Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобализация, ее тенденции и воздействие на ход мировой политики.

Поиск

Вопрос 30. Политическое лидерство: сущность, типология.

3 подхода:1. Лидерство- способность влиять на других людей с помощью авторитета, власти и контроля. Усл-я: влияние лидера д.б. постоянным; воздействие д. осущ-ся не на отдел. гр., а на все общ-во + обратное влияние; общ-во ощущает приоритетное воздействие лидера.2.Лидерство- упр-кий статус; соц. позиция, связ-ная с принятием решений; рук-щая должность. 3. Лидерство- особый род предр-ва на пол. рынке, при кот. препр-ли в конкур. борьбе обменивают свои решения общест-х задач и предполагаемые спос-бы их реализ-ции на рук-щие должности. Существуют различные концепции: 1. теория черт (индивид. кач-ва). Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека.2. ситуационная концепция (по обстоятельствам). Идея зависимости лидерства от определенных социальных условий. 3. теория конституентов (инструмент группы). Объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов, т.е. рассмотрение лидерства как особого рода отношения между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты – последователи – активисты – лидер. Типология лидерства: 1. великие и обычные2. авторитарное и демократическое3. правящие и оппозиционные4. крупные и мелкие5. кризисные и рутинные6. буржуазные, мелкобуржуазные (марксизм) Типология лидерства (по Веберу): 1.традиционное (вожди племен, монархи)-авторитет основан на традициях, обычаях,2.харизматическое- наделенные, по мнению масс, выдающ-ся кач-ми и спос-ми к рук-ву3.рационально-легальное -избранные демократическим путем Маргарет Дж. Херманн выделяет 4 образа лидера: 1. знаменосец – формирует свою пол прогр-му, реализует свои идей и цели, приверженцы не оказывают на него влияние (Маркс,Ленин)2. служитель – выражают интересы своих приверженцев, действуют от их имени (Брежнев)3. торговцы – отлич-ся спос-тью убеждать людей и вовлекать их в осуществлении своих планов (Рейган)4. пожарные – хар-ся быстрой реакцией на насущные требования времени, реагируют на проблемы избирателей. Виды лидерства: 1. формальное 2. неформальное 3. дистанционное Функции лидера: политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; мобилизация исполнителей на реализацию целей.

 

 

Политические партии и их предназначение. Типы партийных

систем, их стабильность и эффективность. Политическая партия – это часть населения, класса, социально-политического слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии. 1)выявление, обоснование и формирование интересов определенных групп и слоев населения, главным образом тех, которые составляют социальную базу партии;2)социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; постоянная забота о творческом развитии, уточнении политической доктрины;3)разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения, постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. 4)участие в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки ее различных звеньев к политической деятельности;5)организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и без использования революционного насилия и т.д.);6)подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью. 7)формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. 8)разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями с учетом их социальной ориентации. 9)для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы, гражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересам социальных слоев, чьи чаяния отстаивает партия.Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные (конкурентные, состязательные) – с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Не существует единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем. В то же время важнейшим основание сопоставления их деятельности является обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.

Политический режим.

