Модернизация обществ восточного типа после второй мировой войны



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация обществ восточного типа после второй мировой войны



Наиболее масштабно модернизация на Востоке развернулась после второй мировой войны. Она имела своей целью:

1) ускорение развития, индустриализация;

2) сохранение фундаментальных цивилизационных ценностей, то есть самосохранение сообщества от разрушения под давлением ценностей другого типа цивилизации.

В середине XX в. развернулась деколонизация Востока. Освободившиеся страны стремились обрести свою судьбу в мире, который все более обезличивался под катком индустриального прогресса. Пути модернизации выбирались разные. Можно выделить три наиболее часто встречающиеся варианта.

1. Внедрение и приспособление элементов прогрессивного типа развития к собственным условиям в полном объеме: рынок и все, что ему сопутствует; демократия и правовое государство.

Модернизация по этому варианту шла непросто и принесла успехи тем странам, которые значительно продвинулись на этом пути до второй мировой войны. Сыграло свою роль и обновление западной цивилизации, помощь западных стран. Вот что писали о модернизации в Японии историки Я. Мураками, С. Кумон, С. Сато: «История довоенной Японии — это бесконечная летопись проб и ошибок, попыток взаимно приспособить западные принципы и принципы, выработанные «обществом иэ» (т.е. существовавшие в Японии — Л.С), ради достижения цели — «индустриализации» (догоняющей модернизации). Те из этих попыток, которые уже начали приносить первые плоды, были возобновлены с новой силой после войны (речь идет о второй мировой — Л.С.)». Характерно, что перенесение элементов прогрессивного пути развития происходило не автоматически. Они приспосабливались к особенностям общества, трансформировались.

Приведем лишь некоторые примеры. На Востоке есть две демократии с парламентом, развитыми партийно-политическими системами: Япония и Индия. Однако эти демократии при внешнем сходстве с западными разительно отличаются от них. Политические партии в Японии жестко организованы, с неукоснительной дисциплиной. По сути это партии-патронаты по отношению к своим членам, контролирующие каждого. Партия, победившая на выборах, приобретает настолько доминирующее влияние, что это приводит к фактически однопартийности — диктатуре одной партии. Либеральная партия Японии 38 лет находилась у государственного руля и целиком определяла курс страны. Лишь в 1993 году создано коалиционное правительство и возникла новая ситуация.

Для Востока по-прежнему характерно особое «харизматическое» отношение к национальному лидеру, вождю. Политика во многом персонифицирована. Для европейца, привыкшего выбирать между программами, странно видеть, например, борьбу в индийском парламенте, где никто не обращает внимания на программы, идеологические платформы, а все сосредоточено вокруг личностей. Исход борьбы определяет авторитет личности и ничего больше. Отсюда и такая особенность, что замещение высших легистратур повсюду на Востоке — от Ливана до Японии — часто происходит по принципу наследования. Классический пример в этом плане цепочка премьер-министров Индии: Джавахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, его внук Раджив Ганди. То же в Пакистане. Политический капитал убитого экстремистами премьер-министра Зульфикара Бхутто служит основанием для прихода на этот пост его дочери Беназир Бхутто.

Даже в такой суперсовременной державе как Япония очень сильны традиционные ценности, в частности, коллективизм, подчинение интересов личности коллективу. Американские представители, возглавлявшие администрацию в Японии после второй мировой войны, запуская механизм модернизации, дальновидно предпочли не трогать японскую общину. И община на разном уровне в разной форме играет огромную роль и сегодня. Японский капитализм сами японцы называют «корпоративным», то есть коллективным. Господствует принцип; «Корпорация прежде всего». Японская компания это, по сути, корпоративная община, где рабочий, служащий, управляющий, акционер руководствуются не своими личными интересами, а только интересами фирмы. Для индивидуализированного западного человека — это иррациональное поведение. Для японца — закон, который не может быть нарушен. В противном случае, оказываясь вне корпоративной общины, человек лишается мощной социальной защиты.

Япония, добившаяся наибольших успехов в радикальной модернизации, проходила этот путь после второй мировой войны трудно: тяжелая социально-экономическая и политическая ситуация после поражения, коррупция государственных чиновников, которая достигла необычайного расцвета. Свирепствовала дисциплинированная по-японски мафия — якудза. Но японцы сумели все это преодолеть, правда, не без помощи Запада на первых порах. За полстолетия они прошли индустриальную стадию и первыми из восточных народов вошли в постиндустриальную эпоху — информационное общество. Созданы мощные слои мелких и средних собственников, которые служат опорой демократии и рыночного развития.

Это создает новую ситуацию. Если на индустриальной стадии традиционные для восточных обществ коллективистские принципы сохраняются и работают на модернизацию то на постиндустриальной — это вопрос. С возникновением мощных средних классов возникает угроза размывания традиционных коллективистских ценностей. В частности, Япония сейчас стоит перед проблемой выбора приоритетов развития. Либо «новые средние слои» будут признаны долговременным, перспективным явлением и на них будет сделана ставка, тогда произойдет индивидуализация общества и общественная организация приблизится к европейской. Либо произойдет укрепление традиционных коллективистских приоритетов, и средние слои не будут играть такой роли, как на Западе.

