Партийное строительство в России: прошлый опыт и современный этап.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партийное строительство в России: прошлый опыт и современный этап.



В России первая партия была создана на полстолетия позже, чем в Западных государствах. Это произошло в Минске в 1898 г. Демократическая общественность Москвы в марте 1998 г. отметила 100-летие создания Российской социал-демократической рабочей партии. К 1917 г. в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий и организаций партийного типа. По некоторым источникам, в стране существовало 75 политических партий. Наиболее многочисленными и влиятельными были: партия социал-революционеров (эсеры) - более 500 тыс. членов, РСДРП(б) - 350 тыс. членов, РСДРП (меньшевики) - 143 тыс. членов; конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты) - 70 тыс. членов. Затем, в связи с установлением в нашей стране однопартийной системы, процесс формирования многопартийной политической системы был приостановлен.За последние годы в РФ происходит переход от однопартийной системы к многопартийной. Можно выделить 3 этапа в этом процессе. Первый (1985—1987) - этап возникновения различных "неформальных" движений, объединений, союзов, фронтов. На втором этапе (1987—1989) происходит институциализация и конституирование общественно-политических партий и движений.

С весны 1989 г. и по настоящее время идет процесс рождения политических партий различной направленности, создания партийных блоков, союзов, коалиций.Принятый в 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» пока является единственным такого рода законом, действующим в РФ. В этом законе термином "общественные объединения" обозначаются политич. партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации. Закон предусматривает общие положения, порядок образования, регистрации, условия работы общественных объединений, контроль за их деятельностью, определяя характер их международных связей. В марте 1991 г. началась регистрация партий. Перед президентскими выборами 1996 г. их было зарегистрировано более 70. Становление многопартийности происходит трудно. Часто партии создаются сверху, под самопровозглашенного лидера, нередко за ними никто не стоит. Они по существу никого, кроме себя самих, не представляют.

 

 

33. Понятие политической партии. Исторические условия возникновения политических партий.Партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.Партия представляет собой организацию, состоящую из наиболее активной части соц. слоя или класса, выр-щие их интересы, ценностные ориентации и целевые установки. Политич. партии появились еще в Др.Риме и они представляли собой легальные группировки, отстаивающие свои позиции и интересы в борьбе за власть и за влияние в общ-ве.Возник-ие партий связано с этапом, когда выполнение управленч. функций стало требовать расш-ия традиционной политич. элиты и само ее рекрутирование стало делом избирательного корпуса. Для тех, кто обладает властью весьма актуальной стала проблема и потреб-ть в активной поддержке масс, в рез-те этого политич. партии стали законными формами борьбы с монархиями за ограничение их прав, а также орудием артикуляции интересов самых рез-х групп и избирателей.Окончательно можно сказать, что характер возникновения различных политических партий и форма их функционирования отражают многообразие культур, в условиях которых возникают эти партии. Одни политические партии немногочисленны и строятся на совокупности тех или иных политических взглядов. Другие организуются на основе экономических интересов и общей истории. Третьи представляют собой не связанные жесткими правилами союзы различных граждан, которые объединяются только в период проведения выборов.Функции партий:внутренние( набор новых членов, пополнение партийной кассы, регулирование отношений м\д первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии)ивнешние (борьба за завоевание и исп-е полит. власти в интересах той группы населения, кот-я эту партию создала;обеспечение связи масс с гос. структурами; отбор и рекрутирование полит. лидеров, элит на всех этапах полит. системы и участие с их помощью в управлении делами общества; соглас-ие собст-х интересов и целей с интересами др. партий и движ-ми).

Парламентаризм в России: история и современное состояние.

