходимо использовать неформализованную разновидность стратегической деятельности. С её помощью наилучшим образом можно противостоять неблагоприятным объективным процессам. Неформализованная разновидность стратегической деятельности требует концентрации стратегических ресурсов в руках одного человека (либо в руках ограниченного числа лиц). Этот человек (либо группа лиц) берут на себя личную ответственность за стратегическую деятельность (выживание) организации. Стратегические действия осуществляются максимально оперативно. Стратегическая деятельность не обременена документацией. Для того, чтобы началась деятельность стратегического характера достаточно устного указания руководителя. Часто стратегические решения носят интуитивный характер. При уровне нестабильности во внешней среде выше 4-х единиц по шкале Ансоффа необходимо использовать «адаптивные» методы стратегического управления (метод действий по «слабым сигналам», метод действий в условиях стратегической неожиданности, метод ранжирования стратегических задач). В советской России 1917-1922 годов стратегическая деятельность была адекватной объективным условиям. Использовалась неформализованная разновидность стратегической деятельности. Для использования иного варианта стратегического управления не существовала необходимого уровня экономической развитости.

В следующий промежуток времени (1922-1932 годы) уровень нестабильности внешней среды ориентировал субъектов стратегического управления на необходимость использования метода долгосрочного планирования как базового. В это время экономическая система страны находилась на фазе восстановления индустриального потенциала и развития его («промышленный переворот» + «массовое производство»). То есть на этом этапе развития необходимо использовать неформализованную разновидность стратегической деятельности, метод бюджетного планирования и метод долгосрочного планирования. Последний метод должен быть основным. Реальная стратегическая деятельность советского руководства полностью соответствовала объективным обстоятельствам. Метод долгосрочного планирования использовался как основополагающий. Частью методики долгосрочного планирования было бюджетное планирование. В условиях советской России методика долгосрочного планирования приобрела форму «пятилетнего планирования». Руководство страны пыталось активно использовать неформализованную разновидность стратегической деятельности (волевое требование повысить задания плана). В этот же промежуток времени использовалась методика стратегического планирования. По принципам этого метода разрабатывался план ГОЭЛРО и осуществляла свою деятельность комиссия ГОЭЛРО. Это означало, что использовался метод, опережавший время. По-видимому, не случайно в конкурентной борьбе плановой системы ГОЭЛРО и системы пятилетнего планирования победу одержала последняя. Проявил себя социальный закон достижения целей с минимальной затратой ресурсов. В данном случае таким ресурсом была методика стратегического управления. Методика пятилетнего планирования в большей степени соответствовала объективным обстоятельства, нежели методика плана ГОЭЛРО. Использование адекватных ситуации методов стратегического управления позволило за короткий промежуток времени решить героическую задачу. Была восстановлена экономика страны, и советская Россия стала стремительно догонять самые передовые индустриальные страны мира. А ведь накануне этого этапа советская Россия оценивалась как неперспективная в экономическом отношении («Россия во мгле»).

В 1933-1941 годах произошло изменение уровня нестабильности внешней среды (от 3-х до 4-х). Экономическая система находилась на этапе быстрого экономического роста. При таком уровне нестабильности необходимо было использовать (как наиболее соответствующий объективным условиям) метод стратегического планирования. Метод долгосрочного планирования должен выполнять вспомогательную роль. На этом этапе развития методов стратегического управления возникло противоречие между уровнем нестабильности внешней среды и этапом развития экономической системы. На этапе роста (по терминологии Ансоффа- этап «массового производства») необходимо использовать в качестве базового метод долгосрочного планирования. И на практике руководители нашей страны избрали в качестве основного метод долгосрочного планирования. Ведь этот метод великолепно зарекомендовал себя в условиях советской России. Возможно, несоответствие метода стратегического управления уровню нестабильности внешней среды было причиной снижения темпов экономического развития. Неполное соответствие метода стратегического управления руководство пыталось компенсировать с помощью неформализованной разновидности стратегической деятельности. Руководители страны жестоко наказывали тех хозяйственных и военных руководителей, которые не могли своевременно менять номенклатуру выпускаемой военной продукции. И эти репрессированные наркомы, директора, представители высшего военного командования были жертвами не только сталинского произвола. Они были жертвами своих стратегических привычек. Привычек, сформировавшихся в предыдущий период. Привычек стратегической деятельности, которые не соответствовали уровню нестабильности внешней среды. Кроме того, они были жертвами остановки в процессе развития методов стратегического управления экономикой.