При таком варианте модернизации наблюдаются наибольшие успехи. Япония — яркий тому пример.

2. Внедрение организационно-технологических элементов индустриального общества, рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа.

Казалось бы, имея в виду указанные выше задачи модернизации, этот вариант щадящий; рынок дает механизм прогрессирующего саморазвития и, одновременно, сохраняются традиционные ценности. При таком варианте есть примеры процветания, но они объясняются исключительно благоприятными природными условиями — Саудовская Аравия, Арабские эмираты в Персидском заливе. Это — нефть. Расцвет создан за счет нефтедолларов. Индустриальный потенциал, современное производство и быт, университеты и библиотеки соседствуют с привычными хозяйствами бедуинов, женщинами в чадре, харизматическими чертами общественного сознания. В большинстве стран, которые также пошли по этому пути, достижения более скромные, но значительные. В Южной Корее мелкая частная собственность на землю была введена всего в 1949 г. Тогда же началось внедрение рыночных отношений. Сегодня — это страна с развитой рыночной экономикой, занимающая важные позиции в мире.

Однако страны, избравшие этот вариант модернизации, сталкиваются со следующими проблемами. Рынок с его социально-классовой дифференциацией, индустриализация с ее материализмом и рационализмом разрушают систему компенсаторов, приводят к выступлениям против жесткой системы. Смягчение общественной организации, внедрение демократических институтов становится настоятельной потребностью. Отсутствие механизма согласования социально-классовых противоречий ведет к массовым выступлениям снизу против системы власти. Южная Корея добилась потрясающих успехов в развитии рыночной экономики, однако, отсутствие развитых форм демократии ведет к выступлениям в ее пользу. Как ни ограничены зоны рыночного типа в Китае, но их существование ставит вопросы пока хотя бы о либерализации (то есть о смягчении), а в перспективе — неизбежно о демократизации общества. С 1978 г. Китай осуществляет рыночную реформу при тщательном сохранении особенностей общественного устройства. Однако специалисты предсказывают, что рост экономического могущества провинций в ущерб центру, социально-классовая дифференциация могут привести страну к конфликтам и даже к гражданской войне. Необходимость кардинальных изменений очевидна. Ученые советуют учредить федеральную структуру, подобную американской, превратить Всекитайское собрание в полноценный парламент, в демократический орган власти, с тем, чтобы он мог законным путем улаживать конфликты между центром и провинциями, между противостоящими социальными группами.

Как показывает опыт: рынок и демократия взаимосвязаны. И все страны, рано или поздно, придут к первому варианту. Южная Корея, Турция начали модернизацию по второму варианту, а сейчас активно развиваются по первому.

3. Перенесение только организационно-технологических структур индустриального общества при отрицании рынка и демократии. Знаменем этого варианта модернизации стала социалистическая идея » марксистском варианте, проповедующая индустриальный прогресс в условиях социального равенства и коллективизма.

При таком варианте создается индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов. Однако подобное общество не имеет никакого отношения к социализму. В марксистских категориях происходило конституирование традиционных политических институтов и культуры. На первый план выдвигаются технократы, которые под флагом социализма создают технизированное общество, в котором человек подчинен не только государству, но и машине. Поскольку нет рынка и демократии, то есть нет механизмов саморазвития общества, роль государства еще более усиливается. Оно берет на себя функции руководства созданием и приумножением индустриального потенциала, подготовки кадров, контроля. Все направлено на обслуживание индустриального потенциала. Поскольку прогресс предусматривает высокий темп развития (иначе общество вновь отстанет), темп обеспечивается за счет насилия. Система власти из авторитарной, деспотической превращается в тоталитарную. Применяется тотальное насилие и тотальный контроль над обществом.

Государственная организация остается классически восточной: ограничение прав и свобод, всесилие бюрократии, обожествление коммунистического правителя (Генерального секретаря Коммунистической партии, президента или просто вождя). Контроль коллектива за личностью еще более усиливается.

Наиболее яркие примеры модернизации этого типа: Китай эпохи Мао-Цзедуна, Куба, современная Северная Корея. В некоторых странах идея индустриального социализма К. Маркса и Ф. Энгельса была трансформирована в исламский социализм (Ливия, Сирия, Ирак), который отличался апелляцией к религиозной доктрине.

Тотальный кризис западной цивилизации в первой половине XX в., социально-классовые потрясения и конфликты, тяжелое наследие колониальной эпохи привели к довольно широкому распространению этого варианта. Социализм, на первый взгляд, давал возможность избежать всего того, от чего страдала западная цивилизация. К тому же страны Востока наиболее близки к воспетому К. Марксом социализму. В них нет рынка, частной собственности, нет антагонистических классов. Одновременно рабочий социализм позволял привнести в эти общества технический прогресс, индустриализацию и урбанизацию. Привлекало в этом варианте модернизации и то, что главным рычагом прогресса являлся традиционный для Востока коллективизм.