Полит. режим – способ реал-ии полит.власти. Осн.признаки п.режимов: 1) степень участия народа в форм-ии органов полит.власти;2)соотн-ие прав и свобод гражд-на с правами гос-ва;3)гарантир-ть права и свобод личности;4)хар-ка реальных механизмов власти в об-ве;5) положение СМИ, степень гласности и прозрач-ть гос. аппарата;6) место и роль гос.структур в полит.системе;7) соотн-ие м/д законодат и испол.властью;8) хар-р правового регулир-ия во в/о граждан, д.л. и тип их полит. поведения;9) учет меньш-ва при принятии полит.реш-й;10) степень верхов-ва з-на во всех сферах общ.жизни. В политологии принята след. классификация п. режимов. Характ. черты 1. плюралистич. (демократич.):Приоритет об-ва над гос-вом,Обесп-ие прав и свобод граждан и их равноправие,Почти неогранич.плюрализм мнений,Разделение и в/д властей 2.авторитарн.:Приоритет гос-ва над об-вом с целью реш-ия опр-х задач,Ограничение прав и свобод и равноправие граждан,Ограничение плюрализма мнений, лояльность у прав-ва,Преобладание исполнит. вл. над законодат. Вл.3. тоталит.:Гос-во явл-ся орудием насильствен. перестройки об-ва, стремящемся контролировать и изменять все обществен. пр-ссы.,Всеобщ. контроль над действиями и мыслями человека и гражд-на,Стремление ликвид-ть плюрализм охватом всего населения пропагандой и агитацией.,Господство олигархии, возглавляемое вождями. Особ-тью современ развития России явл-ся возник-ие режима, для кот. интересы гос-ва и общ-ва не совпадают. Это означает, что обществ. власть на этом этапе не имеет эффектив. политич. структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не явл-ся демократическим. Политические режимы. Отличительные особенности: Демократический режим: Приоритет общества над государством, Соблюдение прав и свобод граждан, Плюрализм мнений, Разделение властей, тесное взаимодействие между ними. Авторитарный режим: Приоритет государства над обществом, Ограничение прав и свобод, Ограничение политического плюрализма, Преобладание исполнительной власти над законодательной. Тоталитарный режим: Тотальный контроль государства над обществом, Контроль личности государством, Жесткий контроль над СМИ, Жесткий контроль над СМИ

Глобализация, ее тенденции и воздействие на ход мировой политики.

Национальные экономики все теснее переплетаются, и мировое хозяйство становится все более единым комплексом. В этом заключается суть глобализации в ее экономическом аспекте (имеются еще политический и социокультурный аспекты). К наиболее очевидным проявлениям глобализации можно отнести:- возникновение и функционирование большого числа транснациональных корпораций, обладающих огромными ресурсами и способных реализовывать действительно глобальные по масштабам проекты;- бурное развитие международной торговли, возрастание международной специализации и кооперирования, соединение в процессе специализации торговли с производственной деятельностью и ослабление на этой основе таможенных барьеров;- резкий рост транснациональных потоков капиталов, товаров, человеческих ресурсов;- создание транснациональной мировой сети перевозок, транспортировки газа, нефти, передачи электроэнергии;- создание и повышение роли межгосударственных институтов как регуляторов не только политических (ООН), но и экономических отношений (МВФ, Всемирный Банк, ВТО);- формирование мировой информационной сети Интернет и ее использование в политических, коммерческих, культурных, информационных целях, мировой доступ к западным телевизионным каналам (CNN и т.д.).На рубеже 1960 – 1970-х годов в соответствии с логикой просвещенческого гуманизма появилось, как хорошо известно, понятие информационного (постиндустриального) общества. Предполагалось, что наиболее перспективными станут вложения в человеческий капитал. Однако тридцать лет спустя произошла некорректная подмена терминов: сегодня под информационной экономикой понимают экономику биржевых игр и спекуляций, в которой всевозможные манипуляции с курсами валют и кредитных бумаг дают на порядок большую прибыль, чем в сфере реальной хозяйственной деятельности. Развитие подобной «финансовой экономики» неизбежно ведет к деструкции модели расширенного воспроизводства и к логически вытекающему из этого всеобщему хаосу. Происходит последовательная мутация экономики деятельного капитала в бессмысленную зону финансово-информационных потоков, где господствуют конъюнктурные интересы мировой финансовой олигархии.Наиболее опасна финансовая глобализация – процесс объединения денежных систем разных стран мира на основе их замещения несколькими избранными валютами, начинающими играть роль «мировых денег». Ее главное проявление – сокращение числа эмиссионных центров и замещение национальных валют «мировыми деньгами». Таким образом, глобализация задевает основные институты мирового сообщества. Возрастающая зависимость правительств от мирового финансового рынка сократила их возможности принимать решения по программам перераспределения ресурсов. В результате расходы на социальные нужды уменьшились практически во всех странах.