Во время Великой Отечественной войны уровень нестабильности был выше четырёх единиц по шкале Ансоффа. Это означало, что требовалось активное, широкое использование всего набора методов стратегического управления, включая «адаптивные» методы. Особенность «адаптивных» методов состоит в том, что они схожи с тактическими действиями. Существует возможность через короткий промежуток времени «измерить» стратегические результаты. Происходит изменение стратегических программ через относительно короткие промежутки времени. Стремительно создаются сами стратегические программы. В условиях высокого уровня нестабильности во внешней среде «к месту» неформализованная разновидность стратегической деятельности, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, метод выбора стратегической позиции. 1941-1945 годы были, в значительной степени, временем разрушения экономического (в том числе индустриального) потенциала страны. Этот период (так же как и 1917-1922 годы) является (по своему содержанию) противоположностью периода «промышленного переворота». На этапе «разрушения» происходит всё то же, что и в период «промышленного переворота», только в обратную сторону. «Плёнку прокручивают назад». А значит необходимо применять те методы стратегического управления, которые используются в период «промышленного переворота». А таким методом является неформализованная разновидность стратегической деятельности.

В этой войне СССР противостояла страна не только с более могучим индустриальным потенциалом, но и страна с адекватной времени системой стратегического управления экономикой. В фашистской Германии существовало государственное планирование развития экономики. В отдельных фирмах был богатый опыт стратегического управления. Превзойти Германию значило, в том числе, превзойти её в стратегическом управлении экономикой. По факту - мы превзошли Германию. Что собою представляло стратегическое управление экономикой СССР?

В начале войны мы проигрывали по уровню военного мастерства, по уровню вооружений, по уровню развитости экономики и по уровню стратегического управления экономикой. В первые месяцы войны часть экономического потенциала страны оказалась вне зоны управления. Но одновременно началось перебазирование огромных производственных мощностей на восток страны. Это означало, что мы оказались готовы использовать метод действий в условиях стратегической неожиданности. Этот метод стратегического управления экономикой страны начал культивироваться еще в довоенные годы. В свою очередь советское руководство унаследовало этот метод из царской России. Планы эвакуации экономического потенциала страны были частью общей методики управления экономикой страны. Значительную часть экономического потенциала страны эвакуировать не удалось. Из сказанного можно сделать вывод- руководство страны не в полной мере смогло использовать возможности метода действий в условиях стратегической неожиданности. С первых дней начала использоваться методика ранжирования стратегических задач. Совещания у Сталина имели разную повестку дня. Но все они представляли собою деятельность по коллективной оценке стратегических проблем и разработке очерёдности наших ответных действий. В меньшей степени можно обнаружить в действиях советских руководителей проявления метода действий по «слабым сигналам». Но и эта методика использовалась. Подтверждением тому является последовательность действий советского руководства в связи с атомным проектом США.

Условия войны не позволяли советскому руководству использовать методы стратегического управления, которые бы не соответствовали уровню существовавших угроз. Уровень угроз был максимальный - для страны, для народа, для руководства. «Адаптивные» методы поглощали (включали в себя) методы стратегического, долгосрочного, бюджетного планирования. Время Отечественной войны было и временем великого стратегического творчества.

В послевоенные годы (1946-1956) уровень нестабильности внешней среды (2,5) ориентировал на необходимость использования метода долгосрочного планирования как основополагающего. Использование этого же метода требовали характерные черты этапа развития экономической системы. Это был этап восстановления индустриального потенциала и продолжения деятельности по развитию экономики. По терминологии И. Ансоффа это был период «массового производства» с чертами периода «промышленного переворота». По оценке новосибирского экономиста Г. И. Ханина это был промежуток времени, когда экономика СССР развивалась самыми высокими темпами. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что совпало влияние обоих объективных факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.066 с.)