В отечественном обществоведении понятие "парламентаризм" трактуется по-разному, хотя в общем речь идет о парламентской системе организации и функционирования верховной государственной власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле — его существенная роль, т.е. нормальное функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также контрольными полномочиями. В Конституции РФ 1993 года закрепляется осуществление государственной власти в России на основе разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), а также самостоятельность соответствующих органов власти. Согласно Конституции, российский парламент - Федеральное Собрание РФ - это представительный и законодательный орган. Конституция существенно сократила правомочия парламента, почти полностью лишив его контрольных функций, ограничила и законотворческие. Да и закрепленные за ним права фактически урезались, тем более что для реализации многих из них не было законодательной базы. Этому служила и предусмотренная структура парламента; Однако положительно то, что в новом российском парламенте не реализовались негативные "соблазны" парламентаризма: Федеральное Собрание РФ не стало ни исключительным властным центром, источником и средоточием всех других государственных властей, на что претендовал его предшественник (Верховный Совет), ни "говорильней", имеющей лишь косвенное отношение к реальному законодательству. По многим признакам российским парламентариям недостает профессионализма, в первую очередь политического. Это, в частности, выразилось и в позиции Думы по отношению к войне в Чечне, и к развитию в стране фашистских тенденций, и в "реакции" - безразличии членов Совета Федерации к националистическим, антисемитским выпадам губернатора Н.Кондратенко, в том числе на заседании парламента. Нередко далеко не профессионально используется парламентская трибуна, свобода слова депутата, да и возможности его деятельности как члена парламента. Печально известны "истории" с многочисленными помощниками депутатов, заявления о массовой коррумпированности думцев, их старание законодательно закрепить для себя громадные, необоснованные привилегии. Негативные факторы сказываются, и на законотворческой деятельности. Ее процедура далека от совершенства, многие депутаты не склонны заниматься будничной и повседневной работой по подготовке законов, кроме того, не введена в правовые рамки лоббистская деятельность. "Но главное в парламенте заседает много людей, отрицающих фундаментальные конституционные ценности" Дело доходит до того, что при рассмотрении законопроектов в ходе голосования массово используются чужие карточки, вотирование происходит при отсутствии кворума, но оправдывается думским руководством.

 

Политический режим.

Полит. режим – способ реал-ии полит.власти. Осн.признаки п.режимов:1) степень участия народа в форм-ии органов полит.власти;2)соотн-ие прав и свобод гражд-на с правами гос-ва;3)гарантир-ть права и свобод личности;4)хар-ка реальных механизмов власти в об-ве;5) положение СМИ, степень гласности и прозрач-ть гос. аппарата;6) место и роль гос.структур в полит.системе;7) соотн-ие м/д законодат и испол.властью;8) хар-р правового регулир-ия во в/о граждан, д.л. и тип их полит. поведения;9) учет меньш-ва при принятии полит.реш-й;10) степень верхов-ва з-на во всех сферах общ.жизни. В политологии принята след. классификация п. режимов. Характ. черты1. плюралистич. (демократич.):Приоритет об-ва над гос-вом,Обесп-ие прав и свобод граждан и их равноправие,Почти неогранич.плюрализм мнений,Разделение и в/д властей 2.авторитарн.:Приоритет гос-ва над об-вом с целью реш-ия опр-х задач,Ограничение прав и свобод и равноправие граждан,Ограничение плюрализма мнений, лояльность у прав-ва,Преобладание исполнит. вл. над законодат. Вл.3. тоталит.:Гос-во явл-ся орудием насильствен. перестройки об-ва, стремящемся контролировать и изменять все обществен. пр-ссы.,Всеобщ. контроль над действиями и мыслями человека и гражд-на,Стремление ликвид-ть плюрализм охватом всего населения пропагандой и агитацией.,Господство олигархии, возглавляемое вождями. Особ-тью современ развития России явл-ся возник-ие режима, для кот. интересы гос-ва и общ-ва не совпадают. Это означает, что обществ. власть на этом этапе не имеет эффектив. политич. структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не явл-ся демократическим. Политические режимы. Отличительные особенности: Демократический режим: Приоритет общества над государством, Соблюдение прав и свобод граждан, Плюрализм мнений, Разделение властей, тесное взаимодействие между ними. Авторитарный режим: Приоритет государства над обществом, Ограничение прав и свобод, Ограничение политического плюрализма, Преобладание исполнительной власти над законодательной. Тоталитарный режим: Тотальный контроль государства над обществом, Контроль личности государством, Жесткий контроль над СМИ, Жесткий контроль над СМИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.044 с.)