Однако этот вариант оказался, как показал исторический опыт, тупиковым. Общество не получает механизмов прогрессирующего саморазвития, а насилие в безграничных размерах действует на общество разрушающе. Массовый террор, геноцид по социальному или идеологическому принципу выбивали наиболее активные силы общества. К счастью, в историческом плане для многих стран движение по этому пути оказалось недолгим — три-четыре десятилетия.

Надо отметить и другое. Социалистическая идея — продукт западного классово-дифференцированного общества. Она существует и развивается более двух тысяч лет, очень плодотворна в контексте западной культуры, поскольку помогает совершенствовать противоречивую, жестокую действительность. Не случайно, в современных условиях так сильны в развитых странах Запада, особенно в Европе, социалистические и социал-демократические партии. В некоторых странах они являются правящими десятки лет. Однако перенесенная на другую культурную почву, социалистическая идея стала оправданием насилия, орудием разрушения многовековой культуры. Развернулся процесс примитивизации элиты, новые поколения воспитывались негативистски по отношению к прошлому и духовным ценностям народа.

Вариант модернизации на основе марксистского социализма, в буквальном или опосредованном национальными особенностями виде, активно пропагандировался КПСС. Помощь СССР была разносторонней: предоставление безвозмездных кредитов, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т.п. Это сыграло свою роль, особенно в странах, которые были не способны собственными силами создать индустриальную базу. Действовал и пример самого СССР, мощного, хорошо вооруженного государства, с которым считались в западном мире, имевшего общественную организацию восточного типа.

Однако этот путь привел общество к черте саморазрушения. Большинство стран, которые развернули модернизацию на основе социалистической идеи, отказались от этого. Стали рушиться последние бастионы. Ирак заявил о масштабной программе приватизации промышленности, не связанной с обороной. Куба начала вводить элементы рыночной экономики. Нерушимой остается пока Северная Корея. Большинство стран перешло на второй, а затем неизбежно и на первый вариант модернизации.

Модернизация обществ восточного типа, индустриализация, по мере ее успеха, ведут, как ни странно, к ограничению западного влияния. Комплекс социально-цивилизационной неполноценности ушел в прошлое. Фундаментальные основы-жизни, мировоззрения, основанные на религии, сохранились. Государство по-прежнему играет главенствующую и патронирующую роль по отношению к обществу, обладает колоссальной собственностью в большинстве стран (включая казну). Сохраняется религиозно-детерминированное социальное поведение, особенно в мусульманских странах. Частная собственность не пользуется престижем, хотя существует и укрепляется. В общественном сознании господствует приоритет духовных ценностей. Восток остается Востоком.

Все изложенное свидетельствует; мир сохраняет своеобразие и многообразие, а жизнь не становится проще.

С Востока на Запад

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад — восточные. Особо обратите внимание на это. Сейчас не менее важным признается «обратное» движение — с Востока на Запад. Признано, что прогрессивным может быть не только индивидуализм, но и коллективизм. В западных странах возрастает интерес к.культуре коллективизма: создаются специальные службы, развернута подготовка специалистов по налаживанию связей в коллективе, общине (производственном, профессиональном, любом). Большое внимание уделяется восстановлению первичной коллективной ячейки-семьи в ее традиционном виде.

Происходят изменения в общественном сознании: смещение приоритетов от конкретных целей к смысловым установкам. Делается попытка одухотворить деловую, меркантильную западную цивилизацию. Хватит высокомерного европеизма, — раздаются голоса. На Западе популярны философские и эстетические учения Востока. Китаевед Е. Завадская писала: «Американская традиция, западная традиция, даже тибетская традиция не дает нам достаточно ресурсов, чтобы справиться с обступившими нас роковыми проблемами, как бы эти традиции ни были богаты и достойны изучения, если мы прильнем к ним и только к ним, мы будем повинны в узком и, возможно, саморазрушительном провинциализме». Таким образом, идет поиск материала для новаций, в том числе и в духовности Востока.

Таковы основные положения цивилизационного подхода. Необходимо подчеркнуть, что западная историческая наука в большей своей части считает, что цивилизационные различия имеют значения лишь в культурном плане, а в общеисторическом — несущественны. Главное: одни страны — богатые, другие — бедные, одни — развитые, другие — отсталые. История обществ делится чаще всего на три ступени; традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное (или информационное)'общество. Предлагается руководствоваться при оценке исторического пути только идеей материального и научно-технического прогресса и степенью ее реализации. Такой подход возможен. Однако жизнь общества не сводима к достижениям науки, техники и их применению. Принципы цивилизационного подхода позволяют изучать мир более широко и полно, под девизом: единство в сочетании с многообразием.

ТЕМА II. ФЕНОМЕН РОССИИ

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОКИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.015 с.)