ТОП 10:

Радикально-демократическое общественное движение 40-50-х гг. Петрашевцы



С зимы 1845 года в Петербурге начинаются собрания на квартире Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского, воспитанника Царскосельского лицея, выпускника Санкт-петербургского университета, чиновника Министерства иностранных дел. «Пятницы» Петрашевского имели огромную популярность в Петербурге; на них побывало несколько сотен человек (учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные писатели, ученые, деятели искусства: М.Е. Салтыков-Щедрин, Федор Михайлович Достоевский, Алексей Николаевич Плещеев,

Буташевич-Петрашевский Аполлон Николаевич Майков, художник Павел Андреевич Федотов, географ Петр Петрович Семенов (Тяншанский), композиторы: Михаил Иванович Глинка и Антон Григорьевич Рубинштейн, Николай Гаврилович Чернышевский и даже Лев Николаевич Толстой.). Всего состоялось четыре «сезона» «пятниц» - с зимы 1844-1845 г. до весны 1849 г.

Кружок Петрашевского не был оформленной организацией. Он начал свою деятельность как литературный кружок и до начала 1848 г. носил полулегальный, просветительский характер. Взгляды петрашевцев сформировались под влиянием идей французского утопического социализма, преимущественно Ш. Фурье. Члены кружка обсуждали литературные, социально-экономические и философские вопросы.

На паях с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы - первую коллективную библиотеку в России. В 1845 г. был издан первый выпуск «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», как средство пропаганды социалистических и революционных идей (в словаре излагались социалистические идеи, статьи конституции революционной Франции и т.п.). Второй выпуск (до буквы «Р») был запрещен цензурой.

Под влиянием передовых идей, а также революционной обстановки в Европе зимой 1846-1847 гг. происходит радикализация кружка, наиболее умеренные отходят от него, образуется левое революционное крыло, в которое входили Николай Александрович Спешнев, Николай Петрович Григорьев, Павел Николаевич Филиппов и др.

Наиболее радикальные петрашевцы были сторонниками демократической республики: равенство всех перед законом, всеобщее избирательное право, полная свобода слова, выборность всех государственных органов. Петрашевцы очень подробно разработали демократические преобразования в российском судопроизводстве. Предусматривалось, что суд должен быть равным для всех, независимым от других властей; судьи - независимыми от администрации; судопроизводство должно проходить открыто, гласно с участием присяжных заседателей и адвокатов защиты.

Петрашевский занимал более умеренную позицию: конституционная монархия, освобождение крестьян сверху, с наделением их той землей, которой они владели, но без всякого выкупа.

К 1848 г. собрания у Петрашевского принимают ярко выраженный политический характер. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания, была сделана попытка организации тайной типографии. На этом деятельность кружка была прервана: в ночь на 23 апреля 1849 г. 36 петрашевцев были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость, всего же к следствию было привлечено 122 человека. Военный суд приговорил 21 человека к расстрелу (в т.ч. самого Петрашевского и Ф.М. Достоевского), но в последний момент смертная казнь заменена каторгой в Сибирь; остальных осужденных разослали по арестантским ротам.

После декабристского - это был самый значительный политический процесс.

 

 

15 Билет.

 

16 Билет.

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определённое сближение разных идейных направлений. Всё общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако процесс реализации реформы, её итоги обострили и усугубили идейно-политическое противостояние в обществе.

Цели общественной мысли и общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени.

Благодаря общественному движению в стране удалось сохранить “внутреннюю свободу” - независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного “духовного парламента” России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Очень интересно рассмотреть все без эмоциональной окраски и личностных качеств участников, сделав выводы только в самом конце.

Главная - сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его политическим аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина - нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним - между крестьянами и помещиками - добавились новые, вызываемые развитием капитализма, - между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Всё это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обуславливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устроем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства - основы и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.

Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н.Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (учёные, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая её необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, её права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись учёные, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Они писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым -- лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. Радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В движении участвовали выходцы из разных слоёв общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общественного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х годов - ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.

Вывод. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении - консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этнические позиции.

 

17 Билет.

Реформы 60-70-х гг. вызвали резкое ускорение капитализации российской экономики. За сорок пореформенных лет страна достигла значительных результатов: завершился промышленный переворот, высокими темпами росла тяжёлая индустрия, объём промышленного производства за эти годы увеличился в 7 раз, высокими темпами осуществлялось железнодорожное строительство, росла товарность сельского хозяйства. К 1900 г. Россия по абсолютным объёмам промышленного производства вышла на пятое место в мире.

Но несмотря на идущие существенные сдвиги, социальная структура российского общества оставалась архаичной по сравнению с обществами других индустриальных стран. Сохранялись черты сословности, имел место огромный социальный и культурный разрыв между «верхами» и «низами» общества.

На рубеже XIX-XX вв. Россия оставалась абсолютной монархией. Контрреформы 80-90-х гг., проведённые в царствование Александра III (1881-1894), оказались серьёзной преградой на пути модернизации государственного строя. В результате самодержавие, феодальная государственность, феодальная политическая культура получили мощное законодательное подкрепление.

Противоречия экономического и социально-политического развития России остро ставили проблему выбора путей общественного развития. Развернулась борьба между консерваторами-охранителями сословно-монархической системы и сторонниками модернизации страны. К середине XIX в. в России оформилось два течения общественной мысли: либеральное и революционно-демократическое. Либеральное течение ориентировалось на западный путь развития, на общеевропейские гражданские ценности. Его идеологи К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин защищали идеи ценности человеческой жизни, правового порядка, приоритетности закона над политической властью, стремились к гражданскому согласию, против любых попыток насильственных изменений. Теоретической основой набиравшего силу революционно-демократического движения была идея русского общинного социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский), возможность некапиталистического развития России от крестьянской общины к социализму. В 60-е гг. народники начинают революционную деятельность, создают первые кружки, тайные общества. Их традиции продолжают революционеры 70-х гг., которых можно разделить на три течения: пропагандистское (П. Лавров), заговорщическое (П. Ткачёв) и бунтарское (М. Бакунин). Массовая революционная пропаганда в среде крестьян в середине 70-х гг. («хождение в народ») потерпела крах, и часть народников перешли к созданию тайных революционных организаций, которые пропагандировали и осуществляли индивидуальный террор в надежде вызвать революционный взрыв. Убийство Александра II (1 марта 1881 г.) обернулось казнью организаторов покушения, разгромом революционных организаций и глубоким кризисом революционного народничества.

 

Марксистское течение получило оформление с момента создания Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии. В результате сплочения разрозненных кружков и групп в 1898-1903 гг. была создана российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), расколовшаяся вскоре на две – крайне левых радикалов (большевиков) и умеренных марксистов (меньшевиков).

В начале ХХ в. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров), также как и социал-демократы выступающая за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, за построение социалистического общества. Однако эти партии различались видением хода революционной борьбы, построения социалистического идеала, да и сам социализм понимали по-разному.

 

 

18 Билет.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.012 с.)