7. политические учения в средние века и эпоху возрождения(Б.Августин, Ф.аквинский, Н.Макиавелли) Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. Августин Аврелий – философ, влиятельный проповедник и политик католической церкви. Тракт «О граде Божьем» (413-426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви (духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской. Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе. Политическое учение Фомы Аквинского Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Весь народ должен участвовать в управлении.Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительства повелевать подданными. В книге “Государь” и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. Важным средством политики Макиавелли считал религию. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. писания или сконструированы умозрительно. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

46. Понятие конфликт в политологии. Политические конфликты, их типы и способы разрешения. Этапы: 1). Субконфликт (скрытое напряжение, возникшее в результате неравного распределения политических и экономических ресурсов).2). Напряженность (возникают межличностные столкновения в пределах противоборствующих сторон).3). Несовместимость, враждебность (обе стороны активно готовятся к столкновению всеми силами и средствами).4). Конфликт (идет открытое столкновение сторон).Сущ. 2 варианта управления конфликтом:1). Когда конфликт успешно разрешается и достигается приемлемый результат для обеих сторон (они сохраняют взаимное доверие).2). Когда конфликт подавляется силой. Тогда либо достигается полная победа одной из сторон, либо достигается ситуация взаимного поражения (шаткий компромисс, как правило временный).

 

8. Гоббс, Локк, Руссо. Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века"Левифиан, или материя,форма и власть государства церковного и гражданского" По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении.Это взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства,по убеждению Гоббса,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу. Дж.Локк (1632-1704)"Два трактата о государственном правлении" Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми,так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами.Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.

41. Признаки, ценности и институты демократии. Понятия политической и социальной демократии. Многообразные демократические государства, современные, а также сушествовавшие когда-либо в истории, глубоко различаются. И все же ониимеют ряд общих, объединяющих черт-признаков. Это:а) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;б) равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;в) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;г) выборность основных органов государства.В зависимости от понимания равенства различают политические и социальные демократии. В политических демократиях делается акцент на юридическое провозглашение политических прав, а в социальных - на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении. Институты Д. наиболее полное развитие получают в правовом государстве, среди них:парламентаризма, референдума и выборов, разделения властей, свободы слова, свободных и независимых СМИ, свободы объединений, организаций, в т. ч. политических. Главные ценности демократии:свобода, равенство, социальная справедливость и порядок, солидарность, стабильность, уважение человеческого достоинства, народовластие, возможность избирать и быть избранным.

 

 

9.. Концепция разделения властей(Локк, Монтескье)

Дж. Локк рассматривал теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач. Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой институт, как государство, а не какой бы то ни было иной – носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» – сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество. Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных государственных органов, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний. В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие. Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто исполнительной властью государства» Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье, так же как и Локк, усматривал в четком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма их взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью и произволу.

10.Политическая доктрина социализма(Маркс, Энгльс). Великой заслугой Маркса и Энгельса является не только то, что они открыли диалектику в природе и обществе, но и то, что они обосновали всеобщий характер диалектики, её законов. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Материалистическое понимание истории «Общественное бытие (материальное производство, труд, практика) первично, общественное сознание вторично и является отражением общественного бытия». Общественное бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов: 1.Общественное производство материальных и духовных благ. 2. материальное условие непосредственного существования человека, не связанное с производством (быт, семья). Эти 2 момента Маркс объединял и называл производством и воспроизводством человека как духовного и физического существа. 3. Процесс взаимодействия общества и природы, характер природных условий, характер взаимодействия природы и общества. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот. Ядром общественного производства является способ производства - единство двух элементов: производительных сил и производственных отношений, связанных между собой диалектическим способом и взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства) состоят из: 1. Человек - главная производительная сила общества, в единстве духовного и физического развития человек является совокупным рабочим и главным каналом вливания науки в производство, 2. Средства труда - производственная техника - это второй канал вливания науки в производство. 3. Предмета труда. Производственные отношения состоят из элементов: 1. Отношение собственности на средства производства: отношение обмена, распределения и потребления. Они связаны законом соответствия уровня и характера пр. сил и пр. отношений: определенный уровень пр. сил требует определенный уровень пр. отношений. 2. Базис общества - рассматривался Марксом в рамках всего общества и по отношению к любой его составляющей. Надстройка включает в себя культурные учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим элементом надстройки является государство, оазис - определяющий, а надстройка - определяемый элемент.

43.Политические институты современной представительной демократии. государство, группы интересов (профсоюзы, союзы предпринимателей, фонды, творческие союзы, лобби…), политические организации, прежде всего, полит. партии, законодательные органы (парламенты), бюрократический аппарат, СМИ

 

Билет №11. Политическая мысль в России (ХI-ХVII вв.) Формир-ие государственности у славян проходило на протяжении длит-го времени. Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, яв­-ся "Слово о законе и благодати" Иллариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили в летописях «Повесть временных лет», "Русской правде" и в "Слове о полку Игореве" (Х1-ХШ вв). В ХIV-ХVI вв. в России складывается полит-я идеология централизованного гос-ва, в к-й важное место занимает вопрос о роли русского гос-ва среди мировых держав и о происхождении пра­вящей династии. В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характ. его чертой явилось преобразова­ние сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот пр-сс завершился в 1 четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политич. и правовой идеологии.. Круп­нейшим политич. трактатом 2 половины XVII века был трактат "Разговоры о гос-ве", более известный под названием "Политика". Его автор Ю.Крижанич. Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих подан­ных. Наиболее видным политич. мыслителем 1 половины XVIII века был Иван Посошков. Им написана "Книга о бедности и богатстве", в к-й отмечалось, что стране нужна сильная централиз. власть, способ­ная твердо проводить п-ку "общего блага" он предла­гает четко определить права каждого сословия и его обя­занности перед гос-вом. В период разложения феодализма и начала форми­рования капиталистического уклада (вторая половина XVIII века) нарастают противоречия между дворянством и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политич. мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей Рос­сии о судьбах страны, побуждали их критически оцени­вать сущ-й гос-й и общественный строй. Во второй половине XVIII века складывается несколько течений полит-ой мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либе­ральная. Формируется идеология просветительства, поли­тич. идеи. П-я программа "просвещенного абсолютизма" проповедо­валась самой императрицей Екатериной. В это же время сложилось самостоят. течение полит-ой мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступало против просветительских идей и одновр-но критиковала от­дельные проявления политики самодержавного гос-ва. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов.

Билет №12. Особенности русской консервативной политической мысли в 19м веке. Консерватизм второй половины 19го века выражался в рамках теории «офиуиальной народности» Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для радикальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России. Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего земли и общины. В социальной области они настаивали на укреп-позиций дворянства — основы государства и сохранении иного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.) Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность: правительства в реакционном направлении, формулировал осн- ые идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя порядок, спокойствие и традиционность.

47. Этнополитика и этнополитические конфликты в современном мире. Этнополитический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Основные типы конфликтов:1).Территориальные конфликты, часто тесно связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов.2). Порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение.3). Конфликты, в основе которых лежат притязание того или иного государства на часть территории соседнего государства.4). Вызванные дискриминацией части населения.5). В связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и переселенцев.6). Из-за факторов исторического характера (происходившие в прошлом войны, дискриминация, обиды).Чтобы разобраться в существе этнополитического конфликта нужно знать какие политические силы участвуют в них.Наиболее мощным средством мобилизации масс в свою поддержку становится национальная идея.

 

 

Билет №13. Особенности русской либерально политической мысли в 19м веке. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение силь­ной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором ста­бильности, призывали провести мероприятия, способствующие ста­новлению в России правового государства и гражданского общества.В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохране­ние частной собственности, понижение выкупных платежей. Требо­вание ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосно­венности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая рефор­мы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре­сов»— ходатайств с предложением программы преобразований. Наи­более «левые» либералы иногда использовали конспиративные сове­щания своих сторонников.Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шахов­ской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и на­учные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.017 с.)